Игры в детском лагере. Подвижные игры в лагере Игры для занимания времени в лагере

ЛАГЕРНЫЕ ИГРЫ

Зона жизни

Поле: поле прямоугольной формы с 3-мя помеченными зонами. Размеры поля - 80 на 30 метров, ширина первой зоны [для каждой команды там находится своя «Чаша молитв святых»] и крайней зоны [там находится «Источник жизни» и «Геенна пламенная»] - 10 метров, ширина середины, она же «Зона жизни», - 60 метров.

Обозначения:

«Верующие» - детки.

«Ангелы» - вожатые с белоснежной повязкой на голове либо одетые в белоснежные футболки.

«Бесы» - вожатые с тёмной повязкой на голове либо одетые в тёмные футболки.

«Церковь» - команда «верующих». В игре сразу участвует несколько «Церквей».

«Источник жизни» - крупная ёмкость с водой - «молитвами» [которую «верующие» будут переносить к собственной «Чаше молитв святых»].

«Чаши молитв святых» - по одной ёмкости на команду. Перед добавлением «молитв» в «Чашу молитв святых», «ангел» инспектирует у «верующих» уровень заполнения их сосудов. «Вялые молитвы» не принимаются.

«Геенна пламенная» - место наказания провинившихся «бесов». За наказанием смотрит «ангел».

«Зона жизни» - игровое поле. На нём сразу бегают «верующие», «ангелы» и «бесы». «Бесы» мешают «Церквам». Количество «Церквей», «верующих», «бесов» и «ангелов» определяется «на месте».

Правила игры:

Верующие заполняют свои сосуды водой из «источника жизни» - это «молитвы святых». Они должны перенести их в свою «Чашу молитв святых».

По пути их встречают «бесы», чья задачка не дозволить «верующим» донести свои сосуды до их «Чаши молитв святых». Ежели бес сорвал свисающий с пояса «верующего» кусочек ткани, «верующий» должен дозволить бесу зачерпнуть ладошкой воду из его стакана. Ежели после чего «нападения», стакан будет заполнен меньше, чем на одну вторую, «верующий» должен возвратиться к «Источнику жизни» и по новой наполнить собственный сосуд. Ежели воды в сосуде больше половины, «верующий» может стать на колени и подождать пока к нему подойдёт «ангел» и заполнит его сосуд. Ангелы прогуливаются по «зоне жизни» [придерживаясь правой половины «Зоны жизни»] с бутылками и заполняют сосуды молящихся «верующих» так, как считают это нужным. Не считая того «ангелы» смотрят за «демонами», чтоб те не нарушали правила. Ежели «бес» нарушил правила игры, его посылают в «Геенну пламенную» для наказания: отжимания, приседания, прыжки на одной ноге.

Когда «верующий» прибегает со своим сосудом к собственной «Чаше молитв святых», «ангел» инспектирует состояние его «молитв». Ежели воды в стакане меньше половины, «верующий» должен возвратиться в «зону жизни», встать на колени, и дождаться заполнения его стакана «ангелом». Ежели воды в стакане больше половины - «верующий» может вылить свои «молитвы» в свою командную «Чашу молитв святых». При всём этом, ежели «верующий» приносит собственный сосуд уже 2-ой [третий] раз, он получает доп сосуд, наполнив который он может выплеснуть на приближающегося «беса». Поражённый «молитвой» «бес» должен отправиться в «Геенну пламенную» для наказания - пол минутки либо минутку ожидания. Одолевает та «церковь», чья «Чаша молитв святых» будет заполнена скорее остальных.

После чего, «бесов» собирают в круг, и победившая команда обливает «бесов» водой из «Чаши молитв святых».

Ежели в игре участвуют «Церкви», состоящей из малёханьких малышей, то к их команде прикрепляется особенный «ангел», который может поражать «бесов» прикосновением и те, на 5 секунд остаются недвижимыми.

Дорога доверия

Правила игры: Каждый отряд выстроить в колонну друг за другом, отдать всем в руки одну верёвку и завязать глаза. Все отряды попеременно совершают интересное путешествие, преодолевая на пути разные препятствия. Основное условие игры: все должны пристально слушать наставников, идущих рядом и предупреждающих о препятствиях.

Препятствиями могут быть:

> бурелом (коробки и бутылки);

> туннель (поднятая перекладина);

> густой туман (мокрая простыня, колышущаяся над головами);

> гремучие змеи (грохочущие бутылки с галькой);

> Ниагарский водопад (брызги);

> расщелина (узенький проход).

Футбол-фризби

Поле: прямоугольной формы с зонами на каждом конце. Размеры центральной части поля - 65 на 35 метров, с зонами по 22 метра, прилегающими к маленьким сторонам поля.

Начало игры: начало розыгрыша каждого очка начинается с построения команд на линиях зон, которые защищают команды. Защищающаяся команда вводит диск в направлении нападающей команды. Команды, согласно правилам, по 7 игроков.

Счёт: каждый раз, когда игрок нападающей команды ловит диск в зоне конкурента, нападающей команде засчитывается очко. Игра возобновляется опосля каждого очка.

Движение диска: диск может передвигаться средством паса товарищу по команде в любом направлении. Игрок, обладающий диском, («раскидывающий») имеет 10 секунд для паса. Защитник, прикрывающий раскидывающего, («блокирующий») считает от 1 до 10 с перерывом в секунду.

Смена владения: ежели пас не закончен (то есть коснулся земли либо чего-либо за полем либо перехвачен), то защищавшаяся команда овладевает диском и становится нападающей.

Подмены: подмены игроков могут производиться опосля очка, или во время перерыва из-за травмы.

Бесконтактно: физический контакт меж игроками не допускается. Мешать движению игроков запрещается. Физический контакт является нарушением правил.

Нарушения: нарушение происходит в итоге физического контакта игроков противоположных команд. Ежели в итоге нарушения происходит утрата диска, то игра возобновляется, как если б не было смены владения. Ежели игрок, нарушивший правила, считает, что он их не нарушал, то диск ворачивается кидавшему игроку.

Судейство: игроки несут ответственность за нарушения правил и границ поля. Игроки сами разрешают возникшие спорные вопросцы.

Дух игры: в фризби особенное значение придаётся честной игре и мастерству.

Захват флага

Правила игры: Участвуют две команды. Территория лагеря условно делится на 2 равные половины (можно провести черту либо обозначить ориентиры). Любая команда вешает собственный флаг на доступном, видном месте. Задачка обеих команд - захватить флаг противника и пронести его на свою местность, не будучи осаленным. В случае захвата флага несколькими игроками флаг разрешается передавать.

Флаг могут охранять менее 3-х человек, но не в конкретной близости от него, а на расстоянии (4-5 метров от флага), то есть в окружности радиусом 4-5 метра у охраняющих нет права повлиять (салить) на противника, ежели тот находится уже снутри данной нам окружности. Охраняющие могут лишь только не выпускать захватчиков обратно, когда те пробуют покинуть спасительную зону. У каждой команды есть тюрьма на собственной местности, куда отводятся пойманные (осаленные) игроки команды врагов. Салить можно лишь на собственной местности. В тюрьме заключённого бдительно охраняют, но он может освободиться, ежели игрок из его команды незаметно проберётся к тюрьме и коснётся его. В данном случае они беспрепятственно ворачиваются на свою местность, и никто не может их салить.

