День Ильи-пророка: история, приметы и традиции праздника. Ильин день: приметы, традиции, история праздника Пророк илия день празднования

Пророк Илья - это один из тех святых людей, которых почитают в разных религиях. Есть даже следы присутствия Ильи в языческих религиях, иудаизме, исламе. В статье поговорим про Ильин день. История праздника смутная. С ней связывают разные мифы.

Поверья

После наступления Ильина дня нельзя купаться в открытой воде. Считается, что пророк приходит студить воду. Есть версия, что Илья в воду мочится. Независимо от причины, после второго августа нельзя купаться. Это связано с тем, что может случиться беда.

История праздника

История праздника Ильин день началась очень давно, еще до рождения Христа. По преданию, Илья - это великий пророк из Ветхого Завета. Он родился за девятсот лет до Рождества Христова.

Когда Илья появился на свет, его отцу, Соваку, было видение, что мужи беседовали с ребенком и питали его огнем. С юных лет пророк жил в пустыне, в строгом посте и молитве. После его призвали на служение к царю Ахаве, поклонявшемуся Ваалу. Господь послал Илью к царю и велел сказать, что если его народ не обратится к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Царь не послушал, в стране настал голод, пришла сильнейшая засуха.

Во время голода Илья прожил в пустыне год. Птицы носили ему пищу. Затем он пришел к вдове Сарепте. Через три года скитаний пророк вернулся в Израильское царствие и опять попытался донести до царя, что все беды от неправильной веры. Чтобы доказать свою правоту, он предложил сделать жертвенники: один предназначался Ваалу, а второй - истинному Богу. Если огонь сойдет на жертвенник Ваала, то он истинный Бог, если же нет, то это просто идол.

Сначала был сделан жертвенник Ваалу. Люди закололи быка, жрецы стали молиться, прося сослать огонь с небес. Несмотря на все мольбы, никакого огня не было послано.

Вечером того же дня Илья изготовил свой жертвенник, заложил дрова, полил их водицею и стал молиться. Сошедший с небес огонь запалил и дрова, и жертву. Огнем обожгло камни, воды испарились. Народ зрил чудо и прославил настоящего Бога, уверовав снова в него.

За дела его земные Илью взяли на небо живым, в огненной колеснице. Это чудо видел Затем в Преображении Господнем он явился вместе с Моисеем и предстал перед Христом. Они вели беседы на Предание церкви гласит, что пророк Илья - это Предтеча Страшного Второго Пришествия Спасителя на землю. Он будет на земле в смертном теле.

Почтение

История праздника Ильин день показывает суровость и одновременно щедрость. Пророк был высоко почитаем среди всех Святых. Он всегда благосклонно относился к верующим, праведникам и был суров с грешниками. Он исполняет человеческие и Божьи законы.

Илью считают властелином молний. С момента принятия христианства пророка изображали как бога-громовержца. Многие находят в этом сходство с образом Перуна, почитаемого древними славянами.

Нельзя купаться

Многие интересуются, пытаются найти в истории праздника Ильин день, почему нельзя купаться. С этим связано несколько поверий.

Второго августа, в Ильин день, запрещалось купаться в открытых водах. Раньше верили, что это может накликать большую беду и нанести сильнейший вред здоровью. Часто люди тонули в этот праздник.

Есть несколько различных версий, почему не стоит купаться. Одна из них гласит, что пророк остудил воду. Когда святой отправлялся на небо, у одной из лошадей упала подкова прямо в воду, сделав ее холодной. По сей день люди говорят «Илья-пророк воду мутит». Эта поговорка связана именно с падением подковы в воду.

Другая версия говорит, что с этого дня начинает цвести вода. Считается, что во время цветения водоемов вода приобретает неприятный, тухлый запах. На поверхности озер и рек появляется тина. Все это может нанести вред здоровью.

Некоторые люди в древности верили, что в ночь на второе августа у водоемов собирается нечисть: черти, русалки, водяные. С этого дня они начинают хозяйничать на воде, топя всех, кто полезет в воду искупаться.

Традиции

История праздника Ильин день имеет свои традиции. Пророка уважали, ведь он контролирует силы, помогающие крестьянину работать, жить безбедно. Поэтому второго августа было принято праздновать, а не трудиться.

Говорят, Ильин день не обходится без гроз, но их слышат только грешники. Тот же, кто видел молнию и слышал гром, прятались в домах, закрывая ставни и двери. Все боялись гнева Ильи.

