Месяц мухаррам и день ашура.

10:59 2018

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Всевышнему Аллаху! Завершается последний, двенадцатый, месяц лунного мусульманского календаря Зуль-Хиджа 1439 года по хиджре, начинается первый месяц 1440 года, называемый «аль-Мухаррам».

Мусульманское летоисчисление начинает свой отсчёт с великого события – переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками из Мекки в Медину, что по-арабски называется «хиджра». С этого момента началось стремительное распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру. Решение о введении нового календаря принял халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), посоветовавшись с другими сподвижниками. Поэтому мусульманский календарь называется «Хиджри». Как было сказано выше, мусульманский календарь является лунным, поэтому в одни годы он бывает короче солнечного на десять, в другие – на одиннадцать дней, постепенно смещаясь по отношению к солнечному летоисчислению. Количество месяцев так же, как и в солнечном календаре, двенадцать. Вот их названия по порядку:

1.Аль-Мухаррам - араб. المحرم

2.Сафар - صفـر

3.Рабии’у ль-авваль - ربـيع الأول

4.Рабии’у с-саании -ربـيع الـثاني

5.Джумаада ль-ууля - جمادى الأولى

6.Джумаада ль-аахыра - جمادى الآخرة

7.Раджаб - رجـب

8.Шаабан - شعـبا ن

9.Рамадан - رمضا ن

10.Шавваль - شوّ ال

11.Зуль-Ка’да - ذو الـقـعـدة

12.Зуль-Хиджа - ذو الحجة

Почему этот месяц назван аль-Мухаррам?

По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:

1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.

2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).

3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Особая значимость этого месяца:

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Коран, сура 9 «ат-Тауба», 36).

Автор комментариев к Корану имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах своей милостью) по поводу этих аятов сказал: «Всевышний Аллах особо выделил четыре заповедных месяца, запретив проявлять в них несправедливость (хотя несправедливость запрещена в любое время), что указывает на их особую значимость».

Сообщается от Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Год состоит из двенадцати месяцев, из них четыре являются запретными. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам, а также месяц Раджаб (Мудар), который следует после Джумада и до Шаабана» (аль-Бухари, 4662; Муслим, 1679).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» (Муслим, 1163). В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также упоминается, что аль-Мухаррам называется «месяцем Аллаха», дабы указать на то, что запрет установлен самим Всевышним, и никто не может и не имеет права изменить это. Во времена джахилии (доисламского периода невежества) язычники самовольно объявили запретным месяц Сафар, а аль-Мухаррам сделали разрешённым. Назвав аль-Мухаррам «месяцем Аллаха», Всевышний указал на то, что только Он один обладает исключительным правом запрещать или разрешать.

По поводу предыдущего хадиса Ибн Касим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этом хадисе указывается, что после Рамадана наилучшим месяцем, предназначенным для соблюдения добровольного поста, следует считать месяц аль-Мухаррам . Действительно, добровольные посты в некоторые дни года могут быть лучше отдельных дней месяца аль-Мухаррам , как, например, день Арафат, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа. Но добровольный пост в течение всего или большей части месяца аль-Мухаррам является лучшим после Рамадана…».

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Если кто-нибудь задаст вопрос: «Если в хадисе указывается на то, что лучшим постом после Рамадана является пост в месяц аль-Мухаррам , как же тогда объяснить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всего постился в месяц Шаабан, а не в месяц аль-Мухаррам ?» Ответ таков: «Возможно, о достоинстве поста валь-Мухаррам посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было открыто поздно (в последние годы его жизни), и поэтому он не успел много поститься в этот месяц. Или же в жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) возникали различные обстоятельства (поездки, болезнь и т.д.), препятствовавшие ему много поститься в аль-Мухаррам ».

Ибн Раджаб (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Существует разногласие среди богословов по поводу того, какой из запретных месяцев является наилучшим. Аль-Хасан аль-Басри и другие ранние ученые сказали, что лучшим из запретных месяцев является аль-Мухаррам . Ряд учёных, живших позднее, также предпочли это мнение. Приводится, что аль-Хасан сказал: «Поистине, Аллах начал год с запретного месяца (аль-Мухаррам) и завершил его также запретным месяцем (Зуль-Хиджа). И после Рамадана нет такого великого месяца в году, как аль-Мухаррам».