Зеленоватая пятка

Правила игры: У каждого сотрудника пятка помечается чёрным, голубым, красноватым либо зеленоватым цветом и он надевает как можно больше носков. Задачка ребят - отыскать человека с зеленоватой пяткой (она лишь у 1-го сотрудника). При снятии каждого носка участники выполняют спортивные задания либо отвечают на вопросцы по Библии.

Игра проходит в течение всего дня. Отмечаются 1-ые 3 отряда, нашедшие «зеленоватую пятку». Отряды, нашедшие «зеленоватую пятку «, не открывают её.

Золотая лихорадка

Правила игры: Задачка золотоискателей - собрать помеченные шишки и поменять их в банке на средства. После чего золотоискатель вправе брать продукты в магазине.

Задачка воров - грабить золотоискателей, догоняя и пятная их. Забирая шишки, воры тоже меняют их на средства в собственном банке воров и после чего могут брать продукты в магазине.

Задачка шерифа - ловить воров на месте преступления. Запятнав вора, шериф разбрасывает шишки по местности, а вора посылает в тюрьму, где судья назначает наказание (прыжки, отжимание, приседание и так далее), потом отпускает. Ежели желаете поиграть дольше, то слитки, накопившиеся в банке, можно опять разбросать по местности лагеря, полученную выручку торговец должен возвратить в банк.

Ежели на руках много средств, можно сделать инфляцию и поднять цены на продукты, также можно и понизить цены. Игра заканчивается, когда закрываются банки и магазин.

Участники игры: Золотоискатели - все отряды; воры - один отряд; два банкира: для обыденного банка и для банка воров; шериф со свистком и водяным пистолетом; в тюрьме - судья; в магазине - торговец. По сигналу начинается игра.

Оборудование и материалы: Шишки, помеченные краской (выполняют роль золотых слитков); продукты для магазина; средства для банка.

Винни-Пух (ночная игра)

Правила игры: Винни-Пухи - сотрудники, одетые в чёрное. Количество Винни-Пухов зависит от количества отрядов, принимающих роль в игре. Сначала игры В. - П. находятся за территорией лагеря (куда ребята не имеют право выходить, на нарушителей налагается штраф).

Игра начинается по сигналу. Задачка В. - П. - незаметно пробраться на базу и полакомиться, потом выбраться оттуда (за это В. - П. набирают очки). Базы размещены в секретном месте. В центре стоит стол, огороженный верёвкой, на столе - сладости. У базы за верёвкой находятся 3 сторожа - дети. Они - одно из препятствий, которые В.-П. должны преодолеть, чтоб пробраться на базу и покинуть её.

Задачка сторожей - не пропускать В. - П. на базу не выпускать, ежели они пробрались. Запятнав В.-П., сторож получает баллы. Задачка других игроков с фонариками - находить по местности лагеря В. - П. (игроки не знают, кто из служащих В. - П.). Игроки имеют право задавать прямой вопросец: «Ты - Винни-Пух?» хоть какому сотруднику. На вопросец должен быть дан верный ответ. Поймав В. - П., отряд получает 20 баллов. Пойманный В. - П. продолжает игру.

Начало игры в 23:00. Длительность игры - 1 - 1,5 часа.

Оборудование: 4 базы, стол, лакомства для Винни-Пухов, верёвка, фонарики для участников игры.

1-ые христиане

Правила игры: Все игроки делятся на 2 группы: христиане и римляне. Обязано быть 4 группы христиан и 1 группа римлян. Любая группа христиан находится на собственной базе (базы размещены в засекреченных местах). Римляне скрываются в лесу меж базами. Одна группа христиан получает от фаворита послание, она заучивает либо повторяет это послание. Потом послание прячут на для себя. Задачка христиан - незамеченными пробраться на последующую базу ко 2-ой группе христиан и передать послание. 2-ая группа христиан, в свою очередь, несёт послание на базу третьей, а 3-я - на базу четвёртой; 4-ая группа несёт послание на базу первой группе христиан. На этом игра заканчивается.

Задачка римлян - перехватить послание. Римляне пятнают христиан и обыскивают. Ежели послание найдено и изъято, римлянам начисляются очки.

Ежели группа христиан осталась без послания, а послание они заучили и помнят его, группа продолжает пробираться на последующую базу и там восстанавливает послание по памяти. Но ежели группа христиан не помнит послание, ей нужно возвратиться на свою базу и взять у фаворита копию послания (они его опять учат).

За доставленный на базу оригинал послания группа христиан получает 20 очков, за копию (по памяти либо 2-ой экземпляр) - 10. Одолевает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Участники: команда христиан, команда римлян, 4 фаворита христиан, которые находятся на базах.

Нужные материалы: Написанное на бумаге «послание»: «Господи, обучи меня исполнять волю твою» (Псалом 142:10), «Сердечко праведного обдумывает ответ» (Притчи 15:28) либо хоть какое другое место из Библии, на ваше усмотрение.

Террористы

Правила игры: В эту игру идеальнее всего играться в сумерках, опосля вечернего собрания либо линейки. С общелагерного мероприятия «преступная группировка» (состоящая из вожатых) похищает троих-четверых ребят и кропотливо прячет их на местности лагеря. Все другие ребята разбиваются на группы по три человека (при для себя иметь фонарики) и идут на поиски похищенных. Находить можно лишь всей командой. Ежели тройки в процессе поисков разбиваются по 1 и 2 человека, то правонарушители, прячущиеся на местности, имеют право отлавливать «одиночек» и превращать их в заложников. Игра продолжается от 1 до 1,5 часов.

Похищение (вариант «Террористов»)

Правила игры: Все сотрудники переодеваются пиратами и прячутся в различных местах, чтоб детям было трудно их отыскать. Местонахождение «матери» и «папы» понятно лишь атаману, их «захватившему». Детям докладывают о нём, когда пойманы все пираты. Малыши, придя на линейку, лицезреют человека, связанного по рукам и ногам, «избитого», с кляпом по рту. Он ведает, что вышло: «На наш тонущий корабль напали пираты, которые похитили «маму» и «папу». Пираты требуют выкуп! Меня били и пытали, но мне удалось бежать. По дороге я написал объявление о розыске с указанием особенных воспримет пиратов, чтоб их изловить и выяснить, где спрятаны «папа» с «матерью». Лишь вы сможете их высвободить!» Одолевает группа, набравшая большее количество баллов за поимку пиратов, также 1-ые избавители «папы» и «матери».

Цель:

> 1. Представить похищение «матери» и «папы» как одно из последствий греха.

> 2. Содействовать чувственному и физическому отдыху малышей.

Задачки малышей:

> 1. Отыскать максимально большее количество пиратов.

> 2. Высвободить «папу» и «маму».

Примечание: В объявлении указываются не только лишь приметы пиратов, да и количество баллов за поимку каждого (больший бал начисляется либо за «должность» (атаман, правая рука атамана и так далее) либо же за то, что поиски были долгими - пираты отлично спрятались).

Нужные материалы: Объявление о розыске пиратов.

Крупная охота

Правила игры: Лагерь делится на три-четыре команды. Задачка каждой - собрать достаточное количество (к примеру, 50) зубочисток либо всех остальных маленьких схожих предметов. Зубочистки находятся у неких вожатых, но у каких конкретно - ни одна из команд не знает. Это должны узнать сами игроки, так как эти вожатые ничем себя не выдают, стараются быть незаметными либо могут даже маскироваться. Посреди вожатых есть и «убийцы», в задачку которых заходит вывести участника из игры, прочертив на открытом участке его тела полосу.

