Поздравления с днем учителя учителю физкультуры. Каким должен быть учитель физкультуры Должностная инструкция учителя физкультуры

Личность учителя физкультуры

Отношение учащихся к предмету во многом зависит от личности учителя. Дети будут с радостью посещать занятия педагога, который отдает им все силы и знания. Находчивость, вовремя сказанное остроумное слово, умение найти подход к ребятам и по душам побеседовать с ними, все это поднимает авторитет учителя. Учитель становится близким для детей человеком, требования которого выполняются без внутреннего и внешнего противоречия. Нельзя давать волю своим чувствам и настроению, надо всегда владеть собой, как бы не устал учитель, он не должен срываться и показывать свое раздражение.

Чтобы завоевать уважение детей, надо уважать их самому, подтверждая это своим поведением, разговором и обращением на уроках. Нельзя показывать предвзятость или безразличие к детям. Для учителя все равны и все вопросы он решает справедливо-таким должно быть твердое убеждение каждого ученика! Есть еще учителя, которые стремятся постоянно выделять одних и тех же учеников, как плохих, так и хороших. Часто хвалить одних и порицать других-это плохая манера, даже если порицание обоснованно. В таких случаях ребята привыкают к замечаниям и не реагируют на них.

Учитель не должен быть привычным для ребят в своих педагогических приемах. Каждый очередной урок для школьника должен быть пусть маленьким, но открытием. Ученики приходят на урок в ожидании чего-то нового, они частенько спрашивают перед уроком - а что у нас будет сегодня на уроке? Если ученик чувствует доверительный тон учителя, слышит умную шутку, то успех занятия обеспечен. Дети любят смеяться, поэтому совсем необязательно проводить урок при «мертвой тишине», к чему к сожалению стремятся многие учителя: орут, кричат в раздражении, что недопустимо, о чем мы говорили выше: надо владеть собой….., «рабочий шум» вполне допустим, ведь вы проводите урок физкультуры! ФИЗКУЛЬТ - УРА!!! Правда, если заговорил учитель, все должны знать, что следует замолчать. К этому правилу надо приучать детей с первых уроков.

Следующим немаловажным значением для поднятия авторитета учителя является внешний вид учителя: мужчина должен быть побрит, аккуратно коротко подстрижен, общая спортивная одежда должна быть спокойных цветов (потемнее или серого и т.д.) и не обтягивающая, майка белая заправленная. Учитель должен убрать из своей речи слова не педагогического значения, такие как: давай; порви его; схавай его; да оторви ему ноги и все; и чё; и т.д. Обычно дети задают много вопросов учителю, нельзя отделываться короткими ничего не значащими фразами: так надо! Так лучше! Таков порядок! Надо дать ученикам обоснованное, убедительное разъяснение. В процессе обучения нужно использовать знания учеников по другим предметам.

Не следует быть однообразным и в манере ведения урока. Изменение голоса, необычная команда, передвижение учителя вдоль строя делают занятие динамичней, интересней, облегчают правильное восприятие заданий. Правда в начальной школе не следует передвигаться вдоль строя, т.к это рассеивает ум учеников и тон голоса должен быть спокойным не громким, т.к это действует на младших школьников возбуждающе.

При объяснении не следует загромождать сознание учащихся большим количеством подробностей, аккуратный, выразительный показ деталей техники сделает еще более ясным предлагаемое задание.

Вначале урока пока внимание учеников не утомлено лучше воздержаться от эмоциональных заданий. Разумно их провести в конце основной части урока. Конец урока остается в памяти детей наиболее прочно. Занятие как будто несколько не доведено до конца - вот чувство с которым должны покидать ученики урок физкультуры. Этим во многом определяется их отношение и настроение к следующему уроку.

Педагогическая работа на уроках физического воспитания связана с необычайно большими затратами нервной и физической энергии, поэтому надо строго рассчитывать свои силы и возможности на каждом уроке, особенно если эти уроки идут подряд.

