9 мая 70 лет победы. "70 лет Победы" (медаль)

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу.

В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.

Актуальность .

Великая Отечественная война – серьезное испытание для нашей страны, важное крупное событие ХХ века. Около 27 млн. солдат и мирных жителей потеряла в этом кровопролитном бою наша страна. Фашистами были полностью уничтожены сотни советских городов, сел, поселков, деревень, промышленных предприятий, железнодорожных путей, разграблено и разорено сельское хозяйство. Несмотря на это множество подвигов, было совершено обыкновенными русскими солдатами, которые, несмотря на тяжелые испытания, смогли противостоять врагу и победить.

В основу проекта положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению школьников с историей России.

Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений в работе со школьниками на сегодняшний день. Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашей стране были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачены традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы на сегодняшний день очевидна. Патриотическая направленность Проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Нравственная направленность Проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

В этом году Россия отмечает 70-летите Победы в великой Отечественной войне. Это хорошая возможность рассказать детям, восполнить их дефицит информации о событиях давно минувших дней, привить любовь к Родине. Гордость за своих соотечественников, отдавших жизни на поле брани ради мира на Земле.

Проблема

Младшие школьники имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Мы педагоги не должны упустить, а должны помочь дошкольникам воспитать у них чувство долга, чувство уважения к героическим защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь. Поэтому решили разработать и реализовать проект «Нашей Победе 70 лет!». Реализация этого проекта позволит задействовать различные виды детской деятельности.

Гипотеза:

В ходе реализации проекта у детей будут сформированы начальные представления о юбилейном празднике «Нашей Победе 70 лет!», о воинах, защищавших свою Родину, о тружениках тыла, о детях и животных, во время войны, о городах-Героях, о военной технике, о литературных произведениях, по

Цель проекта:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за героический подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи проекта:

1. Дать представление о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет; обогатить представления дошкольников о мужестве, отваге, героизме народа.

2. Обогащать и развивать словарный запас детей через песни, стихотворения, монологи, диалоги о войне.

3. Познакомить с произведениями художественной литературы военных лет; создавать условия для самостоятельной познавательной деятельности.

4. Способствовать выражению полученных знаний через продуктивные виды деятельности.

5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков, воспитывать уважение к памятным местам.

6. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.

7. Привлечь родителей к совместной деятельности

Участники проекта: педагоги ГБОУ школа № 465, учащиеся 1-4 классов и их родители.

Ожидаемый результат:

1. Расширится представление детей о подвигах нашего народа, о боевых событиях ВОВ, о наградах, о жизни народа в военное время, работе тыла;

2. Пополнится словарь, дети узнают произведения художественной литературы по военной тематике и песни военных лет.

3. Сформируется уважительное отношение у младших школьников к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.

4. Появится чувства гордости за стойкость и самоотверженность нашего народа в период Великой Отечественной войны.

Проект направлен на творческое, нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.

В основу проекта легли следующие принципы :

1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.

2. Принцип гуманизма: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегрировнности: сотрудничество с семьей, с библиотекой, сочетание разных видов деятельности.

5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Приемы и методы

1. Создать условия для возникновения мотивации: заинтересовать детей новой информацией о Великой Отечественной войне, о подвигах защитников Родины.

2. Поощрять желание детей использовать различные источники знаний.

3. Использовать в совместной деятельности с детьми партнерскую позицию: активно и эмоционально участвовать в обсуждении бесед, в создании проблемно-игровых ситуациях.

Место проведения проекта- ГБОУ школа № 465 .

Проект предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях :

Совместная деятельность с детьми;

Совместная деятельность с педагогами;

Взаимодействие с родителями, с социумом.

1 этап – организационно-подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, создание развивающей предметно-пространственной среды, составление плана работы над проектом

Мероприятия:

Презентация проекта для педагогов. Обсуждение организации мероприятия 1 этапа;

Подборка наглядно-дидактического материала на тему ВОВ и солдатских будней.

Подбор художественных произведений для ознакомления школьников с ВОВ;

Разработка презентаций по теме;

Опрос родителей «Герои в нашей семье».

Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей

2 этап – основной - непосредственная реализация проекта по образовательным областям

Мероприятия:

Беседы с детьми, просмотры презентаций, чтение художественных произведений о ВОВ;

- «Хроника военных лет» (с использованием ИКТ);

- «Дети и животные войны» (с использованием ИКТ);

- «Тыл во время войны» (с использованием ИКТ);

- «Герои и подвиги»;

Оформление «Стены Славы» на третьем этаже;

Оформление на первом этаже «Аллеи Славы»;

Изготовление подарков для ветеранов;

Встреча с ветеранами ВОВ;

Смотр военной песни;

Совместная работа родителей и детей «Герой рядом с нами» (подбор материала и составление рассказов родителями совместно с детьми о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ);

Чтение художественной литературы, посвящённой ВОВ

3 этап – заключительный - подведение результатов, презентация работы над проектом.

