Сценарий о дружбе для взрослых. Сценарий "праздник дружбы"

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание материала: материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми дошкольного возраста на улице. Яркий и красочный праздник не только научит дружбе, но и оставит у детей положительные впечатления и эмоции.

Цель: формирование у детей представлений доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников.
Задачи: - формировать и развивать мышление и сообразительность;
- способствовать сплочению коллектива;
- развивать дружеские связи;
- воспитание нравственных ценностей, уважения девочек к мальчикам, мальчиков к девочкам, детей к взрослым.
Предварительная работа: разучивание песен, стихов; беседы о дружбе, о правилах дружбы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Ход программы:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что существует праздник – День друзей? Этот праздник мы празднуем 30 июля. А как вы думаете, что такое дружба?
Ответы.
Воспитатель: Послушайте, что написал Шекспир о дружбе.
Настоящий друг везде,
Верен: в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов,
Он помочь всегда готов.


Воспитатель: А скажите у вас много друзей?
Ответы.
Воспитатель: А как вы понимаете слова «преданные друзья»?
Ответы.
Воспитатель: А друзей может быть много?
Ответы.
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня в честь праздника поиграть. Для начала нам нужно разделиться на две команды и устроим соревнование. Нужно быть внимательными и главное помнить, что нужно быть дружными.
Дети делятся на две команды.
Воспитатель: Каждая команда должна придумать девиз и название.
Первая команда будет называться: «Веселые друзья» , наш девиз:
Мы - веселые друзья!
Друг без друга нам нельзя!
И девиз у нас простой:
Друг за друга мы горой!


Вторая команда: «Верные друзья» .
Девиз: Если слово друг дает,
Никогда не подведет!
Воспитатель: Предлагаю начать нашу игровую программу. Чтобы быть дружными, нужно знать правила. Давайте команды будут по очереди вспоминать и называть эти правила. Сначала вместе обсудили, а только потом отвечаем. Чья команда, будет готова, нужно поднять флажок вверх.
Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».
Команды по очереди говорят правила дружбы:
- Не ссориться;
- Уступать;
- Не бояться просить прощения, если обидел друга;
- Быть вежливым;
- Не злиться;
- Не жадничать;
- Помогать другу;
- Быть честным;
- Быть внимательным.


Воспитатель: Правила вы очень хорошо знаете, а интересно вы все их всегда соблюдаете?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, а с чего начинается дружба?
Ответы.
Воспитатель: Конечно, же с улыбки. Следующий конкурс вам нужно вспомнить слова песен о дружбе и спеть хотя бы несколько строчек.
Слово предоставляем команде «Верные друзья».
- Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит –
Вот что значит настоящий,
Верный друг!


«Веселые друзья».
- Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.(«Настоящий друг» (м/ф «Тимка и Димка»)
Команда «Верные друзья»
- Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?(«Когда мои друзья со мной» (к/ф «По секрету всему свету»)
«Веселые друзья»
- Воскресенье, суббота, дружба – это не работа, Дружба – это не работа!
Есть друзья, а для них у друзей нет выходных!(«Друзья». Группа «Барбарики»)
«Верные друзья»
- Ты и я, ты и я, Мы с тобой – друзья!
Ты и я, ты и я, Мы с тобой – друзья!(«Ты и я» (м/ф «Барбоскины»)
«Веселые друзья»
- С голубого ручейка, начинается река,
Ну а дружба, начинается с улыбки.


Воспитатель: Песен много знаете, а играть умеете? Дружно ли играете?
Ответы.
Воспитатель: Сегодня праздник нас собрал:
Не ярмарка, не карнавал!
Здесь праздник дружбы наступил,
И в круг ребят всех пригласил.
Ребята, приглашаю всех в кружок.
Игра "Как живешь?"
Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте.
Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)
Как идешь? – Вот так! (идут на месте)
Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Как грустишь? – Вот так! (грустят)
А шалишь? – Вот так! (кривляются)
А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)
Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз темп становится быстрее.
Воспитатель: Играть вы тоже умеете, причем играете дружно, сообща, не толкаясь и не пинаясь. Давайте проверим, как вы знаете пословицы о дружбе. Нужно дополнить предложения.
Следующее задание: «Я начну, а вы продолжите».
- Старый друг,…(лучше новых друг)
- Дружба дружной, а …(служба службой)
- Друзья познаются …(в беде)
- Крепкую дружбу и …(топором не разрубишь)
- Скажи мне, кто твой друг, …(и я скажу, кто ты)
- С кем поведешься, …(от того и наберешься)


Воспитатель: Следующее задание сложное, нужно сосредоточиться и вспомнить слова с корнем «Друж» .
Команды по очереди дают ответы.
- Дружба;
- дружный;
- дружелюбный;
- дружить;
- дружок;
- дружественный.


