Когда празднуют вербное воскресенье. Вербное воскресенье: история праздника и его особенности

За семь дней до Пасхи Церковь отмечает Вход Христа в Иерусалим. У нас его еще называют «Вербное воскресенье». Верующие освящают в храме вербные ветви. Но как появилась эта благочестивая традиция? Какое евангельское обоснование этого праздника? Попробуем ответить на эти вопросы.

Глазами евангелистов

О торжественном вхождении Христа в Иерусалим пишут все четыре евангелиста. Иисус просит своих учеников привести Ему из ближайшего селения осла, на котором он и въедет в город. Двое апостолов исполняют его прошение, стелют на животное одежду и отдают Учителю.

Христос на осле въезжает в Иерусалим, по дороге Его величественно встречают толпы людей, устилают ему путь одеждами и пальмовыми ветвями, так называемыми вайями. Отсюда и второе название праздника — Воскресенье ваий, и уже совсем «славянский» вариант — Вербное воскресенье.

Но вернемся к евангельскому тексту. Израильтяне радостно восклицают вслед Иисусу:

Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!


Осанна — это краткий молитвенный возглас. С древнееврейского он дословно переводится как «спаси же, помоги». В греческом тексте используется другое слово, означающее «слава».

Поэтому Христа встречали одновременно с величанием, славословием и определенными надеждами на Него как на царя земного, который может облегчить жизнь евреев в Римской империи. Ведь они почитали Иисуса не как Сына Божьего, а как выдающегося пророка.

Но даже известнейших еврейских праведников не встречали так торжественно. Чем же Христос заслужил такую честь? И почему Иисус въехал в город именно на осле, а не, например, на коне?

Лазарева суббота: воскрешение «четверодневного»

Земное служение Христа длилось уже несколько лет. Люди удивлялись Его учению, поведению, бросающему вызов обществу, и многочисленным чудесам.

Христос отпускал людям грехи, тем самым исцеляя бесноватых, слепых, хромых, расслабленных. Были даже три случая воскрешения мертвых. Первый раз он вернул к жизни сына наинской вдовицы, которого уже собирались похоронить, потом «пробудил от сна» двенадцатилетнюю дочь начальника синагоги Иаира.

Третий случай принципиально отличался от всех предыдущих. Его мы и вспоминаем в субботу накануне Входа Господнего в Иерусалим. В этот день Иисус воскресил Лазаря, родного брата Марии и Марфы.

Ученики известили Иисуса о болезни Лазаря, которого Тот называл Своим другом, но Он специально не шел навестить и исцелить недугующего. Лишь через несколько дней, зная, что друг Его уже мертв, Христос с учениками приходит в Вифанию, где жили Марфа и Мария. Две сестры в разное время, не сговариваясь, встречали Его одними и теми же словами:

Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой

Как и апостолы, Марфа и Мария знали, что перед ними не просто пророк, а сам Сын Божий. Но у них и в голове не укладывалось, что Христос может оживить их брата, который уже четверо суток лежит в гробу, обвитый погребальными пеленами. Бездыханное тело уже начало разлагаться. Поэтому когда Иисус просит отвалить камень для входа в пещеру, Марфа предупреждает:

Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе

На что Сын Божий отвечает:

Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Иисус зашел в пещеру и сотворил неслыханное доселе. Он произнес лишь три слова: «Лазарь! Иди вон».

И его друг, завернутый в погребальную ткань, четыре дня пробывший в аду, от которого несло трупным запахом, вышел навстречу сестрам и всем присутствующим. День памяти этого действительно чудесного события почитается Православной Церковью как Лазарева суббота.

Согласно Преданию, Лазарь после воскрешения прожил еще 30 лет, служа епископом на острове Кипр. Церковь еще называет его «четверодневным» , ведь именно столько дней он был мертв, что в то время фактически отождествлялось с пребыванием в аду. Говорят, что Лазарь, переживший шок загробной жизни, за всю свою земную жизнь больше ни разу не улыбнулся.

Великое чудо — воскрешение Лазаря — происходило в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Поэтому на следующий день Христос и отправился в Иерусалим. Поскольку весть о брате Марфы и Марии быстро разнеслась по околицам, Христа так торжественно принимали в городе. Доселе никто из пророков не мог совершить ничего подобного.