Мероприятия:

Участие в митинге к 70-летию Победы;

Участие в шествие «Бессмертный полк» по посёлку;

Выставка работ на 3 этаже

Предполагаемый результат проекта :

1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

2. Привлечение к совместной работе родителей.

3. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.) .

6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

7. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

Качественные результаты:

Решение задач программы проекта будет способствовать формированию следующих личностных качества воспитанников (согласно целевых ориентиров ФГОС ДО) :

  • способность овладевать основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способный выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способность обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладающий чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • достаточно хорошо владеть устной речью, способный выражать свои мысли и желания, который может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • способность к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • проявлять любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области истории.

Методы оценки эффективности

1. Беседы, опросы

2. Рассматривание семейных фотографий, документов

3. Поисковая деятельность

4. Анализ

5. Чтение книг

Ожидаемые результаты по окончанию реализации проекта:

Дети:

Повысится уровень осведомлённости младших школьников и их родителей об истории России в период Великой Отечественной войны.

Пополнится материалом о ВОВ патриотический уголок.

Дети будут иметь представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ, об истории памятных мест, о военной технике.

Ознакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

Расширится словарный запас.

В процессе реализации проекта у младших школьников сформируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

Родители :

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Педагог:

Осуществляет инновационную деятельность.

Повышает профессиональный уровень.

Пополняется методическая копилка (Фото, видео материалы, наработки и другой материал будет предлагаться для обмена опытом другим группам).

Методическое обеспечение .

1. Демонстрационный и дидактический материал.

2. Методическая литература

3. Конспект праздников, развлечений, занятий.

4. Материально-техническое: мультимедийный проектор, презентации, наборы для художественной деятельности, наборы для творчества.

Перспективы дальнейшего развития

Реализация материалов данного проекта в рамках других тем (День Независимости России, День согласия и примирения, День защитника Отечества) с целью формирования у детей чувства гражданственности и патриотизма через ознакомление с историей России. Продолжение сбора материалов для возможности участия большего количества семей.

Предполагаемые конечные результаты.

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

1. Достижение цели - пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной Войны;

2. Развитие и становление патриотического самосознания учащихся станут главной целью патриотического воспитания современных детей;

3. Закрепление сведений о героях в памяти учащихся, с помощью сочинений-писем, которые ученики адресуют своим героям;

4. Повышение уровня грамотности среди учащихся;

5. Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;

6. Развитие личности учащихся путем прививания чувств благодарности и сопереживания своим героическим сверстникам

Таким образом, основным результатом проекта будет являться достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа. Каждый человек, живущий в этой великой стране, должен помнить тех, кто подарил им этот прекрасный, солнечный и мирный день. Тех, кто отдал свои еще не начавшиеся жизни за великое дело – борьбу с мировым злом в лице фашизма. Подвиги героев по праву близки и небезразличны молодому поколению, они будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, примером настоящего Человека.

В конце проекта организована выставка военной техники (1 класс и 3 класс), панорама городов-Героев (2 класс), отреставрирован «старый» макет самолёт (3 класс), нарисован праздничный салют (4 класс).


Жанна Сухоносенко
Доклад «70-летие Победы в Великой Отечественной войне как мощный фактор развития патриотизма дошкольников»

70- летие Победы в Великой Отечественной войне .

Это поистине великий день , когда мы переживаем «радость со слезами на глазах» ! Вдумаемся в эти слова известной песни «День Победы » (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова) . Как глубоко и точно они передают всю глубину и противоречивость этого дня : искренняя радость праздника и ощущение счастья. И горечь слез, которые разрывают душу, подступают к горлу и наворачиваются на глаза помимо нашего желания…. Почему это происходит?

Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая Победа .

МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.

МИР – это великая ценность , которую необходимо оберегать и сохранять.

Горечь слез вызывает ВОЙНА , которая обрушилась на народ и захлестнула в свой смертельный водоворот миллионы людей.

ВОЙНА – это тревога , страх, слезы, горе, отчаяние, голод, постоянный душевный надрыв и смерть.

ВОЙНА – это страшная беда , которая не совместима с жизнью!

В нашей памяти всегда должно быть место тем страшным, горьким и гордым событиям.

70 лет мирного неба над головой! Уже выросло не одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке . Ветераны – наша живая память о войне и Победе ! Мы должны ценить каждый миг их жизни! Пока еще они рядом …. И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с такими сложными понятиями как «мир» и «война » .