Воспитатель: Ребята, а каким должен быть друг? Какими качествами должен он обладать?
Ответы.
Воспитатель: Вы очень дружные ребята, много всего знаете и умеете. А танцевать вы умеете?
Ребенок: Детский сад встречает праздник,
Выходи плясать, народ!
Сколько нас веселых, разных,
Встанем в шумный хоровод!
Дети исполняют песню, танцуют под нее.
1. Мы ты танцуем сегодня, улыбаясь друг другу
Настроение отличное у всех. Цок, цок. (Щелкают языком)
Потому что девчонки, потому что мальчишки,
Любят шутки, музыку и смех.
Припев:
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Это песенка весёлая моя цок, цок, цок.
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Ля-ля-ля, хлоп, хлоп,
Это песенка чудесная моя цок, цок, цок.
2. Мы умеем прощаться, знаем, как извиняться,
Научили нас в садике играть.
Слабых мы защищаем, взрослых мы уважаем,
И стараемся вежливыми стать.
Припев:
3. Слово доброе скажем, как смеяться покажем,
Пусть порадует песенка и нас.
Подмигнём мы друг другу,
И прогоним мы скуку,
Настроенье отличное у нас.
Припев:
Воспитатель: Ребята у меня для вас сюрприз подготовлен. У меня здесь лежат воздушные шарики, сейчас каждый из вас возьмет по шарику и нарисует на нем своего друга или подругу. А пока вы рисуете, я вам почитаю стихотворение.


Воспитатель: Я хочу, чтоб у меня,
Были верные друзья,
Чтоб на помощь приходили,
Если вдруг стряслась беда,
В трудный час не подводили,
Помогали бы всегда.
И смогу я, без сомненья,
Сохранить друзей своих,
Потому что сам сумею,
Верным другом быть для них.
(Е.В.Дмитриева)
Воспитатель: Наш праздник дружбы подошел к концу. Я уверена, что вы хорошо усвоили, что нужно, чтобы дружба была крепкая, какие должны быть настоящие друзья, а самое главное это то, что друзей нужно выручать, помогать и уважать.
Вы можете свои шарики подарить другу или подруге, а я вам предлагаю всем дружно попить чайку и продолжить нашу беседу. А заодно и посмотрим все вместе мультфильм «Если добрый ты» из серии Кот Леопольд.

Сценарий праздника дружбы для детей дошкольного возраста

Бородавина Ирина Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №38 г.о. Самара.
Описание материала: материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при организации досуга с детьми дошкольного возраста на улице. Яркий и красочный праздник не только научит дружбе, но и оставит у детей положительные впечатления и эмоции.
Цель: формирование у детей представлений доброте, радости, дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроя у дошкольников.
Задачи:
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения,
- стимулировать совместную музыкально-художественную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
- обогащать словарный запас, закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения,
- создавать условия для развития коммуникативных навыков детей,
- воспитывать потребность в дружбе и доброжелательном общении друг с другом, в желании делать добро и дарить радость людям.
Средства: мяч, цветик-семицветик, магнитофон с записями детских песен и весёлой музыки.
Оформление участка: площадка украшена шарами.
Участники праздника: ведущий–музыкальный руководитель, Врака-Забияка-старший воспитатель, клоун Смешинкин - воспитатель, дети.

Ход праздника:

Дети собираются на площадке под веселую музыку.
1 ребенок. Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!
Мы рады приветствовать вас!
Как много светлых улыбок
Мы видим на лицах сейчас.
2 ребенок. Сегодня праздник нас собрал:
Не ярмарка, не карнавал!
Здесь праздник дружбы наступил
И в круг ребят всех пригласил.
3 ребенок. Май принес веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Днем дружбы назовем.
4 ребенок. Детский сад встречает праздник,
Выходи плясать, народ!
Сколько нас веселых, разных,
Встанем в шумный хоровод!