Скромный вход Господень в Иерусалим

Почему Христос въезжал именно на осленке? Для этого есть несколько объяснений:

  1. На Востоке всадник на осле символизировал пришедшего с миром, а въезжавший на коне — прибывшего с войной.
  2. Согласно пророчеству Захарии, Мессия должен войти в город именно на осле: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной
  3. Если бы в город входил какой-то земной правитель, то он явно прибыл бы на белом коне, в дорогом убранстве, с гордо поднятой головой и в окружении почета. Но Христос ведет Себя как Царь, но не от мира сего. Поэтому вход Господень в Иерусалим выглядит так скромно: кроткий Спаситель въезжает на молодом осленке.

Пока ученики и свидетели чудес радостно встречают «сына Давидова», фарисеи и книжники замышляют Его убийство.

Христос знает, что ждет Его через несколько дней. Предательство, унижение, крест, распятие, смерть. Но разве Он, воскресивший «четверодневного» Лазаря, не победитель смерти? Обращаясь к Марфе, Иисус говорит: «Я есть воскресение и жизнь».

Вербное воскресенье: история праздника и освящение вербы

Праздник Входа Христа в Иерусалим возник в IV-V веках и очень быстро распространился среди христиан. Логично, что особо торжественно его отмечали именно в Иерусалимской Церкви.

Уже в VII веке появляются тексты богослужений, которыми пользуются и в наше время. Некоторые каноны на повечерии составил и преподобный Андрей Критский .

Но неотъемлемым атрибутом праздника для многих верующих на протяжении веков было и остается освящение ветвей пальмы или вербы. Отсюда и появились варианты названий праздника: «Воскресенье ваий», «Вербное воскресенье» и «Цветоносная неделя».

Как уже вспоминалось, пальмовыми ветвями устилали путь Иисусу жители Иерусалима. Кроме этого, в древности зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся домой с победой. Так и по сей день православные христиане приходят в храм с ветвями, чтобы встретить Царя Славы, победившего смерть. В знак победы над тлением священники облачаются в зеленые ризы, символизирующие возрождение жизни.

Торжественный смысл Вербного воскресенья передает и тропарь праздника :

Уверяя, что будет общее воскресение мертвых, Ты воскресил Лазаря прежде Твоих страданий, Христе Боже. Поэтому мы, подобно детям, нося знамение победы (то есть подобно тем детям, что держали знамение победы — пальмовые ветви), восклицаем Тебе, Победителю смерти: «осанна в вышних, благословен Идущий во имя Господне

К сожалению, многие верующие не знают истинного смысла праздника и приходят в храм только для того, чтобы освятить вербные ветви. Часто у дверей храма собираются толпы. Они не молятся в храме, а лишь ждут выхода священника, который окропит их букеты святой водой.

Важно помнить, что традиция освящать ветви — это лишь благочестивое дополнение к празднику. Но оно лишается смысла, когда люди заменяют веру и молитву лишь исполнением ритуала.

Поэтому надо в первую очередь прийти в храм и зелеными ветвями и зажженными свечами встретить Христа, как когда-то жители Иерусалима. А лишь тогда, с молитвой в сердце, нести освященные ветви домой, которые и сохранять, как подобает святыни, возле икон.

Как в Вербное воскресенье противостоять суевериям?

Не стоит впадать в магизм и поддаваться многочисленным суевериям :

  • бить всех прутьями — якобы до следующего года не будешь болеть;
  • когда идет град, бросать ветви из окна, чтобы остановить стихию;
  • класть кусочек освященного прута в гроб покойнику.

Никакое «избиение» прутьями вам не поможет, если, кроме вербы, у вас не будет веры и молитвы. Град или пожар не остановятся только потому, что вы бросили освященную ветвь. Наоборот, это может стать надругательством над святыней. В первую очередь важны молитва и надежда на Бога. Освященная ветвь в руке покойника не дает никаких гарантий на то, что он попадет в рай. Это скорее красивый символ воскрешения Лазаря и восстания всех людей для вечной жизни.

В Вербное воскресенье важно прийти в храм, помолиться, если есть возможность — поисповедоваться и причаститься, а лишь тогда освящать вербу. Нарушение этой последовательности приводит к потере смысла праздника.

О воскрешении Лазаря и входе Иисуса в Иерусалим рассказывается и в этом видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

День, когда зима отступает, передавая бразды правления вечно юной весне, традиционно совпадает с православным праздником - Вербным воскресеньем.