Интенсивные процессы формирования детской психики,их мировоззрения показывают, что в дошкольном возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война » . Необходимо корректно и гуманно формировать эти понятия.

Из года в год в каждом детском саду проводится торжественный праздник, посвященный Дню Победы , общая праздничная атмосфера этих дней, украшенные улицы, парады, концерты и салют наполняют детей чувством всеобщей радости.

Конечно, наши малыши до конца не понимают, почему именно этих людей – ветеранов – мы поздравляем в эти дни. Вспоминается момент, когда ребенок преподнес цветок ветерану, а тот заплакал и стал благодарить : «Спасибо! Спасибо! Спасибо.» . Малыш растерялся, а чуть позже спросил маму : - За что мне «спасибо» ? «За внимание, сынок! И за память!» - ответила мать. Как она права! Такие моменты остаются в памяти, а их осознание и понимание обязательно придет.

Итак, нам удается донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа. Но почему мы так радуемся этой дате? Мы – взрослые – понимаем, что этому событию предшествовали страшные дни войны . И чем сильнее мы ощущаем горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир.

Педагоги, работающие в ДОО, к счастью не знают, что такое война . Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Войны развязываются не детьми , а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война » идет опосредованным путем : через душу взрослого в душу ребенка.

Тема Великой Отечественной войны мощный фактор патриотического воспитания детей . Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее, именно в этом возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка, ценностного отношения к окружающему миру.

В рамках подготовки к празднованию великой даты – 7О-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Ведь эта война является самым ярким примером проявления героизма русских людей.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется особое внимание развитию личности ребенка и воспитанию такого качества как патриотизм . Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, чтения,

продуктивной, музыкально-художественной.

Основными задачами работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны являются :

– формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, знакомство с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны ;

-развитие патриотических чувств у детей ,желание защищать свою Родину, гордиться ее достижениями;

Воспитание осознанного уважения к памяти погибших героев, к ветеранам, празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне .

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий, даже очень удачных. Это- результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Проводя работу по патриотическому воспитанию , воспитатель должен руководствоваться следующими принципами :

-«позитивный центризм» -отбор актуальных для ребенка этого возраста знаний;

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов

деятельности, адекватный возрасту баланс

интеллектуальных, эмоциональных нагрузок;

Деятельностный подход;

-развивающий характер обучения , основанный на детской активности.

События Великой Отечественной Войны имеют огромное значение для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста . Как же рассказать ребенку о войне :

Организованная образовательная деятельность :

«Города - герои»

Цель : Познакомить детей с географическим положением городов-героев на карте России, познакомить детей с героическими подвигами жителей и защитников этих городов, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

«Дети – герои войны »

Цель : Познакомить детей с героями войны , совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям.

«Земляки – фронтовики» .

Цель : Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и ува-жения к пожилым людям.

«Символы Победы - ордена , медали и знамена»

Цель : Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны , со знаменем Победы , которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Продуктивная деятельность

Рисование :

«Памятники воинской славы нашего города»

«Праздничный салют»

«Портрет героя»

«Войне мы скажем : "Нет!"» .

Аппликация :

«Весенний букет для ветеранов»

«Георгиевская ленточка»

«Московский Кремль»

Лепка :

«Звезда»

«Самолет»

«Танк»

Конструирование :

«Крепость»

«Военный корабль» ;

Тематическая выставка : «70-летие Победы » ;

Конкурс детских рисунков на асфальте;

Физическое развитие

Военно – спортивная игра :«Зарничка

Организация детского пробега по территории ДОУ «Мы помним -мы гордимся!»

Физкультурные досуги и праздники;

Проведение музыкального праздничного утренника «Памяти павших будьте достойны» , концертов.

Беседы о Великой Отечественной войне :

«История георгиевской ленточки»

Цель : Познакомить детей с новым символом Дня Победы , рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.

«Ветераны Великой Отечественной »

Цель : раскрыть смысл слова «ветеран» , воспитывать уважение к ветеранам войны и труда .

«Великие битвы »

«Музыка войны » , «Песни, с которыми мы победили »

В. Агапкин «Прощание славянки» ,

А. Аренский «День Победы » ,

А. Филиппенко «Вечный огонь» ,

А. Александров «Священная война и др .

Чтение произведений о Великой Отечественной войне :

А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне » , «В землянке» , «Почему Армия родная»

В. Давыдов «Дозор» ,

Т. А. Шорыгина «Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны » ,

О. Высотская «Мой брат уехал на границу» ,

С. П. Алексеев «Брестская крепость» ,

Е. Благинина «Миру - мир» , «Шинель

А. Г. Твардовский «Рассказ танкиста» ,

В. П. Катаев «В разведке » и др.

Рассматривание картин, иллюстраций, орденов и медалей

И. М. Тоидзе «Родина мать зовёт!»