Ведущий. Сегодня у нас с вами веселый праздник, посвященный Дружбе. Ведь именно в детском саду у нас первые друзья и подружки.
Ребенок. Я люблю свой детский сад
В нем полным-полно ребят.
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Может сто их, может двести.
Хорошо, когда мы вместе!
Песня «Что такое детский сад?»(К.Макарова)

Ведущий. Я хочу проверить, знаете ли вы вежливые слова.
Игра «Доскажи словечко».
1. Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче … (здравствуй).
2. Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь
Разомкнуть свои уста и сказать … (пожалуйста).
3. Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте … (любезны), будьте... (добры).
4. Если встретилась компания, не поспешно, не заранее,
То в минуту расставания всем скажите … (до свидания).
5. Если, словом или делом вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить … (спасибо)

Ведущий. Я хочу узнать, умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих.
Игра «Хорошо – плохо»
Ведущий называет пример поступка, дети аплодисментами обозначают правильный: порвал одежду, защитил слабого, поссорился с мамой, обогрел и накормил котёнка, сорвал ветку с дерева, сломал игрушку, разбил вазу, помог малышу одеться, поделился конфетой, обидел девочку, поблагодарил за помощь).

Под музыку входит Врака-Забияка.

Врака-Забияка. Всем привет! Ага! Сюда-то мне и надо! (потирает руки).

Ведущий. Куда это "сюда"?

Врака-Забияка .Куда, куда... Да сюда, где много детей. Я из них буду делать своих помощников.

Ведущий. Да кто же вы такая?

Врака-Забияка. Я - Врака-Забияка. Я слышала, у вас тут праздник какой-то?

Ведущий. Не какой-то, а Праздник дружбы, праздник настоящих друзей. И мы пришли повеселиться.


Врака-Забияка. Это вот эти детишечки-коротышечки - друзья? Они умеют дружить? Ой, насмешили! (смеется).

Ведущий. Подожди, подожди, Врака-Забияка, чтобы узнать, на самом ли деле наши ребята умеют дружить, нужно их проверить в играх, в танцах, в песнях.
Врака-Забияка. Проверить, да? Пожалуйста! (Достает мяч). Вот мяч. Кто его не поймает, тот не вырос и, значит, дружить не научился!

Начинает беспорядочно, обманывая детей, кидать им мяч.

Ведущий. Ну, нет! Так не пойдет! Если уж играть, то по-настоящему.

Врака-Забияка. Как это по-настоящему?

Ведущий. Это значит - по правилам. Вот посмотри, мы сейчас возьмем мячик и будем его передавать по кругу, а ты догоняй. Договорились?

Игра «Передай мяч по кругу»
Врака-Забияка: Ну все, я так не играю. Так не честно. Вот если бы я одна с мячиком играла, а вы все бы за мной бегали, было бы здорово!

Ведущий: А хочешь с ребятами поиграть в интересную игру «Как живешь?». Давай я тебя и вас ребята научу.

Врака-Забияка. Ну, это мы еще посмотрим, кто кого научит. Что, я такой игры не знаю, что ли.

Игра "Как живешь?"
Дети движениями показывают, то о чем говорится в тексте.

Как живешь? – Вот так! (выставляют большой палец вперед)

Как идешь? – Вот так! (идут на месте)

Как плывешь? – Вот так! (имитируют плавание)

Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)

Как грустишь? – Вот так! (грустят)

А шалишь? – Вот так! (кривляются)

А грозишь? – Вот так! (грозят друг другу пальчиком)

Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз темп становится быстрее.
Врака-Забияка играет неправильно, ведущий просит ее посмотреть, как нужно играть.

Ведущий. Ребята, я знаю, с кем нужно познакомить Враку-Забияку, чтобы она перестала проказничать, а стала доброй и веселой. С клоуном Смешинкиным. Но для того, чтобы он тут появился, нужно громко, от души рассмеяться. Давайте дружно засмеемся!

Дети смеются. Врака-Забияка прячется в сторонку, затыкает уши.
Под веселую музыку входит клоун Смешинкин.

Смешинкин. А вот и я! Услышал смех и понял, что меня здесь ждут. Правда, ребята?

Дети. Да!