Выступления учителя физкультуры с планами и отчётами на педсоветах или перед родителями также важный элемент в его работе. Только вместе с педагогическим коллективом, родителями, завоевав их авторитет можно полноценно решать педагогические вопросы. А среди родителей и учителей школы можно немало найти помощников-энтузиастов физического воспитания.

Должностная инструкция учителя физкультуры

Общие положения

  1. Учитель физкультуры школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
  2. В своей деятельности учитель физкультуры руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением «Об образовательном учреждении», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
  3. Учитель физкультуры должен знать:
  • Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методику преподавания предмета и воспитательной работы; программы и учебники;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
  • средства обучения и их дидактические возможности;
  • основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
  • основы права, научной организации труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности учителя физкультуры

  1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
  2. Учитель физкультуры обязан иметь тематический план работы по предмету в каждой параллели классов на учебную четверть и рабочий план на каждый урок.
  3. Отвечает за выполнение приказов «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»:
  • безопасное проведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или «Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда»;
  • организацию изучения учащимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.

4. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации необходимые отчётные данные.



5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.

6. Допускает в соответствии с Уставом учреждения администрацию школы на свои уроки в целях

контроля за работой.

7. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.

8. Выполняет Устав учреждения, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, требования данной инструкции, а также локальные акты учреждения, приказы и распоряжения администрации учреждения.

9. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании»,

Конвенции о правах ребёнка.

10. Осуществляет связь с родителями обучающихся (или их законными представителями).

11. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности

методических объединений и других формах методической работы.

12. Согласно годовому плану работы учреждения принимает участие в работе педагогических

советов, производственных совещаний, совещаний при директоре, родительских собраний, а

также предметных секций, проводимых вышестоящей организацией.

13. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как

классный руководитель периодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на

дежурство за 20 минут до начала уроков и уходит через 20 минут после их окончания.

14. Проходит периодически бесплатные медицинские обследования.

15. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся, воспитанников.

16. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей

собрания.

17. Немедленно сообщает администратору школы о несчастных случаях, принимает меры по

оказанию помощи пострадавшим.

18. Учитель, ведущий последний урок в классе, провожает детей в гардероб и следит за порядком.

19. Если график питания учащихся совпадает с концом урока, то он обязан проводить класс до

столовой и передать классному руководителю или осуществлять контроль самому.

20. Уходя из школы, смотрит и доводит до сведения учащихся изменения в расписании на

следующий день.

21. Не позднее первого числа месяца обязан представить зам. директора график проведения

контрольных и лабораторных работ на месяц.

22. Учителю физкультуры запрещается:

§ изменять по своему усмотрению расписание занятий;

§ отменять, удлинять или сокращать продолжительность уроков (занятий) и перемен между

§ удалять учащегося с урока;

§ курить в помещении школы.

23. При выполнении учителем обязанностей заведующего учебным кабинетом учитель:

§ проводит паспортизацию своего кабинета, спортивного зала;

§ постоянно пополняет кабинет методическими пособиями, необходимыми для прохождения

учебной программы, приборами, техническими средствами обучения;

§ организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий;

§ в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в

установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;

§ разрабатывает инструкции по охране труда и технике безопасности;

§ принимает участие в смотре учебных кабинетов.

Права учителя физкультуры

  1. Педагогический работник имеет права, предусмотренные ТК РФ, законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. На принятие решений, обязательных для выполнения учащимися и принятия мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом учреждения.
  3. На повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
  4. На аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации.
  5. На сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. На длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом общеобразовательного учреждения.
  7. На дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
  8. На участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом этого учреждения.
  9. На защиту профессиональной чести и достоинства.

Ответственность учителя физкультуры

  1. За реализацию не в полном объёме образовательных программ;
  2. За жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  3. За нарушение прав и свобод учащихся, определённых законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения.
  4. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьёй 192 ТК РФ.
  5. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

С инструкцией ознакомлен: __________________(________________)

Все мы любим физкультуру,
Дарит радость нам она.
И учителя крутого
Подарила нам судьба.

