Слово в день празднования казанской иконе божьей матери. Проповедь в день иконы Божией Матери Казанской (2014 год) Проповедь казанская божия матерь

Дни празднования: 21 июля (обретение) – «Летняя Казанская», 4 ноября (в честь избавления Москвы) – «Осенняя Казанская»

Икона была обретена в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – времени царствования Иоанна Грозного. И как гласит сказание о явлении этой святой иконы из книги «Сказание об чудотворных иконах Пресвятыя Богородицы» - летом 1579 года в Казани девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам.

Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное.

Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом была п ренесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни». Матрона упала на землю и долго лежала так.

Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи». Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно.

Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, н икону не нашли. Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.

Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.

История святой иконы очень тесно переплетается с жизнью царя Петра Первого. Именно святитель Митрофан Воронежский, которого очень уважал и чтил дал ему благословение и сказал: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу... И после этого Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери. Русское воинство разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов.
Потом царь построил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали трудности. Он знал, что делал дело, благословенное Богом, он верил словам святителя Митрофана.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне Посадной улице старого гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 году перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 году, в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.

В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте – чтобы поместить в нем прославленную икону. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.

В 1812 году, после назначения своего главнокомандующим, М.И. Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.

Казанский собор в Петербурге стал храмом – памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно наш великий полководец и воин – М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.

К великой скорби, в годы революции икона была толи сокрыта, толи вывезена, и вовсе не известно место нахождения именно той самой иконы, но достаточно много чудотворных списков сохранилось до нашего времени.
В 1941 году началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель – уничтожить Святую Русь, стереть с лица земли не только наш народ, но даже воспоминание о России. Особо тяжелой была для нас зима 1942-го года. Немцы рвались к Москве. В блокадном кольце находился Ленинград. Очень немного истинных друзей осталось тогда у нашей страны. Но они были, и с тревогой и сочувствием молились за нас и помогали нам.

В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием ко христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия Салиб – митрополит гор Ливанских (Антиохийский патриархат). Он почитал Россию, ее святыни и помнил, что значит она для мира.

После обращения Александра III Илия Салиб горячо, всем сердцем молился о спасении страны Российской перед . Владыка спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего – ни стола, ни стула, - лишь каменный пол и стены. Он затворился там на три дня не вкушал воды и пития и не спал, а только молился – на коленях перед иконой Матери Божией с лампадой. Илия Салиб просил Заступницу открыть, чем можно помочь России.

Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. И вот через трое суток бдения потолок келии растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. «Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана», - троекратно произнесла Пресвятая Дева. Матерь Божия объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство – для богослужения. Сейчас готовится к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в нем – ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город. Необходимо отслужить молебны перед иконой Казанской Божией Матери под Москвой, под Сталинградом… Икона с войсками должна идти до границ России. По окончании войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы митрополита Илии в Москву. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Как было предсказано, так и произошло. В осажденном Ленинграде не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод ежедневно уносил тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом. И произошло удивительное.

Гитлер изменил свои планы, хотя не представляло большого труда войти в измученный, голодный город, но благоприятный момент был упущен, и произошел перелом событий. Враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и удивительного героизма тех, кто его защищал и кто молился за него. Снова подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город святого Петра избран самой Богородицей и пока в нем находится Казанская Ее икона, и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают икону Казанской Божией Матери. Она во все времена от основания града была его Заступницей.

Именно чудесное явление и последовавшее снятие блокады способствовали тому, что были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Наступило время возрождения веры в нашей стране.

В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить обещания, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже патриархом и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?». Святейший предложил подарить владыке Илии список с Иконы Казанской Божией Матери, крест и панагию. Самые искусные ювелиры сработали эти дары и украсили их драгоценными камнями, добытыми во всех областях страны, таким образом, вся держава приняла участие в изготовлении этих подарков.

Митрополит Илия прибыл в Москву. Встречали его торжественно. Как он был растроган! «Всю войну день и ночь я молился о спасении вашей страны, - сказал владыка. – Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на святой Русской земле и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а наоборот, почтили ее особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли русской как память о любимых мною стране и народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам великого русского святого преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!» Вот радость-то будет по всей земле великая».

Тогда же правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь России во время войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не положены. Напротив, он сам передал нашей стране крупную сумму денег – на детей, которые остались без отца и без матери.

Святейший патриарх Кирилл в своем слове на день празднования «Казанской» иконы Божией Матери сказал: «В Смутное время Русь уже была близка к полному разрушению и погибели. Опасность заключалась не столько в том, что иностранные войска вошли на территорию Руси и одержали ряд побед; даже не в том, что была захвачена Москва, а в том, что в сознании людей наступило полное смятение.