Смешинкин. У вас праздник, веселье? Как я все это люблю!

Ведущий. Да, Смешинкин, мы все вместе сегодня встретились и решили повеселиться.

Врака-Забияка. Да, как же! Малыши-коротыши!

Смешинкин. А, Врака-Забияка, ты уже здесь и опять вредничаешь?

Ведущий. Представляешь, Смешинкин, Врака-Забияка утверждает, что наши мальчики и девочки еще совсем маленькие и дружить не умеют.

Смешинкин. А я думаю, совсем наоборот. Вот, например, ты знаешь, Врака-Забияка, что нужно делать утром?

Врака-Забияка. Конечно, знаю! Они еще спрашивают. Встаешь утром и начинаешь сразу всякие гадости делать, врать и проказничать.

Смешинкин. А вот и нет! Мы тебя сейчас научим, чем нужно заниматься по утрам.
«Веселая зарядка»
Врака-Забияка. Это в садике вы такие взрослые, а домой придете… Там вам без меня не обойтись, что делать-то без меня такой хорошенькой, вредненькой будете?

Ведущий. А вот ничего подобного наши ребята не только в садике дружат, но и еще с мамами и папами дружат и всегда стараются их слушаться

Врака-Забияка. Эх, вы! Не получилось из вас моих помощников. Ну почему я такая невезучая?! Почему никто не хочет со мной дружить?! (Плачет).

Смешинкин. И ты еще спрашиваешь?! Да ты взгляни на себя: разве можно с таким вредным лицом, на котором никогда не бывает улыбки, найти друзей?

Ведущий. А ведь Смешинкин прав. Только к доброму, веселому человеку тянутся другие люди. Вот послушайте, какую добрую, хорошую песню споют вам наши ребята.
Песня «Ты да я»
(сл. М. Пляцковского, муз. В. Иванова)

Врака-Забияка (хлопает в ладоши). Какая песня чудесная! Я еще такую не слышала!

Смешинкин. Друзья, произошло чудо! Врака-Забияка в первый раз сказала правду!
Врака-Забияка. Как? Не может этого быть! Что это со мной?! Кем же я теперь буду, если я врать разучусь? (Хнычет).

Ведущий. Ты у нас станешь хорошей, доброй и веселой. Мы тебе и имя новое дадим. Хочешь?

Врака-Забияка (смущаясь).Ну, я не знаю... Смогу ли я?..

Смешинкин. Сможешь, сможешь! А мы с ребятами тебе поможем.

Ведущий. Ребята, а давайте дадим Враке-Забияке новое хорошее имя -Веселушка-Хохотушка..

Смешинкин. Но с этого момента ты должна делать только добрые дела и всегда улыбаться. Согласна?

Врака-Забияка. А как эти добрые дела делать? Я не знаю.

Смешинкин. А вот одно из них для начала. Я тут по пути насобирал разных цветов. Но они необычные. На каждом из них помещена загадка. Вот тебе цветочки, а эти - мне. Сейчас мы по очереди ребятам будем загадывать загадки. Договорились?

Врака-Забияка. Я попробую.
Загадки

1. Он пиявок добывал,
Карабасу продавал.
Весь пропах болотной тиной.
Его звали... (Буратино - Дуремар)
2. Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали... (Чебурашка - Колобок)
3. Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид.
Кто же это... (Айболит - Карабас)
4. Жил в бутылке сотни лет.
Наконец, увидел свет.
Бородою он оброс,
Этот добрый... (Дед Мороз - Старик Хоттабыч)
5. .Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок.
Этот грустный... (Пятачок - Ослик Иа)
6. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его... (Незнайка - Карлсон)

Смешинкин. Молодцы, ребята! А ты говорила (обращается к Враке-Забияке), что наши дети ничего не знают. Разве смогли бы малыши отгадать такие трудные загадки?

Врака-Забияка. Теперь я и вправду вижу, что ребята выросли и поумнели. А знаете почему? Потому что я потихонечку превращаюсь в Веселушку-Хохотушку.
Танец «Дружба» (группа «Барбарики»)

Смешинкин. Ну, Веселушка-Хохотушка, понравился тебе наш праздник?

Врака-Забияка. Еще бы! Ведь я стала совсем другой!

Ведущий. А в этом тебе помогли наши ребята.