А. Лактионов «Письмо с фронта;

Просмотр телепередач на военную тему;

Вечер чтения стихов, посвященных Дню Победы

Цель : Подготовить детей к празднику «День Победы » , воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры :

«Пограничники» , «Военные моряки» ,

Дидактические игры :

«Ордена войны » , «Род войск и боевая техника» ,Памятные места нашего города», познавательная игра : «Раньше и теперь,» Подвижные игры :

«Переправа через мост» , «Разведчики » .

Экскурсия в краеведческий музей, мини- музеи в ДОУ, патриотический уголок в группе

Цель : закреплять представления детей о Великой Отечественной войне ; продолжать знакомство с воинами- героями, рассказ о подвигах наших земляков в Добринском районе,среди них Иван Михайлович Макаренков.

Экскурсия в библиотеку - выставка книг «Детям о войне » ;

Встреча с ветеранами и детьми войны ;

Экскурсия к памятникам, возложение цветов героям войны , погибшим в Великой Отечественной войне

Памятник в п. Плавица,

памятник в районном центре Добринка,

памятники областного города Липецк, России.

Наблюдения за изменениями в облике поселка, улицы, детского сада накануне праздника;

Посадка деревьев и кустарников

«Аллея славы» , «Сирень Победы » ;

Поисковая работа в кругу семьи – изготовление фотоальбома с использованием фото военных и послевоенных лет из семейных архивов;

фото –альбомы : «Города-герои» ,

«Военная техника и оружие» ;

Традиция в семьях покупать цветы и поздравлять ветеранов прямо на улицах города или поселка;

Консультация : «Как рассказать о Великой Отечественной войне »

Проектная деятельность :

«Песни с которыми мы победили » ;

«Дети –герои войны » ;

«Парад Победы » ;

«Мы помним и гордимся!» и др.

Видео-презентации

День Победы был , есть и должен оставаться самым святым праздником.

Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.

Мы обязаны помнить об этом всегда. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Говоря о воспитании патриотизма , в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ...

ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА. ВИРТУАЛЬНЫЙ ГИД


http://www.may9.ru/ Официальный сайт, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной Войне. Можно найти информацию о подготовке празднования 70-летия победы во всех регионах страны, прослушать новостные сводки Совинформбюро 1945 года, ознакомиться с архивными фотографиями и кинохроникой времен Великой Отечественной войны. Помимо этого, ресурс предлагает посмотреть киноленты о военном времени и прямые трансляции парадов победы из 14 городов России.

http://22june.mil.ru/ "Так начиналась война" - Раздел на официальном сайте Минобороны России, содержащий уникальные архивные документы — бесспорные свидетельства советских военачальников, очевидцев событий 22 июня 1941 года и первых дней Великой Отечественной войны из рассекреченных фондов Центрального архива Минобороны России.

http://june-22.mil.ru/ "22 июня, ровно в 4 утра" - электронный информационный ресурс Минобороны России, посвященный событиям первых дней самой ожесточенной и кровопролитной войны XX столетия - Великой Отечественной.

http://presentation.rsl.ru/presentation/view/72 "Великая Победа советского народа": Виртуальная выставка, показывающая различные виды изданий, хранящиеся в национальных библиотеках стран СНГ. Выставка подготовлена Российской государственной библиоткой и Библиотечной Ассамблеей Евразии.

http://www.pobediteli.ru/ система поиска по спискам ветеранов Великой Отечественной войны, которая помогает людям находить друг друга. Проект содержит «Мультимедийную карту войны» с воспоминаниями участников и архивными хрониками. Это интерактивная карта, на которой наглядно представлена вся история военных действий Великой Отечественной. Ключевые моменты сопровождаются дополнительной информацией с фотографиями и видеозаписями, а также аудиозаписями воспоминаний ветеранов.

http://agk.mid.ru/ Историко-документальный интернет-проект «СССР и союзники. Документы Архива МИД России о внешней политике и дипломатии ведущих держав антигитлеровской коалиции». Проект подготовлен Министерством иностранных дел России к празднованию 70-летия Победы. Этот документальный массив (оцифровано около 3900 архивных дел) воссоздает объективную картину становления и развития антигитлеровской коалиции - уникального явления в истории международных отношений XX века, наглядно показывает ключевую роль, которую сыграл Советский Союз в объединении народов мира в борьбе против фашизма.

http://parad-msk.ru/ Официальный сайт Региональной патриотической общественной организации «Бессмертный полк — Москва».

http://местопамяти.рф/ Военно-исторический интернет-ресурс «Место памяти», который показывает места захоронения солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Система позволяет получить информацию о каждом солдате, а также осуществить виртуальную экскурсию по местам захоронения. Проект инициирован Министерством культуры Российской Федерации.