В день учителя желаем
Вам медали жизни брать.
Опыт свой, задор и силу
Также детям отдавать.

Физкультура - это сила!
Вам спасибо за предмет:
Ведь на поприще спортивном
Педагога лучше нет.

Пусть проходит жизнь в движении,
Новый день вам счастье даст -
Поздравляем с уважением
С Днём учителя мы вас!

Вы - учитель физкультуры,
Потому всегда бодры!
Сделать впрямь стройней фигуры
Помогаете нам Вы!

С Днем учителя! Успехов,
Счастья, радости, добра,
Ясных солнечных просветов
В небе с самого утра!

Поздравляем замечательного учителя физкультуры, который вкладывает в наше молодое тело здоровый дух. Желаем бодрости, терпения и здоровья. Пускай Ваш вклад в наше физическое воспитание будет по достоинству вознагражден медалями, званиями и успехами Ваших учеников. Желаем собственных успехов, жизненных побед и взятия новых целей. С днем учителя!

Чтоб в здоровом теле дух
Чувствовал себя комфортно,
Чтоб огонь в груди не тух,
Учите дружить со спортом,
Развивать мускулатуру,
Сил иметь большой запас.
Вас, учитель физкультуры,
Поздравляем мы сейчас.
И желаем Вам здоровья,
Не грустить, не унывать
И учеников с любовью
Физкультуре обучать.

С днем учителя сегодня
Поздравляем вас, физрук.
Ваш урок - для нас отрада,
Лучше всяких он наук.

Мы желаем вам здоровья,
Нервов крепких, сил больших,
Чтоб из нас спортсменов сделать
Ловких, крепких, боевых.

Сегодня с Днем учителя
Мы вам шлем поздравления,
Учитель физкультуры,
Вы всегда в движении.

Вы учите нас бегать
И двигаться вперед,
Ведь только движение
К победе приведет.

Заботитесь серьезно
О нашем вы здоровье
На уроки ваши
Мы спешим с любовью.

Желаем вам энергии,
Бодрости, терпения,
Пусть будут вам подарком
Наши достижения.

В день учителя в шеренгу
Ровную мы встанем,
Вас, учитель физкультуры,
С праздником поздравим.

Мы желаем, чтоб из нас
Вы сделали спортсменов,
Будем бегать на уроках
И на переменах.

Будем радовать своими
Вас мы достижениями,
Обеспечим на всю жизнь
Хорошим настроением.

Наш крепкий и сильный, весёлый и добрый учитель Физкультуры, мы поздравляем Вас с Днём учителя. Хотим пожелать Вам всегда иметь нервы, крепче каната, в быстром беге догонять свою мечту, с высокими прыжками покорять новые вершины. Пусть каждый день начинается с весёлой разминки и счастливой улыбки. Желаем Вам здоровья, успехов и хороших идей для развития любви к спорту в каждом из нас!

Мы очень любим Ваш предмет,
Мы все спешим на физкультуру,
Чтоб крикнуть вам: «Физкульт-привет!»,
Чтобы размять мускулатуру,

Энергии фонтан у Вас,
Что на весь день нас заряжает.
Вас с Днем учителя наш класс
Сердечно нынче поздравляет!

Тема статьи - педагогика взаимоотношений между учителем физической культуры и школь­никами. Мы произносим много правильных, вроде бы, слов, оправдывая применяемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как нам не поверить, что, заставляя ученика беспре­кословно подчиняться, мы заботимся именно о нем.

Ведь, дозволь школьнику делать все, что ему заблагорассудится, рассуждаем мы, если он не будет повиноваться и понимать педагога с полуслова, ни о каком порядке на уроке не может быть и речи. А порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь летают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о гранатах, ядрах и прочем. Нигде нет такой опасности получить травму, как на наших уроках. Значит, учебный процесс невозможен без порядка.

О том, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, и попробуем разобраться, рассматривая конкретные ситуации, которые автору этой статьи лично доводилось наблюдать или в которых он сам был в числе действующих лиц.

