День влюблённых на руси ☼. День Петра и Февронии

День Святого Валентина - широко известный праздник всех влюбленных - пришел в Россию совсем недавно. В отличие от Европейских стран, таких прочных традиций у него в России нет. Просто приближается весна, хочется любить, хочется теплых слов и жарких признаний… Этот католический праздник у нас стал молодежным и светским.

На самом деле на Руси, начиная с шестнадцатого века, существует cвой День влюбленных , который отмечается 8 июля . Покровителями любви и верности Русская Православная Церковь считает святых Петра и Февронию .

Согласно повествованию, в 13 веке молодой князь Петр (в миру - Давид) еще до того, как занял Муромский престол, внезапно заболел от ядовитой крови убитого им змея: его лицо и руки покрылись страшными язвами. Князя пытались лечить многие знаменитые лекари того времени, но толку не было. Прослышав, что в Рязани живет дева необычайной мудрости, владеющая тайнами врачевания, князь приказал отвезти его к ней.

Действительно, дочь одного "древолазца" (бортника) красавица Феврония (в миру Евфросиния) славилась своим умом; она умела без суеты разрешать жизненные трудности и творила настоящие чудеса. Крохи хлеба в ее ладони превращались в зерна благоуханного ладана, она заставляла за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространялась на все окружающее.

Посланец князя нашел Евфросинию в простой крестьянской избе. В бедном крестьянском платье она сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее тихий и мудрый разговор, ее вещие ответы изумили посланца. Сведущая в целебных снадобьях, Евфросиния согласилась взяться за лечение молодого князя, но с одним условием: по выздоровлении Петр должен будет на ней жениться.

Князь вынужден был согласиться, хотя в обычаях тех лет было не принято лицам княжеского рода брать в жены девиц низкого происхождения. И излечившись, Давид наотрез отказался выполнить свое обещание и вернулся к себе в Муром. Это было ошибкой: страшная болезнь возобновилась с новой силой. Так князь был наказан за свой единственный обман в начале их в дальнейшем безупречной жизни.

Несчастный послал за той же Евфросинией, и уже слушал ее во всем. Они обвенчались и со временем князь полюбил свою жену. Настолько, что когда бояре Мурома потребовали от своего князя или отпустить от себя супругу-простолюдинку, или самому оставить Муромский престол, Давид выбрал последнее. Покинув княжество, он остался с небольшими средствами к жизни и нередко скорбел о том. Княгиня советовала князю не печалиться и надеяться на Господа. Вскоре в Муроме начались междоусобицы. Бояре вынуждены были просить Давида и Евфросинию возвратиться в Муром и взять власть в свои руки. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и благотворительными делами. Они прожили в мире и согласии много лет.

Почувствовав приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли иночество в разных монастырях, один с именем Петра, другая - с именем Февронии. Умерли супруги в один день. После смерти Петра и Февронии люди положили их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в том общем гробу. Сама смерть не смогла разлучить их.

В шестнадцатом веке Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Со тех пор они помогают молодым людям найти свое счастье в браке, а тем, кто уже нашел - сохранить его до конца жизни.

Эта восхитительная история приковывает внимание снова и снова. РИА "Новости" сообщает, что новая киностудия детских и юношеских фильмов "Русский богатырь" в 2004 году будет снимать музыкальный художественный фильм "Верное сердце" о легендарных муромских святых. На главные роли в фильме приглашены Ольга Будина /Феврония/ и Андрей Соколов /Петр/. В фильме также примут участие Игорь Калныньш, Николай Расторгуев, Валерий Золотухин и другие известные артисты.

В начале июля, в канун этого прекрасного православного праздника, природа преподносит ароматные дары - ягоды и фрукты. А это, в свою очередь, навевает идеи для романтического ужина на двоих. Предлагаем вам рецепты клубничных лакомств, которые не оставят сердце вашего любимого равнодушным.

КЛУБНИЧНЫЕ ЛАКОМСТВА

КЛУБНИЧНЫЕ ДЕСЕРТЫ И НАПИТКИ

В России христианский праздник, призванный стать аналогом католическому Дню Святого Валентина имеет название "День супружеской любви и семейного счастья".