Раненый игрок не имеет права находить зубочистки до того времени, пока не сбегает на базу не «вылечится». На базе его излечивают, перечёркивая чёрную полосу красноватой. После чего он продолжает собирать зубочистки. Команда, собравшая необходимое количество зубочисток, получает план-схему (все команды получают эту план-схему опосля того, как соберут необходимое количество зубочисток), используя которую ей первой предоставляется возможность отыскать настоящее лагерное сокровище - коробку со сладостями.

Собиралочка

Правила игры: В эту игру лучше играться сначала смены, она помогает освоиться в лагере и на местности. Задания можно варьировать, отсылая ребят к разным местам либо тем людям (можно - детям), с которыми они должны познакомиться.

Цель игры: Познакомиться с сотрудниками лагеря и друг с другом. Содержание листов с заданиями:

> 1. Написать имена всех служащих лагеря (наставников, директора, координаторов, музыкального работника, спорт инструктора, библиотекаря и так далее).

> 2. Выяснить, кто самый старший в нашем лагере.

> 3. Выяснить, кто самый младший в нашем лагере.

> 4. Отыскать что-нибудь съедобное (не из столовой).

> 5. Принести самый странноватый предмет.

> 6. Выяснить любимое занятие … (хоть какого из лагеря).

> 7. Выяснить размер обуви координатора - «папы».

> 8. Выяснить, какую последнюю книжку прочел библиотекарь.

> 9. Выяснить, в котором кармашке носит свисток спорт-инструктор.

> 10. Выяснить, сколько букв в полном имени координатора - «матери».

> 11. За какое самое короткое время можно добежать от вашей дачки до столовой?

> 12. Кто наилучший друг директора лагеря?

> 13. Кто самый высочайший в вашем отряде?

> 14. Какие деревья растут вокруг?

> 15. Выяснить дату рождения спорт-инструктора.

> 16. Принести 3 пера.

> 17. Выяснить возлюбленную песню музыкального работника.

> 18. Принести носовой платок.

> 19. Выяснить возлюбленный цветок… (хоть какого из лагеря).

> 20. Выяснить любимое блюдо директора.

> 21. Принести букет цветов.

> 22. Выяснить цвет глаз библиотекаря.

> 23. Выяснить вес спорт-инструктора.

> 24. Сложить из подсобных материалов на земле слово «Библия».

> 25. Любимое занятие координатора - «папы».

> 26. Выяснить дату рождения… (хоть какого из лагеря).

> 27. Любимое животное… (хоть какого из лагеря).

> 28. Возлюбленный стих из Библии… (хоть какого из лагеря).

> 29. Принести важнейший вам предмет.

> 30. Выяснить, сколько членов семьи у… (хоть какого из лагеря).

Нужный инвентарь: Листы с заданиями, вопросцами для каждой из команд.

Крушение самолёта

Правила игры: Играют несколько групп. Задачка: отыскать пострадавших (наставников), документы и тёмный ящик.

Каждой группе даётся: Библия, бинт, вата, бутылка воды.

За каждого наставника - 100 баллов.

За документ- 50 баллов.

За тёмный ящик - 200 баллов. Каждому пострадавшему должны оказать помощь. В чёрном ящике (вскрывают при всём лагере опосля окончания игры) находится кассета, на которой записан разговор 2-ух служащих (о невозможности крушения самолёта).

Вывод: брошен вызов Богу.

Цель игры:

> 1. Представить крушение самолёта, как последствие греха - вызова Богу.

> 2. Содействовать физическому и чувственному отдыху деток.

Нужные материалы: Тёмный ящик, аудиокассета (с записью разговора), магнитофон. Библия, бинт, вата, бутылка воды.

Бег по станциям

Правила игры: В данной нам игре проверяется возможность делать задания быстро и отлично. Маршрут следования идёт вдоль лесной дороги. Группы отправляются одна за иной. У каждой - собственный путевой лист, где отмечается время старта и финиша, также делаются пометки на станциях (ежели необходимо).

Станции:

100 - в песке зарыты теннисные шарики. Необходимо отыскать как можно больше за 30 секунд;

200 - перевязать несчастного раненого;

300 - прочесть место из Библии Иезекииль 2:8 («Ты же, отпрыск человечий, слушай, что Я буду говорить для тебя: не будь упрям, как этот мятежный дом, открой уста твои и съешь, что Я дам для тебя»), додуматься, что необходимо сделать (съесть), отыскать нужный предмет вблизи (печенье) и сделать с ним то, что необходимо;

400 - всей группой задуть свечу, стоящую на определённом расстоянии;

500 - в близко расположенных кустиках отыскать знакомого человека;

600 - за 1 минутку закидать шишками как можно больше шариков, подвешенных на дереве, шарики должны лопнуть;

700 - за 30 секунд написать как можно больше свойств человека;

800 - собрать определённое количество рассыпанных горошин за 1 минутку;

900 - встать в круг и по кругу огласить друг дружке что-нибудь приятное;

1000- финиш.

Нужные материалы: Теннисные шарики, перевязочный материал, Библия, печенье, пылающая свеча, воздушные шарики, бумага, ручка, горох.

Охота на наставника

Правила игры: Наставники переодеваются так, чтоб их как можно сложнее было выяснить, и расползаются по местности лагеря. На каждом наставнике прикреплён номер. Отряды обходят всех наставников и выяснят, «кто есть кто», записав свои версии на листах. К наставнику нельзя приближаться поближе, чем на 1 метр. Одолевает команда, которая выполнив основное правило, выяснит как можно больше наставников.

Нужные материалы: Костюмчики и номера для наставников, листы бумаги и ручки для команд.

Семь бюрократов

Правила игры: Бюрократы - это вожатые, которые находятся в различных частях лагеря. Задачка команд - отыскать каждого вожатого и получить у него подпись на «документе». Выигрывают те, у кого это получится скорее всех. Задачка вожатых - оттягивать подписывание документов, придумывая разные задания и отсылая команды к остальным бюрократам за подписями.

Тайный друг (игра в продолжение определённого времени, дня либо даже смены)

Правила игры: С утра на общем собрании объявляется начало игры. Каждый участник игры тянет жребий (заблаговременно заготовлены листы бумаги, где записаны фамилии и имена всех играющих и заглавие их отрядов). Таковым образом, любой из игроков выяснит собственного тайного друга.

В течение всего дня либо другого периода задачка игрока - делать приятное собственному тайному другу, но так, чтоб он не додумался, кто это делает.

Примечание: в качестве приятного можно отправить «живое письмо» (попросить кого-нибудь передать словесно), попросить муз. управляющего спеть песню, преподнести подарок. На вечернем клубе происходит знакомство тайных друзей, которые потом все вкупе поют песни «дружбе».

Поиски клада

В данной нам игре участвует весь лагерь. До начала игры нужно начертить точную карту лагеря и сделать 4 копии. Позже следует поделить одну из карт на 4 части, упрятать их на местности лагеря, а тайники указать на других 4 картах. Всех участников необходимо поделить на 4 команды. Каждой команде выдаётся целая карта с указанием, где находить одну часть. Когда игроки одной команды находят свою часть общей карты, они лицезреют на ней какую-то точку. Когда свои части отыскали все 4 команды, они должны додуматься соединить обозначенные точки, так как на пересечении этих линий спрятан клад. Тогда все бегут находить это место. Для вас будет нужно 5 карт: одна разрезается и скрывается, другие четыре - выдаются командам.