Традиции и история праздника Ильин день очень интересны. В деревнях верили, что если пойдет дождь, то это благословение пророка. Считалось, что эта влага обладает целительной силой. Женщины, умывшиеся этой водой, становились красивее, привлекательнее.

Приметы

В истории праздника Ильин день приметы имели немаловажное значение. О чем же они говорят?

  1. Со второго августа ночи становятся темными.
  2. До Ильина дня дождя у небес пальцем не выманишь, а после - любой сможет приманить дождик.
  3. Если на Ильин день случится пожар, то, перед тем как тушить, необходимо молоко налить в огонь и только после этого можно тушить. Если так не сделать, то пламя разойдется по всему селу.
  4. Нельзя считать копны.
  5. Нельзя работать, так как Илья отберет благополучие.

Несмотря на запреты, второго августа можно выполнять некоторые виды работ. Разрешается ухаживать за пчелами.

История праздника Ильин день для детей рассказывает, что было принято заготавливать воск для свечей. Считается, что заготовленный именно второго августа воск обладает особыми свойствами. Свечи, приготовленные на Ильин день, хранятся в доме весь год и зажигаются по особым случаям. Это связано с их способностью защищать от дурного.

По поверьям, нельзя было стоять под деревьями в этот день. Такое суеверие связано с возможностью попадания молнии в дерево. Также нельзя стоять на перекрестках, там, где собирается нечисть.

Самое главное, что нельзя делать второго августа, - сквернословить, злоупотреблять алкоголем. Провести день необходимо с открытым сердцем, добрыми мыслями.

Для торжества накануне второго августа принято было печь обрядное печенье, проводились обряды для защиты дома от воды, молнии. Делали ритуалы, позволяющие защититься от сглаза, болезней.

Пророк Илья изображается суровым и в то же время щедрым. В его подчинении находятся молнии, дожди, грозы. С ними же на землю приходит плодородие, благополучие тех, кто трудился на протяжении целого года. За труды праведные его ждет вознаграждение.

Наши предки верили, что Ильин День означает новый виток цикла и окончание погожих деньков. И в этом есть своя истина, ведь мы все ближе и ближе к зиме и холодам, которые она с собой принесет. Пусть же сегодняшний день пройдет солнечно, и к ненастным погодам вы придете радостными и отдохнувшими.

Илья, Илья,
Не давай гнилья!
Тебя мы уважим,
Почет окажем,
Купаться не будем -
Дома побудем,
Работать не станем -
Сядем да встанем,
Хоровод заведём -
Лето проведём,
Дожди встретим -
Осень приветим.
Новый хлеб на стол -
Илья пришел!

Как всегда приходит в срок
Славный наш Илья-пророк.
Первый сноп уж виден в поле,
Школьников готовят к школе,
Лета близится конец -
Не грусти, коль молодец.
Встреть Илью без сожаленья,
Помни Божье повеленье.

Молимся тебе, Илья,
Если в поле нет дождя.
Знают все, и знаю я -
Урожай пошлёт Илья.
А сегодня, в именины,
Отдохни ты от трясины.
Поликуй наоборот!
Пусть потрудится народ!
Шлём тебе поклон, Илья!
Ждём благословения.

Илья выполнил свой долг,
Праздник людям всем принес,
Бросьте люди все дела,
Прекращайте сенокос,

В воду лучше лезть не стоит,
Лучше в доме посиди,
Или лучше за наградой,
Помолится в храм сходи.

На полях скота не видно,
Нечисть на реке сидит,
А Илья гремит-грохочет
Да на землю все глядит,

Аккуратно вы отметьте
Праздник знатный день Ильин,
Этот праздник нам устроит
Наша армия мужчин.

Илья пописал в воду,
Чем вызвал непогоду
И запретил в пруду, реке купаться.
Нам нужно лишь смириться,
Что лето мало длиться,
И, утеплившись, осени дождаться.
Махнуть на море можно
Тому, кому не сложно:
Все бросить, сесть в машину и умчаться.
А можно здесь остаться,
Назло во льду плескаться
И с теплым днем наедине прощаться.

Небо тучами затянет,
Молний выпустит поток,
И раскатом грома грянет
Зычно наш Илья пророк...