Отмечать его будут 8 июля - в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на муромской земле в XIII веке.

По легенде крестьянка Февронья обладала даром прозорливости и исцеления. Когда она узнала, что муромский князь Пётр страдает неизлечимой болезнью, она сама предложила его излечить. Но сказала, что не возьмёт никакой награды, лишь обещание жениться на ней.

Князь сдержал своё слово - они поженились и были образцом верности и любви. В старости приняли монашество и скончались в один день и час.

Похоронить себя они завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Но храмовые служители сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших.

Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и многие верующие обретали здесь чудесное исцеление. Ныне их мощи покоятся в муромском храме Свято-Троицкого монастыря.

Таким образом, на свадьбу молодым можно дарить парные иконки святых Петра и Февронии, ведь они - покровители супружеской любви и семейного счастья!

Валентин - святой католический, а христианская церковь чтит 14 февраля память святого великомученика Трифона, которому Господь даровал силу изгнания бесов и исцеления от телесных недугов. По преданию, особенно прославился святой Трифон в первой половине III века тем, что избавил от нечистой силы дочь римского императора Гордиана.

Так что в день святого Трифона, можно дарить друг другу не валентинки, а трифонки .

Кстати, Москва - единственный город в России, в котором святому великомученику Трифону в благодарность за его чудо построили храм.

Легенда о чуде святого Трифона гласит:


Было это во времена московского князя Ивана Калиты. Отправился он на соколиную охоту, выпустили слуги птиц, и все вернулись с добычей, кроме любимого княжеского сокола.

Тогда князь приказал боярину Трифону Патрикееву под страхом казни найти птицу.

Трое суток блуждал сокольничий по лесу, но безуспешно. Тогда взмолился он своему покровителю Трифону, просил спасти его от казни.

И тотчас явился ему святой в образе юного всадника на белом коне с тем самым соколом в руке и отдал Патрикееву птицу.

В тот же год боярин заложил на этом месте храм. С тех пор храм и стоит. В нем хранятся частичка мощей святого Трифона и чудотворная икона. На месте бывшего леса теперь улица Трифоновская, что в районе Марьиной Рощи.

Эта чудотворная икона спасает от внезапной смерти, от гнева властителей и других напастей.

Материал подготовила МарияR
Фото newsvo.ru и rusk.ru

В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

Русский народ всегда отличался богатой культурой, обычаями и ярким фольклором.


Национальная культура выделяет русский народ, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, даёт возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В настоящее время появляется много новых праздников. Сейчас в России складывается странная ситуация: в относительно короткое время появились «праздники», чуждые и даже враждебные русской культуре.

Хэллоуин, День мёртвых, неоднозначный День всех влюблённых с реальной его возникновения и так называемыми «прайдами толерантности» нашего времени.

Хэллоуин пришёл в нашу страну из американской культуры. Этот, с позволения сказать праздник, уходит корнями в далекую кельтскую культуру с её языческой мифологией и являет собой кратковременную открытость невидимого мира, сопровождаемую разгулом нечисти.
Когда Хэллоуин был ещё религиозным действом древних кельтов, основной акцент делался на почитании мертвых с задабриванием потусторонних сил и жертвоприношениями. В далёкие времена этот праздник ассоциировался со смертью и со всем необычным и мистическим. Со временем Хэллоуин полностью утратил своё обрядовое и ритуальное значение, зато стал поводом нарядиться в необычный костюм и весело провести вечер. Настолько «весело», что отдельные празднующие считают уместным обряжаться в костюмы террористов-смертников в городах, столкнувшихся с терроризмом лицом к лицу.

Становится понятно, что Хэллоуин сегодня – это в первую очередь бизнес-проект, в том числе и для России, ведь нам порой откровенно скармливают всё то, на чём можно заработать деньги.

За западным «праздником мертвецов» многие уже не видят традиционных русских рождественских колядок, где тоже костюмы и веселье, но в куда более позитивной форме – без того пиршества ужаса, который несёт тот же Хэллоуин.

