Какого числа день дальней авиации. Что за праздник - День дальней авиации? Столетие дальней авиации России

Этот праздник отмечают те, кто служил или служит, кто связал свою судьбу с 37-й воздушной армией Верховного Главного командования стратегического назначения. Это военное объединение является элитой ВВС, важным компонентом ядерной ударной силы нашего государства и его стратегическим резервом.

Дальняя авиация играет огромную роль в деле обеспечения обороноспособности и защиты границ России от посягательств.

История

Эту дату связывают сразу с несколькими важными событиями не только для Российской империи, но и всего мира.

  1. Много сил и времени были отданы на конструирование тяжелого бомбардировщика. Отцом «Ильи Муромца», самого большого в те времена четырехмоторного самолета (прадедушки современных ракетоносцев), можно назвать легендарного Игоря Сикорского. В декабре 1913 года был произведен первый испытательный его полет.
  2. Через год Военный Совет постановил сформировать первую эскадру таких самолетов. Указ, подписанный императором Николаем II, положил начало существованию тяжелой бомбардировочной авиации.
  3. Пионеры дальней авиации прослужили на славу Отечеству в годы Первой мировой войны. Но были сожжены в 1917 году с целью исключения захвата подошедшими близко к их дислокации германскими войсками.
  4. Декретом Совета Народных Комиссаров в марте 1918 года было утверждено формирование Северной группы данных кораблей.
  5. В дальнейшем развитии и перевооружении (в 30-е годы) приняли участия коллективы под руководством Туполева А.Н. и Ильюшина С.В., которые разработали новые авиамашины.

Годы Великой Отечественной войны подтвердили значимость таких самолетов и их экипажей. Многие солдаты и офицеры были удостоены наград и звания Герой Советского Союза.

Традиции

В настоящее тревожное время с особой теплотой проходят празднования этого дня. На государственном уровне награждают за особые заслуги отличившихся военнослужащих медалями и орденами. Помнят и чтят тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой.

Личному составу поручено выполнять самые сложные и ответственные задачи:

  • поддерживать технику в боевой готовности и повышать свой профессиональный уровень с учетом современных достижений;
  • вести оперативную и стратегическую разведку;
  • уничтожать базы террористов и различные объекты противника военного назначения на расстояниях многих тысяч километров от мест своего базирования в любое время суток:
  • участвовать в воздушных парадах в честь дня авиации и победы.

Отдельные формирования командированы в отдаленные места и совершают бесстрашные полеты вдали от Родины. Они помогают своим присутствием мирному населению и законно избранным правительствам защищать свои конституционные права и свободы. Поэтому традицией стали поездки заслуженных артистов с выступлениями в такие горячие точки.

В радиоэфире и на телевидении проходят праздничные концерты с участием молодых и именитых вокалистов, творческих коллективов. Обязательно звучат поздравления от руководителей страны. Организовываются торжества и для членов семей.

Начало нашей дальней авиации было положено эскадрильей «Илья Муромец». Это была первая в мире боевая часть тяжёлых бомбардировщиков. Николаем II утверждено решение о её создании 23 декабря 1914 года. В период Первой мировой эскадрилья выполнила четыреста боевых вылета. За всю историю немцам удалось сбить только одного «Муромца».

После февральской революции наступил развал армии. В сентябре 1917 года самолёты пришлось сжечь, чтобы они не достались врагу. На тот момент в эскадру входили двадцать самолётов.

Важность дальней авиации понимали и большевики. В 1918 году была сформирована группа из трёх «Муромцев». Качественный перелом наступил с вводом в строй модели ТБ-3 сконструированной Туполевым. На начало 30-х годов было создано несколько корпусов дальней авиации. Тридцатые годы ознаменовались созданием стратегической авиации. На тот момент нигде в мире не существовало таких формирований.

В эти годы шло бурное развитие авиации. Несколько КБ работало над созданием принципиально новых моделей тяжёлых бомбардировщиков. Параллельно с этим, шли организационные работы по формированию структуры дальней авиации. На начало второй мировой на боевом дежурстве стояло примерно полторы тысячи самолётов и около тысячи экипажей.

Роль дальней авиации проявилась с первого дня войны. 22 июня самолёты бомбили немцев под Сувалком и Перемышлем. На следующий день – противник тушил Данциг, Варшаву, Краков и несколько других городов. В ночь на 11 августа 41 года тяжёлая авиация бомбила Берлин.

В войну экипажи дальней авиации принимали участие во всех важнейших операциях. Они совершили больше 220 тысяч вылетов, сбросили два с четвертью миллиона бомб разного калибра. Шестеро военнослужащих стали дважды героями Советского союза, 269 человек получили Звезду героя.

В 1946 году была создана Дальняя авиация Вооружённых сил. Базой для создания послужила 18-я воздушная армия. Война практически полностью износила самолётный парк. В конце сороковых было принято решение о копировании американца В-29. Ту-4 поступает на вооружение в 1947 году, а с 1951 года эти самолёты становятся на боевое дежурство с ядерным оружием.

Основная реорганизация дальней авиации приходилась на 60-е и 80-е годы. В это время проводилась реформа структур управления, поступали новые модели самолётов. Именно в 60-е наши лётчики впервые стали летать «за Угол», началось освоение Арктики. Авиационные комплексы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС могли нанести удары крылатыми ракетами из любой точки по любой цели.

Распад СССР лишил дальнюю авиацию украинского полка Ту-160 и заправщиков. В конце 90-х начинается постепенное восстановление численности и финансирования частей стратегического назначения. 2001 ознаменовался первым за десять лет появлением наших гигантов над Северным полюсом.

Резко повысилась боеготовность экипажей. В 2003 году два 160-х и четыре 95-х совершают уникальный перелёт в Индийский океан. Во второй половине 2007 года возобновляются постоянные полёты в удалённых регионах. В настоящее время активно патрулируются зоны интенсивного судоходства и экономической деятельности страны.

Лёгких времён у дальней авиации никогда не было. Но, невзирая на проблемы, военнослужащие выполняют свой долг по обеспечению боеготовности. 23 декабря лётчики и служащие частей обеспечения принимают заслуженные поздравления и награды.

После распада СССР для Дальней авиации России начались не лучшие времена. Лишь зимой 2000-2001 гг. впервые за десять лет экипажи стратегической авиации ВВС приступили к плановым полетам в Арктической зоне. В 2004 году самолеты Дальней авиации провели учения над Атлантикой совместно с ВМФ. В 2005 и 2006 годах с участием Дальней авиации прошли несколько крупномасштабных учений, произведены пуски крылатых ракет, а с 17 августа 2007 года по решению Верховного Главнокомандующего, возобновлено воздушное патрулирование в удаленных районах мира.
Сенсацией 2008 года стал полет самолетов Дальней авиации в район Южной Америки по приглашению Венесуэлы. По оценке главнокомандующего ВВС РФ генерал-полковника Александра Зелина, ВВС России регулярно выполняют и планируют выполнять в дальнейшем боевое патрулирование над акваторией всех океанов, а также Черного и Средиземного морей. «Если будут такие приглашения в 2009 году, то мы такие задачи будем решать», - подчеркнул Зелин.
Как считают в штабе Дальней авиации, «техническое состояние стратегических ракетоносцев позволяет выполнять полеты по воздушному патрулированию в полном объеме, этого удалось добиться благодаря своевременному финансированию и обеспечению топливом». За последний год в Дальней авиации с «нуля» подготовлено более 40 экипажей стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, из них 30 проц. молодых экипажей получили допуски на такие полеты.
В настоящее время на вооружении дальней авиации, входящей в стратегическую ядерную триаду наравне с подводными лодками и ракетами, состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 (15 бомбардировщиков), Ту-95МС и Ту-22М3.
Ракетоносец Ту-95МС был разработан еще 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.
Задачей дальней авиации является поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования, а также ведение оперативной и стратегической воздушной разведки
В 1999 году Главнокомандующий Военно-Воздушными силами России издал приказ, согласно которому, 23 декабря, предписывалось празднование - Дня дальней авиации ВВС РФ. Дата выбрана не случайно.
23 декабря 1913 года, совершил первый полет четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» конструктора Игоря Сикорского.
Спустя ровно год царским указом была сформирована первая в мире эскадрилья таких самолетов.
От этой даты ведет свое начало российская стратегическая авиация.
В Советском Союзе решение о создании Дальней авиация было принято в самый разгар войны – 5 марта 1942 года. В те годы пять дальних и бомбардировочных корпусов, имели на вооружении порядка 1.200 воздушных кораблей, причем основу боевого самолетного парка авиации дальнего действия составляли дальние бомбардировщики Ил-4.
С другой стороны создание авиации дальнего действия в России мера, в определенном смысле вынужденная, обусловленная размерами территории, географическим положением страны, поэтому и после окончания военных действий, значение Дальней авиации в решении стратегических задач только росло. Основное свое развитие Дальняя авиация получила именно в послевоенные годы. В новых условиях летчики ДА готовились к выполнению оперативно-тактических задач, а в случае вооруженного столковения, к нанесению бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам противника в глубоком тылу.
Сегодня на вооружении ДА ВВС России находятся: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 - один из самых красивых самолетов в мире, самый массовый и один из самых надежных – Ту-95МС, а также бомбардировщик дальнего радиуса действия Ту-22М3. Кстати, все самолеты были разработаны и собраны задолго до прихода в Россию «эффективных» товарно-денежных отношений. Немыслима сегодня наша Дальняя авиация и без заправщиков, без военно-транспортных эскадрилий и другой специализированной техники.
Судя по всему, время лобзаний с потенциальным противником прошло, пришло время отрезвления, период активного восстановления парка самолетов дальней авиации. В текущем году наша Дальняя авиация получила два модернизированных бомбардировщика Ту-160, в прошлом году в строй принят один самолет Ту-160 с глубокой модернизацией в варианте бомбардировщика. Изменения в начинке «Белого лебедя» коснулись в первую очередь навигационного и связного оборудования. Конечно, это ничтожно мало. Конечно, надо восстанавливать нашу авиационную промышленность, но надежда есть.
Уже идет активная работа над модернизацией прицельного комплекса Ту-22М3. Мы делаем первые шаги в создании нового авиационного вооружения, – предприятия приступили к разработке нового ракетного оружия, в частности, крылатых ракет с улучшенными ТТХ. Параллельно ведется модернизация ракет, уже находящихся на вооружении Дальней авиации. Как утверждают эксперты, мы все еще сохраняем ведущее положение в мире в области создания крылатых ракет класса «воздух – земля» и «воздух – воздух». Кое-кто утверждает даже, что мы не отстаем и от передовых разработок США. Хочется в это верить. К сожалению новая, «эффективная» система пока ничего нового не произвела. Да и с топливом последние двадцать лет у наших летчиков были большие проблемы…
В таких условиях даже Дальняя авиация несла боевое дежурство в режиме ожидания на земле, с тем, чтобы по сигналу выполнить боевые задачи по предназначению. Сегодня в связи размещением в Восточной Европе 3-го позиционного района ПРО США, значительно повышающей возможности по уничтожению наших ракет еще при пуске, в связи с активизацией действий НАТО в Европе и в мире, Генштаб, наконец, решился принять «адекватные» меры. Мы приостановили свое участие в договоре по ограничению вооружений ДОВСЕ, додумались, наконец, закрыть доступ к своим военным объектам инспекторам НАТО, решились не ограничивать больше в одностороннем порядке количество своих танков и прочего вооружения. И, главное, с 00.00 часов 17 августа 2007 года мы возобновили полеты нашей стратегической авиации, прерванные в одностороннем порядке в 1992 году. Летчики снова заступили на боевое дежурство. С чем мы их и поздравляем!
Предполагается, что патрулирование будет осуществляться в районах активного судоходства и экономической деятельности России. Уже в текущем году в ходе боевых учений проходили пуски крылатых ракет, проводились командно-штабные учения, прошли широкомасштабные маневры и отработка совместных действий участников Объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2007». С увеличением объемов поставок авиационного топлива в войска», значительно вырос налет летных часов личного состава. Задумалось, наконец, командование и о подготовке новой смены военных летчиков. В последнее время в Дальнюю авиацию стали приходить выпускники летных училищ с повышенным налетом часов, а все лейтенанты, прибывая в часть, уже имеют 3-й класс летной квалификации. Возвращается и хорошо зарекомендовавшая себя практика прохождения войсковой стажировки в Дальней авиации курсантами выпускных курсов. Подготовка сегодня осуществляется на двух типах самолетов – Ан-26 и Ту-134УБЛ, что позволяет выпускникам после сдачи выпускных экзаменов пилотировать соответственно Ту-95МС и Ту-22М3. Что же касается вооруженности нашей стратегической авиации, то сегодня это бомбы различных модификаций и крылатые высокоточные ракеты Х-555, способные поражать цели на удалении более 3 тыс. километров с точностью до сантиметров. Возможные районы патрулирования - Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый океан.

Праздник «День дальней авиации» по указу главнокомандующего ВВС был учрежден в 1999 году и отмечается ежегодно 23 декабря. В этот же день в 1913 году свой первый полет совершил 4-х моторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», сконструировал который И. И. Сикорский. А спустя ровно один год, Указом императора Николая II сформировалась первейшая в мире эскадра подобных самолетов. Именно от этой даты взяла свое начало российская стратегическая (дальняя) авиация.

Дальняя авиация на сегодняшний день является основной ударной силой ВВС и стратегическим резервом ВГК (Верховного Главного Командования). Основной задачей этой структуры РФ является уничтожение военных объектов противника на дальнем расстоянии от мест базирования. Также дальняя авиация выполняет ведение стратегической и оперативной воздушной разведки.

Все наши поздравления
Для дальней авиации,
Военные из ВВС
Достойны лишь овации,
Желаем счастья им, добра,
Удачи и везения,
Спокойным небо будет пусть,
Хорошим - настроение!

Нам не обойтись без дальней авиации,
Она закроет небо от вражеской агрессии.
Защищает в воздухе - интересы нации;
В ней служат, - только лучшие в профессии.

Перелёты дальние, дозаправка в воздухе,
Трудная работа - справится лишь ас.
В день дальней авиации, всем нам очень хочется,
С профессиональным праздником поздравить вас.

Поздравляю с Днём дальней авиации ВВС России и от души желаю высоких полётов и успешных результатов, бравых идей и великих целей, крепких сил и уверенности в себе, беспрепятственного преодоления любых расстояний и жизненных проблем.

С днем дальней авиации
Мы летчиков России
Поздравим от души сейчас
И пожелаем силы,
Пусть будет служба в ВВС,
Конечно, безопасной,
Желаем счастья и добра,
И впечатлений разных!

День дальней авиации страны!
Я от души хочу поздравить вас,
В награду вам все почести даны,
И благодарность каждого из нас.

Пускай здоровье вечно прибывает,
А что задумано - всегда случится.
Пусть никогда печали не бывает,
Ну, а разлука за бедой умчится!

С Днем дальней авиации!
Пусть радуют полеты.
Вы - гордость нашей нации,
Отличные пилоты!

Пусть враг боится скоростных
И крепких самолетов.
Характеров вам боевых
И только к счастью взлетов!

С Днем дальней авиации
Воздушных сил России!
Вы - гордость нашей нации.
Добра вам, счастья, силы!

Вы ввысь взлетайте птицами,
Ведь это в вашей власти.
И славными страницами
Историю украсьте!

В Российской Федерации,
День дальней авиации,
Мы с гордостью и радостью отметим!
Пилоты наши - лучшие,
И даже в сложном случае
Взлетят. Не сомневаемся мы в этом.
Им всем судьбой доверено,
На технике проверенной,
В полёте - подниматься выше всех.
Пусть ждёт вас небо чистое,
Здоровья всем - отличного.
Повсюду и всегда - пусть ждёт успех!

Дальняя авиация -
Служба неординарная.
Она наша гордость и мощь,
Она - наша сила ударная.

В праздник ваш мы пожелаем,
Летчики лихие,
Чтобы слушались машины
Ваши боевые.

Быть желаем вам, ребята,
Мы всегда на высоте,
Пусть везет вам в жизни личной,
Дружбе, хобби и труде.

Помнят небо и земля:
В этот день когда-то важно
« Илья Муромец» отважный
Крылья в небе расправлял.

Даль на небе высока,
Знаем - ваше дело правое,
Охраняете державу вы
От коварного врага.

Пожелание в награду
В этот день и в этот час:
Чтобы взлетов и посадок
Было поровну у вас

Видите вы небо голубое
И для вас оно, как дом родной,
Когда небо мирное, святое,
На земле и радость и покой!
Берегите мир без слез и плача,
Чтобы было счастье на земле,
Это ваша главная задача,
Встаньте и скажите: «Нет войне!»
Будьте живы, парни, и здоровы!
Приносите радость и любовь,
Будьте внешне мощны и суровы,
А в душе несите радость вновь и вновь!

А именно 37-ю воздушную армию, принято называть дальней авиацией. Одной из ее главных задач сегодня является стратегическое сдерживание возможного противника с воздуха. Если возникнет необходимость, то нанесет удары по военно-техническим базам противника на дальних расстояниях.

Немного из истории

Более ста лет назад, когда еще никто не праздновал День дальней авиации (потому как самого понятия дальней авиации еще не существовало), авиаинженер разработал новый бомбардировщик. Он был четырехмоторным и самым большим во всем мире. Его испытание состоялось в конце 1913 года.

«Илья Муромец» - так стали называть его и еще некоторые аналогичные серии летательных аппаратов, когда через год, 23.12.1914 г., Николай Второй подписал приказ о создании эскадры (первой) бомбардировщиков. С этого дня пошел отсчет мировой тяжелобомбардировочной и дальней авиации России.

Поэтому когда в современное время встал вопрос, какого числа День дальней авиации праздновать, ответ не заставил себя долго ждать. И в 1999 г. вышел приказ верховного главнокомандующего об объявлении 23 декабря профессиональным праздником летчиков дальней авиации. С тех пор все военные 37-й воздушной отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

Поздравления с Днем дальней авиации

Конечно, в праздник нельзя обойтись без поздравлений. Они звучат в стихотворной форме и в прозе, их слышно в песне и видно в танцевальных постановках. Поздравления звучат от близких людей и от совсем незнакомых, от всех, кому не безразличен этот праздничный день.

1-е поздравление. Небо для вас является не просто пространством голубого цвета, но и домом. Но настоящий дом, конечно, находится на земле. Знайте, что в нем вас всегда ждет семья: жены и матери, отцы и дети. Берегите себя для них, чувствуйте всегда их поддержку. Пусть перед вами не встают невыполнимые задачи, удача всегда сопровождает вас на жизненном пути, а мечты пусть сбываются чаще.

2-е поздравление. День дальней авиации - это для вас не просто профессиональный праздник. Это важная дата, когда вы слышите много поздравлений, пожеланий и благодарностей. Когда-то вы выбрали для себя этот нелегкий путь. Так пусть он всегда будет успешным! Пусть здоровье и железная птица не подведут вас в ответственный момент. Пусть всегда будут счастливы ваши родные и близкие!

3-е поздравление. Вы охраняете небо над страной днем и ночью, вы порой не знаете отдыха, для вас приказ об охране Родины всегда беспрекословен к исполнению. Вы - элита военно-воздушных сил страны! Поэтому сегодня слава всем летчикам дальней авиации! Пусть ваша непростая служба приносит вам удовольствие, пусть полеты будут мирными, а мастерство с каждым разом только улучшается. И даже если придется надолго покинуть свой дом, всегда возвращайтесь к своим женам и детям, родителям и друзьям! Удачи вам!

Столетие дальней авиации России

В 2014 году вся страна отмечала столетие дальней авиации. В этот день вспомнили историю основания, участие бомбардировщиков во времена Первой и Второй мировых войн. Многие летчики с телеэкранов и страниц газет сами рассказали людям о своей профессии.

В День дальней авиации показали документальный фильм, созданный к юбилею. Он прослеживает весь путь от первого "Ильи Муромца" до современного Ту-160.

К праздничному дню была выпущена медаль «100 лет дальней авиации России».

Дальняя авиация сегодня

Сегодня дальняя авиация выполняет важные задачи по борьбе с терроризмом в Сирии и Иране. На ее вооружении стоят различные типы летательных аппаратов. Среди них ракетоносцы стратегического назначения (сверхзвуковой Ту-160, который в мире является самым большим, и бомбардировщики на дальние расстояния (Ту-22М3) и заправщики топлива (ИЛ-78М).

Конечно, не всем странам нравится мощь которая с каждым годом только растет. Но им остается только принять ситуацию такой, какая она есть. И уж тем более никто не сможет ззапретить гражданам РФ праздновать свой день дальней авиации.

23 декабря - день дальней авиации ВВС РФ, и об этом должен помнить каждый гражданин. И хотя этот день является рабочим, но от этого не теряет своей значимости. Ведь военные люди не знают отдыха, особенно если под угрозой находится безопасность страны.