Священнослужители, проведя службу, не редко рассказывают прихожанам историю праздника, напоминают о тех обычаях, которые связаны с ним.

История празднования Вербного воскресенья

Традиционно в этот день православные люди отмечают вход Господень в Иерусалим. Празднику предшествует история.

Марфа, потерявшая брата Лазаря, встретила Иисуса Христа. Она сказала, что приди он раньше, её брат был бы жив. Иисус пообещал воскресить брата Марфы.

Вместе они подошли к пещере, где был похоронен Лазарь. Иисус вошёл в неё и вскоре Лазарь вышел из пещеры на своих ногах - живой. С этого чуда началась история Вербного воскресенья.

Иисус вошёл в Иерусалим верхом на осле, что символизировало его мирные намерения. Въезд в город на коне означал войну.

Горожане, знавшие о чуде воскрешения Лазаря, встретили Иисуса ликованием. Они стелили на землю одежды и пальмовые ветви, в знак почтения и радости.

Интересный факт! В России не растут пальмы, поэтому православная церковь приняла решение заменить символ, используя вместо пальмовых ветвей веточки вербы.

В нашей стране именно они символизируют вход Иисуса в Иерусалим.

Другие деревья в это время года ещё не набили почки, а использовать хвойные деревья для празднования было запрещено, поскольку их применяли в обряде погребения.

Выбор пал на вербное дерево, вот почему праздник называется Вербным. Праздник имеет большое значение для всех православных людей.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья в России

Вечер накануне Вербного воскресенья был особенным для православных. Они собирались и шли к реке, где росли вербы, чтобы наломать веток.

Утром их освящали в церкви. Считалось, что веточки обладают способностью исцелять.

Свойства освящённой веточки вербы:

  • Избавляет от болезней.
  • Помогает сохранить доброе здоровье на весь год.
  • Способствует деторождению и размножению скота.
  • Помогает в начинаниях.
  • Придаёт уверенности и целеустремлённости.

Чтобы веточка помогла, её нужно правильно использовать. Наши предки умели это делать:

  • Освящённой веткой хлопали ребятишек, наделяя здоровьем на весь год.
  • Вешали в домах, у икон, для защиты.
  • Ставили в изголовье больных людей.
  • Вешали в местах, где держат скот.
  • Касались прохожих, желая им здоровья.

Вербные почки добавляли в еду, пекли с ними хлеб, каши. Они наделяли человека природными силами, исцеляли болезни. Отваром из почек лечили кожные недуги.

Традиционно в этот день наблюдали за погодой. Если шёл дождь - стоило ждать богатого урожая. Наблюдение основано на многолетнем опыте старожилов.

Верующие знали, как правильно обновить веточку. Выкидывать старую - запрещалось. Её сжигали или бросали в реку, возвращая природе.

Новую ставили на место старой. Считалось, что в дом, где есть верба, не ударит молния.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье?

Приметы запрещали православным христианам в этот день совершать определённые действия:

  1. Делать уборку.
  2. Шить, вышивать.
  3. Мыться в бане.
  4. Расчёсывать волосы, стричься.
  5. Обижать и обижаться.
  6. Стирать бельё.
  7. Ругаться.
  8. Работать.
  9. Варить жидкие блюда.

Традиции и обычаи этого праздника позволяли накрыть стол, угостить всех сладкими яствами, выпить немного вина.

Пост запрещает употребление животных продуктов в этот день. Стол собирали праздничный, но с учётом поста.

Люди не выгоняли скот в этот день, оставляя его дома. Считалось, что животину испортят злые духи.

Подобное поверье не имеет отношения к православию, ведь вера и суеверия - вещи взаимоисключающие. Но наша культура построена на стыке православия и язычества.

Люди стали православными, и продолжают верить в приметы по сей день.

Поздравления с Вербным воскресеньем

Христиане поздравляли друг друга с праздником, вспоминали его историю, рассказывали её детям. Сегодня люди живут иначе.

Мы меньше общаемся вживую, но можем говорить друг с другом, даже находясь на расстоянии. Технологии позволяют нам находиться на огромных расстояниях, не прерывая тёплых человеческих отношений.

Поздравления с Вербным воскресеньем сегодня принято отправлять в стихах, посредством сообщения на телефон или в социальных сетях.