Никто не знал, что нужно делать. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство. Отсутствие сильной центральной власти привело к тому, что огромное количество людей страдало от разбойников. Страна оказалась разрушенной, оскверненной, по дорогам ползали нищие, инвалиды, и не было никакой опоры на светскую власть, потому что самой власти не существовало…

Дай Бог всем нам, научаясь примером этой великой истории, хранить веру в своих сердцах, быть способными к общему и солидарному действию, сохранять единство нашего народа и сообща решать все те задачи, которые стоят и перед страной, и перед каждым человеком. Если соединим веру и верность Отечеству, то, несомненно, будем иметь ту духовную силу, которая способна приводить Отечество наше к победам. А победы нужны, потому что через победы устрояется к лучшему жизнь народа».

Святитель Лука постоянно говорил о том, чтобы пастыри церковные чаще читали акафисты Божией Матери в храмах с прихожанами и Царица Небесная их никогда не оставит.
Поэтому и мы должны стремиться к почитанию Матери Божией, любить как свою мать, а на примерах ее чудесной помощи и нашему Отечеству и лично каждому верующему мы должны молиться, прося помощи и нашей Руси православной и всем тем, кто находится в заблуждении, расколе или ереси. Всем тем чтобы была Матери Божия покровом и заступлением, которые прибезают к Ее благодатному покрову.

Пресвятая Владычица Богородице, моли о нас грешных!
Аминь.

П Р О П О В Е Д Ь
для произнесения за Божественной Литургией в день Казанской иконы Божьей Матери 4 (воскресенье) ноября 2007 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Се бо отныне ублажат Мя вси роди »
(Лк. 1, 48)

Уже на заре истории христианской Церкви, отцы, братья и сестры, верующие увидели и опытно ощутили силу предстательства Пресвятой Девы к Богу и поэтому с первых времен прославляли Её всечестное имя, призывали в молитвах и просили Её помощи. С седой древности во всем мире сияла боголепная слава Царицы Небесной.

Бесчисленны милости, оказанные Божьей Матерью христианскому роду. Многочисленны Её благодеяния, которые были явлены православному русскому народу на протяжении тысячелетней истории нашей святой Церкви – от Крещения в Киеве до последних дней. Особенно простирала Пресвятая Дева Свой омофор над русской землей в годы бедствий. Сколько раз она являла свою помощь нашему Отечеству через святые иконы, перед которыми молились наши деды и прадеды во время нашествия иноплеменников. Наличие множества чудотворных икон Богородицы служит очевидным свидетельством неоднократного Её заступления.

С образом Казанской иконы связано избавление нашей Родины в начале XVII века от врагов и иноземцев, захвативших тогда первопрестольный град Святой Руси – Москву. Русские люди встали на защиту Отечества, но, не надеясь на себя, прибегли к помощи и заступлению Царицы Небесной. К Москве была привезена с берегов Волги вместе с ратным ополчением чудотворная Казанская икона Богоматери. Все – от мала до велика – наложили на себя трехдневный пост и объединились в одной молитве перед чудотворным образом. И молитва веры была услышана. В это время в кремлевском Чудовом монастыре находился в плену архиепископ Арсений, который, как и все, возносил молитву к Божьей Матери. Внезапно место его заточения озарилось небесным светом, и перед ним явился преподобный Сергий Радонежский – молитвенник за землю Русскую. Святой игумен сказал: «Арсений, ваши и наши молитвы услышаны. Предстательством Богоматери суд Божий преложен на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих» (Скурат К.Е. Идите и научите. Сборник проповедей. Сергиев Посад, 1998, с.216). Весть об этом видении быстро достигла войска, воины ободрились. И действительно, следующим утром русские войска освободили Кремль. Враг был изгнан, Москва освобождена, а Россия спасена. В знак особой благодарности и было установлено ежегодно праздновать этот день заступничества Божьей Матери. Это можно сказать, второй Покров, особенно близкий всем нам, потому что событие относится к нашему Отечеству.

Исполненные глубокой благодарности Богородице за все, что Она посылала, наши отцы и деды славили Её в своих горячих молитвах, всегда с особым благоговением почитали Богородичные праздники, воздвигали в честь Её величественные храмы. А чувство благодарности – это святое и угодное Богу чувство.

Однако важно помнить, что милость и помощь Царицы Небесной есть там, где совершают достойное почитание Богородицы, где есть теплая к ней молитва. Именно тогда не бывают напрасными вздохи сокрушенной души и не пропадают слезы разбитого горем сердца.