Уж танцуют на асфальте
Стрелы серого дождя.
Ты мне гол забил с пенальти,
Крепко за руку держа.

Сердца стук. Нет, даже грохот
Перекроет рокот грома...
« Я грозы боюсь... Дуреха...
Проводи меня до дома...»

Пусть резвиться Громовержец!
Только нам все нипочем!
Дарит двум сердцам надежду
Праздник под одним зонтом...

Сегодня важный славянский праздник - Ильин день. Этот праздник пришел к нам из глубины веков и чудным образом влился в христианство. Вот уж все мы замечаем, как день становится короче, а вечера прохладнее. Впереди - сбор урожая, а сегодня - гулянья, веселье и хороводы. Давайте проведем Ильин день как полагается, чтобы радости хватило на целый год.

День Ильи пророка.
Он направит всех.
Бога почитать
Должен человек.

И иметь терпенье,
Уважать добро.
Каждое мгновенье
Миру слать тепло.

Соблюдать устои
И людей любить
Чтоб иметь здоровье,
Чудеса творить.

Не бояться бури,
Что пророк несет.
Каждый свое счастье
Вмиг тогда найдет.

Пришел Илья - и лето убегает,
(Но ничего, оно вернется вновь),
Русалки из болота вылезают,
И льет с небес уже осенний дождь.

Ну что ж, поздравим мы с Ильей друг друга,
Вкусим немного праздничных забот;
Когда зимой в окно стучится вьюга,
Его мы вспомним, и тепло придет!

Ильин день – это праздник, который проходит второго августа. О том, кто такой пророк Илия, о его житии и многом другом, Вы сможете прочитать в нашей статье!

Ильин день – праздник 2 августа

Ильин день отмечают 2 августа. Этот праздник посвящен самому первому Святому, которого стали почитать на Руси. В IX в Киеве был построен соборный храм, а княгиня Ольга возвела храм во имя пророка Божия Илии на севере Руси, в селе Выбуты. В Ильин день всегда молились об избавлении от засухи, ведь в те времена это означало голод и отсутствие урожая. Ильин день обычно выпадал на границу сезонов и считался серединой лета, когда время близится уже к зиме.

После Ильина дня обычно не плавали в водоемах. Существовало поверье, что можно утонуть. Многие придерживаются его до сих пор. А девушки в эти дни молились о замужестве, так как Ильин день сопровождался традиционным периодом свадеб. Современное православное понимание праздника далеко отошло от народных верований, имеющих отношение, скорее, к язычеству, чем к истинному почитанию Библейского пророка. Мы познакомим вас с историей о пророке Илии, расскажем о его житие и пророчествах. Святой пророк Илия посвятил себя служению Богу и был взять живым на Небеса. В Писании говорится о том, чтоб он был «сокрыт вихрем», до него такой чести в Писании удостаивался лишь один человек.

Пророк Илия упоминается и в Новом Завете, удивительно также, что его почитают пророком и мусульмане. В Коране есть упоминание о пророке по имени Ильясин. В священной книге мусульман пророка Илию также отождествляли с другими людьми, которые избежали смерти и вознеслись на Небо живыми. Это было знаком особого расположения Господа и больших духовных заслуг, на которые способны редкие праведники. Христианам важно не забывать о том, что суеверия и обряды, схожие с языческими не относятся к Ильину дню в православном понимании. Ильин день также совпадает со светским праздником — днем ВДВ.

Илия (др.-евр. אֵלִיָּהוּ (Элийя́ху), אֵלִיָּה (Элийя́) - «Бог мой Яхве») - (1-я пол. IX в. до Р. Х.), один из ветхозаветных пророков.

Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество.

Жизнь пророка Илии


Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, отцу его было таинственное видение: мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнем и питали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, с малых лет он посвятил себя Единому Богу, жил в пустыне, проводил время в посте, молитве и благочестии. Его пророческое служение пришлось на царствование самого нечестивого израильского царя Ахава . Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять языческую религию.

В стране культивировалось поклонение Ваалу, народ отпал от истинной веры предков в Единого Бога, пророков израильских преследовали и убивали. Для вразумления царя и развращенного им израильского народа пророк Илия поразил землю трехлетней засухой, «молитвою небеса заключив». После этого он, чтобы избежать гнева Иезавели, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо.

Народ же в то время страдал от нестерпимого зноя и голода. Ветхозаветное предание рассказывает о том, что Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии. Для пророка было важным обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию.