http://www.pamyat-naroda.ru/ Крупнейший в мире интернет-портал "Память народа" о судьбах героев Великой Отечественной войны. Единая электронная база данных "Память народа" стала развитием ранее реализованных Минобороны РФ проектов о Второй мировой войне "Мемориал" и "Подвиг народа" . Любой желающий может узнать о подвигах или найти судьбы своих предков, погибших на фронтах войны в 20 веке, найти документы и составить личный семейный архив. Также в базе данных собраны архивные документы и документы о потерях и награждениях солдат и офицеров Первой Мировой войны.

http://www.obd-memorial.ru Обобщенный банк данных (ОБД) содержит информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. На сегодняшний день в ОБД введено 13,7 млн. цифровых копий документов о безвозвратных потерях периода Великой Отечественной войны из 38 тыс. архивных дел ЦА МО РФ, ЦВМА, РГВА, ГА РФ, региональных архивов Росархива и 42,2 тыс. паспортов воинских захоронений существующих мест воинских захоронений в Российской Федерации и за ее пределами. Дополнительно в ОБД загружено более 1000 томов Книги Памяти.

http://podvignaroda.ru/ Министерство обороны Российской Федерации представляет уникальный информационный ресурс «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», наполняемый имеющимися в военных архивах документами о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной.

http://ko-dnu-vvs.mil.ru/ Стальной характер советских соколов - мультимедийная подборка документов из фондов Центрального архива Минобороны России, посвящённая военным лётчикам времён Великой Отечественной войны и их крылатым машинам.

http://cgamos.ru/events/e29561/ «Москвичи — герои Великой Отечественной войны»: Электронное издание, представленное Центральным государственным архивом города Москвы.

http://mil.ru/winner_may/docs.htm Электронный информационный ресурс «Победный май» Министерства обороны Российской Федерации: документы (приказы Верховного Главнокомандующего, Директивы Генштаба и др.), сводки Совинформбюро, фотоальбом, музыка, письма фронтовиков и др.

http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov.htm 12-томная электронная энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 годов» на официальном сайте Министерства обороны России. Хронологически энциклопедия охватывает события с «роковых сороковых» до победоносного окончания самой кровопролитной и ожесточенной войны в истории человечества. Двенадцатый том посвящен итогам и урокам войны. В нем также рассматриваются наиболее дискуссионные проблемы ее истории.

http://mil.ru/files/files/parad2015/index.html Парад Победы: специальный сайт, посвящённый Парадам Победы, которые пройдут 9 мая 2015 года в 26 городах России. Представлена интерактивная карта России, на которой отмечены города, принимающие Парады Победы, и подробная информация о количестве привлекаемой техники и личного состава.

http://900dney.ru/ "900 дней Ленинграда": Интернет-ресурс представляет собой постоянно пополняемую электронную библиотеку мультимедийных данных — текстов, документальных видео-, аудио- и фотоматериалов — о блокаде Ленинграда

http://mil.ru/files/files/camo/gallery_2.html Электронная выставка «Первый день войны» на интернет-портале Минобороны России. Экспозиция содержит коллекцию исторических документов из фондов Центрального архива Минобороны России, посвященных событиям первых дней начала великого противостояния.

http://children1941-1945.aif.ru/ «Детская книга войны» - проект "АиФ". Собраны 35 дневников, чьим авторам на момент их написания было от 7 до 12 лет. Это дневники из гетто, концлагерей, блокадного Ленинграда, а также фронтовые и тыловые дневники. Авторы проекта обращают внимание на то, что дневники Анны Франк и Тани Савичевой давно известны во всем мире и «создается впечатление, что больше свидетелей нет». Книга «АиФ» — первый и единственный на данный момент сборник детских свидетельств о событиях ВОВ. Половина дневников опубликована впервые.

http://mil.ru/files/files/camo/fr.html Выставка работ художников «Фронтовой рисунок». Это творческий онлайн-проект Управления пресс-службы и информации Министерства обороны и Центрального музея Вооруженных Сил, который раскрывает ранее мало известные стороны военной культуры 1941-1945 гг.

http://9may.ru/ «День Победы. 70 лет» - интернет-проект «МИА «Россия сегодня»: фотографии, инфографика, сводки Советского Информбюро, новости юбилейных торжеств, записи песен военных лет.

http://paradpobedy.ru/ «Специальный проект ТАСС "Парад Победы" - уникальтная фотолетопись трагических лет, созданная фотографами агентства

http://berlin70.aif.ru «Берлинская операция» — проект "АиФ", посвященный последним дням войны, штурму Берлина. Много больших и качественных военных фотографий, интерактивная карта боевых действий, активная инфографика — и все подробности о том, как брали Берлин, водружали флаг над Рейхстагом, и как из города убегали нацистские главари.