Для получения благоволения Божьей Матери необходима также крепкая вера и искренняя любовь к Иисусу, к Тому, Кого Она больше всех возлюбила, ради Которого перенесла тяжелые страдания – зрелище крестного распятия, ибо Она хорошо знала, что Её Сын, Которого распинали люди, есть Сын Божий и Спаситель всех людей.

Называть Божью Матерь своею матерью и надеяться на Её покровительство может тот, кто возрожден в таинстве Святого Крещения, кто насколько возможно чаще приобщается святых Таин Божественного Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя, соединяясь с Ним в един дух и становясь членом Тела Христова, кто пребывает в Церкви, повинуется её заповедям, сохраняет уставы, внимает голосу пастырей и старается служить Богу с благоговением и страхом.

Сегодня, братья и сестры, в Апостольском чтении, предварившем евангельское благовестие, мы услышали о действии благодати Божьей и её значении в домостроительстве нашего спасения: «Благодатью вы спасены через веру» (Еф. 2, 8). По мнению святителя Макария, митрополита Московского, три великих благодатных действия совершил Бог для нашего спасения: Он даровал нам Откровение, запечатленное в Священном Писании и хранимое в Священном Предании; Бог принес в жертву Единородного Своего Сына и на этой Жертве утвердил Церковь с её спасительными таинствами. И третий величайший дар благодати – поставил священнослужителей и учителей церковных. Важно отметить, что в ответ на эти милости Божьи от христианина требуется только одно: на Откровение следует ответить верой; церковные таинства следует принимать с верой в их спасительность; к пастырям Церкви необходимо относиться с вниманием, почтением и верой в их посредническое и благодатное служение (Слова и речи. СПб., 1891, с.271). В заключение святитель говорит: «Вот так мы и спасаемся: через веру – Божественной благодатью».

Святое Евангелие в воскресном чтении представило притчу о богаче, который проводил дни в роскошестве, пирах, но был безразличен к окружающим его людям: больным, обездоленным и неимущим. Одним из таких нуждающихся являлся «некоторый нищий именем Лазарь, который лежал у ворот дома богатого, желая напитаться остатками пищи, падающими со стола» (Лк.16, 20). Евангелист Лука отмечает, что когда «умер нищий, то он был отнесен ангелами на лоно Авраамово». Когда же скончался богатый, то за жестокосердие, безразличие, за неисполнение заповеди Божией о любви и милосердии был определен на вечные мучения. Такая участь была дана ему Богом потому, что богач «получил уже доброе в земной жизни, а Лазарь – злое». При этом важно отметить, что между участью праведных и грешных людей существует непреодолимая и «великая пропасть, так что хотящие перейти» из одной в другую не смогут уже никогда осуществить свое пожелание.

По святоотеческому толкованию, и богатство, и бедность – это равноценные дарования Божии, которые христианин может и обязан использовать для спасения своей души. Если он воспользуется материальными благами и высоким общественным положением в корыстных целях, то в вечности заслужит участь евангельского богача. Но если он всегда будет помнить, что все принадлежит Богу, а ему вручены и блага, и власть лишь для исполнения Божественной воли, то не только не будет наказан в вечности, но получит от Бога венец правды, и с нищим Лазарем упокоится на лоне Авраамовом.

Слово Божие возвестило сегодня о том, что для христианина страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. По словам Священного Писания, смерть пришла в мир вместе с грехом прародителей и стала уделом каждого человека. Все люди без исключения пошли этим путем: и святые, и даже Сама Матерь Божия. Мы должны всегда радоваться, что живем, и благодарить за это непрестанно Господа. Давая нам земную жизнь, Бог дает нам время приготовиться к жизни будущей; потрудиться для вечного спасения не только самого себя, но и всех людей, живых и умерших. И в эту краткую жизнь можно много сделать добра всем, и мы должны это делать.

Будем же, братья и сестры, стараться всегда быть истинными православными христианами, достойными детьми Божьей Матери, и она всегда будет нашей верной Заступницей и теплой о нас молитвенницей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. С праздником!

Рады поздравить всех с нашим общим праздником, которым красуется наша Русская Православная Церковь. Сегодня сугубый праздник, который почитается как один из самых известных, препрославленных, святых и чудотворных образов. Для нас с вами, чад казанской земли, этот образ является сугубо родным. Казанская икона Божией Матери прославилась на нашей земле, и мы ныне предстоим, осеняемые Её благодатным покровом. Наипаче всем радостным в сегодняшним году переживать память чудотворной иконы Богоматери, и сегодняшний день передаёт чтимым списком, который находится в Казани, где совершается богослужение, церковные молитвы, возглавляемые Патриархом нашей церкви и другими архиереями.

