Настольные игры для слабовидящих детей. Игры для слепых и слабовидящих детей

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Игры в слова

Игры с движениями

Аттракционы

Игры на воде

Несколько японских игр для слепых детей

ИГРЫ В СЛОВА

"КУЗОВОК"

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет "кузовок". Ведущий передает "кузовок" одному из играющих и говорит: - Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься - дашь залог. Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок: - Я положу в кузовок грибок. - А я - платок! - Я - замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.). Если кто-то ошибся, все говорят: - Не клади в кузовок пенек. Он кончается на "-ёк"! Давай фант! По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает: - Чей залог вынется, что тому делать? Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

"ЛЮБОПЫТНЫЙ"

1-й вариант: Играющие садятся в круг. Один водящий - "любопытный" - становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем? Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д. Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится "любопытным", а прежний "любопытный" садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

2-й вариант: Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может - штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле... Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.

ПЯТЬ СЛОВ

Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой. Задача играющих - как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой: С - сокол, сито, сосна, старик, сарай; О - облако, окно, огород, орех, окунь; В - вилка, вата, воск, ворот, венок; А - арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

ДВЕ БУКВЫ

Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п. Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает. Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.

СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора. Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно - схожее с ним по смыслу, другое - противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный - мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.

ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"

Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак. Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный. Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

НАШИ ПОДАРКИ

1-й вариант: Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный: - веерами (обмахивается одной рукой, как веером); - ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами); - ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой); - часами с "кукушкой" (все говорят: Ку-ку, ку-ку). Повторяем снова.

2-й вариант: Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки: - Папе - расческу ("причесываем" волосы левой рукой); - Маме - мясорубку (крутим "мясорубку" правой рукой); - Брату - лыжи (ногами вперед-назад); - Сестре - куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: "Мама" (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама). - Все рады подаркам: Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).

АТТРАКЦИОНЫ

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ

Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.

СБОР "ГРИБОВ"

В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках - мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор "грибов". Тот, кто наберет "грибов" больше и при этом быстро, получает приз. ГЛАВНОЕ - НЕ РАССМЕЯТЬСЯ! Одного из играющих объявляют "скульптором", а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в "статуи": каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней. "Скульптор" прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но "статуя" должна быть бесстрастной - ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того "скульптор" "бракует" - удаляет из круга. Кто дольше всех продержится - тот и победитель в игре.

СЛЕПОЙ УДАР

Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом - еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись как следует, разорвать натянутую нитку.

Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню. Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал - игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.

ДОСТАВАЛКИ (ЧЕХИЯ)

Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см. Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.

СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!

Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул. Только обладающие хорошим чуством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение.

ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

"КАРУСЕЛЬ"

Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова: Еле-еле, еле-еле Закружилась карусель, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет: Тише, тише, не спешите - Карусель остановите. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами: Вот и кончилась игра. Остановиться - раз и два. Игру повторяют с движением в другую сторону. ХОРОВОД Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят: Мы идем, идем, Хоровод ведем. Сосчитаем до пяти, Ну, попробуй нас найти! Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки и хоровод двигается в другую сторону.

ЯПОНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ из книги Нобуо Сибата

ЦЗЯНЬ-ЧУЙ-БАО

Так называется способ, когда победителя определяют по жестам. Жесты: "камень" - пальцы сжаты в кулак; "ножницы" - вытянуть указательный и средний пальцы; "бумага" - вытянуть все пальцы. Жест "камень" побеждает жест "ножницы", а "ножницы" побеждают "бумагу", потому что бумагу можно разрезать ножницами; "бумага" побеждает "камень", потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова "цзянь-чуй-бао", каждый из игроков показывает свой жест - так и определится победитель.

ЛАБИРИНТ

Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы - каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в "Цзянь-чуй-бао", и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вовращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.

ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ

Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.

ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ

Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.

ТЯНУТЬ ВЕРЕВКУ

Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой - один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел - на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.

"ВАМ ЧАЙ?"

Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: "Вам чай?" - а другие отвечают по очереди (например: "Мне чаю, пожалуйста", "Спасибо"). Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.

НЕПРИЯТНЫЙ ОТВЕТ

Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: "Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!". Следующий игрок Б пишет: "Пошел дождь". Участник В продолжает: "Непогода! Сильный ветер", - а игрок Г пишет: "Мне придется купить зонт". То есть каждый последующий игрок должен "разочаровывать" игрока А.

ПЕРЕДАТЬ ПЛАТОК

Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного-двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.

Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

Общие требования к проведению игр

Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику (озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

Общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

Состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

Наличие сопутствующих заболеваний;

Состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

Способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

Наличие предыдущего сенсорного опыта;

Состояние и возможности сохранных анализаторов;

Состояние нервной системы.

Игры с бегом

«Догони колокольчик»

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-10-12 человек.

Инвентарь: колокольчик.

Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

Пойманный игрок и тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

Методические указания.

Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий - незрячий.

Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т. П.).

Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

«Коршун и наседка»

Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков-не более 10-12 человек.

Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

Методические указания:

-«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

-«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

Игры на развитие сенсорных систем

«На ощупь»

Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

Количество игроков-5-10 человек.

Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

Методические указания:

Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

«Где стереть?»

Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

Количество игроков-4-10 человек.

Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности, и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

Игры-эстафеты

«Догони обруч»

Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

Количество игроков-6-15 человек.

Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой - финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

« Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

Методические указания: Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника и пней.

Упражнения, которые успешно использую в работе с интеллектуально сохранными детьми с тяжелыми нарушениями зрения (тотально слепыми и слабовидящими).

Обязательное условие — предварительно обговариваем значение каждого слова.

Упражнение «Любопытная Варвара»

Поверните голову влево. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед -
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.

Теперь поднимите голову вверх. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

А теперь посмотрим вниз -
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно -
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И расслаблена.

Упражнение «Жираф»

Сделайте вдох-выдох и расслабьтесь. Положите подбородок на грудь. Поверните голову направо, затем налево. (Повторить три раза.)

Откиньте голову назад, опустите вперед. (Повторить три раза.)

Приподнимите плечи, опустите их. (Повторить три раза.)

Приподнимите правое плечо. (Повторить три раза.)

Приподнимите левое плечо. (Повторить три раза.)

Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея. Представьте себя с длинной, как у жирафа, шеей.

Упражнение «Оловянный солдатик и тряпичная кукла»

Цель: расслабляем тело.

Вместе с ребенком, показывая ему пример и комментируя свои действия и возникающие в теле ощущения, сначала напрягаемся, будто оловянные солдатики, а потом максимально расслабляемся и «обмякаем», словно тряпичные куклы. Состояния меняют друг друга поочередно, а темп упражнений с каждым разом увеличивается. Заканчиваем в состоянии «нечто среднее» - так, чтобы малышу было комфортно.

Упражнение «Огонь и лед»

Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде психолога «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Росток»

Исходное положение - ребенок сидит на корточках, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

Ведущий. Представьте себе, что вы - маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти.

В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» - медленно выпрямляются ноги, «два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» - постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» - разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» - дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу.

Упражнение «Солнышко и тучка»

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко - расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить 2–3 раза.

Игра «Запретный номер»

Психолог, родитель и ребенок становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается одно какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него игрок, которому выпадает произнести это число, хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

Упражнение «Пылинки»

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос, пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол на корточки (расслабленная поза). Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит в сторону.

Игра «Четыре стихии»

Психолог договаривается с ребенком: если он скажет слово «земля», тот должен опустить руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки над головой, «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах

«Кричалки-шепталки-молчалки» (адаптированная игра Шевцовой И.В.)

Когда взрослый произносит - «кричалки» можно бегать, кричать, сильно шуметь; «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - ребенок должен замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

Уже давно доказано, что настольные игры повышают интеллектуальные и межличностные способности детей, подростков и взрослых. Но не имея возможности увидеть фигуры, фишки или карточки, люди с различной степенью нарушения зрения или полностью ослепшие , не могут в полной мере насладиться участием в самых популярных настольных играх мира.