http://pobeda.snwall.ru/ Специальный интерактивный проект «Урок Победы» Минобрнауки России. Любой пользователь социальных сетей сможет рассказать, как именно отмечается праздник в его семье, школе, городе, районе. К 9 мая здесь будет собран массив уникального пользовательского контента о том, как прошел Месячник Победы по всей России.

http://evacuation.spbarchives.ru «Блокада Ленинграда. Эвакуация» - электронная база данных по гражданам, эвакуированным из города в 1941-1943 годах. Портал создали к 70-летию Великой Победы по инициативе Архивного комитета Санкт-Петербурга на основе документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и части ведомственных архивов Санкт-Петербурга.

http://pobeda.elar.ru/ «Календарь Победы» - Проект реализован сотрудниками корпорации ЭЛАР, которые совместно с музеями, архивами и библиотеками занимались поисками малоизвестных и неизвестных широкой общественности сведений о боевых действиях на советско-германском фронте. В рамках проекта была проделана огромная работа по поиску и обработке колоссальных объемов информации. Фактический материал вестника составляют описания сражений, интересные статьи из фронтовых газет, рассказы о подвигах и судьбах отдельных людей, военный фольклор (песни, стихи, анекдоты), фотографии и иллюстрированные материалы (плакаты, рисунки из газет).

http://victory.rusarchives.ru/ Сайт «Победа. 1941-1945» размещен на общероссийском портале «Архивы России». Координацию работы над сайтом осуществляет Федеральное архивное агентство (Росархив). Сайт включает экспозицию наиболее ярких архивных фото- и кинодокументов, раскрывающих величие и историческую значимость подвига советского народа в Великой Отечественной войне, а также информацию о составе и объемах фотодокументов военного периода, хранящихся в государственных архивах Российской Федерации.

http://war.gtrf.info/ Мультимедийный проект Гостелерадиофонда посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Смотрите эксклюзивное видео и аудио военных лет он-лайн.

http://battlefront.ru/ Battlefront. История Великой Отечественной войны. Разделы сайта: кинохроника, музыка, фотогаллерея, битвы и операции, снаряжение, оружие, награды, личности статьи. Сайт интересен тем, что на нeм представлены различные аспекты войны с двух сторон: советской и немецкой.

http://pisma.may9.ru/ В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Google вместе с Российским военно-историческим обществом (РВИО) запустили сайт «Живая память». С его помощью будет создан самый большой в России онлайн-архив военных писем. Можно загрузить Ваше письмо военного времени на сайт. Полная версия сайта доступна с 29 апреля 2015 г.

http://pobeda70.lenta.ru/ "Победа" - специальный проект "Ленты.ру" к 70-летию окончания Великой Отечественной Войны. Великая Отечественная оставила след в истории каждой семьи. Поделитесь воспоминаниями о своих ветеранах.

http://waralbum.ru/ Военный альбом: Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945).

http://www.tassphoto.ru/ Фотопроект ТАСС "Города России - 70 лет спустя", посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В проекте реализована идея "было-стало": в каждом разделе будут представлены виды одного из российских городов в военные годы или сразу после ее окончания и фотографии того же места спустя 70 лет.

http://militera.lib.ru/1/cats/wars/20/1941-1945.html Военная литература. Книги, сборники документов, мемуарная литература по истории войн России и мира. Большой раздел публикаций о Великой Отечественной войне.

http://www.1942.ru Группа военной археологии "Искатель". С 1988 г. проводит поиск и перезахоронение воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На сайте группы выставляется информация о розыске родственников найденных солдат и новости о предстоящих поисковых экспедициях.

http://41-45.su/ Всероссийский проект «Наша общая Победа». Цель проекта - сформировать в Сети силами добровольцев видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации.

http://www.pobeda1945.su Портал о Фронтовиках - информационный портал и социальная сеть одновременно. Во главу угла концепции портала ставится конкретный Фронтовик как личность (и тот, кто выжил, и тот, кто погиб или пропал без вести) с обеспечением возможности поиска информации как о нём лично, так и о подразделении, в составе которого он воевал.

http://iremember.ru/ Воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны: танкистов, летчиков, разведчиков, снайперов, саперов, партизан, медиков - тех, кто уцелел в те страшные годы. Здесь можно прочитать воспоминания участников войны, прослушать фрагменты аудиозаписей бесед с ветеранами, просмотреть отсканированные копии писем с фронта и фотоальбом с фотографиями военных лет.