Многие из верных сегодня присутствуют там, превозносят славное имя тому образу, чей мы чествуем. Данный образ явился судьбоносно в 16-м веке, когда Казань только лишь была произведена под православном Подмосковье. В это время совершилось явление нерукотворного образа. Мы с вами, если чуть-чуть вернёмся школу и чуть-чуть напряжёмся мыслями, то вспомним, какой была Казань для православной Руси – местом крови, слёз, страданий. Казанское ханство, просуществовавшее совсем недолго, в течении около 100 лет только приобретало средства, богатело за счёт грабежа православной, русской земли, наипаче за счёт торговли пленными рабами из России и иных сопредельных областей. Если вспомним историю, то увидим, что только после взятия Казани, Иван IV вывел из Казанского ханства более 100 тысяч, находящихся здесь в рабстве. Это те, кто здесь были, основную массу которых гнали на юг через Крымское ханство - в Крым. Там продавали на галеры туркам, в гаремы по всему Востоку, уродовали наших предков. Один из торговцев того времени был еврей, живший в Крыму, оставил нам записки, где написано «неужели ещё там, то есть в России, остались люди, которые толпами гнали наших предков в рабство погибели, в первую очередь, за Казань». Иван IV положил конец этому насилию. Казань была взята и присоединена к Московскому царству.

Мы с вами помним сказку о том, что есть крещёные татары в нашем крае, которых насильно как будто крестил Иван Грозный. Эта сказка имеет под собой небольшое историческое действительное оправдание. После многократных мятежей в Казани Иван Грозный тех, кого мы сейчас называем экстремистами, террористами, всех заставил крестить. Их «намакали» в Казанке, надели на шеи кресты, и когда войска отошли, эти новокрещённые побросали кресты и толпами ушли в Башкирию, поэтому это сказка, что крещёные татары – это крещённые Иваном Грозным. Насколько были крещены формально, настолько же искренне отпали от Православия. Но православные среди татар есть, которые были и при Иване Грозном и до него, начиная с 4-го века на средней Волге. Это было меньшинство. Да, были православные переселенцы в 16-м веке из глубин России, но их также было немного, а вот от местного селения, которое очень старалось, например, Святитель Гурий, результат был, но не такой большой. Именно тогда совершается чудо, которое перечёркивает все человеческие усилия, и совершается то, что умом представить себе и прогнозировать было невозможно.

В Казане у вдовы была маленькая девочка, некая Матрона. Ей во сне является Богоматерь, которая заставляет взять Её икону из земли, указывая место. Ребёнок говорит об этом матери, та в недоумении. И так первый раз, второй, третий. На третий раз Богоматерь во сне сказала девочке: «Накажу, если не выполните!» Её мать пошла к епископу, к воеводе, но её со смехом выпинули. Эта женщина взялась за ступ и стала капать в указанном девочкой месте. Каково же было их потрясение, когда они наткнулись: в земле, в каком-то засыпанном землёй горелом доме был образ Богоматери, сияющий красотой. Мы сказали, что он неруктворенный по обретению, потому что взят из земли, но, может быть, был когда-то написан. Хранился кем-то из христиан тайно в эпицентре ненависти к христианству – в Казани. Какой-то пожар, может, хозяин погиб, а икона в земле осталась. Но чудо в том, что Матерь Божия через сон указала на этот образ. И когда этот образ был взят из земли, слух пошёл мгновенно. Священник ближайшей церкви, в которую икону принесли, в будущем Патриарх Гермоген, составил описание явления иконы и первых произошедших перед этой иконой исцелений и чудес. Поразительно то, что чудеса были разные, но в особенности люди с больными глазами. Почему? Станет понятно, если сказать, что люди жили не как сейчас – электричества не было в 16-м веке, топили избу по-чёрному, поэтому дым и гарь всегда была в глазах и летом, и зимой, от чего часто болели глаза. Это было особенно ярко среди населения национальных окраин (мордва, удмурцы, марийцы), уровень жизни которых был ниже, чем у казанцев. Узнав о происходящих исцелений, эти инородцы массами стали обращаться к чудотворной иконе и получали исцеления. Как следствие ради явного заступничества Богоматери эти исцеления заставляли инородцев обращаться ко Христу. Началось то, чего так давно ждали и не могли сделать – массовое крещение язычников и мусульман. Поэтому начало оправославливания нашего края положила сама Божия Матерь чудотворной Казанской иконой.