Правила игры: Игра начинается у поста А, когда каждый игрок получит записку со своим именованием. После чего игроки пробуют незаметно достичь поста Б так, чтоб спрятавшийся в игровом пространстве сотрудник не высветил их карманным фонариком. Ежели игрока высветили, сотрудник может именовать одно имя. Ежели это имя игрока, то игрок даёт свою записку с именованием и берет для себя новейшую на посту А. Ежели же постовой назовёт неверное имя, то тогда игрок может продолжать движение. Ежели игрок добивается пост Б, оставшись незамеченным, то он даёт постовому Б свою записку, получает на посту А новейшую, начинает игру поначалу. Игрок получает одно очко за каждую пронесённую записку и лишается 1-го очка за каждую отобранную. Победителем становится игрок, набравший в конце игры наибольшее количество очков.

Подготовка: Для 2-ух постов, А и Б, нужно 2 мощных источника света, выдающих игрокам их позиции (так как игра происходит в лесу, то внедрение открытого источника света, то есть свеч либо керосиновых ламп, нереально). Любой из служащих обязан иметь карманный фонарик. Не считая этого, нужно сделать 6-8 малёханьких записок для каждого игрока.

Участники: Для данной для нас игры нужно как минимум 4 сотрудника, 2 сотрудника находятся на постах А и Б на противоположных границах игрового места. Пост А выдаёт игрокам записки с их именами. Пост Б собирает принесённые записки. Остальные сотрудники расползаются и прячутся в игровом пространстве, пытаясь высветить игроков.

Игровые группы: Все играют в одиночку, но отдельные результаты можно суммировать как групповые.

Игровое место: Квадратный участок леса с видными границами и без небезопасных препятствий, таковых, как ямы, косогоры, заборы, упавшие деревья, колющиеся кусты и тому подобное.

Продолжительность игры: Приблизительно 1 час.

Цель игры: Перенести как можно больше записок из пункта А в пункт Б, оставшись при всём этом незамеченным сотрудниками - «ловцами».

Нарушитель границы (игра в лесу)

«Новейший самолёт столкнулся во время испытательного полёта с самолётом-разведчиком и свалился на местность сопредельного страны. Обломки иностранного самолёта также оказались на чужой местности - в государстве, которому принадлежал новейший самолёт. 1-ые поисковые команды обеих государств направляются в район катастрофы для того, чтоб обеспечить сохранность сверхсекретных обломков…».

Правила игры: Каждый игрок, потерявший свою «нить жизни», получает в «министерстве воздушного транспорта» новейшую. До того времени, пока он не владеет «нитью жизни», он не имеет права принимать роль в игре.

Игроки пробуют отыскать обломки собственного самолёта на чужой местности и переправить их в своё « министерство воздушного транспорта». На собственной местности запрещается трогать либо прятать обломки самолёта чужой команды. Игроки могут препятствовать вывозу обломков чужого самолёта, забирая «нить жизни» у противника. Ежели игрок с обломком лишается собственной нити жизни, он сразу кладёт обломок и идёт за новейшей «нитью жизни».

За каждый доставленный в министерство обломок команде засчитывается количество очков, соответственное цифре, указанной на обломке. За каждую захваченную «нить жизни» команда получает доп очко. Одолевает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Подготовка: Пригодится 40 коробочек либо картонных карточек 2-ух цветов (это - «обломки»). «Обломки» каждого цвета нумеруются по порядку от 1 до 20. Перед началом игры «обломки» разделяются по цвету и распределяются на 2-ух половинах игрового места. Не считая этого, пригодятся так называемые «нити жизни», дающие право находить куски какого-нибудь материала.

Сотрудники: 2 сотрудника берут на себя в каждой половине района игры пост «министерства воздушного транспорта». Остальные сотрудники смотрят в районе игровых действий за ходом игры.

Игровые группы: Игроки делятся на две равные команды.

Игровое место: Участок леса, поделённый верёвкой либо полосой из опилок на две равные половины.

Длительность игры: Приблизительно 60 минут.

Цель игры: Отыскать на чужой местности обломки собственного самолёта и вынести их, сразу мешая вывозу обломков чужого самолёта со собственной местности.

Картографы

Правила игры: Каждый отряд получает план-карту местности лагеря, на которой обозначены особо принципиальные объекты (столовая, медпункт, клуб, душ и так далее). На объекты заблаговременно прикрепляются таблички со схематичными обозначениями. Объекты посещаются отрядами в серьёзной последовательности, указанной на карте. При посещении объекта записывается его заглавие и зарисовывается схематичное обозначение, на нём укреплённое. Оценивается скорость прохождения дистанции и наличие схематического изображения.

Цель: Знакомство с территорией лагеря.

Канон

Правила игры: Лагерь делится на 2 команды. Делается перечень книжек канона Ветхого и Новейшего заветов по 5 копий. Они помечаются 2-мя цветами для команд. Разрезанные списки разбрасываются по всей местности.

Задачка игроков - отыскать все копии собственного цвета и составить канон.

«Товарищи командиры»

Вожатый объясняет правила игры: «Вы должны выполнять то, что я скажу, если перед этим произнесены слова-обращения: «товарищи командиры»... «Товарищи командиры, поднимите правую руку... Товарищи командиры, поднимите левую руку... Хлопните в ладоши...» Кто хлопнул, выбывает из игры. Кто сможет преодолеть все препятствия, станет победителем. Теперь начинаем игру!..»

Игра в слова

Разделимся на равные группы-команды по 3—5 человек... Каждая команда загадывает сложное слово, состоящее из двух самостоятельных слов. Например, мышь-як. Команды по очереди пантомимой изображают сначала части загаданного слова, говоря номер этой части, затем все загаданное слово. Другие команды отгадывают.

Руководителю надо иметь в запасе удачные слова: человек, сено-вал, мор-як...

Музыкальный экспресс

Встаем в круг, лицами друг к другу. Ведущий начинает песню, поет или говорит один куплет. Следующий игрок продолжает куплет другой песни, без паузы между ними.

Условие. Все последующие куплеты должны содержать хотя бы одно слово из предыдущей песни.

Руки вверх!

В игре принимают участие 8 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на две команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а потом говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передавшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!» — и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью.

Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадают правильно, монета переходит к ним, если нет — остается у той же самой команды.

Попади в шляпу

Раздайте участникам пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

Растопи лед

В эту игру лучше играть на природе, в хорошую погоду.

Все делятся на две команды, каждая получает по одному кубику льда (желательно, чтобы кубики были одного размера). Задача состоит в том, чтобы поскорее растопить лед. Кубик должен постоянно переходить от одного игрока другому. Участники могут греть его в руках, тереть и т. д. Побеждает команда, быстрее растопившая лед.

Первооткрыватели

Сначала участникам предлагается «открыть» новую планету — надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем «заселить» эту планету жителями — быстро нарисовать на шарике фигурки человека фломастерами (маркерами или ручками). У кого «жителей» на планете окажется больше — победитель.

Звукооператор

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Для этого найдите предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Подойдут противень и металлическая ложка, лыжные ботинки и доска, чистые консервные банки, наполненные сухим горохом, кастрюлька с крышкой, свисток и др.