http://fotohroniki.ru/ "Семейные фотохроники Великой Отечественной войны" - Цифровой архив фотографий из семейных архивов с краткими комментариями о людях и событиях, представленных на них. Организаторы проекта - Межрегиональная благотворительная общественная организация "Социальная сеть добровольческих инициатив "СоСеДИ" и Общероссийская общественная организация "Деловая Россия".

http://pomnite-nas.ru/ "Помните нас" - база памятников, мемориалов, воинских захоронений солдат Великой Отечественной войны создана энтузиастами в 2006 году. Содержит информацию о более чем 11 тысячах памятников с 36 тысячами фотографий. Создатели проекта призывают посетителей сайта присылать снимки памятников, мемориалов или могил неизвестных солдат, сделанные в различных уголках России и зарубежья.

http://спасибо-за-победу.рф Памяти Победителей Великой Отечественной Войны посвящается - Истории Победителей, организация мероприятий в дань памяти защитников нашей Родины.

http://thefireofthewar.ru/1418/index.php/ Сайт "Огонь войны" посвящен Великой Отечественной войне, ее событиям и людям, в них участвовавшим: участникам краснодонского подполья "Молодая гвардия", подпольной организации города Бреста и других подпольных организаций и групп, действовавших на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории Советского Союза; защитникам Брестской крепости и Аджимушкайских каменоломен; а также на сайте Вы найдете стихотворения о Великой Отечественной войне.

http://www.world-war.ru/ Интернет-портал «Непридуманные рассказы о войне» — электронное периодическое издание на русском, немецком и английском языках. Представляет собой архив аудио, видео и текстовых файлов, а также редких фотографий (в том числе из семейных альбомов) военного времени

http://www.rkka.ru/ Сайт "РККА. Рабоче-Крестьянская Красная Армия" - нам сайте Вы найдете материалы по истории армии с 1918 года до окончания Второй Мировой войны: книги; документы; приказы по личному составу армии; состав, организация, дислокация; вооружение; униформа; карты.

http://www.echo.msk.ru/programs/victory/ "Цена Победы" — цикл передач радиостанции «Эхо Москвы». Ответы на вечные вопросы истории слушатели получат у ведущих экспертов. Для внеэфирного обсуждения открыт форум. Ведущий программы предлагает слушателям и зрителям включиться в обсуждение: предлагать темы, делиться информацией, источниками и малоизвестными фактами. Ведущие: главный редактор журнала "Дилетант" Виталий Дымарский и политик Владимир Рыжков.

http://warfly.ru/ Аэрофотоснимки времён Великой Отечественной войны — немецкие аэрофотоснимки городов бывшего СССР на Google Maps.

http://www.oldgazette.ru/ Сайт "Старые газеты" - подборка газет, издававшихся в Советском Союзе в разные годы и содержащих материалы по истории СССР военных и предвоенных лет. Логотипы изданий, имеющихся в наличии, расположены по краям страницы. Это ссылки. Предоставляется возможность для бесплатного чтения и скачивания, сославшись на источник. Выделена подборка, свидетельствующая как отмечался День Победы в разные годы.

http://poklonnayagora.ru Сайт Центрального музея Великой Отечественной войны. Центральный музей Великой Отечественной войны является составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве. На площади свыше 3000 кв. метров размещается основная военно-историческая экспозиция музея «Подвиг и Победа великого народа», открытая в 2008 г. Главный художник экспозиции - В.М. Глазков, главный архитектор - И.Ю. Минаков. Экспозиция содержит более 6000 экспонатов.

Минуло 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Важность этого исторического события с каждым прошедшим годом только возрастает. Война 1941–1945 годов и наша Победа в этой войне – это как раз то самое «большое», что «видится на расстоянии». Сегодня, в канун юбилейной даты, мы должны не только еще раз вспомнить беспримерный подвиг народа, но и понять итоги и роль Победы в контексте новейшей истории человечества. Это время напомнить всем и себе тоже – мы умеем побеждать!

Победа – это праздник, который объединяет и молодежь, и стариков, и взрослых и совсем еще юных граждан нашей Родины. В каждой семье – судьба и история дедов и прадедов, отстоявших свободу не только России, но и Европы. Мы заплатили высокую цену за эту Победу, и никому не позволим ни сегодня, ни впредь забывать о миллионах погибших. Война была трагедией, но именно она позволила проявить все лучшее, что есть и будет в нашем народе – стойкость и мужество, единство и сплоченность перед лицом врага, трудолюбие и самоотверженность, талант инженеров и полководцев, воинскую доблесть и любовь к Родине.

Именно эти качества позволили победить врага. В лице фашистской Германии нам противостоял враг опасный и мощный – идеологически преданный своим вождям, высокоорганизованный и дисциплинированный, смелый и опытный, превосходно оснащенный самой современной военной техникой того времени. Но мы сумели превзойти, выстоять и одержать Победу в самой кровопролитной войне, которой не было равной по масштабу в мировой истории.