Смешинкин . А нам с Веселушкой-Хохотушкой пора в нашу сказочную страну Хохотанию. И как только мы услышим ваш задорный дружный смех, всегда будем гостями в вашем детском саду.

Смешинкин и Врака-Забияка. Пока!

Под веселую музыку герои уходят.

Олеся Емельянова

Сценка о дружбе «Про слона Егория»

(веселая сценка из спектакля «Театр розового слона»)

Продолжительность спектакля: 10 минут; количество актеров: от 2 до 4.

Действующие лица:

Розовый Слон
Собака
Мышь
Волшебник

Появляется Волшебник.

Волшебник

Грустная история
Про слона Егория!
Как один он в доме жил,
И никто с ним не дружил!

Раздается удар гонга Волшебник исчезает. На сцене появляется дом с окошком. Из окошка выглядывает Розовый Слон и громко вздыхает.

Розовый Слон (горестно)

Ох! Ох! Ох! Ох!
Я ужасно одинок!
Я один и сплю, и ем…
Почему не мил я всем?
Почему же? Почему
Мне судьба быть одному?
Может друга не нашел,
Потому что я большой?
Или приключилось это
Из-за розового цвета?
Ведь известно, что слоны
Быть такими не должны!
Или все со мной не дружат,
Потому что их я хуже?
Или потому что слон?

Слон исчезает в окне. Появляется Волшебник.

Волшебник

Долго сокрушался он.
Так извелся весь, что вскоре
Умереть решил от горя.

Волшебник исчезает. Розовый Слон выходит из дома и медленно идет по сцене.

Розовый Слон (всхлипывая)

Я на край земли пойду,
Подойду и упаду!
Ведь никто со мной не дружит,
Никому-то я не нужен.
И никто во всей саванне
Плакать обо мне не станет!

Навстречу Розовому Слону выходят Мышь и Собака.

Мышь (восхищенно)

Ух, ты! Надо же!

Слон (грустно)

Смейтесь, смейтесь, ничего.
Знаю я и сам прекрасно,
Что я выгляжу ужасно –
Розовый огромный слон!
Недостатков миллион!
Одному мне очень скучно,
Вот пойду и спрыгну с кручи,
А никто и не заметит!

Глупости! На целом свете
Нет красивее слона.

Я хотела бы сама
Стать такой большой, а цвета
Лучше не было и нету!
Как по мне, так все слоны
Розовыми быть должны!

Мышь и Собака

Мы хотим с тобой дружить!

Розовый Слон (озадаченно)

Этого не может быть!
Видно, вы с другой планеты
Или из-за края света.
Здесь никто со мной не дружит,
Никому-то я не нужен.
Я один и сплю, и ем,
Я всю жизнь не нравлюсь всем!

А кому, коль не секретно,
Ты не нравишься конкретно?

Розовый Слон (растеряно)

Я не знаю, я сейчас
Вышел только в первый раз.

Если б не был домоседом,
Знал бы, кто твои соседи.
В десяти шагах живем.

Я живу за тем ручьем.

Собака показывает направление лапой.

Я живу под той коряжкой.

Мышка показывает направление лапой.

Так что, розовый бедняжка,
Не спеши зря прыгать с кручи,
Ведь дружить намного лучше!

Вместе можем мы играть,
Бегать, прыгать, загорать!

Можем хвостиком вертеть!

Мышь вертит хвостиком.

Можем хором песню спеть!

Все (поют)

И большущему и крохе
Без друзей на свете плохо,
Это, это точно знаю я!
Можно умереть со скуки –
Хвост опустится и руки!
Это, это точно знаю я!

Всем, всем нужны друзья!
Жить одному нельзя!
И коровам, и гориллам,
И слонам, и крокодилам!
Всем, всем нужны друзья!

Ни компьютер, ни музей
Не найдут тебе друзей!
Это, это точно знаю я!
Без друзей нам всё не мило
То что есть и то что было,
Это, это точно знаю я!

Всем, всем нужны друзья!
Жить одному нельзя!
Ни о чем не беспокойся
Выходи и познакомься!
Всем, всем нужны друзья!

День открытых дверей «СЛОВО О ДРУЖБЕ».