Мы с вами знаем историю, как вскоре после того, как началось смутное время на Руси между царствами, а священник, первый взявший образ из рук матери и девочки, который только что достали из земли, Патриарх Гермоген, в период жестокой смуты призвал православных встать на защиту Родины и веры, вместо воеводы и живого знамени взять этот чудотворный образ Казанской. Мы с вами знаем, как под водительством взбранной Воеводы победительной Матери Божией, как щитом, ограждённые этим чудотворным образом, наши предки выстояли испытания, отстояли Родину, веру и наш сегодняшний день! Это было настолько сильно, что полу безбожный, полу лютеранный Пётр I, когда потерпел ряд поражений в северной войне со шведами, в критический момент полтавской битвы приказал принести к полкам образ Богоматери Казанской, и сам (редкий случай из его жизни) искренне молился пред данным образом. После этого написал воззвания к войскам, непохожий на предыдущий, где звучали слова: «Не подумайте, что за Петра или за царство его вы идёте на смерть», - обращался он к своим братьям во Христе. Но писал вот как: «Но ради России Петру Богом вручённый», и поручал Богоматери свою армию. Мы помним великую победу под Платовой, можем говорить дальше и многие потрясающие факты именовать. Так, например, когда Александр I после отступления российских войск перед Наполеоном предложил великому ученику Суворова Кутузову возглавить войска. Этот престарелый уже, больной человек согласился только при одном единственном условии: «Если Казанскую чудотворную отдадите в полки». Он сам молился перед нею, и мы знаем, что эта чудотворная икона вместе с Тихвинской и Смоленской стояла на редутах во время Бородинского сражения, которое великой славой покрыло нашу Родину, наше войско и нашу веру.

Через данный образ за молитвы Пресвятой Богородицы милостивый Господь многократно спасал не только отдельных людей, что очень важно, но и Родину нашу – целый народ. То, что мы сейчас есть и то, что мы существуем, и то, что у нас есть радость переживать духовные радости – это есть милость Пресвятой Богородицы, а памятники Её – это милость Её чудотворной иконы. Самый известный памятник на Руси – это чудотворная икона Казанской Богоматери. Матерь Божия являет милость над целым народом, церковью и страной. Но отталкивает ли она и бывает ли глуха, когда к Ней обращается кто-то один с очень личной и своей просьбой или, скажем, два-три человека? Она, которая спасает страну, есть ли Ей дело до одного в его невеликих проблемах, которые не сравнятся с проблемами целой страны?

Я бы хотел позволить себе привезти пример, который совершается сегодня. Вы все знаете меня и мою порочную жизнь, знаете, что на мне уже негде ставить клейма – в грехах прожёг всю свою жизнь. Но милостью всевышний Господь дал видеть своих взрослых детей. Совсем недавно младшая доченька на последних днях беременности готовиться к деторождению. Вдруг узнаем, с кем договорились, кого просили, в какой клинике её положат, что всё закрывают, от стафилококков моют, данные врачи роды принять не могут. Обращались к другим, а те говорят, что очень сложно – только кесарево. Что делает моя дочь и её мама у себя дома? Они начинают молиться Божией Матери. Ей рожать в указанный срок – на Казанскую. Почему? Божия Матери потому что! Потому что сложно защитить и сохранить, и так спокойнее. На Руси есть поговорка: «Родить - некого водить», а они просят. Две ходят по дому, кто вслух про себя, кто шепчет: «Непроходимые врата тайно запечатанные» - молитву Божией Матери. Запечатает Господь и не даст родить, когда говорили врачи. Матерь Божия явила свою силу, и её повезли в больницу, когда её открыли, вышли врачи. Звонит нам и говорит: «Домолились, будем рожать естественным путём». Сейчас шли в церковь. Перед церковью дочка рано утром звонит маме и говорит: «Теперь молимся «милосердие двери отверзи нам» - пора дверям открыться, и начали так молиться. Сейчас во время богослужения она рождает девочку.

Мои дорогие, это, казалось бы, не проблема. Какая разница в какой день и в какой больнице родиться, ведь Матери Божией должно быть виднее, она могла бы сказать молча, сильнее слов, откинуть эту просьбу, ведь мелочь, но и на это преклоняет свою милость и являет исполнение просимого. Теперь для нашей семьи, например, этот день, 21 июля, память Казанской иконы Божией Матери тоже будет днём памятником заступничества Богоматери. Сейчас с хора говорят – родила!!!

От всей души искренне переживаем этот день, как день личного и общего праздника. Дай, Бог, чтобы молитва Пресвятой Богородицы над нами была всегда. Они всегда над нами, лишь бы нам милосердия двери открыть. С праздником всех!

На Казанскую

Протоиерей Андрей Ткачев

Н ичто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них. То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – , защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице. Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был , и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила: «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.

Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.