Слова о школе и школьной жизни. Вдохновляющие стихи о школе

В этом году исполнилось 20 лет с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок. Мы, конечно, отметили:). Съездили в Сунтар, потоптали место, где стояло здание, в котором учились (оно сгорело сразу после нашего выпуска), попили чай с учителями, сходили в поход. Выпустили много кого потрясший непринужденный и красочный буклет со страницами одноклассников (мы с Юлей там такое нафантазировали про некоторых, что, нврн, мало кто себя узнал в описаниях, бхыхых). О классе, встрече и прочем еще расскажу, мож быть. А сейчас хочу разместить (чтоб тут тоже) несколько добрых слов о школьных годах и учителях прежде чем поржать над альтернативными воспоминаниями. Этот текст писала 3 года назад для книги к юбилею школы, с тех пор воспоминания не изменились и благодарности все так же актуальны. Правда, самостоятельной ССШ №2 уже нет, но это другой, грустный, разговор...

_____________________________________________________________________________

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности, влияние, сравнимое разве что с родовым, семейным, родительским. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний - плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. В ВУЗ-е человек изучает выбранную специальность, а потом всю жизнь углубляет и расширяет знания по своей профессии. Кто-то пойдет в науку и окопается в своем и смежных направлениях. И не все находят время на изучение вещей, которые не касаются профессии. Так и получается, что кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! - разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я, как личность, умеющая это и знающая то, тоже родом из школы. Училась в трех школах, но главной моей, родной школой является Сунтарская средняя №2, в которой училась с четвертого по одиннадцатый классы.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков с нашей классной руководительницей Еленой Егоровной, и в занятиях журналистикой с ней же.

Здесь я полюбила литературу. Помню, как «проглатывала» учебники по литературе сразу при получении осенью. До сих пор очень люблю читать и всегда нахожу для этого время. Помню удивительную Изабеллу Ильиничну, эмоциональную, обаятельную, - как она, сверкая ослепительными очами и заражая настроением, вела уроки.

Здесь меня научили писать каллиграфическим почерком. Вроде бы в настоящий век развития компьютерных технологий это такой анахронизм – писать вручную. Но иногда пригождается и выручает. А еще людям приятно получать открытки, написанные от руки. Помню, как учительница русского языка Лия Николаевна билась над исправлением моего почерка, в котором буквы никак не хотели друг с другом соединяться. Лия Николаевна была строга и справедлива, и казалась мне не простым человеком, а кем-то выше. Я трепетала перед ней, и до сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с ее образом.

Часто вспоминаю Наталью Матвеевну, учительницу якутского языка и литературы. Она была по-матерински доброй и терпеливой, чем нередко мы пользовались, и иногда вели себя довольно безобразно, шумя и играя на уроках в «города и реки». Кажется, так я заработала снижение оценки по поведению. Тем не менее, я знаю, что именно благодаря ее урокам некоторые наши мальчишки втянулись в чтение, начали читать книги на якутском языке вне программы. В том, что мы свободно читаем произведения якутских классиков, не теряемся в архаизмах и заковыристых оборотах богатейшего якутского языка, заслуга Наталии Матвеевны. Сейчас много людей, которые по-якутски только разговаривают, а читать не могут, так как, к сожаленью, понимают только часть слов.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и все эти предметы естествознания преподавала Люция Павловна, хрупкая, добрая и увлеченная своим делом.

«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Это совершенно справедливое выражение висело в кабинете иностранных языков. Французскому языку нас учила Лилия Митрофановна. А еще какое-то время мы учились у Евсеевой Любови Егоровны, ставили с ней спектакль на французском языке «Маленький принц». Кроме того, я занималась у нее английским языком, готовясь к поступлению в ВУЗ, и это совершенно удивительно – как за какой-то месяц она смогла дать базу английского языка человеку, который никогда им не занимался. Я очень благодарна Любови Егоровне, она запомнилась мне в числе самых ярких моих учителей.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. То ли потому, что учителя у нас часто менялись, то ли мое сознание к тому времени не было готово адекватно воспринять физические законы мироздания. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Галины Егоровны и Руслана Николаевича. Зато потом, будучи взрослым уже специалистом, я однажды скупила учебники за все классы и заново прошла весь путь ученика по физике. И теперь продолжаю интересоваться достижениями и новостями науки. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг.

Математические предметы нам преподавали Алексей Николаевич, Тамара Доржиевна и Алиса Изосимовна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом, химиком или историком-археологом. Первое просветление я помню на уроке Алексея Николаевича – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Иванова Тамара Доржиевна.

С благодарностью вспоминаю уроки физкультуры и Афанасия Терентьевича. Хоть так и не научилась бегать стометровку и бросать гранату на положенное расстояние, так и не полюбила лыжи и по-прежнему «грязно» играю в баскетбол, но, благодаря школьной подготовке, в институте и в различных спортивных секциях никогда не чувствовала себя в рядах отстающих.

С ностальгией вспоминаю уроки пения и занятия хора. Так было жаль, когда Эдуард Васильевич ушел в другую школу. Кажутся слегка нереальными времена, когда с удовольствием солировала в хоре.