Оборудование: объявления, бумага и фломастеры для каждого ребенка, ромашка, волшебная шапочка, силуэт человека на плакате, мешочек, фонограмма песни «О дружбе», краски для окрашивания ладошек, ветошь для вытирания рук, лист ватмана с изображением вазы.
На дверях, на стенах в классе, развешиваются объявления: «Ищу настоящих друзей».

Обращает внимание детей на заранее подготовленную выставку книг.

Идя на урок, я захватил с собой много интересных книг о дружбе, которые советую вам обязательно прочитать. В этих книгах вы найдёте много интересных историй и приключений из жизни друзей. Они дадут вам возможность понять смысл настоящей дружбы, научат вас ценить и беречь друзей. Но сейчас нет времени на чтение и поэтому мы перейдём сразу к делу.

Учитель снимает с доски объявление и читает вслух:

«Ищу настоящих друзей». Давайте попробуем разобраться, что же такое дружба.

Дети высказывают свои мнения.

А кого мы можем назвать другом?
Дети высказывают свои мнения.
Посмотрите на доску, на ней написаны слова: сосед, враг, товарищ, собеседник, приятель, недруг.
Как вы понимаете значение этих слов?

Дети пытаются объяснить значения слов, учитель помогает им.

Скажите, есть ли среди этих слов слова равные по значению и значимости слову друг?

Дети ищут и называют эти слова.

Назовите слова с противоположным значением.

Дети находят и называют эти слова.

Слово друг единственно в своём значении. И, наверное, не каждый может стать настоящим другом, ведь настоящий друг должен обладать какими-то определёнными качествами. Возьмите по листу бумаги и сложите его пополам. У вас получится маленькая книжечка. Приготовьте фломастеры, мы будем создавать портреты. Но не в виде рисунка, а в виде слов. Такие портреты называются словесными. А поможет нам нарисовать такие портреты вот этот цветок.
На листе ватмана нарисован цветок в виде ромашки, на лепестках которого написаны черты характера человека: добрый, умный, смелый, жестокий, внимательный, ласковый, обидчивый, заботливый, злой, хитрый, честный, сильный, богатый, жадный, справедливый
Необычен цветок тем, что на его лепестках написаны достоинства или недостатки характера человека. Вам нужно нарисовать словесный портрет своего друга. Выберите из всех этих слов три самых главных, таких, которыми должен обладать настоящий друг и запишите их на первой страничке.
Теперь выберите те три черты, которыми обладаете вы и запишите их на второй страничке. А сейчас, некоторые из вас назовут черты характера вашего друга и свои, объяснив свой выбор.
Вывод: Наши друзья очень похожи на нас.
Каким должен быть друг, мы решили. Но почему-то друзей настоящих не так уж много. В народе говорят: «Что бы друга настоящего иметь, нужно вместе с ним пуд соли съесть»
Дети объясняют значение пословицы.
Ученик читает стихотворение «Мне бы друга»
Мне бы друга,
Да такого, чтоб меня не предавал,
Чтоб подсказывал толково,
Чтобы списывать давал!
Чтобы смелым был и ловким,
За меня горой стоял,
Он тогда задал бы Вовке
И Андрюше наподдал.
С другом было бы прекрасно,
Если б был он здоровяк,
Чтоб в походе безотказно
За меня таскал рюкзак.
Я б ни в жизнь
Такого друга на других не променял.
Мне бы друга!..
Что-то туго с этим делом у меня…

– Почему у этого мальчика до сих пор нет друга? Дети рассуждают.
Трудно в жизни человеку, который не имеет друзей. Но еще труднее пережить момент потери друга.
Ученик читает стихотворение «Мне больно, мальчики…»
С братом как-то раз
Лбами мы в игре столкнулись.
Искры брызнули из глаз…
Боль прошла – мы улыбнулись.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас, ребята.
А. Кешоков
– Мальчику больно потому, что он упал?
– Может, ему рука болит?
– Может, от шишки на голове?
– А в чем же дело? Дети рассуждают.
А сейчас давайте вместе понаблюдаем за ситуациями, которые очень часто можно видеть в нашей жизни.

Дети разыгрывают миниатюры-инсценировки.

Петь, а Петь, ты такой сильный, крутой. Давай дружить, а?
А что ты мне за это дашь?
А я, а я … я тебе фантик дам.
Нужен мне твой фантик, ты мне лучше бинокль дай, тогда посмотрим.
Хорошо, я завтра принесу.
Ну, тогда завтра и дружить с тобой буду.