Идеально, если получится собрать семью и отметить праздник за столом. Но когда возможности нет - выбирать не приходится.

Вариант поздравления в стихах:

Верба в дом - и беды прочь!
Счастье и везение
Светлый праздник принесет.
С Вербным воскресеньем!

Существуют праздничные открытки, которые легко отправить по почте или преподнести лично. Сообщение на телефоне нельзя потрогать, а открытка - вещь осязаемая, как подарок она более ценная для человека.

Символично вложив в открытку освящённую веточку вербы, вы сделаете прекрасный подарок близкому человеку.

Подобные маленькие четверостишия напомнят вашим близким о великом празднике, о том, что вы их любите и желаете здоровья.

Праздник отмечают в воскресный день, который является выходным для большинства людей. Постарайтесь уделить внимание, и лично поздравить близких вам людей.

Если живёте в городе - отправьтесь в путешествие. Весенний воздух наполнит вдохновением, поможет взбодриться.

А если удастся найти вербу - считайте, что отметили праздник, как следует. Зайдите в церковь, помолитесь.

Душе это необходимо. Вам станет легко и приятно. А исповедовавшись, вы освободитесь от тяжёлого груза проблем.

Пусть этот праздник станет для вас поводом окунуться в свой духовный мир, посетить церковь и помолиться.

Это поможет наладить другие стороны вашей жизни, принять правильные решения. Господь милостив, молитесь, и вы будете услышаны.

Полезное видео

    Похожие записи

Правильное название этого христианского праздника – Вход Господень в Иерусалим. Незадолго до этого события Христос сотворил чудо воскрешения – вернул жизнь умершему четыре дня назад Лазарю, чем поразил народ иудейский.

Иисус въехал в город как Победитель смерти и греха, как Царь, добровольно вступивший на стезю телесных страданий, чтобы открыть всем верующим путь в Царствие небесное, и дарующий бессмертие их душам.

Фарисеи запрещали чествовать Христа, однако простой народ приветствовал его радостными возгласами и устилал дорогу своими одеждами, пальмовыми листами и веточками вербы с мягкими и пушистыми почками.

Отсюда и пошёл обычай приносить в этот день в церковь ветки молодых ивовых растений – ветлы или вербы.

Чтобы узнать, какого числа празднуется Вербный день, нужно уточнить, на какую дату по церковному календарю приходится главное христианское торжество – Светлое Воскресение Господне. Последнее воскресенье перед Пасхой и будет считаться Вербным.

Традиции и обычаи

В весенний день веточки вербы традиционно освящаются в православных храмах святой водой и, как утверждают верующие, несут в себе целый ряд целебных свойств.

Традиции использования веток ивовых деревьев как оберегов, избавляющих от различных неприятностей, сохранились и по сей день:

  • Освящённую вербу принято ставить в изголовье больного и прикладывать её к нездоровым местам. Это поможет организму преодолеть недуг, вернуть силу и здоровье.
  • Любящие родители несильно хлопали своих чад ивовыми прутиками, приговаривая «Не я стегу – верба бьёт!». Тем самым они отгоняли от своих детей злых духов, очищали от порчи и сглаза.
  • Чтобы привлечь успех в делах, многие верующие проглатывали молодые почки растения. Три маленьких комочка принято было съедать перед началом какого – то серьёзного предприятия – на удачу.
  • Вербное воскресенье считалось хорошим днём для привлечения своего суженого. Молодым незамужним девушкам приписывалось думать о возлюбленном весь день. Это была верная примета того, что скоро девица станет невестой.
  • Ветви ивы хранились в доме весь год и, после того, как наступала следующая весна, использовались как хворостина при выгоне скота. Считалось, что это обеспечит домашним животным хороший приплод и убережёт от разных хворей.
  • Деревенские жители никогда не выгоняли на улицу в это воскресенье домашнюю птицу – кур, гусей и индюков. Считалось, что обозлённые освящённой ветлой ведьмы, могут излить свой гнев на пернатых, послав им разные недуги и мор.

Обратите внимание! Для обряда освящения нужно срезать веточки только с молодых, крепких деревьев. Лучше всего выломать несколько прутиков возле водоёма и ни в коем случае нельзя использовать иву, растущую вблизи кладбища.

Приметы на вербное воскресенье

С этим праздничным днём связано немало народных примет. В основном, они касаются тех или иных атмосферных явлений за окном. Ведь от того, какой будет погода, зависит урожай, а значит и благосостояние крестьянской семьи.