Кроме того, приготовьте магнитофон и пустую кассету. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, какую-нибудь сказку. Она может начинаться так:

«Однажды мы бродили по лесу и неожиданно услышали чьи-то шаги. (Засуньте руки в ботинки, а потом тяжело и медленно перебирайте ими по доске.) Сначала шаги были тихими, но постепенно становились все громче и громче. Я обернулся и увидел огромного медведя. Я замер от страха, и тут грянул гром. (Ударьте несколько раз ложкой по противню.) Я взглянул на небо, с которого посыпались крупные капли дождя (потрясите консервной банкой с сухим горохом), а медведь раскрыл свой зонтик и пошел прочь...»

Верим, что ваша постановка будет удачной и вы дадите радиоверсию вашей сказки послушать ребятам из другого отряда.

Штирлиц

Игроки замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду и выходит из комнаты. Играющие делают пять изменений в своих позах и одежде (не у каждого пять, а всего пять). Ведущий должен вернуть все в исходное положение. Если ведущий нашел все пять изменений, то в награду игроки исполняют какое-нибудь его желание. В противном случае нужно водить еще раз.

Брито-стрижено

Помните сказку, где жена наперекор мужу делала все наоборот? Ведущий должен будет выйти вперед и показать какое-нибудь физическое упражнение, а вам нужно будет делать все наоборот. Если ведущий поднимет руку, вы должны ее опустить; если он разведет ладони — вы сложите; он быстро махнет рукой справа налево, а вы медленно, слева направо. Кто ошибается — становится ведущим.

Кого нет и как одет?

Ведущему завязывают глаза. Один из участников выходит из комнаты. Задача водящего — когда снимут повязку, угадать, кого нет в комнате, описать подробно, во что он был одет.

Превращения

Все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники — в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д. А если в вокзал — значит, в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию — в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д.

При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

Пуговица

Положить пуговицу на указательный палец своей руки и, повернувшись к соседу по игре, предложить ему переместить пуговицу на свой указательный палец.

Пользоваться другими пальцами не разрешается. Тот, кто не удержит и уронит пуговицу, выбывает из игры.

Угадай, что я вижу!

В эту игру можно играть везде, и всюду она разгоняет скуку и доставляет удовольствие. А лучше всего она действует, отвлекая внимание, если Петя снова ссорится с Аней или Коля печально забился в угол.

Начинайте так: Вожатый. Я вижу кое-что красного цвета, чего ты не видишь.

Ребенок. Сердечки на занавесках? Вожатый. Нет.

Ребенок. Обложку Таниной тетради? Вожатый. Нет. Ребенок. Шапку Олега?

Вожатый. Нет. Ребенок. Фантик на столе? Вожатый. Да!

Поверьте, продолжаться это может до бесконечности!

Рассказ без прилагательных

Участники разбиваются на группы по 4 человека. Каждая группа получает задание написать за 10—15 минут рассказ на какую-нибудь тему («Наш лагерь», «Наша жизнь в лагере»), Но при этом в рассказе вместо определений-прилагательных должны быть оставлены пустые места. Затем группы собираются вместе и по очереди вписывают в свои рассказы прилагательные, которые наугад говорят им представители других групп. Эти прилагательные могут носить смешной (но необидный) характер. Затем зачитываются готовые рассказы, определяется самое смешное, самое оригинальное произведение. Продолжительность игры 40—50 минут.

Изготовление мягких мячиков

В ненастье можно скоротать время в помещении, делая мячики из скомканной газеты, обмотанной скотчем.

Сначала один лист газеты сжимается руками как можно сильнее. Полученный комок заворачивается во второй лист, после чего и эта масса комкается, уплотняется посильнее и т. д. Затем газетный комок обматывают широким скотчем накрест (лучше цветным — так наряднее!). Снова обматывают такими же липкими кольцами еще незакрытые участки, формируя более или менее округлый мяч.

Этими мячиками можно жонглировать или бросать друг другу, ловить, катать по полу, сбивать кегли, бросать в пустое ведро.

Можно поиграть в следующую игру.

Вратарь

Играющий как вратарь защищает участок стены от бросаемых в него мячиков. Участок должен быть не больше вытянутых вверх и вширь рук плюс 30—40 см. Иногда необходимые границы этих ворот уже есть благодаря имеющимся в стене нишам, двойной окраске... Самим же обозначить ворота лучше веревочкой, приклеенной скотчем к стене.

Метальщики выстраиваются в нескольких метрах от вратаря в колонну и метают по очереди каждый свой один мячик. Попавший в ворота тут же меняется с вратарем ролями. Победит тот, кто выстоял под большим числом бросков, для чего надо вслух их считать.

Пять камешков

Первый вариант . Взять один камешек, не коснувшись других, подкинуть вертикально вверх. При этом (и в течение всей игры) вы сидите на полу, как вам нравится, а камешек подбрасываете на 40—60 см, не выше. Пока камешек лежит, той же рукой нужно успеть поднять другой камешек и поймать подброшенный первым. Теперь один из этих камешков откладывайте в сторону и, подкидывая оставленный, описанным способом поднимайте по одному три других камешка.

Второй вариант . Подкинув один камешек, поднять сразу два и поймать подкинутый.

Отложив два любых, чтоб в ладони остался один камешек, снова его подкинуть, поднять следующие два и поймать подкинутый.

Третий вариант . Подкинуть один камешек, поднять второй и поймать первый. Отложив из игры один из них, подкинуть оставшийся и поднять разом три следующих.

Четвертый вариант. Подкинув один, поднять разом четыре камешка. Начинающим разрешается, подбросив камешек, сдвигать лежащие камешки ближе друг к другу и, не пытаясь поднять их с первого раза, ловить подброшенный. И только когда лежащие камешки, на взгляд играющего, лежат удобно для их быстрого поднимания, пока в другой раз взлетает первый камешек, их действительно стремятся поднять. Для опытных же играющих такое поэтапное сближение нужных для поднимания камешков не разрешено.

Пятый, шестой, седьмой варианты . Подкидывают, а в конце концов ловят два, три или четыре камешка, а поднимают в момент их полета по одному.

Восьмой вариант. Подкидывают пять камешков и ловят их на тыльную сторону ладони. Вновь подкидывают из предыдущего положения и стремятся все поймать в ладонь. По количеству окончательно пойманных камешков присуждают очки.

Каждый стремится выполнить без ошибок все варианты подряд. Кто ошибся, должен уступить игру следующему по очереди. Тот, у кого игра прервалась, продолжит ее, когда к нему снова вернется очередь, с того упражнения, на котором он ошибся прежде.

Периодически вожатый с отрядом оказываются в таком положении, когда сложно совершать какие-либо активные действия, при этом есть свободное время. Например, когда они стоят в очереди куда-либо (в столовую, в музей) или у вожатого нет запланированной программы.

В таком случае эти игры помогут не только «убить время», но и помогут развлечь детей и сплотить коллектив.

«Мигалки»

Количество участников должно быть парным (если не учитывать водящего). Место проведения: на улице или в просторном помещении.

Ход игры

Участники образуют два круга: один внешний, другой – внутренний, а водящий становится внутри обоих. Внешний круг – это «полицейские». Их задача: следить за тем, чтобы участники, стоящие во внутреннем круге, не убежали. Для этого они могут держать и ловить их, но (!) не покидая «пост» далее, чем на один или два шага («пост» – это один шаг от «узника», за его спиной).

Задача водящего : превратиться в обычного участника игры, передав «эстафету» одному из «полицейских». Для этого он может, находясь в центре внутреннего круга, подмигивать игрокам, смотрящим на него. «Узник», которому подмигнули, может попытаться убежать от «полицейского» и взять за руку водящего. Тогда он становится «полицейским», а водящий – «узником». Тот игрок, который не успел вовремя поймать беглеца, становится следующим водящим и игра продолжается.