Из-за строгой запретности этого месяца раньше он назывался месяцем Аллаха аль-Асамм (в переводе с арабского языка – «глухой» или «закупоренный»). Имам ан-Насаи привел хадис от Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Какая часть ночи является наилучшей? И какой месяц является наилучшим?» Посланник Аллаха ответил: «Наилучшей частью ночи является её середина, а наилучшим месяцем – месяц Аллаха, который вы называете аль-Мухаррам».

Из особенностей месяца аль-Мухаррам – то, что в нем присутствует день Ашура, а в соответствии с Сунной этот день рекомендуется проводить в посте. Ашура является десятым днем этого месяца.

Приведём некоторые хадисы, указывающие на достоинство этого дня:

1. Ар-Рубайа бинт Муаввиза (да будет доволен ею Аллах) сказала: «В середине дня Ашура Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека к селениям ансаров со словами: «Кто сегодня не постится, пусть воздерживается от еды и питья до конца дня, а кто постится с утра, пусть продолжает пост» . После этого мы постились и велели поститься нашим детям. Мы делали им игрушки из крашеной шерсти, и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку до тех пор, пока не наступит время разговения» (Аль-Бухари, 1960).

2. Сообщается, что Ибн Аббас сказал:«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это великий день! Именно в нем Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса стал поститься в этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы!» Затем он постился и велел соблюдать этот пост» (Аль-Бухари, 2004).

3. Сообщается, что Ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:«Мне неизвестно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами, кроме Рамадана» (Муслим, 2718).

4. Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года» (Муслим, 2803).

Просим Аллаха простить наши грехи, совершённые в прошлом, и просим у Него помощи и содействия в совершении благих дел в будущем.

Подготовлено редакцией сайта «Почему Ислам? »

  • - Нуфаи ибн аль-Харис. Абу Бакра-это его кунья. Уважаемый читатель! Не путайте его с самым известным и лучшим сподвижником Пророка, صلى الله عليه وسلم, Абу Бакром.

Хвала Аллаху, Господу миров. Он сказал в свой Книге:

إِنَّا لَنَنصُرُ رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ يَقُومُ الْأَشْهَادُ

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (Коран, 40: 51).

Свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей, а также свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, которого Он отправил, чтобы он стал милостью для народов и доводом истины для всего человечества. Мир ему и благословение Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненны и размышляйте над историями, о которых Аллах поведал в своей ясной Книге, о пророках и их сподвижниках, о том, как Он даровал им победу и утвердил их на земле, а врагов их поверг, ниспослав им суровое возмездие.

لَقَدْ كَانَ فِي قَصَصِهِمْ عِبْرَةٌ لِّأُوْلِي الأَلْبَابِ مَا كَانَ حَدِيثًا يُفْتَرَى وَلَكِن تَصْدِيقَ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَتَفْصِيلَ كُلَّ شَيْءٍ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей» (Коран, 12: 111).

Одна из историй, повествование которой мы видим в Книге Аллаха, это история о пророке Мусе (мир ему) и фараоне. Эта история рассказывает нам о том, как истина победила ложь, она затрагивает сердце верующего, побуждая его быть стойким перед лицом врага, каким бы сильным он ни казался, ведь силы лжи никогда не смогут конкурировать с силой истины, ибо истина стоит на прочном фундаменте, а ложь – на зыбкой основе.

أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَى تَقْوَى مِنَ اللّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَم مَّنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىَ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ وَاللّهُ لاَ يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалится вместе с ним в адскую бездну? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 109).