Начнем с того, что понимать под порядком. Не обращаясь к наукообразным определениям, представим себе урок физической культуры . Учитель отдает команды, дети четко их выполня­ют. Учитель - это высшая власть: он знает, что делать, как делать, когда делать, зачем делать. Если ученики такие условия принимают, полно­стью повинуются его указаниям, мы говорим, что порядок есть.

Какой путь ведет к достижению такого поряд­ка? Как правило, следующий. Во-первых, до учеников доводят требования к поведению, которые учитель считает необходимым соблю­дать. Во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Главное здесь, чтобы все происходило без исключений, послаблений и за каждое нарушение следовали наказания, причем неважно, в какой форме. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен, а в некоторых случаях и без него дети не шалят, не безобразни­чают, зная его строгость и дотошность в расследо­вании нарушений.

Читатель, наверное, уже понял, что я не за этот путь. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры - важнейшее направление работы учителя. Я вме­сте со многими родителями считаю: пусть мой ребенок не научится чему-нибудь, зато я буду спокоен за его здоровье. При этом имеется в виду физическое, если можно так сказать, здоровье ребенка. Однако это только часть его здоровья. Оправдано ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их, ради их послушания, ради видимого, внешнего порядка?

Начну с примера. По данным исследований психологов, даже малыши начиная с трехлетнего возраста способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит. Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо для выпол­нения лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Повторю: понять задание, и осознать, и принять его - совсем не одно и то же. Ученик может понять, что от него хотят, но не принять задание как необходимое ему. А для успешной работы нужно именно принять задание. Другими словами, не только требования учителя должны быть ясны ученику, но в этих требованиях школьнику необходимо помочь отыскать свое, нужное ему. Тогда только можно надеяться, что произойдет смена режи­мов работы - с чистого исполнительства на сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность. Поэтому помимо накопления методических приемов, которые способствуют освоению учащимися учебного материала, педагогу очень важно обращать внимание на то, как осуществляется его взаимо­действие с учениками. Такой анализ явится одной из предпосылок повышения педагогического мастерства.

Попытаюсь на отдельных примерах взаимо­отношений учеников с учителем обратиться к этой стороне педагогического процесса. Давая детям задание, учитель должен не забывать о следующем. Во-первых, чтобы дети задание поняли. Этот совет не настолько тривиален, как может показаться поначалу, особенно если речь идет о младших школьниках. Кому не приходи­лось наблюдать учителей, бушующих в гневе на бестолковых учеников, которые делают совсем не то, что им было сказано. Однако зачастую дети здесь ни в чем не повинны. Они слушали педагога, но поняли его по-своему. Это он не удосужился проверить, что в детском сознании после его объяснения осталось. Отсюда и недо­разумения. К слову сказать, в связи с темой нашего разговора и по многим другим причинам, лучше не начинать общение с ребенком с замеча­ния, даже если он, по вашему мнению, его заслужил. Не редкость, когда учитель, выяснив причины, попадает в неловкое положение оказы­вается, ребенок просто не понял, чего от него требовали.

Всем учителям, и особенно работающим в начальных классах, важно добиваться от учеников «обратной связи» на свои указания, замечания. Намного чаще, чем мы порой предполагаем, они не так понимают слова учителя. Например, мальчик делает кувырок и не выполняет группировку. Учитель снова и снова указывает на ошибку, но тот упорно продолжает свое: перекатывается через голову в упор присев и лишь тогда обхватывает голени руками* прижимается грудью к коленям. Причины этого в исследуемой нами ситуации оказались в следующем. Положение группировки ученик принимал первоначально из положения упора присев. Поэтому в его представлении «группировка» сочеталась именно с этим положением. Последу­ющие упражнения - перекаты в группировке, группировка лежа на спине - воспринимались им уже как нечто иное, к группировке напрямую не относящееся. Поэтому-то, работая с младши­ми школьниками, мало ограничиваться односто­ронними указаниями, а надо еще наладить обратную связь, спрашивать самих занимаю­щихся, чтобы знать, как они поняли учителя. Итак, во-первых, каждое задание должно быть понятно школьникам. Во-вторых, будучи поня­тым, каждое задание должно быть ими принято. А это возможно в том случае, когда ученики са­ми будут ставить перед собой задачи. Что значит самому ставить перед собой задачи? Не берусь ответить на этот сложнейший вопрос полностью, но попробуем вместе хотя бы приблизиться к его пониманию. Например, учитель рассказал уча­щимся о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости, рекомендуя от урока к уроку увеличивать продолжительность бега.