До сих пор с удовольствием вспоминаю свои первые опыты общения с компьютером – это тоже было в школе, на уроках информатики. Написала простенькую программу на бейсике - «нарисовала» картину с озером, камышами и лебедями, и никак не могла от нее оторваться, хотелось еще усложнить, еще красивей сделать.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания - это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и правильно ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Человек учится всю жизнь и, в основном, у людей. Но, как сказал Гёте, не всякий, кто учит нас, заслуживает имя Учителя. По большому счету, мне всегда везло на дарителей знаний – в школе, в ВУЗе, в профессиональной деятельности, по жизни. Но настоящие, «совершенные» Учителя по Льву Толстому, которые соединяют в себе любовь к делу и любовь к ученикам, - запоминаются особо. Одним из таких людей я считаю свою учительницу математики Иванову Тамару Доржиевну. Спросите любого ученика нашего класса о любимом учителе, я думаю, большинство после имени Елены Егоровны назовет Тамару Доржиевну. Она каким-то невероятным образом сумела привить любовь к математике, показать красоту математики, убедить, что эта наука не страшна, что ее можно постигнуть человеческим умом. С тех пор образ математики для меня забавным образом связан с образом Тамары Доржиевны – высокая, элегантная, красивая, загадочная и улыбчивая... наука. Помню, что она умела не обидеть, ни нечаянным словом, ни делом, а это великое умение в работе с ранимыми подростками. Ее легко и приятно было слушать и слушаться. От нее так и веяло теплом и добротой, но это не слабая, а сильная доброта, ее уроки всегда проходили насыщенно и интересно, без расслабления, скучать и отлынивать не приходилось. А еще я ясно ощущала, как она сама любит свое дело, как ей нравится и математика, и ее преподавание. К таким людям тянутся. Наверно, это было сложно, но она к каждому нашла свой подход. И что мне в ней особенно нравилось – Тамара Доржиевна учила пониманию, учила думать и размышлять, и с помощью размышлений и логики проникать в суть формул.

Недавно у Тамары Доржиевны был юбилей. Я поздравляю Вас, Тамара Доржиевна, и желаю, чтобы Ваше терпение никогда не иссякало, чтобы Ваши усилия никогда не пропадали даром, чтобы проблемы и задачи решались, ответы находились. Будьте здоровы, благополучия Вам. Пусть Вас окружает любовь.

И еще один человек, о котором я никогда не перестану рассказывать знакомым и незнакомым, - это наша классная руководительница, «вторая мама» для всех ребят нашего класса – Федорова Елена Егоровна. Она была одним из лучших учителей-предметников нашей школы, вела историю, географию, экономическую географию. Неутомимая рассказчица, она превращала свои уроки в мысленные путешествия. Она и сама путешественница, испытатель и исследователь, и нас приучила к этому делу. Чем дальше школьные годы, тем удивительней вспоминать те поездки и приключения, в которых мы побывали с нашей Еленой Егоровной. Мы ходили с ней в пешие походы с ночевками, совершали путешествия на автобусе на дальние расстояния, объездили природные достопримечательности района, даже ездили в Москву. Мы познавали ее предметы на практике, пересекая километры и широты. Сейчас удивительно представить такого неординарного классрука, и я люблю рассказывать о ней, потому что она всегда вызывает восхищение. Смелая, отважная, веселая, эмоциональная, честная, требовательная, всегда готовая действовать, всегда готовая поддержать и помочь, очень справедливая и небезразличная к судьбам своих учеников. У нас в классе, как в семье, всякое случалось, бывало, и мы ее обижали, и она нас неслабо ругала. Потом всегда прощали друг друга, потому что это - любовь. Пользуясь моментом, хочу выразить свое восхищение Еленой Егоровной и уважение к ней.

Вот такими я помню своих учителей и учебу. Но школа – это не только новые знания и люди, их дающие. Это большой кусок жизни вообще. Это наш класс: дружный, веселый, смешливый. Мальчики в школе увлекались охотой и рыбалкой, а мы, девочки, посмеивались над ними, а сами бегали по дискотекам. Ходили всем классом в походы, и тут уж мальчики были в своей стихии. Праздники в школе, особенно новогодние, как ставили сценки и номера. Целый пласт жизни – участие в художественной самодеятельности, помню, как танцевали Аня Егорова и Надя Макарова, и мы повторяли вслед за ними; как пели в хоре «Эх, дороги»; как читали чабыр5ах со сцены и выступали в качестве конферансье. Помню развеселую пионерскую жизнь, «Зарницы». Чего только не было, можно очень долго вспоминать, что мы и делаем периодически, встречаясь классом. Жаль, что нет того старого здания школы, с ним связаны многие и многие воспоминания, и смешные, и трогательные, и пафосные, и веселые.

Мы закончили школу в 1992 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Поздравляю родную школу с юбилеем, и хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Поздравляю Вас и желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний - чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

Пожелания школе от выпускников разных лет всегда будут жить в ее стенах. Школе, прежде всего, посвящаются слова признательности. Ученики благодарны школе не только за полученные знания, но и за верных друзей, и за лучшие годы беззаботного детства и юности.

В стихах

В прозе

В моем детстве было две надежные крепости. Первая крепость - родительский дом, дающий мне любовь уют и заботу. Вторая крепость - любимая школа. Она приняла меня в прохладу своих шумных коридоров, как заботливая мать. Научила справедливости и выдержке, дала необходимые знания для большой жизни. В ней было все: падения и взлеты, слезы и смех, первая любовь и надежды. Дорогая школа! Желаю чтобы ты многие годы дарила миру новых гениев и талантливых специалистов!