Кроме развлечения и всеобщей радости, Святки всегда имели на Руси и другое, социальное значение. На вечерках и праздничных гуляниях народ поддерживал соседское общение, обсуждал многие хозяйственные вопросы, а также сводил судьбы молодых. Родители могли приглядеть невесту для своего сына, а девушки могли найти будущего мужа и постараться понравиться ему. Хороводы, дружеские встречи, пиршества – все это часто было лишь предлогом для знакомства и помогало разнообразить жизнь.

О Празднике семьи, любви и верности.

Упомянутый День всех влюблённых, на самом деле, по уровню духовности ни в какое сравнение не идёт с истинно христианским, православным праздником – Днём семьи, любви и верности. Праздником в честь святых Петра и Февронии.

День святых Петра и Февронии отмечался на Руси много веков подряд. К князю и княгине было принято обращаться с молитвами о ниспослании семейного счастья и будущего удачного замужества. Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в во едином гробе, что сочли чудом. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св.Троицы Свято-Троицкого монастыря в древнем Муроме.

Праздником Всероссийского масштаба день семейных покровителей стал в 2008 году. В этом году, нетрудно сосчитать, официально у праздника 10-летний юбилей.

Символом праздника является простой полевой цветок ромашка. Он привычен и спокоен. Как спокоен и сам праздник, который пронизан чистотой и традиционностью.

Ежегодно оргкомитет праздника вручает медаль «За любовь и верность» российским парам, которые прожили в браке не менее 25 лет. С одной стороны медали - изображение символа праздника (ромашка), с другой – лики святых Петра и Февронии.

Во многих городах проводятся праздничные и торжественные мероприятия: концерты, благотворительные акции, выставки, ярмарки.

ЗАГСы в этот день работают допоздна, чтобы как можно больше пар молодоженов успели связать себя узами брака в эту памятную дата. Примечательно, что разводы 8 июля не рассматривают. И это особый символизм праздника.

С каждым годом День семьи, любви и верности становится все более популярным и узнаваемым праздником в современной России. Жизнь со времен Петра и Февронии, естественно, изменилась до неузнаваемости. Но остались и вечные ценности, к которым относятся любовь и семья, и которые для любого нормального человека являются главным смыслом жизни.

Или День влюбленных - праздник, который 14 февраля отмечается во всем мире. По поводу происхождения этого праздника существует несколько версий, по одной из которых День святого Валентина когда-то называли "Птичьей свадьбой", так как считалось, что именно в этот день, 14 февраля, птицы выбирают себе пару. По другой версии, много лет назад христианский священник по имени Валентин совершил запрещенный римским императором обряд венчания, за что 14 февраля был казнен и с тех пор он считается покровителем влюбленных.

Еще одна легенда относится к тому времени, когда Рим был языческим. Она повествует о том, как христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо.

Очередная легенда совмещает в себе две предыдущие. Рассказывают, что Валентин, будучи епископом Терни, выказывал юным влюбленным особое расположение, помогал писать письма с признаниями в любви, мирил поссорившихся, дарил цветы молодым супругам. Арест его был вызван якобы тем, что римский император Юлий Клавдий II не позволял солдатам имперских легионов влюбляться и жениться, а Валентин тайно венчал легионеров. Когда Валентин сидел в тюрьме, он, как гласит легенда, влюбился в слепую дочь своего палача и исцелил ее. Перед казнью он оставил ей прощальную записку с подписью "Твой Валентин".

Впоследствии, как христианский мученик, пострадавший за веру, Валентин был канонизирован католической церковью. А в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина. С тех пор влюбленные почитают Святого Валентина и считают его своим заступником. В память о письме, написанном Валентином своей возлюбленной, в этот день принято дарить друг другу поздравительные открытки "валентинки" в виде сердечек, с наилучшими пожеланиями, признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Позже в католической Церкви День Святого Валентина стали считать необязательным праздником. С 1969 года, в результате реформы богослужения, святой Валентин был изъят из литургического календаря католической церкви (вместе с прочими римскими святыми, сведения о жизни которых противоречивы и недостоверны).