Ученики задание поняли и внешне охотно его выполняют. Одни бегают, лишь бы учитель не приставал к ним, но, пользуясь удобными моментами, отлынивают от занятий бегом. Другие, заботясь об отметке, демонстративно усердствуют на глазах педагога. Третьи вообще никак не относятся ни к бегу, ни к учителю, хотя они и бегают вместе со всеми, но нацелены они на что-то, к физкультуре не относящееся. Есть и четвертые, и пятые, и у всех свои проблемы. Однако, если наша цель - физическое воспита­ние детей, нам нужно думать о том, как принести детям больше пользы. Но можем ли мы, учителя, лучше конкретного Сережи знать, что ему сейчас больше всего нужно? Наверное - нет,. Поэтому и задача наша видится мне в создании "на уроках условий, чтобы каждый ребенок находил свое, лично ему необходимое в наших заданиях.

Как это делать? Наверняка многие из коллег найдут свои варианты. Я же рассказываю о том способе, который знаю и опробовал. Вернемся к примеру с бегом. Учитель может сказать: «Сегодня будете бегать 3 минуты, на следующем уроке - 4 минуты» - и т. д. Можно тот же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается в том случае, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, а также запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов. Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке старайтесь свои результаты превзойти». Что сделал учитель во втором случае? Он познакомил учеников со способом развития выносливости. Теперь они (при желании, конечно) смогут ориентироваться на субъектив­ные ощущения, а не на учителя в роли надсмотрщика, смогут ставить свои задачи. Правда, выдвинутое нами предложение - не решение всех проблем, но, по-моему, делается небольшой шаг в направлении предоставления учащимся больших прав, а отсюда и возрастаю­щая их ответственность за свои действия: они сами определяют, сколько кругов им, например, бегать. Таким образом, и достижение конечных результатов будет на их совести.

Развивая эту мысль, конкретизируем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатыва­ют, потому что дети не осознают, что они делали что-то не так. Поэтому простые указания педагога типа «Встань в строй! Не вертись! Не бери мяч!...» часто бывают бесполезными. Если этим заниматься весь урок, учитель может превратить­ся в пастуха. Эффективнее попросить расша­лившегося или провинившегося повторить зада­ние, выяснить, выполнял ли он его, попросить объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение, и т. п. Как правило, подобные вопросы, произнесенные спокойным тоном, выводят детей из так называемого полевого состояния, в которое они иногда впадают, помогают им разобраться в том, что происходит на уроке, понять свое место в учеб­ном процессе, и прочие.

А разве нет учителей, которые во вне учебное время бывают с детьми больше, чем на уроках! Их ученики прекрасно понимают, для чего и зачем они занимаются на уроках, им не требуются лишние объяснения. Без труда можно привести еще много примеров. Поэтому дело не в описываемых случаях, а в том, что за ними понимание, осмысление, осознание учениками того процесса (процесса физического воспита­ния), в который они включены на уроках физической культуры. Только сам учитель на своем конкретном месте, анализируя свои дей­ствия и действия детей, пытаясь каждый раз проникать в суть этих действий для выяснений той реальности, которая за ними стоит, сумеет понять, какую в действительности работу он выполняет: «оздоровляет» учащихся, заставляя их выполнять его задания, или они занимаются на его уроках физической культурой.

Словом, важно не заставлять и принуждать детей бездумно выполнять наши требования, а стараться с возможной полнотой раскрывать перед ними то, что им предлагается. Это касается как освоения учебного материала, так и введения различных правил и требований, регламентирую­щих поведение учащихся, взаимодействие их с учителем, и также других вопросов.