«Печатная машинка»

Для проведения игры понадобится участие взрослого ведущего, который будет следить за соблюдением правил (вожатый или вожатая). Количество участников : чем больше, тем лучше (идеально, чтобы участников было столько же, сколько и букв в алфавите).

Ведущий строит участников в одну шеренгу. После этого он просит их называть по очереди буквы в алфавитном порядке (один человек – одна буква) и объясняет правила игры.

Правила игры : участники «превращаются» в печатную машинку, которая должна «напечатать» приготовленную ведущим фразу. По сигналу ведущего участник, которому «досталась» первая буква в первом слове этой фразы хлопает один раз в ладоши. Затем хлопает участник, которому «досталась» вторая буква первого слова этой фразы и т.д. Таким образом, участники должны «напечатать» всю фразу.

Важно!

«Пробел» между словами в заданной фразе – хлопок, который должны делать все участники игры совместно.

«Точка» или «запятая» — это два хлопка, которые также участники должны делать все вместе.

Если кто-то из детей сбился и не успел хлопнуть вовремя, или хлопнул тогда, когда не нужно, то игра начинается заново и ведущий придумывает для неё новую фразу.

Разговаривать во время игры – запрещено.

«Темп»

Количество участников : не ограничено.

Место проведения : улица или просторное помещение.

Ведущий формирует из участников круг (сидя или стоя) и просит каждого из них называть по порядку цифры (при этом он должен сказать «один»). А затем показывает движения: два хлопка по коленкам обеими ладонями и два щелчка пальцами обеих рук. После этого он объясняет правила игры.

Правила игры : в данной игре задачей ведущего будет задать темп и следить за тем, чтобы участники не сбивались.

Первый круг

Игра начинается тогда, когда ведущий два раза хлопнет себя ладошками по коленям, два раза щёлкнет пальцами, а потом скажет: «Один, один». Задача остальных участников игры: повторять по очереди действия ведущего, называя два раза ту цифру, которая «досталась» (например: «Два, два», «три, три»). При этом заданный ведущим темп должен сохраняться (то есть спешить или делать паузы – нельзя).

Второй круг

Когда все назовут свои цифры и привыкнут к заданному темпу, можно начинать второй круг: первым «выступает» ведущий. Он совершает вышеописанные действия (хлопки, щелчки), а затем говорит свою цифру и любую другую (например: «Один, пять»). Участник, цифру которого назвали, должен быстро отреагировать и «включится» в игру так, чтобы сохранился заданный темп. Его задача: два раза хлопнуть, затем щёлкнуть пальцами, назвать свою цифру и цифру любого другого участника. Следующий игрок поступает соответственно, и игра продолжается так до тех пор, пока не дойдёт снова очередь до ведущего.

Третий и последующие круги

«Голоса животных»

Количество участников : не ограничено, но оно должно быть таким, чтобы ведущий смог бы сформировать из них пары.

Место проведения : большое помещение, в котором можно выключить свет.

Ведущий делит участников на пары, каждая из которых выбирает себе какой-то «тотем»: например, животное или птицу.

Потом пары разделяют: половина игроков выходит из помещения, в котором выключают свет. Но ведущий впускает их обратно через 5 минут для того, чтобы они нашли своих партнёров.

Важно!

Игроки не могут разговаривать друг с другом или дотрагиваться друг до друга.

Всё, что они могут: издавать звуки заранее выбранного животного (например: пара, выбравшая «кошку» может мяукать). Поверьте, в гвалте стоящем в темном помещении, найти свою пару будет ой как не просто, тем более все будут стараться перекричать соседей.

«Наблюдатели»

Количество участников : не ограничено.

Место проведения : живописное место, панорама

Вожатый предлагает во время прогулки по какой-нибудь живописной местности отдохнуть. Во время привала можно провести полезную игру, которая развивает наблюдательность и память.

Итак, он сообщает детям, что скоро они приступят к интересной игре. Для того чтобы в ней участвовать нужно предварительно как можно внимательнее изучить окружающий пейзаж (допустим за 2-3 минуты). Затем участники закрывают глаза или поворачиваются спиной к виду, который рассматривали, и готовятся отвечать на вопросы вожатого.

Примеры вопросов :

  1. Ведущий может спросить у детей, сколько деревьев, склонов, столбов, кустов и т.п. у них за спиной.
  2. Какого цвета те или иные предметы (деревья, цветы, поля, машины и т.п.).
  3. Если пейзаж урбанистический, то, сколько домов, машин, детских площадок и т.п. они видели.

Каждый участник может получить одно очко за правильный ответ. Таким образом, победителем становится самый наблюдательный.

Важно!

Засчитываются только точные ответы.

В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры и тренинговые упражнения на сплочение.

Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития.

В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время. Примерами таких игр могут быть:

    Атомы-молекулы (все)

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них - атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

    Человек к человеку (все)

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

    Построение (все)

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

    Построение – 2 (старший, средний)

Игра в круге. Все закрывают глаза.

Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

    Крокодил + (все)

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

    Путанка (все)

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

    Гусеница (все)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

    Импульс (все)

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» - рукопожатие - в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

  • 33 (Старший, средний)

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

    Сесть на колени (старший, средний)

Участники становятся в круг, смотрят в затылок друг другу. Их задача сесть на колени друг другуг и продержаться в этой позе 30 секунд.

    Посиделки (все)

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.

Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

    Ура! Меня любят (старший)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

    Оценка группы (средний, старший)

Материал: ручки, бумага.

Участники делятся на две группы. Задача каждой - предположить (сделать оценку)

    общий вес противоположной группы,

    общую длину обуви противоположной группы,

    общее количество домашних животных противоположной группы,

    общий возраст противоположной группы,

    общий рост противоположной группы.

Приблизительно на 3-ий день смены можно провести общелагерное мероприятие «Тропа доверия», где отрядам предлагается выполнять различные задания (не на скорость, а на качество), передвигаясь по станциям.

Каждая станция – игра на сплочение, подобранная исходя из возрастных особенностей детей и техники безопасности. Можно придумать какую-то интересную идею. Хорошо такая игра пройдет ночью, когда каждая станция будет отмечена горящей свечой.

Передвигаться между станциями можно также особым способом: взявшись за руки, положив руки на талию и т.д.

Можно усложнить задание и исходя из легенды объявить, что в команде есть один слепой (человеку завязывают глаза), хромой (нога подвязывается) и т.д.

Задания должны быть направлены на взаимодействие детей в отряде и совместное творческое решение ими различного рода задач, например:

    Тропинка

На земле рисуется достаточно извилистая тропинка. Одному человеку из отряда завязывают глаза. Задача отряда: указывать ему путь таким образом, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.

    Болото

На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков» от большого к маленькому, ребятам необходимо перебраться на последний островок. Условие: сначала все должны собраться на островке, и лишь затем двигаться дальше.

    Слепой паровозик

«Паровозики» (колонна ребят из 3-х человек, глаза открыты только у последнего) должны добраться до определенного предмета в комнате, при этом не разговаривая. («Паровозики» старших отрядов могут быть «длиннее», и на пути у них могут быть препятствия).

    Пропасть

Для этой игры нужен парапет, длинная скамейка или бортик бассейна. Дети выстраиваются вдоль края плечом к плечу, лицом к вожатому. Их задача: перейти из одного конца строя в другой, по очереди, лицом к ребятам и держась за них, к Вам спиной.