Несмотря на это, День святого Валентина, покровителя всех влюбленных, получил поистине всемирное признание, он стал популярен во многих странах, среди верующих и не верующих, вне зависимости от национальности и религиозных конфессий. Кроме того, во многих странах нашлись аналоги Дню всех влюбленных, и нередко жители этих стран отмечают праздник дважды - в феврале, в День Святого Валентина, и в свой традиционный день.

В России этот праздник наиболее массово и открыто стал отмечаться с начала 1990-х годов. Своего рода отечественным аналогом Дня Святого Валентина или Дня всех влюбленных в советское время был Международный женский день 8 Марта, а в настоящее время - Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья, отмечаемый 8 июля. В этот день Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии , которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.

История любви Петра и Февронии подробно и красочно описана в известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Согласно Житию святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать благочестивая крестьянская девица Феврония. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились праведной жизнью и милосердием.

Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в один гроб. Русская Православная Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

По инициативе жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов, были восстановлены дореволюционные традиции празднования дня свв. Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и в 2008 году праздник получил официальный правительственный статус.

26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета СФ по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника - всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья. В 2008 году Россия впервые праздновала 8 июля как общенациональный День семьи, любви и верности.

Однако в отличие от западного аналога у российского праздника сразу несколько святых покровителей . Святыми покровителями семейного благополучия считается благочестивая пара - Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица, 29 августа православная церковь чтит память чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери, которая почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, помогающая в трудных родах. В России есть еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании благополучной семейной жизни, - это Покров Пресвятой Богородицы. С Покрова дня - 14 октября - начинали отмечать свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им хороших женихов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Не так давно в России появился свой праздник влюблённых – 8 июля в честь святых Петра и Февронии. Именно их Православная Церковь считает покровителями любви, верности и супружеского счастья.

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
(Мф. 19,6)

Дело происходило в XIII веке. У князя Петра был родной брат, к жене которого повадился летать змей и никак никто не мог с ним справиться, пока муж не научил жену подластиться к змею и выведать у него, как можно его погубить. Жена так и сделала, змей развесил уши от её ласковых слов и проговорился, что его может убить Пётр-Агриковым мечом.

Брат всё это пересказал Петру и тот, найдя меч, пришёл в покои снохи и увидел там её и змея в образе брата. Пётр догадался, кто перед ним, и нанёс змею удар, тот сразу же принял свой настоящий облик и сдох, но перед этим забрызгал Петра своей ядовитой кровью, и у того руки и лицо покрылись страшными язвами, а на теле образовались струпья.

Князя лечили многие известные лекари, но ни одно лечение ему не помогло.

И вот прошёл слух, что в Рязани живёт мудрая девушка, дочь бортника, владеющая тайнами врачевания. Говорили даже, что крошки хлеба в её ладони превращались благоухающий ладан. И князь послал гонца разведать, так ли это на самом деле.

Гонец отыскал дом бортника в селе Ласково, который оказался простой крестьянской избой и застал Евфросинию (так звали её в миру) в бедном крестьянском платье, сидящей за ткацким станком. Девушка ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние её с природой.

Посланник с изумлением прислушался к тому, что говорит девушка. А сказала она следующее: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!».

Посланец спросил девушку: «Где хозяин этого дома?». На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Естественно, он ничего не понял и попросил разъяснить смысл сказанного в доступной форме.

Она и разъяснила: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошёл, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пёс, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это - уши дома. А если бы был в горнице моей , то, увидев, что идёшь в горницу, сказал бы мне об этом: это - очи дома. А то, что я сказала тебе про отца, мать и про брата, так что отец мой и мать пошли взаймы плакать – это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придёт, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мёд собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвётся, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошёл сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

И тут ей посланец объяснил причину своего прихода и спросил, сможет ли она исцелить князя. Если сможет, то князь щедро наградит её.

Феврония же сказала: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!».

Из-за тяжёлой болезни князь сам даже на коне сидеть не мог и его привезли к Февронии.

Перед тем, как взяться за лечение, девушка сказала, что никакой оплаты она не возьмёт, но князь, выздоровев, должен на ней жениться.

Князь согласился, но в душе не собирался выполнять обещание. Виданное ли дело, чтобы князья женились на девицах низкого происхождения.