Приведу набивший всем оскомину пример с наличием у детей спортивной формы. Конечно, заниматься лучше в спортивной форме - это гигиенично, практичнее и удобнее, менее трав­мо опасно. Но ведь зачастую занимающиеся не осознают всего этого. Учитель, безусловно, говорит, почему на уроках физической культуры необходима спортивная форма. Однако одно дело - знать, другое - осознавать. Может быть, для достижения этой цели и нужно иногда разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. Но при этом использовать соответствующие ситуации, показывая школьни­кам преимущества спортивных трусов в сравне­нии с брюками во время приседаний и взмахов ногами, прыжков и бега в кедах по сравнению с прыжками и бегом в сандалиях. И ни в коем случае, используя на уроках отрицательные при­меры, нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых вы что-либо демонстрируете. Всегда надо обставить дело так, чтобы предме­том обсуждения были не ученики, а какие-то действия, ситуации. Чтобы ребенок не выставлял­ся на посмешище перед классом.

Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли учащиеся к восприятию того или иного сообщения им. На практике же, к сожалению, бывают и такие случаи, когда учитель что-либо сообщает детям, заранее уверенный, что его сообщение в данный момент не принесет пользы, не будет усвоено учащимися, так как они не готовы слушать педагога или же им мешают какие-либо другие обстоятельства. Однако педа­гог, считая, что он выполняет свой долг, что он обязан сделать то или иное сообщение, глаголет в пустоту. Поэтому подчас лучше ничего не сказать, чем сказать ничего. У учащихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, ибо обязательно узнаешь что-то интересное, полезное, важное.

Опытные учителя, которые за много лет перепробовали в своей работе массу разных методических приемов, наверняка возразят мо­им рассуждениям. Почему автор статьи упирает все время на сознательность и осмысленность. Разве можно, основываясь лишь на этом, плодо­творно строить учебный процесс? Ведь нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается. Дети перевозбуждены переменой, прогулкой, предыдущим уроком, да мало ли что может произойти в школе. И в такие моменты взывать к их сознательности бессмысленно.

Согласен, случается и такое. И в подобных случаях может помочь использование различных упражнений, цель которых - воздействие на подсознательную сферу ребенка, переключение его внимания на другое действие. Наподобие того, как плачущему малышу подсовывают другую игрушку взамен разбитой и он, пора­женный ее блеском, забывает о своих огорчени­ях. Такое не должно становиться правилом, но изредка может применяться. Вот эти упражне­ния:

1. Под медленный счет учителя выполнение простых движений: руки на пояс, к плечам, вверх, вперед и т. п. Голос учителя звучит требователь­но, но успокаивающе, он сам показывает упраж­нения. Часть класса, как правило, сразу включа­ется в работу, постепенно присоединяются и остальные. Иногда бывает достаточно несколь­ких таких упражнений, чтобы дети успокоились.

2. Нагрузочные упражнения (приседания, на­клоны, выполняемые с большой амплитудой) под счет в медленном или среднем темпе.

3. Простые упражнения, связанные с подсчетом количества повторений: руки вперед - 2 хлопка в ладоши, руки вверх - 3 хлопка, руки вперед - 2 хлопка, руки вниз.

4. Упражнения типа игры «Запрещенное дви­жение»: ученики быстро повторяют все движения учителя, кроме заранее оговоренного запре­щенного движения.

5. Упражнения типа игры «Класс, смирно!». Дети выполняют наклоны головой, туловищем, движения руками, приседания и т. д. только после обращения «Класс!». Без такого обращения команды учителя выполняться не должны.

6. Педагог называет одно упражнение, а делает другое, предупредив детей, что они должны следовать словесным командам, а не показу. Можно и наоборот.

Очень интересный случай мне пришлось наблюдать на уроке в I классе. Перевозбужден­ным детям учительница в начале урока сказала: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успоко­иться». И малыши стали придумывать упражне­ния, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен.