Мясопустная неделя. Мясопустная седмица

Икона «Страшный суд». Новгород,
XV век, Третьяковская галерея

Тре-тье вос-кре-се-нье под-го-то-ви-тель-но-го пе-ри-о-да к Ве-ли-ко-му по-сту име-ну-ет-ся в Пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре Неде-лей о Страш-ном су-де, или Неде-лей мя-со-пуст-ной. Пер-вое на-зва-ние про-дик-то-ва-но те-мой еван-гель-ско-го чте-ния за Ли-тур-ги-ей - о бу-ду-щем Страш-ном су-де жи-вых и мёрт-вых; вто-рое - пред-пи-са-ни-ем Цер-ков-но-го уста-ва: не упо-треб-лять по-сле это-го вос-кре-се-нья мя-са.

Что зна-чит «мя-со-пуст»?

Сла-вян-ский тер-мин «мя-сопу ст» (греч. апо кр-эос , лат. carnis privium - ли-ше-ние мя-са ) озна-ча-ет пре-кра-ще-ние вку-ше-ния мя-са. Неде-ля мя-со-пуст-ная - это вос-кре-се-нье за 56 дней до Пас-хи. За ним сле-ду-ет ещё од-на - по-след-няя пе-ред Ве-ли-ким по-стом седми ца - «сыр-ная», или, в про-сто-ре-чии, - «мас-ле-ни-ца» (в на-род-ном ка-лен-да-ре она вклю-ча-ет в се-бя ещё и Про-щё-ное вос-кре-се-нье в ка-че-стве за-вер-ша-ю-ще-го ак-кор-да ли-хих на-род-ных гу-ля-ний). Стро-го со-блю-да-ю-щие ди-е-ти-че-скую сто-ро-ну по-ста от-ка-зы-ва-ют-ся на этой неде-ле от мя-са и едят толь-ко яй-ца и мо-лоч-ные про-дук-ты (от-ку-да и на-зва-ние этой неде-ли). В этом - по-след-няя сту-пень под-го-то-ви-тель-но-го воз-дер-жа-ния.

Мас-ле-ни-ца - хри-сти-ан-ский празд-ник?

Об-ра-зо-ван-ный хри-сти-а-нин (да и каж-дый че-ло-век) дол-жен знать, что мас-ле-ни-ца в сво-ей ос-но-ве - празд-ник со-всем не хри-сти-ан-ский! На-про-тив - это древ-ний язы-че-ский празд-ник про-во-дов зи-мы и встре-чи вес-ны, со-глас-но по-сло-ви-це: «Мас-ле-ни-цу про-во-жа-ем, све-та солн-ца ожи-да-ем». Это - свое-об-раз-ный «се-вер-ный кар-на-вал», вак-ха-на-лия, со-про-вож-да-ю-ща-я-ся необуз-дан-ным ве-се-льем, зу-бо-дро-би-тель-ны-ми дра-ка-ми, иг-ра-ми и хмель-ны-ми пи-ра-ми (это то, что у нас все-гда хо-ро-шо по-лу-ча-ет-ся). В до-хри-сти-ан-ские вре-ме-на по-доб-ные гу-ля-ния с «уми-ло-стив-ле-ни-ем» язы-че-ских бо-гов со-про-вож-да-лись да-же че-ло-ве-че-ски-ми жерт-во-при-но-ше-ни-я-ми: вспом-ним о на-ших хри-сти-ан-ских пер-во-му-че-ни-ках - ки-ев-ских ва-ря-гах Фе-о-до-ре и сыне его Иоанне (983 г.). (Пред-ста-вим, что они вос-крес-ли, ока-за-лись на на-шей мас-ле-ни-це и уви-де-ли стран-ные на-ря-ды хмель-ных гу-ляк, пры-га-ю-щих во-круг ко-ст-ра с язы-че-ским идо-лом ста-ру-хи-зи-мы и бли-на-ми в ру-ках... Му-че-ни-ки ре-ши-ли бы, что на Ру-си всё ещё тор-же-ству-ет язы-че-ство, ко-то-рое рев-ност-но на-саж-дал князь Вла-ди-мир в на-ча-ле сво-е-го прав-ле-ния, а кре-ще-ние на-шей мно-го-стра-даль-ной стра-ны так и не со-сто-я-лось!) По-это-му су-ро-вый го-лос Свя-той Пра-во-слав-ной Церк-ви, воз-ве-щая о Страш-ном Су-де, зо-вёт к по-ка-я-нию и предо-сте-ре-га-ет от язы-че-ской мен-таль-но-сти, до сих пор жи-ву-щей в на-шем со-зна-нии.

По-сле кре-ще-ния Ру-си «от-ме-нить» мас-ле-ни-цу (как и неко-то-рые дру-гие язы-че-ские иг-ри-ща, на-при-мер, «Ива-нов день») так и не смог-ли: наш на-род го-тов от-ка-зать-ся от мно-го-го, но толь-ко не от бес-ша-баш-ных гу-ля-нок и за-сто-лий с тра-ди-ци-он-ным во-про-сом: «Ты ме-ня ува-жа-ешь?» По-это-му Цер-ковь вы-нуж-ден-но сов-ме-сти-ла эту неде-лю вак-ха-на-лий с по-след-ней под-го-то-ви-тель-ной сед-ми-цей пе-ред Ве-ли-ким по-стом, чтобы хоть как-то кон-тро-ли-ро-вать про-ис-хо-дя-щее и не до-пус-кать про-дол-же-ния ко-щун-ствен-но-го раз-гу-ла во вре-мя Ве-ли-ко-го по-ста. При этом обы-чай по-ми-нать на хмель-ной тризне пред-ков бли-на-ми (это аст-ро-ло-ги-че-ский со-ляр-ный знак) был пе-ре-осмыс-лен как за го-ве-нье - празд-нич-ную тра-пе-зу на-ка-нуне по-ста. Гре-ки и дру-гие хри-сти-ане не мо-гут по-нять, по-че-му наш бо-го-слу-жеб-ный (!) - а не толь-ко «на-род-ный» - ка-лен-дарь об-зы-ва-ет пра-во-слав-ную сыр-ную сед-ми-цу, име-ю-щую по-лу-пост-ный по ра-ци-о-ну, но вполне по-ка-ян-ный по сво-е-му на-зна-че-нию ха-рак-тер, язы-че-ским тер-ми-ном «мас-ле-ни-ца» (хо-тя бы и в скоб-ках). Тем са-мым, в гла-зах про-сто-го на-ро-да, име-ну-ю-ще-го се-бя «пра-во-слав-ным», санк-ци-о-ни-ру-ет-ся как сам «кар-на-вал», так и свя-зан-ные с ним язы-че-ские об-ря-ды и зло-упо-треб-ле-ния. В хра-мах зву-чит пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, а на ули-цах - язы-че-ские ри-ту-аль-ные за-кли-на-ния и визг-ли-вые ча-стуш-ки, осквер-ня-ю-щие слух цер-ков-но-го че-ло-ве-ка.

Сыр-ная сед-ми-ца или мас-ле-ни-ца?

«Сыр-ная сед-ми-ца - пред-две-рие и на-ча-ло по-ста»

Пра-во-слав-ный Цер-ков-ный ка-лен-дарь име-ну-ет по-след-нюю седми цу (неде-лю) пе-ред Ве-ли-ким по-стом сы-ропу стно й (а на-род - мас-ле-ни-цей). Смысл этой сед-ми-цы - в по-сте-пен-ном пе-ре-хо-де от обы-ден-ной жиз-ни к ве-ли-ко-пост-ным «по-дви-гам», ко-то-рые, ко-неч-но же, у каж-до-го хри-сти-а-ни-на свои - и опре-де-ля-ют-ся его по-лом, воз-рас-том, со-сто-я-ни-ем здо-ро-вья и про-фес-си-ей. В сре-ду и пят-ни-цу да-же не со-вер-ша-ет-ся Бо-же-ствен-ная Ли-тур-гия (это в знак по-ка-ян-ной скор-би), а служ-бы су-точ-но-го цик-ла, со-дер-жа-щие и по-ка-ян-ную мо-лит-ву пре-по-доб-но-го Еф-ре-ма Си-ри-на, по-чти со-от-вет-ству-ют ве-ли-ко-пост-ным. Всё это, со-глас-но за-ме-ча-тель-но-му вы-ра-же-нию свт. Ти-хо-на За-дон-ско-го, - «свет-лые предпу тия по-ста»!

Но на-род - не толь-ко «про-стой» и «необ-ра-зо-ван-ный» (эта от-го-вор-ка ныне смеш-на) - про-во-дит это «на-ча-ло уми-ле-ния и по-ка-я-ния» вполне по-язы-че-ски - в шум-ных гу-ля-ньях и со-мни-тель-ных за-ба-вах.

Один из ино-стран-ных пу-те-ше-ствен-ни-ков, по-се-тив-ших Рос-сию в XVII ве-ке, мо-сье Одер-бон, с удо-воль-стви-ем но-си-те-ля за-пад-ной ци-ви-ли-за-ции кон-ста-ти-ро-вал (по-доб-ных сви-де-тельств мно-го): «В это вре-мя у рус-ских по-чти бес-пре-рыв-но про-дол-жа-ет-ся об-жор-ство и пьян-ство; они пе-кут паш-те-ты, то есть ола-дьи и бли-ны из мас-ла и яиц, за-зы-ва-ют к се-бе го-стей и упи-ва-ют-ся мё-дом, пи-вом и вод-кой до упа-ду и до бес-па-мят-ства. В те-че-ние всей мас-ле-ни-цы толь-ко и слыш-но, что то-го-то уби-ли, то-го-то бро-си-ли в во-ду…».


«Взя-тие снеж-но-го го-род-ка»
В. Су-ри-ков, 1891 г.

Со вре-ме-нем ма-ло что из-ме-ни-лось. Вспом-ним кар-ти-ну Ва-си-лия Су-ри-ко-ва «Взя-тие снеж-но-го го-род-ка» или хре-сто-ма-тий-ное изо-бра-же-ние боя «стен-ка на стен-ку» в филь-ме «Си-бир-ский ци-рюль-ник». Мно-гие про-сто-душ-ные лю-ди от-но-сят-ся к этим лу-боч-ным кар-тин-кам про-шло-го с но-сталь-ги-че-ским при-ды-ха-ни-ем и все-рьёз счи-та-ют, что всё это - «су-гу-бо по-пра-во-слав-но-му»; что так и сле-ду-ет «го-то-вить-ся» к Ве-ли-ко-му по-сту: на-пить-ся до без-об-ра-зия, сло-пать (про-сти-те за от-кро-вен-ный гла-гол!) как мож-но боль-ше бли-нов, ста-ра-ясь не уме-реть от за-во-ро-та ки-шок (что дей-стви-тель-но слу-ча-лось), уме-ло раз-бить ближ-не-му нос или вы-вих-нуть че-люсть, а по-том «по-ка-ять-ся» - по-па-рить-ся в Чи-стый по-не-дель-ник в бань-ке, дабы смыть с се-бя мас-ле-нич-ные из-ли-ше-ства, и с чув-ством хо-ро-шо ис-пол-нен-но-го «пра-во-слав-но-го дол-га» бу-хать зем-ные по-кло-ны.

Ко-неч-но же, это язы-че-ская раз-гуль-ная об-ряд-ность, во мно-гом ис-кус-ствен-но воз-рож-да-е-мая сей-час под ви-дом воз-вра-ще-ния к «на-род-ным тра-ди-ци-ям». Оче-вид-но, мно-гим, же-ла-ю-щим ко-щун-ствен-но смыть с Ру-си во-ды дне-пров-ской ку-пе-ли, хо-чет-ся вер-нуть-ся непре-мен-но к до-хри-сти-ан-ским «на-цио-наль-ным ис-то-кам». Неуди-ви-тель-но, что на-шу стра-ну, в ко-то-рой за де-вять сто-ле-тий не смог-ли утвер-дить-ся хо-тя бы эле-мен-тар-ные нор-мы хри-сти-ан-ской мо-ра-ли и по-ве-де-ния, по-стиг-ли столь тяж-кие на-ка-за-ния в XX сто-ле-тии. Это и был «Страш-ный суд», к сча-стью, ещё не окон-ча-тель-ный; но ра-зум-но ли ис-пы-ты-вать Бо-жие дол-го-тер-пе-ние? Ещё один «Страш-ный суд» для на-ше-го об-ще-ства, си-дя-ще-го на «по-ро-хо-вой (ядер-ной и тер-мо-ядер-ной) боч-ке» мо-жет стать в пря-мом смыс-ле Страш-ным (уже без ка-вы-чек) и по-след-ним. Всё за-ви-сит от спо-соб-но-сти по-ка-ять-ся (то есть на биб-лей-ском язы-ке - «пе-ре-ме-нить со-зна-ние») и хо-тя бы по-пы-тать-ся жить по-хри-сти-ан-ски. К со-жа-ле-нию, вме-сто то-го, чтобы «на се-бя обо-ро-тить-ся» - вспом-нить сло-ва Спа-си-те-ля о том, что Отец Небес-ный зна-ет о каж-дом из нас всё (да-же во-ло-сы на на-ших го-ло-вах со-счи-та-ны!) и что без Его по-пуще-ния ни-че-го не про-ис-хо-дит, - мно-гие на-ши «рев-ни-те-ли» от-ма-хи-ва-ют-ся от про-мыс-ла Бо-жия и ви-нят во всех на-ших бе-дах раз-ных внеш-них су-по-ста-тов (их име-на хо-ро-шо из-вест-ны). Здесь есть над чем за-ду-мать-ся, осо-бен-но в пред-две-рии Ве-ли-ко-го по-ста.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

При-ло-же-ние

Свя-ти-тель Ти-хон За-дон-ский (†1783) о мас-ле-ни-це

«Сыр-ная сед-ми-ца есть пред-две-рие и на-ча-ло по-ста. А по-то-му ис-тин-ным ча-дам Церк-ви сле-ду-ет в Сыр-ную сед-ми-цу по-сту-пать во всём го-раз-до воз-дер-жан-нее. Слу-ша-ют ли, од-на-ко, хри-сти-ане сла-дост-ных пес-ней люб-ве-обиль-ной Ма-те-ри сво-ей? Она за-ве-ща-ет в эти дни бо-лее бла-го-го-веть - а они ещё боль-ше бес-чин-ству-ют. Она за-по-ве-ду-ет воз-дер-жи-вать-ся - а они ещё боль-ше пре-да-ют-ся невоз-дер-жа-нию. Она по-веле-ва-ет очи-щать те-ло и ду-шу - а они ещё боль-ше осквер-ня-ют их. Она ве-лит се-то-вать о со-де-ян-ных гре-хах - а они при-бав-ля-ют но-вые без-за-ко-ния. Она вну-ша-ет уми-ло-стив-лять Бо-га - а они ещё боль-ше про-гнев-ля-ют Все-выш-не-го. Она на-зна-ча-ет пост - а они ещё боль-ше объ-еда-ют-ся и упи-ва-ют-ся. <…> Са-мое празд-но-ва-ние мас-ле-ни-цы - есть де-ло язы-че-ское. У языч-ни-ков был лож-ный бог Вакх (изоб-ре-та-тель хмель-но-го пи-тья), ко-то-ро-му они учре-ди-ли осо-бен-ные в го-ду празд-ни-ки (так на-зы-ва-е-мые вак-ха-на-лии ) и про-во-ди-ли эти празд-не-ства во вся-ких непо-треб-ствах и мер-зо-стях. Смот-ри-те, не так ли хри-сти-ане про-во-дят мас-ле-ни-цу, а рав-но и мно-гие празд-не-ства? <…> А я ещё раз ска-жу, что, кто про-во-дит мас-ле-ни-цу в бес-чин-ствах, тот ста-но-вит-ся яв-ным ослуш-ни-ком Церк-ви и по-ка-зы-ва-ет се-бя недо-стой-ным са-мо-го име-ни хри-сти-а-ни-на» (цит. по: Бул-га-ков С. В. На-столь-ная кни-га для свя-щен-но-цер-ков-но-слу-жи-те-лей. М., 1993. Т. 1. С. 543-544).

Мясопустная неделя входит в ряд подготовительных мероприятий, предшествующих Великому посту, который, в свою очередь, является преддверием главного православного и древнейшего христианского праздника Пасхи, олицетворяющего величайшее событие - воскресение из мертвых Иисуса Христа.

Весь подготовительный перед Пасхой период

Значимость большого праздника подчеркивает предшествующий ему Великий пост, в течение которого человек нравственно и физически готовится к этому событию.

Предваряют же сам Великий пост приготовительные седмицы (их три) и Недели (их четыре). Сразу надо оговориться, что в переводе со старославянского языка седмица - это неделя в нынешнем понимании, а Неделя - это воскресенье. Слово, как предполагают, произошло от глагола «не делать», что означает запрет на работу и посвящения себя богу. Весь, говоря современным языком, подготовительный цикл перед Пасхой насчитывает 70 дней. Начинается он с воскресенья (Неделя о мытаре и фарисее) и заканчивается Великой субботой, которая знаменует конец Страстной седмицы - последней недели. Великий пост в церковном обиходе имеет еще одно название - Святая четыредесятница. Ей предшествуют, как отмечалось выше, три недели, в течение которых осуществляется строго определенный порядок служб.

Четыре воскресенья - четыре вехи

Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия - о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Последнее воскресенье совпадает с древним, языческим и очень любимым праздником - Масленицей, сразу после которой, в понедельник, начинается Великий пост. Суть этих приготовлений - подготовка постепенного перехода к суровому воздержанию. Сам по себе этот порядок очень древний и известен с IV века.

Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически. Она является последним днем, когда в пищу можно употреблять мясо. Этот день называется еще Неделей о Страшном Суде, потому что все 6 предшествующих этому воскресенью дней на литургии читаются страницы из Евангелия, посвященные Судному дню.

Начало говения на мясо

Что означает мясопустная неделя? Это день, после которого прекращается «отпуск» мяса, поэтому его надо было наесться вдоволь. Считалось, что в этот день принято 12 раз щи хлебать и 12 раз мясо есть. Это воскресенье, завершающее мясопустную седмицу, которая начинается в понедельник, после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Еще эта седмица называется в народе пестрой или рябой. Происходит это потому, что в два из шести ее дней (среда и пятница) уже «говеют на мясо», то есть постятся. Таким образом, она отличается от предыдущей седмицы, когда мясо едят каждый день, и от последующей сырной седмицы, когда его совсем не употребляют в пищу.

Вселенская родительская суббота

Мясопустная неделя завершает седмицу, имеющую еще одно название - в народе ее зовут поминальной. В мясопустную субботу, которая называется еще и Вселенской родительской, принято было ходить на кладбище, поминать умерших отца и мать (в Белоруссии поминальные дни приходились на четверг и пятницу). Существует еще несколько традиций, связанных с этим периодом. В эти дни прекращались В подтверждение этому существует множество пословиц. Одна из них - «На Пестрой жениться - с бедой породниться». Кроме того, именно в мясную неделю люди ходили к соседям и приглашали их к себе на празднование масленицы. Накануне в некоторых регионах было принято тщательно убирать в доме, готовить праздничный стол, то есть ждать гостей.

Традиции и обычаи, связанные с этой неделей

Что значит мясопустная неделя? Это, с одной стороны, канун а с другой - воскресенье, после которого остается ровно 56 дней до наступления Пасхи. К теневой ее стороне относится некоторая двусмысленность и неустойчивость, ненадежность, связанная с названиями "пестрая" и "рябая". Поэтому существуют запреты на определенные действия и поступки в эти дни. В народе всегда существовало очень много примет и традиций, связанных с любым праздником. Иногда они были своеобразными. Так, в некоторых губерниях еще в мясопустную субботу начинали праздновать «малую Масленку». Пекли первые блины, оставляли часть из них умершим родственникам. У детворы были свои обычаи в этот день, например собирать по всей деревне старые лапти, свои «кричалки», с помощью которых они призывали весну.

Выходит, что мясопустная неделя, седмица, следующая за ней, как и две предыдущие, являются не только подготовительным периодом к Великому посту, но и временем праздников, гуляний и связанных с ними народных поверий, примет и обычаев, о которых, в свою очередь, сложены десятки пословиц и поговорок.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мясопустная неделя

предпоследнее воскресенье перед Великим постом и последующая неделя, в которые по Уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресенье вспоминается грядущий Страшный суд.


. 2014 .

Смотреть что такое "Мясопустная неделя" в других словарях:

    Мясопустная неделя - (пестрая) последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Назв. объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена пестрота. Поск. слово пестрый в рус. яз. нередко означает ненадежный,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Неделя о Страшном суде - Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее Неделя (воскресенье) называется мясопустной по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще мясопуст (т.е. отпуск мяса, лишение,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Мясопустная суббота - Мясопустная суббота … Википедия

    МЯСОПУСТНАЯ {(Сырная) }НЕДЕЛЯ

    МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ - последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом. В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели … Русская история

    Неделя Мясопустная - воскресение на второй подготовительной неделе перед Великим постом. В этот день вступает в силу церковный запрет на употребление мяса. Другое ее название – Неделя о Страшном суде … Православная энциклопедия

    Пёстрая неделя - И. С. Куликов. В крестьянской из … Википедия

    Неделя, предшествующая Великому посту; в это время по Уставу не разрешается употребление мяса (отсюда другое именование масленицы – мясопустная неделя), но разрешается употребление молочных продуктов (в том числе и масла), рыбы и яиц … Православие. Словарь-справочник

Великий пост - это не только время очиститься физически, но и духовно, вспоминая важные события из Писания и усмиряя свою плоть. Это крайне важно проводить в мире с самим собой, Богом и близкими, чтобы должным образом подготовиться к главному христианскому празднованию - Воскресению Господа Иисуса Христа или Пасхе.

Подготовка к Пасхе

Великий пост имеет ряд своих особенностей, которые позволяют православным христианам правильно подготовить себя к празднованию Пасхи. Весь подготовительный период насчитывает 70 дней и три седмицы (при этом недель всего 4). Каждая седмица (7 дней) посвящена отдельной теме и начинается все с воспоминания истории мытаря и фарисея, когда они молились в храме. Заканчивается подготовительный период сыропустной седмицы, когда православные христиане подходят к 40 дням полного аскетизма Великого поста.

Отказ от мясной и молочной пищи во время Великого поста идет на пользу человеку

Каждая седмица во время Великого поста и во время подготовки к нему посвящена отдельной теме и имеет свои определенные богослужения. Каждое воскресение в течение этого периода (как и самого Поста) имеет свое название и предопределяет ее течение:

  1. О мытаре и фарисее.
  2. О блудном сыне.
  3. Мясопустное.
  4. Сыропустное.

Все это необходимо для того, чтобы облегчить человеку переход от привычного образа жизни к крайне аскетичному и суровому. Такой порядок подготовки и проведения Великого поста Церковь использует уже более 16 веков.

Описание мясопустной недели

Мясопустная седмица - это третья неделя подготовки к общему посту, и она подводит православного христианина к отказу от мясных продуктов, облегчая его. Уже в среду и пятницу люди должны отказаться от вкушения мясных продуктов, т. е. начать говеть, чтобы дальнейшее воздержание прошло успешно. Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту

Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа. В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него.

Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной. В эти дни еще можно кушать молочные продукты и заменить ими мясо. Отказ от молока и производных него произойдёт в следующие 7 дней на Сыропустной неделе.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, в которое вспоминают историю о блудном сыне. В течение всей недели вспоминают на литургиях грядущий Страшный Суд, после второго пришествия Христа. Священнослужители на литургиях в будние дни читают стихи из Евангелия, где сам Христос говорил о будущем Суде.

На заметку! Сама неделя проходит достаточно свободно - православным людям рекомендуют регулярно посещать богослужения, а также читать утреннее и вечернее молитвенное правило, особенно уделяя внимание стихам, которые читаются на литургии о Страшном Суде.

Завершается мясопустная неделя Родительской субботой, когда все православные христиане собираются на кладбище у могил своих родителей и родственников, чтобы помянуть их. Делается это в контексте всей недели, на протяжении которой вспоминают Страшный Суд и будущее воскресение всех мертвых.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых

В память о родителях и умерших близких заказывают панихиды и молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст - праздник мяса перед полным отказом от него. Обычно это гулянья, народные ярмарки, праздники и большое количество мяса, которое жарят на гриле, запекают и едят в большом количестве, наедаясь впрок.

Важно! Это последний день перед грядущими 47 днями, в которые нельзя кушать ничего мясного.

До этого времени священники рекомендуют продумать свой рацион питания на следующий месяц, учитывая необходимость в нем постных блюд. Не менее важно и подготовиться психологически, для будущего отказа от всех развлекательных мероприятий и праздничных.

Важно! Этот месяц перед Пасхой должен пройти в приготовлении своей души и тела к великому празднованию Воскресения Иисуса Христа, который спас своей смертью всех грешных людей.

Отказ от вкусной мясной и молочной пищи, отказ от веселого времяпрепровождения, от любых удовольствий идет на пользу человеку, который всю жизнь проводит в сплошном удовлетворении своей плоти. Это прекрасное время, которое помогает осознать, что дух человека важнее и ему следует также уделять постоянное внимание, напитывая духовной пищей.

Мясопустная неделя