Чудесные школьные годы! Долгожданный звонок на переменку. Сладкая булочка за списанную задачку. Разноцветные мелки, уроки рисования, окружающий мир. Захватывающая дух астрология, новые миры, светлые мечты! Звенящие тишиной коридоры, в день экзаменов. Дрожь в коленях. Набранные баллы, выпускной. Танец с самой красивой девочкой в классе. Зависть мальчишек. Гордость в глазах учителей... Родная моя школа! Свежего тебе ветерка в твои окна и достойных учеников в просторные классы!

Желаю всем любить свою школу и хотеть в нее даже по утрам, когда жестокий будильник звенит, что есть сил и призывает к ответственности. Или за несколько дней до летних каникул, когда ласковое весеннее солнышко уносит мыслями к новому велосипеду или теплому морю. Потому что вернувшись в свой родной класс после каникул и увидев учителей, ты поймешь, что соскучился и с радостью растворишься во внимании на любимых предметах. Школа знаний, школа жизни. Мой первый пройденный рубеж. Спасибо тебе!

На глаза от умиления навернулись предательские слёзы, а сердце как-то подскочило и ухнуло внутри меня при виде крохотных и серьёзных малышей, которые впервые переступали через черту во взрослую жизнь, полную самостоятельно принятых решений и повседневных школьных задач.

« Ученье - свет, а неученье – тьма», - гласит народная мудрость. Жизнь каждого человека освещает учитель. Учитель открывает « дверь в необыкновенную и полную загадками и тайнами страну», в большой мир, которому посвящена его жизнь. Профессия учителя далеко непростая и весьма тяжёлая, требующая от самого педагога огромной внимательности, чувства такта и сердечности.. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных учеников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели, молодые люди, воспитать и сформировать в каждом из нас, так сказать, личность, не повредив и не уничтожив при этом нашу индивидуальность! Именно от преподавателя порою зависит, что прорастёт и созреет из того маленького зёрнышка, которое он некогда посеял. Нелёгкое дело – учить детей. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, человека, оставляющего, как правило, самый глубокий след в душах и судьбах своих учеников. С ним дети отважно открывают дорогу в мир знаний, которая начинается с азбуки и букваря. Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники, свой первый выпускной бал, знаменующий окончание начальной школы. И всё это связано с именем первого учителя.

Для меня им стало имя Прохоровой Татьяны Анатольевны. Моя память услужливо возвращает в то, казалось бы, недалёкое утро 1 сентября 1983 года. Вот мы, крохотные девочки и мальчики, одетые в коричневые платьица, беленькие фартучки, с пышными бантами и в тёмно-синих форменных костюмчиках, в начищенных ботиночках, держа в одной руке огромный букет цветов, а в другой – тяжелющий портфель с симпатичным львёнком на его крышке и двумя застёжками по бокам, подаренным детским садиком, парами шагаем по направлению к школе. Звучит праздничная и торжественная музыка, и никто из нас не понимает, почему тихонечко утирают свои глаза беленькими платочками наши мамы и бабушки. С удивительной лёгкостью, подхватив одну из нас, взрослый дяденька вместе со своей ношею оглашает окрестность весёлым звонком колокольчика. Это уже позже выяснится, что дяденька – это старшеклассник, а со звонка колокольчика начался следующий этап нашей жизни, полной забот и лишённой детской игривости и беспечности. Затем все мы были разделены на две группы, два класса. На середину поляны вышли две молоденькие женщины, Прохорова Татьяна Анатольевна и Калашникова Галина Вячеславовна. Первая стала учительницей в моём « А»- классе, а вторая – в « Б». Со своего маленького роста все окружающие нас казались большими, но спустя буквально несколько лет я не просто догнала, но и перегнала своих наставников. Завуч школы называла наши фамилии, и мы с восторгом и радостью строились в одну шеренгу около своей первой учительницы. Подробнее разглядеть её я сумела только тогда, когда мы мелким горохом рассыпались по своим местам и спокойно умостились за индивидуальными белыми партами с поднимающейся столешницей и специальным углублением для ручки и карандаша на её поверхности. В класс вошла скромная обаятельная женщина, с удивительно добрым взглядом и милой улыбкой. Её тёмные глаза окутывали своим теплом и успокаивающе действовали на каждого из нас. За те несколько минут, пока Татьяна Анатольевна молча оглядывала своих первоклашек, создалось такое впечатление, будто бы она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Её голос звучал чётко и звонко. Занятия изо дня в день становились всё увлекательнее и интереснее. Татьяна Анатольевна знакомила нас с миром природы, увлекала за собой наши детские сердечки. Простой школьный урок познания мира она превращала в целое путешествие. Лично мне никогда не было скучно на уроках потому, что Татьяна Анатольевна всегда находила интересные и более сложные задания для тех, кто уже уяснил новый материал. На уроках математики она учила нас не просто решать, а размышлять логически, что весьма пригодилось мне в старших классах и в нынешней жизни. Русский язык и Родная речь – это были действительно уроки по развитию культуры речи и языка. Татьяна Анатольевна всегда была серьёзным учителем, строгим и справедливым. Но на переменках и после уроков она жила жизнью учеников: нашими заботами, печалями, нашими детскими проблемами. Она всех могла понять, и всем старалась помочь. Классные часы становились для нас настоящим праздником, независимо от того, о чём шёл разговор. Татьяна Анатольевна учила нас жить в коллективе и для коллектива, старалась сплотить и сдружить всех детей в классе, хотя все мы были такими разными и непохожими друг на друга.

Первый учитель, либо наставник, очень важен в жизни любого человека. Он подобен искусному мастеру, в руках которого находится не просто неодушевлённая глина или пластилин, но совсем несформировавшаяся ещё живая личность, и только лишь его мастерство и профессионализм сможет определить дальнейшую судьбу своих ежедневных стараний и усилий.

Быть настоящим учителем – это талант, ведь учитель должен уметь передать свой опыт, свои знания детям. Наверное, каждому учителю хочется, чтобы именно его ученик в будущем добился успеха. Но одной из самых главных радостей для учителя является благодарность учеников. Я хочу сказать огромное спасибо Татьяне Анатольевне за всё, что она сделала для нас, за то, что она не щадя сил и времени, терпеливо и настойчиво вкладывала в наши маленькие детские головки те знания, которые нам всегда пригодятся в жизни.

Как-то особо по-взрослому смотрелись те, кто уже не первый год приходил сюда, те, у кого уже позади были и волнительный первый урок, с его робкими и несмелыми мгновениями и страхом перед чем-то неизвестным и непривычным. Внешний вид этих детей говорил уже о самоуверенности и определённых знаниях предстоящей участи. Их дальнейшим воспитанием займутся уже другие люди, а первый учитель передаст бразды руководства классом новому человеку, не менее ответственному и серьёзному, нежели он сам, призванному вырастить нежные цветочки и превратить их в красивый, с индивидуальным и неповторимым ароматом, сад.

Как же повезло мне, ведь на моей-то жизненной дороге как раз и встретился такой вот садовод-профессионал, умело сочетающий в своей работе принцип « кнута и пряника», что весьма благотворно сказалось на моём характере и пригодилось в формировании судьбы в будущем. На мой взгляд Медведева Елена Владимировна больше всего соответствует образу нашего строгого и одновременно мягкого и заботливого садовода-профессионала.С ней у нас до сих пор сохранились добрые отношения, хотя со времени окончания школы миновало более десятилетия. Говорим мы на всякие темы, касающиеся не только школьных вопросов. Елена Владимировна – приятный собеседник и внимательный друг, ответственная и пунктуальный человек.

Трудно представить, что на момент нашей первой встречи ей было гораздо меньше лет, нежели мне сейчас. Предшествующие три года школьная жизнь наша, учеников начальной школы, не поднималась выше второго этажа здания, с превеликой завистью я наблюдала за старшеклассниками, они казались мне такими взрослыми и мудрыми, и к тому же им доступен вожделенная вершина. Наконец-то настало время, когда и я приобщилась к заманчиво манящей жизни на доселе незнакомом месте, полном разнопредметными классами и учителями. В класс, в коем состоялось первая встреча с новым и необычным, вошла молоденькая женщина, с короткой стрижкой и дивным, миндалевидным разрезом глаз, одето на ней было платье в крупную клетку и широкий пояс. Как справедливо гласит мудрость: « В человеке должно быть всё прекрасным, и внешний и внутренний мир!», так и Елена Владимировна великолепна во всех отношениях! Хочу заметить, что говорю я отнюдь не для красного словца, спросите любого другого ученика, его родителей, школьных коллег, друзей и т. д. – всем нам хорошо известна открытость и искренность этого человека. Глубокая порядочность, доброе и чуткое отношение к детям, и всё сие, по-моему мнению, весьма выгодно смотрится на фоне учебных будней. Елена Владимировна не только отлично знающий педагог-словесник, дающий знания в родной речи и увлекательно ведущей за собой на высокосветский бал к Наташе Ростовой и вместе с нами сопереживающий безответному чувству Анны Карениной, но и превосходнейший психолог и организатор. Надолго в моей памяти останется наш с классом поход в Поленово, поездки в Суздаль и Ленинград под аккомпанемент одноимённой песни в 11 классе. Как мне кажется, чтобы говорить о своём предмете с подобным интересом и трепетной любовью и нежностью, нужно настолько всецело посвятить себя школе и избранной профессии.

Незабываемым было и утро после выпускного бала, когда мы, девчонки и мальчишки, подобно скользящим разноцветным листочкам в осенний листопад, плавно кружились под окнами больницы, в которой на сохранении лежала будущая мама дочки Александры и наша любимая учительница. Как мне кажется, благодаря именно Елене Владимировне во мне развиты стали два важных качества, которые во многом облегчили мою нынешнюю жизнь. Это чувство оптимизма и вера в то, что завтра будет непременно лучше, нежели сегодня. Думаю, что не буду первооткрывателем, и скажу, внутренняя самодисциплина и твёрдый стержень делает жизнь намного радостнее и счастливее. Хорошо запомнились мне праздничные « огоньки» и вечеринки, уроки ОПТ, летняя практика на полях родного совхоза «Заокский».

Как часто мы слышим кругом, что человек ведёт себя по-разному, дома он один, а на работе – совершенно другой. Я очень рада, что, как говорится, Елена Владимировна – величина постоянная. Помню, как однажды в телефонном разговоре со мной Елена Владимировна поделилась своим жизненным принципом: « Я просто выгружаю груз домашних проблем и забот прежде, чем переступить порог школы, и наоборот». Школа есть школа, а семья – семья, и говоря о последней чувствуешь, какое значение играет она в её жизни. Вот, что она сама говорит о своей семье: «Я очень люблю свою семью и дорожу ей, - говорит Елена Владимировна. – Даже не знаю, состоялась бы я как педагог и как личность, если рядом со мной были бы другие люди. Это моя поддержка и опора. Я благодарна своему мужу за его терпение и понимание. Меня радуют мои дети, потому что я вижу, что они становятся именно такими, какими я хочу их видеть, они неравнодушные, а значит, они будут хорошими людьми.». Я искренне желаю, чтобы в жизни этого замечательного человека всё получилось и исполнилось, а теплота и дружба сближала со своими учениками, делая их единым целым и даруя этому миру лучик добра и радости.

Смолкли гомонящие звуки, и небо, ставшее свидетелем торжественного события, послало на Землю своё благословение.

3

Счастливый ребенок 03.02.2018

Дорогие читатели, согласитесь, школьные годы это особое время. Никто не вспоминает их равнодушно, у всех с ними связаны как хорошие и светлые воспоминания, так и память о неприятных моментах. Так же и для наших детей школа по-своему дорога и любима и, конечно, многому их учит. Первая учительница, друзья-одноклассники, совместные походы и поездки, долгожданные каникулы, школьная любовь, успешно преодоленные трудности – школа дает нам такой большой опыт, столько впечатлений, что неудивительно, что так много стихов сложено о школе и школьных годах.

Именно стихам о школе и посвящена эта подборка. Это стихи о разных классах, о первом сентября, о выпускном, о встрече и прощании со школой, и, конечно, есть среди них и смешные стихи, ведь в школе, несмотря на все серьезное и ответственное отношение к ней, всегда найдется повод для смеха и веселья.

Стихи о школе для детей младших классов

Для детей переход из детского сада в школу очень ответственный момент. Все необычно и вызывает интерес, ребята чувствуют себя повзрослевшими, и новый этап в жизни пробуждает радость и волнение. В этом разделе вы найдете стихи о первых учителях, о верных друзьях, о каникулах и уроках.

Максимум и минимум

Вожатая Лена на перемене
Советы давала притихшему Гене:
– Чтобы отличником стать, Иванов,
Максимум надо
терпенья,
трудов,
воли,
усидчивости,
прилежанья,
ноченеспанья,
тетрадкописанья…
– А минимум можно? – промямлил он Лене.
– Минимум? Можно. Минимум лени!
Игорь Шевчук

Новая школа

Папе, маме, бабушке
Всё я рассказала:
Как мы шли под музыку
Из большого зала,
Как потом мы в классе
Хорошо сидели,
Как на Анну Павловну
Девочки глядели,
Как мы Анне Павловне
Хором отвечали,
Как мы наши парты
Путали вначале,
Как писали палочки,
Рисовали вазу
И стихи про птичку
Выучили сразу.
Рады мама с бабушкой,
Папа мой доволен,
И самой мне нравится
В нашей новой школе.
Н. Найдёнова

Только в школу расходилась

Только в школу расходилась,
Да за партой рассиделась,
Да в тетрадке расписалась,
Да на доску разгляделась,
В переменку расшумелась,
Всех подруг расслушалась –
Вдруг
Каникулы
Зачем-то
На меня обрушились!
Людмила Фадеева

Коля ходит в первый класс
Музыкальной школы.
Зачехлённый контрабас
Втрое больше Коли.
Через лужи прямо вскачь
В школу он несётся.
– Ну малютка и силач! –
Вслед народ смеётся.
Как же так? Ответ простой:
Контрабас внутри – пустой.
Олег Григорьев

Я учусь в четвертом классе,
Свою школу я люблю.
Как приду, всем сразу «здрасьте»
На весь класс я прокричу.
Я учу всегда уроки
И в кружки еще хожу.
Свою школу очень милой
Я, ребята, нахожу.
И люблю я здесь учиться,
И пятерки получать,
А еще после каникул
Снова в школу вновь шагать.
Н. Сафо

Красивые и трогательные стихи о школе

Школа – это верные друзья, добрые учителя, любимые предметы, первое сентября. Со школой связано много приятных и добрых воспоминаний. А даже если было что-то плохое, то давно утратило остроту, затерлось, забылось…

Школа

Будто по привычке,
будто как всегда,
спрыгну с электрички
и приду сюда.
Поливные лужи,
бликов кутерьма.
Вновь меня окружат
старые дома.
Тополь в зное летнем.
Пух летит в лицо.
Крашеный штакетник,
школьное крыльцо.
В нашем классе пусто,
парты не у дел.
Под ногою с хрустом
раскрошился мел.
Только что (ты видишь
знаки на доске?),
только что (ты слышишь
крики вдалеке?),
только что отсюда
мы ушли с тобой
в полдень многолюдный,
жарко-голубой.
На дверях таблички
так знакомы вдруг!
…Но из электрички
выйти недосуг.
П. Серебряков

Тетради

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
– Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
– Математика!
На чем примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остается загадкой.

Треугольник

В старших классах каждый школьник
Изучает треугольник.
Три каких-то уголка,
А работы – на века.

Портфель

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель

Резинка

Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Закладка

Я – нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Кисточка

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

Красивые стихи о школе от известных поэтов

Школа ведёт ребят с первых уроков по тропинкам знаний и умений. Неудивительно, что многие поэты не раз посвящали школе свои стихи. В нашей памяти школа оставляет неизгладимые воспоминания.

Звонки

Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой –
Раздаётся три звонка.

Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.

Если он приходит с двойкой –
Слышу я издалека:
Раздаётся два коротких
Нерешительных звонка.

Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.
Агния Барто

Праздник сентября

Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.

Пусть нам лета жаль немного –
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
Владимир Степанов

В классе

Скомкали фартук холодные ручки,
Вся побледнела, дрожит баловница.
Бабушка будет печальна: у внучки
Вдруг – единица!

Смотрит учитель, как будто не веря
Этим слезам в опустившемся взоре.
Ах, единица – большая потеря!
Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,
В белых кругах уплывает страница…
Разве учитель узнает, какая
Боль – единица?
Марина Цветаева

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!
Вероника Тушнова

Забавные стихи с юмористическими сценками заставляют нас вспомнить, что школа это не только учеба и знания, уроки и домашние задания, но и смешные случаи, интересные истории, казусные ситуации!

Домашнее задание

– Неужто сама всё решила ты, Нина?
– Сама… Только, правда, наполовину.
– А кто – на другую?
– Мама решала.
Правда, ей бабушка чуть помогала.
Только у них не сходился ответ –
Наверное, что-то напутал сосед.
И братец вмешался – нашёлся мудрец…
Спасибо, с работы вернулся отец!
Игорь Шевчук

«Пятёрка»

Папе я сказал и маме:
– Можете
Проверить сами.
Положите вверх ногами
Школьную мою тетрадь,
Зеркало поставьте рядом.
Видите?
Заданье на дом,
А под ним стоит отметка.
Убедитесь,
Это «пять».
Роман Сеф

Учебники

Похожи учебники на кирпичи
Размерами, формой и весом.
Тому, кто решил аттестат получить,
Желательно быть Геркулесом.
Я множество раз подтянуться могу,
Зарядкой с утра занимался.
Но школьная сумка сгибает в дугу,
Как будто в поход я собрался.
Я сумку не брошу, имейте в виду!
Об этом не может быть речи.
Я стану ученым и способ найду,
Как сделать учебники легче.
А. Стариков

Пол-отметки

Я из школы шел
Медленно, медленно,
Все придумывал отговорки.
Нес четверку
По природоведенью,
А по русскому –
Полчетверки.
Р. Алдонина

Двоечник Кукушкин

Есть на свете классики
Лермонтов и Пушкин.
Есть в четвертом классе «А»
Двоечник Кукушкин.
Всем известен Лермонтов,
Всем известен Пушкин.
А кому известен
Двоечник Кукушкин?
А известен двоечник
В школе номер семь,
И известен двоечник,
Как ни странно, тем,
Что не знает двоечник
Николай Кукушкин,
Чем известен Лермонтов,
Чем известен Пушкин!
М. Бертенев

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.

Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
– Шура Волкова,
к доске!

И вот тут случилось чудо:
Я на лодочке плыву
И во сне кувшинки рву,
А урок я без запинки
Отвечаю наяву.

Получила тройку с плюсом,
Но вздремнула я со вкусом.

Стихи о школе на выпускной для 9-11 классов

Школьные годы проносятся за одно короткое мгновенье. И вот уже вчерашние первоклассники сдают выпускные экзамены, прощаются с учителями и добрыми друзьями. Их ждёт последний звонок, выпускной бал и такая манящая, но нелёгкая взрослая жизнь.

На школьный двор потоком солнце льётся.
В букетах ароматная сирень.
И гулким эхом всюду раздаётся
Звонка последнего пронзительная трель!
Он в памяти останется навечно,
И школьный двор, и солнечный поток!
Мы поздравляем вас, друзья, сердечно!
Последний раз для вас звенит звонок!

Это радостный праздник,
И немного он грустен.
Вместе с шариком в небо
Мы детство отпустим.
Ленты выпускников
На себя мы наденем,
Но куда эту грусть
Нашу светлую денем?
Школа нас отпускает
И зовет нас обратно,
Думать нам о грядущем
И легко, и приятно,
Но пора понимать:
В школу мы не вернемся,
Только лишь напоследок
Разок обернемся.
Ты всему научила:
Проблем не бояться,
Отвечать за себя
И друг друга держаться.
Школа, школа родная,
Но время настанет,
Может, кто-то из нас
Вдруг учителем станет.
На последний звонок
Мы спешим улыбаясь.
Сколько в жизни дорог,
Так иди не пугаясь,
Дорогой выпускник,
Все мы путь продолжаем,
Новой жизни рассвет
Мы сегодня встречаем!

Здесь фуги Баха трепетно звучат,
Здесь солнцем жизни, запахами моря
Сонаты Моцарта со мною говорят.
Я радуюсь, что в школе есть учитель,
Которого я больше всех люблю.
За музыку мою, рожденную роялем,
Я от души его благодарю.

Спасибо вам за доброту и ласку,
За светлый миг удач
И плач фальшивых нот,
За конкурсов волнующую сказку.
Пусть вечно длится музыки урок!

Скрижаль познанья – классная доска.
И целых десять лет по той скрижали
Рисунки, цифры и слова бежали,
И чья-нибудь стирала их рука.
Налево окна чуть не во всю стену,
Направо дверь, как будто вход на сцену.
А позади? Но ты гляди вперед.
Не вздумай оглянуться – попадет!

Солнце над партою, лето у ног.
Сколько он длится, последний звонок?
В окнах вселенная не умещается,
Школа глядит, а сама уменьшается.
Взгляды летят над далеким штурвалом,
Острым ланцетом, могучим станком,
А над страной, как над актовым залом,
День заливается синим и алым,
Школьным прощальным хрустальным звонком…

Сегодня в школе праздник.
Веселый, грустный праздник,
А в окна загляделась густая синева.
Повсюду столько шума
И столько толков разных,
Что даже закружилась немного голова.
Нарядные девчонки,
Нарядные мальчишки,
То громко захохочут,
То смолкнут вдруг опять.
И как-то необычно,
И радостно, и грустно
В нарядном этом зале
Сидеть нам и стоять.

Родная школа! Светлая пора!
Сюда спешили шумною толпою.
Чтоб в радость окунуться здесь с утра
И радость эту унести с собою.
Оазис милый!.. Творчества родник…
Мы были все романтики, поэты,
Все, кто к нему хотя бы раз приник
Тогда над чистым ватманским листом.
Живя в своем особом мире,
То у Петра склонялись над пером,
То собирались в Юриной квартире.
И пусть прошли те школьные года,
От прошлого нам никуда не деться.
Нет памяти прочней, чем память сердца,
Что с нами остается навсегда.
Оазис милый! Светлая пора…

Мы шли в первый класс, мы садились за парты,
И многим не вспомнить свой первый урок.
И каждой весной каждый раз приближался
Наш грустный, печальный, прощальный звонок.

Нас школа звала, нас манили науки,
И скучно нам было играть во дворе.
Привычными стали уроков минутки,
Как много хорошего в школьной поре.

Здесь нас научили и воспитали,
Здесь были хорошие учителя.
Мы школу для новых детей оставляем,
Прощай и до встречи, школа моя.

Поздравление с окончанием школы в стихах

Для каждого выпускника школы открываются двери в другой мир, совсем не похожий на тот, что был раньше. Дети повзрослели, и каждый пойдёт своей дорогой и выберет свой путь.

Пролетели годы незаметно –
До свиданья, школа, навсегда!
Знай, минуту расставанья эту
Ты забыть не сможешь никогда!
Воплотить мечту свою старайся
И в большую жизнь смелей иди!
В дружбу верь, в себе не сомневайся –
Ждут успех и счастье впереди!

Дорог вам счастливых и легких заданий,
Чудесных находок и новых побед!
Вас с окончаньем школы поздравляем,
Свершений великих и жизни без бед!

Пусть окончание школы
Станет лишь первой ступенью!
Пусть все дороги приводят
К четко поставленной цели!
Пусть впереди ждут успехи
Сразу во всех сферах жизни!
Пусть в унисон с твоим бьется
Сердце могучей Отчизны!

Модель земного шара это
Не просто глобус, а планета.
Теперь, окончив школу, знаешь:
Жизнь – лучик солнечного света.
Пусть будет многое возможно,
Ждет удивительное рядом!
Пусть счастье станет океаном,
Успехи – бурным водопадом!

Вы были старшими, но все еще детьми,
Весь мир крутился возле школьных этажей.
Но, повзрослев, вам нужно перейти
На следующий этаж судьбы своей…

И мир вас ждет – открытый и большой,
Он будет переменчив и ревнив,
Но пусть вас не пугает нрав крутой:
Не промах вы у нас, выпускники!

Звенит последний ваш звонок,
Одиннадцатый класс,
Но не зовет он на урок –
Он провожает вас.
Он будет счастья и побед
Предвестником пускай.
Что впереди вас ждет – секрет;
Но что прекрасней тайн?..
Пусть эта тайна расцветет,
Окажется судьбой,
Что вас к успеху поведет
Скорее за собой!

С победой, друзья! Миг судьбы долгожданный!
Цветущей, нарядной июньской порой
Пришел он, приятный, веселый, желанный,
Ваш радостный праздник, ваш день – выпускной!
Смелее же в путь! К своим радужным далям
Летите на крыльях прекрасной судьбы,
Пусть вас обойдут стороною печали
И много хорошего ждет впереди!
Желаю вам счастья, успехов, здоровья,
Улыбок приветных родных и друзей,
Пусть будет чудесною, светлой дорога
В мир ярких открытий и смелых идей!

Стихи директору школы и завучу от выпускников

Учителям

Учителя! Как огонек в пути!
Какое ж нужно пламенное сердце,
Чтоб людям свет нести,
Чтоб след его вовек не мог стереться!

Учителя! Безбрежна ваша доброта…
Духовности полны все мысли и деянья.
Мы перед вами преклоняемся всегда
И обещаем не свернуть с пути познанья!

Спасибо вам за благородный труд,
Учителя, искатели, в душе поэты!
Ни годы, ни преграды не сотрут
Наставников слова и мудрые советы.

Пусть уважение, гордость и почет
Ваш путь нелегкий окрыляют,
И пусть годам потерян будет счет,
Россия, Родина своих героев знает!

Звонок последний, и настало лето,
На всю округу громко прозвенел,
Промчится весточка по белу свету,
И каждый скажет то, что так хотел.
Директора поздравить так приятно,
И лично вам успехов пожелать,
Учеников желаем вам занятных
Почаще в школьной практике встречать.
А мы вернемся вскоре, пройдет время,
И приведем к порогу школы своё племя.

Наш завуч в школе – человек незаменимый,
Вы справедливы и строги порой,
Но все равно учениками вы любимы,
В своей работе просто с головой!

Звучит звонок последний – очень грустный,
И мы прощаемся со школой навсегда,
Без нас не будет в нашей школе пусто,
Придут ребята новые сюда!

Пускай приятно будет вам работать,
Процесс учебный контролировать всегда,
Пусть будет меньше стрессов и заботы,
И с радостью приходите сюда!

Не забывайте дорогу в родную школу, вспоминайте лучшие моменты школьной жизни, чаще листайте школьный альбом. Читайте своим детям стихи о школе, о друзьях-одноклассниках, о строгих, но добрых учителях. Трогательные стихи о школе помогут вашим детям полюбить её ещё больше, а вы вспомните снова прекрасные дни школьных лет.

Филиал МОБУ «Солнечная СОШ» - «Овсищенская ООШ»

Слово о школе

(из истории школы)

Выполнил учитель

начальных классов

Пантелеева Светлана

Михайловна

март 2013 год

Слово о школе.

Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Школа… У каждого человека навсегда в памяти школьные годы, учителя, одноклассники. Короче, школьная семья, которая помнится всегда.

Взрослея, с улыбкой вспоминаешь различные ситуации, порой, казалось бы, и обидные, и бесхитростные. А сколько радости от встреч в сети интернет на сайте «Одноклассники»! Жизнь развивается, внося весомые перемены, что, естественно, находит своё отражение и в школе.

Школа, на мой взгляд, - живой организм со своей историей и традициями. Много школ в Тверском крае, где я родилась, училась и работаю.

В моей жизни были две небольшие сельские школы: в деревни Кузнецово и дер. Дятлово Вышневолоцкого района. Первая оказала влияние на мою будущую профессию. Образцом послужила моя первая учительница начальных классов Смелова Татьяна Алексеевна. Прошло более 20 лет, а я до сих пор помню молодого, скромного, доброго и в то же время строгого, требовательного и справедливого наставника.

Другая школа, Дятловская, содействовала моему становлению педагога. Я училась, проходила практику в начальных классах и вот уже более 10 лет здесь обучаю детей.

Школа, хоть и небольшая и находится в сельской глубинке, уникальна своей историей.

Более века тому назад она располагалась в доме священника Егорьевской церкви дер. Волошня, так называемая Волошинская школа. Интересен факт, что ранее это здание принадлежало известному композитору Антону Рубинштейну, который написал здесь вторую часть оперы «Демон». Об этом в свое время поведал сторож дома, а также бывший директор школы Леонид Федорович Загорский. Позднее дом Рубинштейна был приобретен помещиком Винтергартеном, а последним владельцем был купец Фёдоров из Петербурга.

Волошинская, семилетняя, затем восьмилетняя школа переведена в одноэтажное деревянное здание дер. Дятлово, а с 1979 года по настоящее время располагается в типовом двухэтажном кирпичном здании.

Директором школы с 1974 года по 2010 год была Нина Сергеевна Грищенко, отличник просвещения СССР, Почетный гражданин Вышневолоцкого района.

Наша школа хоть и молодая, но у нее уже более тридцати выпусков девятого класса, свыше двадцати – одиннадцатого класса. Среди выпускников и Глава Дятловского сельского поселения Иванов Сергей Васильевич, более того, 70% ныне работающих здесь учителей: Грищенко Н.С., Лебедева И. В., Соловьёва Н.Н., Королева Г.Б., Пантелеева С. М., Бобина М.С. и др. Отрадно, что школа имеет и выпускников – медалистов.

Это единственная школа в районе, где действует пришкольный интернат, в котором проживают ребята соседних сельских поселений. Обучаются и ребята (25% от общего контингента) из социального приюта, расположенного рядом со школой.

Работать приходится с детьми из разных деревень, из семей благополучных и асоциальных, а также с сиротами при живых родителях. Педколлектив в основном женский, творческий, дружный, вносящий свою лепту в дело обучения и воспитания школьников. И наша школа, могу твердо заявить, старается «шагать с веком наравне». Понятно, что в эпоху интенсивного внедрения интерактивных средств в учебно – воспитательный процесс, каждый из нас, учителей, овладевает инновациями, без которых немыслима сегодня школьная жизнь: компьютеры, интернет, электронные журналы, ноутбуки…

Школа богата и своими традициями. Ежегодно проводятся спартакиады памяти Владимира Куликова, выпускника школы, погибшего в 1996 году в «горячей точке» на Чеченской войне; день ученического самоуправления (День дублёра), нестандартные уроки – размышления и внеклассные часы типа «брейн – ринг», «калейдоскоп», викторины, экскурсии, тематика которых содействует развитию и воспитанию достойных членов нашего Отечества.

В настоящее время директор школы Герасимова Любовь Васильевна продолжает традиции, поддерживая и поощряя творческий поиск каждого учителя.

Трудна наша стезя. Учитель не только учит, но и сам учится всю жизнь. Учится и у своих коллег, и у ребят.

Выбрав «профессию непрерывной юности», я не жалею об этом. Годы идут, меняются поколения, а школа молодеет. У неё своя история, собственный почерк и стиль. Меня радует, что выпускники школы постоянно навещают школу, считая ее своим родным домом.

Волошинская школа с 1967 года.

Дятловская школа с 1979 года