День Победы – это возможность отдать дань уважения всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. Поколение ветеранов войны сейчас уходит. Нам остается только хранить светлую память о героях войны и тыла, стараться быть достойными их подвига. Вечная память защитникам Родины!


2015 год для нашей, да и многих других стран будет юбилейным - в Великой Отечественной войне. С той памятной даты пор прошло не так уж и много времени, но мир значительно изменился. Выросло несколько поколений людей, созданы новые памятники культуры и искусства, уверенными шагами идут вперёд наука и техника, люди осваивают космос и проникают внутрь атомов. Разве возможно было бы всё это без подвига, совершённого несколькими народами во имя счастья, добра и самой жизни?

Нельзя терять память о том, какое значение имеет победа в отгремевшей войне, ведь она – одно из событий, изменивших мир. И кто знает, каким он был сейчас, если бы наши советские солдаты не остановили разрушительный натиск зла и не с чем не сравнимой ненависти к мирным людям, живущим по своим обычаям. Возможно, с лица земли были бы безвозвратно стёрты целые нации вместе с их культурным наследием, красивые старинные города лежали бы в пыли и руинах, а миллионы человек не знали, что такое свобода, любовь друг к другу и счастье. Те цели, которые преследовал Гитлер, поражают своей безграничной жестокостью и масштабами.

Долгим и нелёгким был путь к свержению врага, вероломно напавшего на мирную страну. Согласно официальным данным, 27 миллионов человек пали в этой жестокой кровопролитной войне. Убитые в бою, погибшие от ран, замученные в концентрационных лагерях, навсегда пропавшие без вести – каждого из них можно считать героем, ведь эти жизни стали платой за победу. Именами отважных воинов названы улицы, школы и общественные организации, чтобы память о них не померкла со временем.

Но героями становились не только на фронте. Говоря о победе, нужно вспомнить и о том, какую лепту в общее дело её приближения внесли труженики тыла. Танки, самолёты, техника, оружие, боеприпасы, одежда – всё это требовалось в больших количествах и делалось в тылу. Тяжёлая работа досталась женщинам и подросткам, которые, не щадя здоровья и сил, трудились без отдыха, а порой и впроголодь, так как продукты первоочерёдно отправлялись бойцам на фронт.

Ценой жизни миллионов человек, тяжёлого труда в тылу, сожжёнными деревнями и разрушенными городами досталась нам наша победа. Невозможно поимённо перечислить всех героев, погибших во имя освобождения Родины. Осиротевшая, сожжённая войной, но непобеждённая страна заново восстанавливала всё, что было потеряно и уничтожено в эти трудные годы.

Но жертвы не были напрасными, ведь победители спасли не только свою страну, они совершили подвиг во имя будущего всех людей планеты. Война опалила лишь часть одного континента, однако нашим солдатам удалось остановить врага, который нацелился на весь мир.

Герои ушли, оставив потомкам память о своём мужестве, отваге и преданности родной стране, поэтому наш долг – хранить и чтить эту память, не давая злу ни малейшего шанса возвратиться.

Великая Победа – это не только безвозвратное прошлое, но ещё и настоящее, и даже неизбежное будущее, ведь каждым мигом своей свободной жизни мы обязаны ей. Недаром у молодожёнов есть традиция возложения букета цветов к вечному огню. Этот обычай – справедливая дань подвигу наших предков, признание того, что без них не было бы нас. В детском смехе, шуме поездов, шелесте листьев, звонком пении птиц – в любом звуке бурлящей жизни звучит призыв помнить. Бойцы Великой Отечественной боролись до последнего своего вздоха, не раздумывая, жертвовали собой, чтобы будущие поколения впредь жили счастливо и знали слово «война» только по книгам.

Всё меньше и меньше остаётся тех, чьё мужество и патриотизм избавили человечество от величайшего зла – фашизма, и всё громче звучат голоса желающих переписать историю. Но искажать правду нельзя, чтобы не допустить повторения минувшего. Впереди очередной юбилей, 70-летие победы, и это не просто праздник. День победы – это веская причина вновь переосмыслить прошедшие события, их роль в общем для всех историческом процессе и в жизни современных людей. Война стала жестоким уроком, красноречиво давшим понять, что перед лицом подобного зла равны все.

Как бы ни изменялся мир и как бы ни отдалялось от нас это знаковое событие, его значение нельзя умалить. Оно предупреждает о том, чего никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя допускать. Армия Гитлера была свергнута, освобождены захваченные ею страны, но фашизм как идея до сих пор обнаруживает себя. Не дать повториться войне – задача следующих поколений, поэтому так важно помнить о великой Победе и о том, какую величайшую роль она сыграла в мировой истории.