Пророчества и чудеса пророка Илии

Божественный пророче, ты ревнуя по Господе Вседержители, молитвою небеса заключил еси, рек: дождь и роса да не снидет на землю, токмо глаголом уст моих.

Через некоторое время поток высох. Пророк Илья, по слову Божию, отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Здесь же пророк Илия совершает еще одно чудо: он оживил внезапно заболевшего и умершего сына вдовы, сострадая горю женщины.

На третий год засухи пророк Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание со жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один — от жрецов Ваала, другой — от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, — сказал пророк Илия, — и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти».

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. Огонь пал с неба и возжег жертву пророка Илии.

Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда по повелению пророка Илии жрецы были убиты. По молитве пророка Илии Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Божественный пророче, ты молитвою и милованием, паки небеса отверзаеши, и дождь жаждущим людем, богатно даруеши.

Однако, несмотря на чудеса и великие знамения, которые свершились по молитве пророка, Иезавель желала убить его за то, что он предал смерти жрецов вааловых. Снова начинаются преследования и гонения. Илья бежит в пустыню. Этот суровый и непреклонный ревнитель истинной веры впервые впал в отчаяние — ему казалось, что лишь он один остался верен истинному Богу, что не осталось на земле никого, кому он мог бы передать и сохранить веру отцов в Единого Бога.

И вот на горе Харив этот великий пророк удостоился, насколько это возможно для человека, созерцания лицом к лицу Бога. Господь утешил его, сказав, что остались еще люди на земле, никогда не поклонявшиеся идолам, и указал Илие на Елисея, которого Он выбрал пророком после Илии. Столь яркое событие в жизни пророка Илии показало ему, насколько Господь милостив, что Он не только грозный карающий судия. Елисей стал учеником пророка Илии и свидетелем его восхождения на небо в огненной колеснице.

Вознесение

Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо » (4Цар.2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24).

Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, - и Елисей исполнился духом его » (Сирах.48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Илиа пророк предивный, зарею ум просветив, весь бысть божествен: и царя нечестива суд неправедный зря негодует, темже и судом Божиим отречение посылает на него: такожде и царицу яко немилостиву, и златолюбиву, суду Божию предаде. Но молитвами, Христе, Твоего пророка Илии спаси всех нас, яко милосерд.

Чему научиться нам в житии пророка Илии?

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.

Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.

Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.

Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.

И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.

Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.

Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Человеческий Лик Бога. М., 2000.г

Каждый год 2 августа (20 июля по старому календарю) православные христиане отмечает праздник Святого Ильи или Ильин день. Это не только знаменательный день для верующих, еще он символизирует начало перехода из летнего в осенний сезон, при этом наблюдается уменьшение светового дня, постепенное снижение температуры, особенно ночью, животные и насекомые готовятся к наступлению зимних холодов.

Христианские корни праздника

Пророк Илья, ярый ревнитель христианской веры, считается у православных христиан грозным, могущественным и щедрым святым, который распоряжается дождями, грозами и молниями, от него зависит будет ли земля плодородной, каков будет урожай, будет ли зима голодной или с запасами. Также этот святой наставляет заблудшие души на пути к истинной вере и защищает тех, кто верен Господу. В разных странах мира день почитания этого святого отмечается в разное время: католики чтят его память в феврале, армянские христиане в первое воскресенье после Троицы, в исламе для этого святого праведника (называемого мусульманами Ильяс), вознесшегося на небо, также отведено почетное место.

Родился человек под именем Илья (Элийя, Элийяху) в девятом веке до нашей эры в Иудейском Царстве, в городе Фесвия (Фисвы). Став взрослым он стал ревностным христианином, постоянно постился, молился и вел целомудренную и скоромную жизнь, удалившись от мирских соблазнов в пустынную местность. Чтобы вразумить царя Израиля Ахаву и направить его на путь истинной веры, отвергнув его от идолопоклонничества, Святому Илье приходилось совершать во славу Господа множество чудес: низводить «небесный огонь», воскрешать мертвых, разделять реку Иордан, призывать дождь. Когда он умер, как гласит предание, его тело было забрано на небеса огненной колесницей, которую везли четыре белоснежных коням, там теперь он ждет второе пришествие сына Божьего на Землю.

Этот святой почитался византийскими христианами с начала 10 века нашей эры, в Ильин день было принято устраивать празднества и театрализованные представления. Киевская Русь, принявшая христианскую веру из Византии, также стала почитать этого святого, который фактически заменил собою главного древнеславянского языческого бога дождя, грома и молнии Перуна, приняв на себя его полномочия и став новым громовержцем и стражем небесным. В современной России Святой Илья покровительствует представителям военного ремесла, он небесный заступник, помощи которого просят авиаторы и десантники. Один из самых первых православных храмов, воздвигнутых на киевской земле, Свято-Ильинская церковь, был назван именем этого святого.

Обычаи Ильиного дня

(Молев Евгений Борисович "Ильин день" )

Православные христиане на Руси считали пророка Илью исполнителем Божьей воли и Его законов, а также проявлением гнева Господа. Нарушители Божьих заветов, в особенности различная нечисть и демоны, строго им наказывались и поражались его вездесущими стрелами-молниями. Чтобы избежать смерти в огне, разная нечистая сила вселялась в тела разных гадов и диких зверей, не брезговала она и домашними животными. Среди народа бытовал запрет на то, чтобы выпускать на Ильин день животных из дома на улицу. Считалось что если домашнее животное, которое было на улице в тот день, проникло в дом, то в него может попасть молния, которую выпустит пророк Илья в нечисть.

По народной примете в Ильин день наблюдается переход от лета к зиме, земледельцы могли просить у святого Ильи либо дождь, либо солнечную погоду (зависело от того, в чем была большая потребность). Дождевая вода того дня считалась целебной и способной оберегать от сглаза и проклятий. Если шел дождь или была гроза, запрещалось в это время находиться в воде, пережидать дождь под деревом, особенно громко кричать. Нужно было укрываться в доме, закрывать двери и окна, зажигать лампадки и свечи под образами и молиться Святому Илье, чтобы молния не попала в жилище. Накануне праздника, чтобы уберечь свое имущество от возможного попадания молнии крестьяне проводили особый охранительный обряд, в котором использовался ладан, им окуривали дом, огород, пастбища и домашнюю скотину.

Главные запрещающие особенности Ильиного дня

До праздника Ильи крестьяне обязательно должны были закончить косить сено и приступить к жатве и сбору урожая. В день 2 августа весь скот не выводился на улицу, дабы не пострадать от грома и молний громовержца Ильи, пронзающего стрелами разных демонов. Также любые работы на огороде или в поле были категорически запрещены, считалось, что урожая не будет: все погниет, листья и плоды на землю упадут. Исключением из этого правила была работа на пасеке, так как наши предки верили, что нечистая сила боится пчел, и в них не вселяется, а пчелы - Божьи труженики, дающие мед и воск, из которых делались свечи для церкви. Еще одной главной особенностью этого дня был запрет на купание в реках и озерах. Да и при этом наступали уже более прохладные дни, вода остывала, и поэтому купаться уже было небезопасно для здоровья. По легенде, вода в реках и озерах остужалась от упавшей туда подковы, которая принадлежала одному из коней, запряженному в огненную колесницу Пророка Ильи.

Как проводился день святого Ильи

В это день в церквях проходили праздничные Богослужения, посвященные Святому Илье, который почитался молитвами, божественными литургиями и крестными ходами. Простые люди собирались вместе и организовывали коллективные праздник под названием братчина, накрывали общий стол с обильным угощением и главным блюдом - барашком или бычком, который по обычаю приносился в жертву Илье. После застолья организовывались народные гулянья с песнями, хороводами и общим весельем.

Святой пророк Илия - один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета - родился в северо-восточной части Святой Земли за девять веков до Рождества Христова. Происходил он из колена Левина, из рода Аарона. Незадолго до этого еврейское царство распалось на две части: на Иудейское царство и Израильское. В состав первого вошли два колена: Иудино и Вениаминово, а столицей был Иерусалим. Оно занимало южную часть Святой Земли. В состав Израильского царства, северного, вошли десять колен; его столицей была Самария.

Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным». Данное младенцу имя Илия (крепость Господня) определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, Богомыслии и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия.

В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве. И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.

Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силой своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо - воскресил умершего сына этой вдовы.

По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один - от жрецов Ваала, другой - от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, - сказал пророк Илия, - и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти». Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало.

К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.

Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшей милотию (плащом) дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.

Жизнь святого пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Церкви Христовой никогда не прерывалось. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11/24 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.

Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.