Многие садоводы — огородники и сегодня бережно хранят подобные знания, каждый год убеждаясь в их эффективности в нашем современном мире:

  • Идёт дождь – к хорошему урожаю.
  • Ясная и тёплая погода – жди богатый сбор фруктов.
  • Опустился мороз – значит хорошо взойдут яровые хлеба.
  • Направление ветра в это день указывает, куда он будет дуть всё лето.

Ходят ли на кладбище в вербное воскресение?

Так уж заведено в православной культуре, что многие верующие в день христианских праздников идут проведать своих близких, которые уже покинули мир живых.

Однако священники не всегда одобряют посещение кладбищ в торжественные для Церкви даты. Так, обычай ходить всей семьёй на могилы в Пасху, противоречит самой сути Светлого Воскресения. Ведь именно этот день мы отмечаем с самой большой радостью и весельем.

Вербное воскресенье не считается днём, при котором не рекомендуется поминание усопших. Пойти на кладбище, положить несколько веточек и прочитать молитву – допускается и одобряется в этот праздник.

Обратите внимание! Существует единственное требование, которого необходимо придерживаться – посещайте погост после окончания воскресной службы.

Что нельзя делать в праздник?

Большинство прилежных прихожан интересует вопрос – как правильно провести праздник, согласно церковным устоям? Что нельзя делать и можно ли работать в этот день?

Не нужно забывать, что день Входа Господнего совмещает в себе не только радостную, но и грустную идею. Ведь именно со Вхождения в Иерусалим начались земные муки Христа.

Этот день принято встречать в кругу семьи, друзей и близких в тихой и спокойной обстановке. Не стоит забывать о том, что ещё продолжается Великий Пост, а значит остаются запреты в приёме пищи и проведении некоторых повседневных дел.

Чего нельзя делать Что можно делать
Заниматься тяжёлой работой – строгать дерево, строить дом, копать колодец Посещать кладбище – провести уборку на могилках, подготовиться к поминальным дням и помолиться за души усопших
Пользоваться иголкой, ножницами и спицами. Нельзя вышивать, вязать и стричься в этот день Проводить обряд крещения
Стирать и делать уборку в доме. Этим необходимо заняться накануне, чтобы встретить праздник в чистом и светлом убранстве Проводить поминки
Сажать деревья в саду. В народе существует поверье, что посадивший в этот день дерево, будет закопан при помощи лопаты из его ствола В отличие от других дней Великого Поста, в этот день можно скушать кусочек рыбы и выпить пару глотков красного вина – церковный устав даёт на это разрешение

Чтобы знать, как празднуют Вход Господень в Иерусалим, необходимо не только соблюдать обычаи и порядки, установленные православными канонами и обращать внимание на народные приметы.

Самое важное — не забывать о значение праздника. Ведь много лет назад те, кто так радовался появлению Господа в городе, всего через несколько дней с яростью швыряли в него камни и требовали распятия на кресте.

Именно поэтому, в этот день необходимо покаяться, очистить душу от дурных помыслов, посетить Всенощную службу и ещё раз вспомнить о земном пути Иисуса.

Полезное видео

    Похожие записи

Вербное воскресенье - праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России - освещение веточек вербы.

История

В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста - Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета - спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.

(Giotto di Bondone - Jesus entry into Jerusalem )

Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне - символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью - верба бьёт! Верба хлёст - бьёт до слёз!».

Вход Господень в Иерусалим - это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.

Почему называется "Вербное"

Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы - именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко - просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.

Веточки вербы - главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.

В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал "на осляти" - белом коне, "замаскированном" под осла, - как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу - вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.

Традиции Вербного воскресенья

Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы и красные углы. Многие хозяева, придя из церкви, первым делом сажали пару веточек у себя возле дома, и только потом занимались обрамлением икон.

Что разрешено традициями, а что - нет:

В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.

С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:

  • Если идёт дождь - жди обильного урожая.
  • Если светит солнышко - снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
  • Если дует сильный ветер - это к прохладному и ветреному лету.

31.03.2018 31.03.2018 by Mnogoto4ka

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.


Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.


Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.

Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.

Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

КОНДАК 13

О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС 1

Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

КОНДАК 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

МОЛИТВА

Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.