    Минное поле

Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

    Пирамида

Предлагается построить пирамиду с как можно меньшим основанием (определяется по числу ног всего отряда).

    Паутина

Между столбов или деревьев натягиваются веревки на уровне шеи и щиколоток, а между веревками – резинки, имитирующие паутину.

Через одну ячейку может пройти только один человек. Резинок касаться нельзя, разговаривать запрещено. Задача – пройти сквозь паутину, не задев ее.

    Равновесие

Отряд делится на группы из нескольких человек, которые образуют кольцо стоя лицом вовнутрь, взявшись за руки и отклонившись назад. Их задача – вместе сесть и вместе встать

    Спасти человечков

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков.

В течение основного периода смены можно увеличивать игры на сплочение по продолжительности, усложнять их задания. Играми основного периода могут быть:

    Тихая почта (средний, старший)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

    Броуновское движение (старший)

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

    Узнай меня (все)

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» - угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

    Игры на передачу предмета (средний, старший)

    Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

    Яблочко

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Яблоко можно заменить апельсином или теннисным мячом.

    Искорка

Аналогичная игра, но передавать нужно спичку, постепенно обламывая ее круг за кругом.

    Бегающий гномик (средний. старшнй)

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

    Японский театр (все)

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем)

Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

    Считаем до двадцати (средний, старший)

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.

Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до деся­ти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколь­ко игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинает­ся сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.

В конце основного периода, на который приходится пик настроения и активности детей (12-15 день смены) можно запустить длительную (2-5 дней) игру «Дерево желаний» или «Твой тайный друг»

    Дерево желаний

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

    Твой тайный друг

Эта игра похожа на предыдущую, но здесь каждый член отряда вытягивает имя другого человека и никому его не сообщает. В течение нескольких дней каждый ребенок тайно делает кому-то (чтобы этот кто-то не догадался) подарки, сюрпризы, в общем, что-то приятное. Вожатый здесь играет большую роль как посредник. В конце игры секреты раскрываются и дети узнают, кто был их тайным другом в течение нескольких дней.

На заключительном этапе смены можно проиграть предыдущие игры и посмотреть, как изменилось качество выполнения заданий. Особенности этого периода в том, что дети научились максимально понимать и принимать друг друга, для совместного выполнения заданий им почти не требуется слов, в решении задач отряд действует как единое целое. Сами игры на сплочение заключительного периода носят более серьезный характер, к примеру:

    Ритм (все)

Выполняется в парах. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отражать эти движения в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

    Передача чувств прикосновениями (средний, старший)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

    Магнит (все)

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда.

На прощальном костре наряду с «Гусеницей», «Клоуном», «Крокодилом +» можно поиграть в следующие игры:

    Мой сосед (средний, старший)

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

    Грязные танцы (все)

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

    Клубок (все)

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».

В решении задачи сплочения отряда Вам помогут игры и тренинговые упражнения на сплочение. Целесообразно проводить эти игры в течение всей лагерной смены (с первого до последнего дня) с учетом логики ее развития. В оргпериод игры на сплочение должны носить ознакомительный характер, содержать несложные задания и занимать непродолжительное время. Примерами таких игр могут быть:

  • Атомы-молекулы (все)

Участники бродят «в хаотичном броуновском движении». Каждый из них - атом. Ведущий объявляет, в молекулу из какого количества атомов они должны построиться.

  • Человек к человеку (все)

Участники разбиваются на пары. Галящий дает команды, которые выполняются каждой парой. Например: рука к руке, спина к спине, ухо к уху и т.д. Фигура усложняется. После этой команды «Человек к человеку», каждый участник ищет себе новую пару. Задача галящего успеть найти себе пару. Оставшийся без пары становится новым галящим.

  • Построение (все)

Отряд делится на 2 команды, которые как можно быстрее и точнее должны построиться по каким-либо параметрам: по росту, цвету глаз, длине волос, размеру ноги, числу карманов, дням рождения, величине вытянутой руки и т.д.

  • Построение – 2 (старший, средний)

Игра в круге. Все закрывают глаза. Инструкция: в полной тишине построить круг, треугольник, квадрат, ромб и т.д.

  • Крокодил + (все)

Необходимо что-либо изобразить, используя всех участников команды, например: различные буквы, фигуры; оркестр, электричку, сороконожку, танк; болельщиков, команда которых проигрывает; зрителей, смотрящих крутой боевик; людей в очереди за колбасой; пациентов у кабинета стоматолога; известные картины и т.д.

  • Путанка (все)

Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок (запутывать может сам вожатый, играя вместе с детьми). Задача водящего – распутать этот клубок, не разрывая рук.

  • Гусеница (все)

Отряд становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что отряд – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку и т.д.

  • Импульс (все)

Играющие образуют круг и держатся за руки, галящий передает «импульс» - рукопожатие - в одну сторону. Засекается время, за которое «импульс» к нему возвратится. Надо увеличить темп.

  • 33 (старший, средний)

Игра в круге. Отряд по порядку считает до 33, причем тот человек, которому выпадает число, содержащее 3 или кратное 3, должен назвать свое имя вместо числа. При ошибке игра начинается заново с этого человека.

  • Сесть на колени (старший, средний)

Участники становятся в круг, смотрят в затылок друг другу. Их задача сесть на колени друг другуг и продержаться в этой позе 30 секунд.

  • Посиделки (все)

По хлопку ведущего игроки образуют пары: один из участников наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой. Последние 2 человека выбывают из игры (или присоединяются к ведущему). Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара.

  • Ура! Меня любят (старший)

Участники образуют круг. Смотрят на носки своей обуви. По хлопку ведущего они должны посмотреть кому-то одному из присутствующих в глаза. Если пара совпала, они произносят слова «Ура! Меня любят!!!» и выходят из круга. Игра продолжается, пока не совпадут все пары. Игра проводится с четным количеством игроков.

  • Оценка группы (средний, старший)

Материал: ручки, бумага. Участники делятся на две группы. Задача каждой - предположить (сделать оценку)

Общий вес противоположной группы, - общую длину обуви противоположной группы, - общее количество домашних животных противоположной группы, - общий возраст противоположной группы, - общий рост противоположной группы.

Приблизительно на 3-ий день смены можно провести общелагерное мероприятие «Тропа доверия», где отрядам предлагается выполнять различные задания (не на скорость, а на качество), передвигаясь по станциям. Каждая станция – игра на сплочение, подобранная исходя из возрастных особенностей детей и техники безопасности. Можно придумать какую-то интересную идею. Хорошо такая игра пройдет ночью, когда каждая станция будет отмечена горящей свечой. Передвигаться между станциями можно также особым способом: взявшись за руки, положив руки на талию и т.д. Можно усложнить задание и исходя из легенды объявить, что в команде есть один слепой (человеку завязывают глаза), хромой (нога подвязывается) и т.д. Задания должны быть направлены на взаимодействие детей в отряде и совместное творческое решение ими различного рода задач, например:

  • Тропинка

На земле рисуется достаточно извилистая тропинка. Одному человеку из отряда завязывают глаза. Задача отряда: указывать ему путь таким образом, чтобы он прошел тропинку от начала до конца ни разу не оступившись.

  • Болото

На небольшом расстоянии друг от друга рисуются 4-5 «островков» от большого к маленькому, ребятам необходимо перебраться на последний островок. Условие: сначала все должны собраться на островке, и лишь затем двигаться дальше.

  • Слепой паровозик

«Паровозики» (колонна ребят из 3-х человек, глаза открыты только у последнего) должны добраться до определенного предмета в комнате, при этом не разговаривая. («Паровозики» старших отрядов могут быть «длиннее», и на пути у них могут быть препятствия).

  • Пропасть

Для этой игры нужен парапет, длинная скамейка или бортик бассейна. Дети выстраиваются вдоль края плечом к плечу, лицом к вожатому. Их задача: перейти из одного конца строя в другой, по очереди, лицом к ребятам и держась за них, к Вам спиной.

  • Минное поле

Чертится «минное поле» размером 5 на 5 или более. Ведущий имеет карту минного поля. Задача отряда: перейти минное поле с наименьшими потерями. Если человек встал на мину, ведущий хлопает. Человек встает в конец колонны.

  • Пирамида

Предлагается построить пирамиду с как можно меньшим основанием (определяется по числу ног всего отряда).

  • Паутина

Между столбов или деревьев натягиваются веревки на уровне шеи и щиколоток, а между веревками – резинки, имитирующие паутину. Через одну ячейку может пройти только один человек. Резинок касаться нельзя, разговаривать запрещено. Задача – пройти сквозь паутину, не задев ее.

  • Равновесие

Отряд делится на группы из нескольких человек, которые образуют кольцо стоя лицом вовнутрь, взявшись за руки и отклонившись назад. Их задача – вместе сесть и вместе встать

  • Спасти человечков

На асфальте проводится черта, по одну сторону от черты стоят играющие, по другую – разбросаны карандаши (человечки). Задача игроков, не используя никаких подручных средств и не заступая за черту, спасти человечков. В течение основного периода смены можно увеличивать игры на сплочение по продолжительности, усложнять их задания. Играми основного периода могут быть:

  • Тихая почта (средний, старший)

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера. Группа игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть нарисованное. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта.

  • Броуновское движение (старший)

Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

  • Узнай меня (все)

Один или несколько участников с закрытыми глазами садятся в круг. К нему/ним подходят оставшиеся игроки и протягивают руки. Задача «гадалок» - угадать человека по руке. Возможны модификации этой игры. Например, можно узнавать человека по голосу, коленкам и т.д.

  • Игры на передачу предмета (средний, старший)
- Клоун

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2 - 3 команды и приготовить 2 - 3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

Яблочко

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Яблоко можно заменить апельсином или теннисным мячом.

Искорка

Аналогичная игра, но передавать нужно спичку, постепенно обламывая ее круг за кругом.

  • Бегающий гномик (средний. старшнй)

Дети становятся в круг и закрывают глаза (это важно). Вожатый начинает игру: громко топает сначала правой ногой, потом левой. Сосед, стоящий слева, услышав топот, передает сигнал дальше также сначала правой, потом левой ногой. Сначала бег гномика будет «тормозиться», «западать» на ком-нибудь, но постепенно скорость передачи топота будет увеличиваться и возникнет эффект бегающего по кругу гномика.

  • Японский театр (все)

В этом театре существует только три роли: красавица (побеждает рыцаря, побеждается драконом), рыцарь (побеждает дракона, побеждается красавицей) и дракон (побеждает красавицу, побеждается рыцарем) Отряд делится на две команды. Команды договариваются втайне от другой, кого будут изображать (одна команда показывает одну роль). Далее – демонстрация. Команде-победителю насчитывается 1 балл.

  • Считаем до двадцати (средний, старший)

Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до деся¬ти.) При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколь¬ко игроков одновременно назвали одно и то же число, игра начинает¬ся сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать. В конце основного периода, на который приходится пик настроения и активности детей (12-15 день смены) можно запустить длительную (2-5 дней) игру «Дерево желаний» или «Твой тайный друг»

  • Дерево желаний

Для запуска этой игры вам нужно будет разделить детей на 2 группы, написать имена детей на листочках и дать возможность каждому из них вытянуть. При этом одна группа вытягивает имена людей другой группы. Далее команды выбирают себе название и проводят жеребьевку, какая команда начнет игру. На отрядном месте создается дерево, с ветвями, на которых пишутся имена детей, но дерево пока без листочков. Потом каждый ребенок пишет свое желание на листочке и прикрепляет его на свою ветку. Одна группа на два дня становится волшебниками, исполняющими желания ребят другой группы. Если ребенку понравилось, как волшебники исполнили его желание, он закрашивает свой листочек ярким цветом. Затем роли меняются.

  • Твой тайный друг

Эта игра похожа на предыдущую, но здесь каждый член отряда вытягивает имя другого человека и никому его не сообщает. В течение нескольких дней каждый ребенок тайно делает кому-то (чтобы этот кто-то не догадался) подарки, сюрпризы, в общем, что-то приятное. Вожатый здесь играет большую роль как посредник. В конце игры секреты раскрываются и дети узнают, кто был их тайным другом в течение нескольких дней. На заключительном этапе смены можно проиграть предыдущие игры и посмотреть, как изменилось качество выполнения заданий. Особенности этого периода в том, что дети научились максимально понимать и принимать друг друга, для совместного выполнения заданий им почти не требуется слов, в решении задач отряд действует как единое целое. Сами игры на сплочение заключительного периода носят более серьезный характер, к примеру:

  • Ритм (все)

Выполняется в парах. Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – зеркало. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль зеркала пытается отражать эти движения в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

  • Передача чувств прикосновениями (средний, старший)

Один из участников становится в центр круга и закрывает глаза. Он знает, что сейчас к нему будут подходить по очереди остальные участники и прикосновением постараются передать одно из 4-х чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участники сговариваются в тайне от водящего, задача которого - определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

  • Магнит (все)

Ребята становятся в шеренгу у стены, им говорится, что они к ней «прилипли». Один выходит в центр. Это «магнит». Он закрывает глаза, сосредотачивается и начинает «притягивать» людей к себе. Тот, кто чувствует, что его «выдернули из клея», присоединяется к магниту и они начинают тянуть вместе. Наблюдая порядок, в котором люди будут «отлипать» от стены можно смотреть на отношение к человеку-«магниту», а по скорости «отклеивания» можно судить о степени сплоченности отряда. На прощальном костре наряду с «Гусеницей», «Клоуном», «Крокодилом +» можно поиграть в следующие игры:

  • Мой сосед (средний, старший)

Предложите играющим по очереди назвать, что они любят и что не любят у своего соседа. Потом то, что любят у соседа, целуют, а что не любят – кусают.

  • Грязные танцы (все)

Необходимо встать в колонну, держа соседа впереди за талию. Под музыку (можно в личном исполнении) все дружно начинают танцевать, к примеру, ламбаду (можно любой другой танец). Через некоторое время музыка прекращается и необходимо обнять за талию соседа, который стоит перед твоим соседом впереди, музыка снова играет и все снова танцуют, но уже в более неудобном положении. Потом все повторяется, только надо дотянуться до того, кто на два, потом на три и так далее человек впереди тебя.

  • Клубок (все)

Дети садятся в круг. Ведущий берет клубок, наматывает кончик нити на ладонь, потом бросает клубок любому участнику со словами: «Ты мне нравишься, потому что…» или «Мне нравится, как ты…». Далее этот участник также наматывает нить на ладонь и бросает клубок другому человеку, продолжая фразу «Ты мне нравишься, потому что…».