Адаптированные настольные игры для инвалидов по зрению вы можете приобрести в нашем интернет-магазине. Вся продукция сертифицирована и отличается высоким качеством. Это самые известные игры, модифицированные для пользования лицами, имеющими проблемы со зрением, в том числе и слепыми.

Самые популярные адаптированные настольные игры для слепых и слабовидящих:

Монополия

Шахматы

Игры в карты

Игры изготавливаются, принимая во внимание особенности их использования людьми с нарушением зрения. Например, на одних играх применяется шрифт Брайля, другие произведены, ориентируясь на особенности тактильного восприятия слабовидящими и слепыми.

Адаптированные игры для инвалидов по зрению разнообразят жизнь инвалида, оказывая при этом реабилитирующее действие.

Воспитание слабовидящих детей предполагает решение очень непростых задач, так как нужно знать особенности развития таких деток, обладать специальными знаниями и методиками обучения.

Причины нарушения зрения

Причины нарушения зрения могут быть врождёнными (появляются во время беременности);

наследственные (передаются по наследству от родителей):

приобретённые (появились после рождения вследствие болезней, травм и каких-то воздействий).

Причиной ухудшения зрения могут быть заболевания сердечной - сосудистой системы, нервной, перенесённые инфекционные заболевания, например, такие, как дифтерия, коклюш, корь и т.д.

Проверку зрения у малышей начинают уже с возраста 1 месяца (по показаниям врачей), в 3 месяца, в 6 месяцев, в 1 год и далее ежегодно до поступления в школу.

При обнаружении патологий ребёнка ставят на учёт, за ним ведётся диспансерное наблюдение, проводится необходимое лечение.

Виды нарушений зрения

Самые частые - это близорукость или дальнозоркость, косоглазие, астигматизм; наиболее тяжёлые- это поражения сетчатки глаз.

Многие из заболеваний лечатся или поддаются коррекции.

Если есть необходимость, то детям делают операции на глазах, довольно часто поправляя зрение так, что в очках малыш смотрит на мир так же, как все остальные дети.

Детям с нарушением зрения сложно познавать окружающий мир без определенных навыков. Для того чтобы оказать психологическую помощь слабовидящим деткам, необходимо освоить тонкости их воспитания и обучения, особенности их восприятия, так как психологическое развитие таких детей очень отличается от психологического развития здоровых детишек.

Часто эти малыши знакомятся с окружающим миром через осязание и слух, поэтому восприятие мира у них может формироваться иначе, чем у других ребят.

Такие дети страдают от ограничения в движениях, им тяжело приспосабливаться ко всему новому.

Для слабовидящих детей организуются специализированные детские сады (коррекционные). В них дети занимаются под контролем врачей. Медицинские работники проводят с ними специальные упражнения, игры.

В таких садах ребята учатся общаться, социально адаптироваться.

Часто родители испытывают сильнейший стресс, так как не знают, чем помочь своему малышу, и как нарушение зрения отразится на его дальнейшей жизни.

Родители должны не впадать в панику, когда узнают, что у их ребенка есть нарушение зрения, а в первую очередь научиться оказывать своим детям как психологическую, так и педагогическую помощь.

Чрезмерная опека над ребёнком приводит к сложности их общения со своими ровесниками. Эти проблемы слабовидящие дети пытаются решить своей красноречивостью, иногда даже не понимая какой смысл они вкладывают в те или иные слова. Поэтому взрослым необходимо показывать правильные примеры из своей жизни, а также рекомендуется записывать таких деток в различные кружки, учитывая интересы ребенка, чтобы научить их адаптироваться ко всему новому, чтобы они могли быстрее запоминать различную информацию, развивать и тренировать свою зрительную память.

Правильное воспитание слабовидящих детей поможет им добиться хороших результатов в будущем, а также поможет сделать из них успешных людей.

Проблемы со зрением у ребенка не являются для них приговором. Такие детки обладают целеустремленным характером и порой сами могут постоять за себя.

Слабовидящие дети, так же, как и все остальные очень любят играть. Игры для них являются очень мощным средством развития и воспитания.

Важным условием организации игры должен быть индивидуальный подход к ребёнку. Необходимо учитывать степень остроты зрения, особенности осязательно- слухового восприятия и даже настроение.

Как подобрать игровой инвентарь

Если ребёнок слепой- для него выбирают озвученные атрибуты- погремушки, колокольчики, бубны, свистки;

Для слабовидящих материал должен быть красочным, обычно подбирают красные, жёлтые, оранжевые цвета.

Сенсорное воспитание

Цель игры - развитие тактильной чувствительности, осязания.

Игра «Чудесный мешочек»

Ребёнку предлагается красиво оформленный (желательно с яркой аппликацией) мешочек, в котором находятся игрушки (кубики. шары и т.п.).(познакомить с предметами нужно заранее).

Задача - определить на ощупь и назвать предмет.

Предметы в мешочке каждый раз можно менять. Игру можно проводить в компании с другими детьми, устроить соревнование, «Кто угадает больше предметов».

Для старших детей игра «Азбука»

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, знакомство с буквами.

Из ткани с грубым ворсом вырезать буквы. Ощупывая вырезанные буквы ребёнок учится их определять и называть (в первое время помощь родителей обязательна).

Усложнение игры: когда будут узнаваемы все буквы, можно их разрезать на 2 части. Ребёнку предлагается собрать букву из двух частей.

Такую же игру можно организовать с цифрами.

Игра: «Больше- меньше»

Цель: учить ориентироваться на поверхности, определять размер предмета.

На столе разложены кубики (бочонки, столбики из конструктора) разных размеров.

На ощупь малыш должен расставить их по порядку от самого маленького- до самого большого и наоборот.

Развитие речи

Цель: активизировать речь, учить правильно произносить слова, узнавать предметы по устному описанию и звучанию.

Задача родителей- читать малышу книги, если остаточное зрение сохраняется- рассматривать картинки, слушать голоса птиц, домашних и диких животных. Знакомить с окружающим миром через рассказы, чтение сказок. Использовать музыкальные и звуковые книжки.

Игра «Слова на ладошках»

Произносите фразу из детских стихов. Например: «Наша Таня громко плачет…».

1.Малыш её произносит вслух полностью.

2. произносится: Наша Таня громко (хлопок ладошками)(хлопок вместо слова.

3.произносится: Наша Таня (хлопок), (хлопок).

4.произносится:Наша (хлопок), (хлопок), (хлопок)

5. Все слова заменяются хлопками.

Эта игра относится к кинезеологическим, она способствует развитию межполушарных связей мозга, а значит улучшает развитие речи.

Развитие движений

Дети с нарушение зрения, как правило, малоактивны, их физическое развитие замедлено.

Развитие движений успешно происходит через подвижные игры. Организация таких игр имеет свои отличительные особенности.

Если они проводятся на открытой площадке, на улице, то вокруг неё необходимо сделать ограничительные ориентиры, чтобы играющий не мог сойти с этой площадки, например, натянуть по границам верёвки, положить резиновые коврики, т.е. нужен такой ориентир, чтобы дети могли его увидеть или почувствовать.

Естественно не должно быть опасных предметов, ям, камней, кустов.

В процессе игры нужно обязательно следить за самочувствием, чтобы не было переутомления.

Подвижность, скорость игры зависит от индивидуальных особенностей и степени зрительных нарушений, которые определяются врачом.

При некоторых заболеваниях глаз подвижные игры противопоказаны.

Если на площадке играют несколько детей, то нужно ставить детей в пару – слабовидящий и зрячий. Желательно всем детям сделать озвученные браслеты на руки или дать колокольчики (погремушки).

Игра: «Курица и цыплята»

Цель: развитие навыков, бега, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.

«Курица» звонит в колокольчик, цыплята по звуку должны определить её местонахождение, подбежать к ней.

Можно разнообразить игру, когда «курица» ловит цыплят, они по звуку определяют её нахождение и убегают в разные стороны. (бег только парами).

Воспитание слабовидящих детей с помощью игры поможет преодолеть все трудности в работе, сделает их жизнь более насыщенной и интересной.