Несмотря на огромную власть и могущество, которым обладал фараон, он опасался, что истина проявит себя через его оппонентов, коими являлись для него сыны Исраиля. Он делал всё возможное, чтобы ослабить их, убивал мальчиков, оставляя в живых только девочек, боясь рождения Мусы (мир ему), о котором фараон узнал от своих оракулов. Но желание Аллаха остановить невозможно, Его сила непобедима, и Он захотел, чтобы Муса родился в среде сынов Исраиля, спасся от смерти и вырос во дворце самого фараона. Аллах хранил Мусу, окружив его Своей чуткой заботой и божественной силой, пока тот не вырос. Когда Муса возмужал, случилось так, что он убил человека из народа фараона, и, опасаясь мести, бежал в город Мадиан. Там он провёл много лет, там же и женился. Затем Муса вернулся в Египет, и когда он находился в пути, Аллах заговорил с ним, ниспослал ему своё Откровение и поручил ему отправиться к фараону с пророческой миссией. Аллах (Велик Он и Славен) дал Мусе ясные знамения, подтверждающие его правдивость, но фараон проявил упрямство и высокомерно отказался внять призыву пророка. «Он (Муса) показал ему (фараону) величайшее знамение, но тот счел его ложью и ослушался, а потом отвернулся и принялся усердствовать. Он собрал толпу и громко воззвал, и сказал: «Я – ваш Всевышний Господь!»

Фараон утверждал, что Муса волшебник и все его знамения это обыкновенное колдовство, которое он сможет развеять и, тем самым доказать свою правоту. Он созвал всех колдунов своего царства, и в назначенный день колдуны показали своё колдовство, а Муса явил знамения данные ему Аллахом. «Истина подтвердилась, и тщетным оказалось то, что они совершали. Они были повержены там, и вернулись бесславными. И тогда колдуны пали на землю, склонившись. Они сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона)» (Коран, 9: 118-122).

После этого фараон решил действовать путём силы и устрашения, он начал запугивать верующих жестокой расправой. Аллах велел Мусе вместе с верующими покинуть землю Египта и повести их в другую землю. Узнав об этом, фараон собрал свою армию и бросился в погоню за сынами Исраиля, желая уничтожить их всех до единого. Пока фараон был в пути, Муса со своим народом успел подойти к морю. Когда сыны Исраиля стояли на берегу, армия египетского деспота уже приблизилась к ним совсем близко. В тот момент страх обуял последователями Мусы, что же им было делать? Перед их глазами расстилалась морская бездна, а уже совсем рядом подступала армия, встреча с которыми не предвещала ничего хорошего. «Когда две группы людей увидели друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (Коран, 26: 61-62).

Аллах велел Мусе ударить посохом по воде волнующегося моря, и когда он сделал это, морская пучина разверзлась, образовав сухие проходы, достаточные для того, чтобы весь народ смог без затруднений идти по ним. Муса со своим народом пошли по дну моря без страха и опасений, а вслед за ними в морские проходы вошли воины фараона во главе с ним самим. На тот момент, когда последний из беглецов вышел на сушу, все воины фараона вошли на морское дно, и по велению Аллаха морская бездна сомкнулась над ними, и все они утонули. Так истина одержала победу над ложью. Аллах выполнил своё обещание, оказав помощь своим сторонникам, так сбылось предсказание пророка Мусы (мир ему), которое он открыл своему народу в Египте. «Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (Коран, 7: 129). Так свершилась воля Аллаха:«Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками, даровать им власть на земле и показать Фараону, Хаману и их воинам то, чего они остерегались» (Коран, 28: 5-6).

Это великое событие произошло 10-го числа месяца Мухаррам, этот день получил название Ашура . Это особый день, он с древних времён окружён почётом и славой, в этот день пророк Муса (мир ему) соблюдал пост, вознося благодарность Аллаху (Велик Он и Славен) за чудесное избавление. В этот день постился наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и велел соблюдать пост в день Ашура своим сподвижникам, а также велел поститься ещё один день до или после Ашуры. В сборниках аль-Бухари и Муслима приводится хадис, который передаётся со слов Абдуллы ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах), что, прибыв в Медину, Пророк увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Почему вы поститесь в этот день? » Они сказали: «Это знаменательный день. В этот день Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона вместе с его народом, поэтому Муса постился в этот день, выражая свою благодарность». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы более достойны и ближе к Мусе ». Он стал поститься в этот день и велел своим сподвижникам следовать его примеру.

В сборнике хадисов имама Муслима сообщается со слов Абу Катады, что один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) про пост в день Ашура, на что он сказал: «Я надеюсь, что Аллах простит [человеку за это] грехи всего прошлого года ». В начале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал пост только один день, но в последнем году своей жизни намеревался прибавить к Ашуре ещё один день поста, дабы не уподобляться обладателям Писания. Сообщается, что Абдулла ибн Аббас сказал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стал поститься в день Ашура и побуждать людей к соблюдению этого поста, сподвижники сказали: «Посланник Аллаха, этот день отмечают иудеи и христиане!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если настанет следующий год, то, если пожелает Аллах, будем поститься и девятый день (месяца Мухаррам)» . Ибн Аббас сказал: «Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер до наступления следующего года».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Поститесь в день Ашура и поступайте наперекор иудеям; поститесь также один день до или после Ашуры» .

Поэтому является желательным для мусульманина соблюдать пост в день Ашуры и добавить к нему один день поста до или после него, следуя примеру пророков Аллаха, и стремясь получить награду от Него.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Священный месяц Мухаррам является благословенным и важным месяцем. Это первый месяц календаря Хиджры и является одним из четырех священных месяцев. Аллах в Коране говорит: «Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных, это – стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (ат-Тауба 9: 36 )

Абу Бакр (да будет Аллах доволен им) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вернулось к своему первоначальному положению, как тогда, когда Аллах сотворил небеса и землю; год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре являются священными. Три из них находятся в последовательности: Зулькада, Зульхиджжа и аль-Мухаррам, а четвертый Раджаб Мудар, названный в честь племени Мудар, так как они уважали этот месяц." Мухаррам назван так, потому что это священный (Мухаррам) месяц для подчеркивания его святости. Всевышний Аллах говорит «не причиняйте же в них зла самим себе» , что означает не вредить себе в эти священные месяцы, потому что грех, совершенный в эти месяцы, хуже греха в другие месяцы.

Сообщалось, что Ибн Аббас сказал касательно вышеупомянутого аята, что эти четыре месяца сделаны священными. Грехи в эти месяцы более серьезны, а благодеяния приносят большую награду. Катада сказал в отношении фразы «не причиняйте себе зла» , что совершение греха во время священных месяцев более серьезно и более греховно, чем согрешение в любое другое время. Всевышний отметил некоторые свои творения, Он сделал особенными Посланников и ангелов, Он выделил зикр, Он сделал преимущественными мечети на земле, Рамадан и священные месяцы среди всех месяцев, пятницу среди всех дней и Лейлат аль-Кадр среди всех ночей, так почитайте то, что Аллах велел нам почитать.

Достоинство держания поста во время месяца Мухаррам: Абу Хурайра (да будет Аллах доволен им Аллах) сказал: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» (Муслим).

Имам ас-Суюты писал: “Меня спросили: «Почему месяц аль-Мухаррам называют «месяцем Аллаха» из прочих месяцев, несмотря на то, что есть месяца, которые по своему достоинству подобны ему, и даже превосходят его, как месяц Рамадан?» И я нашел то, что дает ответ на этот вопрос: Суть этого именования в том, что название этого месяца является исламским, в отличии от остальных названий лунных месяцев в джахилии. В джахилии аль-мухаррам именовали как «сафруль-ауаль», а который следовал за ним «сафру-ссани». Когда же пришел Ислам, то Аллах назвал этот месяц «аль-Мухаррам», и по этой причине этот месяц приписывается к Аллаху!”

Аль-Кари сказал: Значение вышеупомянутого хадиса заключается в держании поста в течение всего месяца Мухаррам. Но было доказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не постился весь месяц, кроме Рамадана, так что этот хадис, вероятно, предназначен для поощрения поста во время Мухаррама, не означает, что нужно поститься в течение всего месяца. Также этот великий месяц выделяется тем, в нем день ‘Ашура, который приходится на 10 число этого месяца. День ‘Ашура – это тот день, в который Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: “Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!» , после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным”. аль-Бухари Таким образом, истинный мусульманин должен воспользоваться возможностью в эти благословенные дни и стараться изо всех сил, чтобы получить как можно больше наград и довольства Аллаха.

С месяца Мухаррама начинается исламский лунный календарь. Это один из четырех священных месяцев, о которых в Благородном Коране говорится:

ان عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهرا في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها اربعة حرم

Перевод смысла: «Число месяцев, согласно Аллаху, – двенадцать месяцев, [упомянутых] в Книге Аллаха в день, в который Он создал небеса и землю. Среди них (двенадцати месяцев) есть четыре священных» .

Эти четыре месяца, согласно достоверным хадисам, – Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Все толкователи Благородного Корана единодушны в этом, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) в проповеди, прочитанной в последнем хадже, сказал:

السنة اثنا عشر شهرا أربعة حرم، ثلاث متواليات ذوالقعدة، وذوالحجة، والمحرم، ورجب.

«Год состоит из двенадцати месяцев, из которых четыре – священные месяцы, три из них идут друг за другом: Зуль-Каʼда, Зуль-Хиджжа, Мухаррам, – а четвертый – Раджаб».

Выделение этих четырех месяцев не означает, что другие месяцы лишены какой бы то ни было священности, ведь месяц Рамадан признается наиболее священным месяцем года. Однако эти четыре месяца указаны особо, поскольку их священность признавали даже мекканские язычники.

На самом деле, все месяцы изначально равны, и нет святости, которая была бы им внутренне присуща. Когда же Всемогущий Аллах выбирает некое время для Своего особого благословения, это время приобретает святость по Его Милости.

Таким образом, святость этих четырех месяцев признавалась с времен нашего господина Ибрахима (мир ему). Так как язычники Мекки возводили свой род к нашему господину Ибрахиму (мир ему), они чтили святость этих месяцев и, несмотря на многочисленные войны между племенами, считали недозволенным сражаться в это время.

В Шариате нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) сохраняется святость этих месяцев, и в Благородном Коране они названы (перевод смысла) «священными месяцами».

У месяца Мухаррам есть свои особые достоинства, о которых будет сказано ниже.

1. Пост в течение этого месяца.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

أفضل الصيام بعد شهر رمضان شهر الله المحرم

«Лучшие посты после постов Рамадан – посты в месяц Мухаррам».

Хотя поститься в течение месяца Мухаррам не обязательно, тем не менее, тот, кто постится в этом месяце по своему желанию и выбору, получит великую награду от Всемогущего Аллаха. В вышеприведенном хадисе указано, что из всех желательных (нафль) постов (то есть таких постов, которые не обязательно держать, но которые человек соблюдает по своему выбору) за посты в течение Мухаррама полагается наибольшая награда.

Из этого хадиса не следует, что такую награду получит лишь тот, кто постится весь месяц без перерыва. Напротив, вознаграждается каждый день поста. Поэтому нам следует постараться не упустить эту возможность.

2. День Ашура.

Хотя все дни месяца Мухаррам священны, 10-е число этого месяца выделяется особо. Этот день называется днем Ашура.

Согласно сподвижнику Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), переселившись в Медину, обнаружил, что мединские евреи постились 10-го Мухаррама. Они говорили, что в этот день пророк Муса (мир ему) и его последователи чудесным образом пересекли Красное море, а Фараон утонул в его водах. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы», – и велел мусульманам поститься в день Ашура (Абу Дауд).

Также во многих достоверных хадисах говорится, что вначале мусульмае были обязаны поститься в день Ашура. А затем, когда был установлен обязательный пост в месяц Рамадан, пост в день Ашура стал желательным. Наша госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала:

فلما قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة صامه وأمر بصيامه. فلما فرض رمضان كان هو الفريضة وترك عاشوراء، من شاء صامه ومن شاء تركه ()

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, он постился в день Ашура и велел людям поститься в этот день. Однако, когда посты в Рамадан были вменены в обязанность, обязательность поста была ограничена Рамаданом и обязательность поста в день Ашура была отменена. Человек может поститься в этот день, если пожелает, а может не поститься, если хочет».

Тем не менее, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) постился в день Ашура даже после того, как пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность. Абдуллах ибн Маʼуд передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост в Рамадан посту в день Ашура (Бухари и Муслим).

Говоря вкратце, из достоверных хадисов следует, что пост в день Ашура – это Сунна нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и за него полагается великая награда.

Согласно другому хадису, рекомендуется, чтобы пост в день Ашура либо следовал за другим днем поста, либо предшествовал ему. Это означает, что нужно поститься два дня: либо 9-е и 10-е Мухаррама, либо 10-е и 11-е Мухаррама. Смысл еще одного дополнительного поста заключается в том, что, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), евреи постились в день Ашура и Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) хотел, чтобы пост мусульман отличался от поста иудеев. Поэтому он советовал мусульманам добавить еще один день поста.

Некоторые источники указывают на еще одну особенность дня Ашура: согласно этим источникам, в этот день следует быть более щедрым со своей семьей, принести домой больше еды, чем в другие дни. Эти хадисы не очень достоверны, как указывают знатоки хадисов. Однако некоторые ученые, такие как Байхакы и Ибн Хиббан, сочли их достойными доверия.

То, что сказано выше о дне Ашура, основано на достоверных хадисах. Однако об этом дне ходят легенды, и некоторые заблуждения касательно дня Ашура пробрались в умы невежественных людей, хотя не имеют под собой никакой достоверной базы. Наиболее распространенные из этих заблуждений таковы:

  • Это день, в который был создан Адам (мир ему).
  • Это день, в который родился Ибрахим (мир ему).
  • Это день, в который Аллах принял покаяние нашего господина Адама (мир ему).
  • Это день, когда наступит конец света.
  • Кто искупается в день Ашура, тот никогда не заболеет.

Все эти и другие подобные измышления и фантазии не имеют никакой основы, а все хадисы в поддержку этих мнений не выдерживают критики.

Некоторые люди считают Сунной готовить в день Ашура специальное блюдо. Это также не имеет никакой основы в исламских источниках.

Другие связывают святость дня Ашура с мученической смертью нашего господина Хусайна во время битвы с сирийским войском. Вне сомнений, смерть нашего господина Хусайна – один из самых трагических эпизодов нашей истории. Однако святость дня Ашура не может быть связана с этой смертью просто потому, что эта святость была установлена задолго до рождения нашего господина Хусайна.

Наоборот, то, что наш господин Хусайн погиб в день Ашура, указывает на достоинство этого человека.

Еще одно заблуждение о месяце Мухаррам заключается в том, что это плохой или несчастливый месяц, поскольку в Мухарраме убили нашего господина Хусайна. По этой причине люди не заключают браки в этом месяце. Это опять же безосновательное измышление, противоречащее Благородному Корану и Сунне. Такого рода предрассудки опровергал наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует). Если бы смерть какого-то выдающегося человека делала день его смерти несчастливым во веки веков, то осталось бы ни одного счастливого дня в году, потому что каждый день из 365-ти дней в году будет днем смерти какой-либо выдающейся личности. Благородный Коран и Сунна освобождают нас от этих суеверий, на которые не следует обращать никакого внимания.

Следующая дурная практика, связанная с этим месяцем, – причитания и траурные церемонии в память о мученической смерти нашего господина Хусайна. Как мы уже сказали, битва при Кербеле – один из самых трагических эпизодов в нашей истории, но Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил нам устраивать подобные церемонии, вне зависимости от того, кто погиб. Люди эпохи джахилийи громко оплакивали своих погибших родственников и друзей, разрывали на себе одежду и били себя по щекам и по груди. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил мусульманам так вести себя и велел сохранять терпение, произнося:

إنا لله وإنا إليه راجعون .

Об этом до нас дошло множество достоверных хадисов. Вот один из них:

ليس منا من ضرب الخدود، وشق الجيوب، ودعا بدعوة الجاهلية()

«Тот не из нас, кто бьет себя по щекам, разрывает на себе одежду и завывает, как люди джахилийи».

Факихи единогласно постановили, что выражение скорби таким образом не дозволено. Сам господин Хусайн незадолго до своей смерти посоветовал своей любимой сестре, нашей госпоже Зайнаб (да будет доволен ей Аллах), не оплакивать его так, если он погибнет. Он сказал:

يا أخيه إني أقسم عليك، لا تشقى على جيبا، ولا تخمشي على وجها ولا تدعى بالويل والثبور إن هلكت ()

«Моя дорогая сестра, я заклинаю тебя, если я умру, не рвать на себе одежду, не царапать свое лицо, никого не проклинать или не молиться о скорой смерти».

Из этих слов нашего господин Хусайна становится ясно, что такого рода оплакивание осуждается даже тем благословенным человеком, которого эти люди оплакивают. Все мусульмане должны сторониться этой практики и держаться учения Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и его любимого внука – нашего господина Хусайна.

Муфтий Таки Усмани

() سنن ابو داؤد
() (صحيح البخاري كتاب الجنائز
() (الكامل، ابن أثير، جلد ٤ صفحه ٢٤

Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам ».

В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов ». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза » пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста ».

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!

День Ашура

10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.

В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны ).

Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками.

В этот день корабль (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился , благословение ему; вознеслись на небо и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, , благословение ему, и его последователи - от преследования, и утонул фараон; , благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.

Молитва, читаемая в день Ашура:

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

"Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасиру " (70 раз).

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ

Бисмилляхи ррахмани ррахим.

Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру.

Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага рриза ва зинаталь ‘арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафи валь ватри ва ‘адада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль ‘азыми ва хува хасби (хасбуна) ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру ва салля ллаху ‘аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва ‘аля алигьи ва сахбихи аджма‘ина.

Перевод:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете - лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он - наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь) .

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду - лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Это тот месяц, который был возвеличен самим Всевышним в следующих словах Корана: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Покаяние: 36).
Также, упоминание о нем не раз встречается в высказываниях Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Например, в одном из хадисов сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-Ка`да, Зуль-Хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Сахих Бухари).
Причина наименования месяца таким названием
По словам историков, первым кто назвал лунные месяца такими названиями, какими они сейчас известны, был Килаб, пятый прадед нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), примерно в 412 году. Месяц Мухаррам был наименован данным именем из-за того, что в нем запрещалось проводить сражение.
Достоинства месяца Мухаррам
1 – Он является одним из запретных месяцев. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Всевышнего «Не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» сказал следующее: «Аллах запретил несправедливость во все месяца года, затем четыре из них Он особо подчеркнул, сделав их запретными. Как грех, совершенный в эти месяца Он преумножил, так и благой поступок».
2 – Присоединение месяца Мухаррама к Аллаху. Всевышний Аллах возвеличил этот месяц и связал с собой путем почтения. Имам Ибн Раджаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха, и это присоединение указывает на достоинство месяца, поскольку Аллах не присоединяет к себе, кроме как особые создания».

3 – Особая награда за пост. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший пост после Рамадана – пост в месяц Аллаха Мухаррам» (Сахих Муслим). Али Кари, комментируя этот хадис, сказал, что «скорее всего, желательно постится целый месяц Мухаррам». Однако другие комментаторы считают иначе, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) только в месяц Рамадан постился полностью. Из-за этого, под смыслом данного хадиса, они подразумевают сильное прививание интереса к посту, а не совершения поста во все дни месяца.

Пост в день Ашура

Ашура – это десятый день месяца Мухаррам. В начальную эпоху Ислама пост в этот день был обязательным. Затем, когда Всевышний Аллах ниспослал аят о посте месяца Рамазан, пост в день Ашура стал желательным.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «По прибытии в Медину Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил о причине этого. Ему ответили, что Аллах спас Мусу и народ его от зла их врага именно в этот день. Поэтому Муса постился в этот день в благодарность Творцу. Посланник Господа воскликнул: «Я более достоин относительно [оставленного] Мусой [как продолжающий и завершающий цепь Господних пророков]». Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) постился сам и приказал другим».
Пост Ашура был известен даже в доисламскую эпоху. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)». Комментируя это предание, Куртуби сказал: «Наверно курайшиты в качестве доказательства о законности данного вида поста опирались на шариат прежних народов».

Достоинство поста Ашура

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Я думаю, что Всевышний Аллах (посредством поста) простит грехи за предыдущий год» (Сахих Муслим). Желательно, также держать пост в 9-й и 11-й день, или хотя бы в один из них, поскольку Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждая к этому, сказал: «Отличайтесь от иудеев», которые постились только на десятый день.

Подготовил в печать С.Муртазаев