Девушка, выслушав ответ князя, взяла небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, подула на неё и сказала: «Пусть истопят князю вашему , и пусть он помажет этим всё тело своё, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит не помазанным. И будет здоров!».

Князь выполнил совет Февронии, а перед тем, как идти в баню, послал к девушке слугу с небольшим пучком льна, сказав: «Эта девица хочет стать моей супругой ради мудрости своей. Если она так мудра, пусть из этого льна сделает мне сорочку, и одежду, и платок за то время, пока я в бане буду».

Слуга так и сделал. А Феврония ему говорит: «Влезь на нашу печь и, сняв поленце, принеси сюда». Он, послушав её, принёс поленце. Тогда она, отмерив пядью, сказала: «Отруби вот это от поленца». Он отрубил. Она говорит ему: «Возьми этот обрубок поленца, пойди и дай своему князю от меня и скажи ему: за то время, пока я очешу этот пучок льна, пусть князь твой смастерит из этого обрубка ткацкий стан и всю остальную снасть, на чём будет ткаться полотно для него».

Князь, выслушав слугу, снова послал его к девушке, повелев сказать: «…что невозможно из такой маленькой чурочки за такое малое время смастерить то, чего она просит!».

На что Феврония ответила: «А это разве возможно – взрослому мужчине из одного пучка льна за то малое время, пока он будет в бане мыться, сделать сорочку, и платье, и платок?».

Помылся князь Пётр в бане, смазав мазью все болячки, кроме одной и выздоровел.

Подивился он такому быстрому исцелению, послал девушке богатые , но она их не приняла. Жениться же на ней Пётр не собирался… Вернулся он в свой город Муром. Но от той язвы, что осталась не намазанной, пошли новые, и болезнь обрушилась на князя с новой силой.

И снова князь обратился к Февронии, умоляя вылечить его. Феврония не рассердилась на князя за обман и сказала ему, что исцелится он, если станет ей супругом. Князь дал ей твёрдое обещание и на этот раз его выполнил. Так стала Феврония княгиней.

Князь Пётр полюбил свою жену, а после кончины брата своего стал правителем Мурома.

Но бояре и их жёны невзлюбили Февронию за её низкое происхождение, и однажды один из слуг пришёл к князю Петру и стал наговаривать: «Каждый раз, - говорил он, - окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!».

Князь, пообедав с женой и увидев, как она собрала в ладонь крошки, разжал руку княгини и увидел на её ладони фимиам и ладан благоухающий. И с того дня он её больше никогда не испытывал.

Но бояре не успокоились и стали князю выговаривать: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!».

Но князь уже так любил свою жену и верил в её мудрость, что ушёл из города вместе с ней. Только и спросил он её: «Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?» Предивная же Феврония говорит ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!»

А бояре решили, что они и сами справятся. Но не тут-то было, ничего у них не получилось, и помчались они со всех ног к князю своему, упали ему в ноги и ну причитать: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали и обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь со всеми домочадцами своими мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

Вернулись князь и княгиня в Муром и правили долго по закону и по совести, заботясь о своём народе и никого не обижая. Потом приняли они монашество. А когда пришло время им покинуть этот мир, они завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, сделав из одного камня два гроба, имеющих меж собою тонкую перегородку.

Однако люди решили, что, так как они стали монахами, хоронить вместе их нельзя. Положили их в отдельные гробы. Петра поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, положили в её гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста.

Но утром нашли гробы пустыми, а Петра и Февронию в их общем гробу, который они сами повелели высечь себе и который оставался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы.

Люди попытались снова разлучить их, но ничего не вышло, и были святые похоронены возле городской соборной церкви в едином гробе.

В XVI веке Церковь причислила Петра и Февронию к лику святых.

Говорят, что мощи святых приносят исцеление тем, кто к ним припадает. Говорят, что Пётр и Феврония помогают найти молодым людям свою любовь и сберечь её в браке.

Более подробно о святых можно узнать, прочитав считающуюся жемчужиной древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написанную в XVI веке на основе преданий по распоряжению митрополита Макария писателем и публицистом Ермолаем Еразмом к московскому церковному собору 1547-го года.