– Скажите ребята, можно ли дружбу купить? Дети рассуждают.
Вот еще одна ситуация:
Ой, Машенька, какая ты сегодня классная! А бант у тебя какой, ну просто загляденье, не то, что у Оли. Я вообще с ней не дружу. Она ябеда, тараторка и болтушка. Ну, иди, я тебя сейчас догоню.
Оля! Привет! Видела, Маша вырядилась, как на парад. Ну, точно светофор. С тобой весело, интересно.
Можно ли назвать это настоящей дружбой? А как? Почему? (Подхалимаж, предательство)
Как видите, дружба бывает разная. Но настоящий друг всегда рядом в трудную минуту. Посмотрим, можно ли вас назвать настоящими друзьями. Я сейчас каждой группе дам карточку, на ней записана ситуация, которая требует экстренного разрешения. Как бы вы поступили в данной ситуации, обыграйте ее.
1. Лена нечаянно прищемила палец крышкой от парты. Ей больно. Как быть?
2. Вася не выучил стихотворение. Надеется, что друг подскажет ему. Как быть другу?
3. Переменка. Вова достал бутерброд с колбасой, а Миша свой забыл дома. Как быть?
Вы очень хорошие и надежные друзья. Это здорово! Часто в речи мы употребляем выражения: дружный класс, дружеский совет, дружная работа, дружеские отношения (выражения записаны на доске).
Когда мы так говорим и почему?
Может ли быть целый класс друзей?
Чем бы этот класс отличался от других?

Командная игра «Собери пословицу».
Каждой команде выдается конверт с разрезанной полоской бумаги, на которой написана пословица. Ребятам необходимо сложить ее, прочитать и объяснить значение.
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Один за всех, все за одного.
3. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Мы очень много говорили сегодня о дружбе и настоящих друзьях. Наступил момент волшебства. Давайте попробуем вместе сотворить эталон настоящего друга. Из волшебного мешочка вы будете доставать пожелания, и одаривать ими «друга».
На доске висит планшет с силуэтным изображением человека. Ученики, по три человека из каждой команды, по очереди надевают волшебный колпак и достают из мешочка «пожелания», прикрепляя их на силуэт с помощью пластилина. В мешочке находятся: сердце (на обратной стороне написано – любовь), цветок (радость), книга (мудрость), изображение лица (красота), улыбка (доброта), яблоко (здоровье), пистолет (война), флакон с лекарством (болезнь), дневник с двойкой (неуспеваемость в учебе). Дети должны выбрать только то, что они желают другу. Остальные предметы откладываются в сторону.
Обратите внимание на то, что этот друг очень похож на каждого из вас. Для того чтобы подтвердить звание настоящего друга, я составил «Кодекс дружбы» (свод законов и правил).
Помоги в беде.
Поддержи в трудную минуту.
Улыбнись, когда грустно.
Заступись, когда опасно.
Уважай и цени то, что имеешь.
Доверяй.
Выслушай и посоветуй.
Давайте прочтем его и посмотрим, можно ли согласиться с этим документом.
Любой документ должен быть подтвержден подписями. Но так как документ у нас необычный, я предлагаю подкрепить его крепким рукопожатием, что обычно делают при встрече хорошие друзья. А затем, в качестве подписи оставить отпечаток руки вот над этой вазочкой.
Перед вами разноцветные краски. Для того чтобы покрасить ладошку, выбери тот цвет краски, который соответствует твоему настроению и отношению к дружбе.

Дети аккуратно намазывают ладошки красками (с помощью губок) и ставят отпечатки над вазочкой.

У нас получился букет дружбы. Он останется в классе, и будет свидетельствовать о том, что вы умеете дружить.
Наступил момент раскрыть тайну объявления… Это объявление написал и повесил я. Наблюдая за вами на уроках и переменах, я решил предложить вам свою дружбу. Иметь таких веселых, смышленых и добрых друзей, одно удовольствие. В народе говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
А могут ли дружить учителя и дети?
С кем еще можно подружиться?
Давайте в честь нашей дружбы все вместе споем «Песенку о дружбе»:
Дружба крепкая
Не развалится,
Не расклеится
От дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит.
Вот что значит, настоящий
Верный друг!