Родительская Мясопустная суббота. Неделя мясопустная

Великий пост - это не только время очиститься физически, но и духовно, вспоминая важные события из Писания и усмиряя свою плоть. Это крайне важно проводить в мире с самим собой, Богом и близкими, чтобы должным образом подготовиться к главному христианскому празднованию - Воскресению Господа Иисуса Христа или Пасхе.

Подготовка к Пасхе

Великий пост имеет ряд своих особенностей, которые позволяют православным христианам правильно подготовить себя к празднованию Пасхи. Весь подготовительный период насчитывает 70 дней и три седмицы (при этом недель всего 4). Каждая седмица (7 дней) посвящена отдельной теме и начинается все с воспоминания истории мытаря и фарисея, когда они молились в храме. Заканчивается подготовительный период сыропустной седмицы, когда православные христиане подходят к 40 дням полного аскетизма Великого поста.

Отказ от мясной и молочной пищи во время Великого поста идет на пользу человеку

Каждая седмица во время Великого поста и во время подготовки к нему посвящена отдельной теме и имеет свои определенные богослужения. Каждое воскресение в течение этого периода (как и самого Поста) имеет свое название и предопределяет ее течение:

  1. О мытаре и фарисее.
  2. О блудном сыне.
  3. Мясопустное.
  4. Сыропустное.

Все это необходимо для того, чтобы облегчить человеку переход от привычного образа жизни к крайне аскетичному и суровому. Такой порядок подготовки и проведения Великого поста Церковь использует уже более 16 веков.

Описание мясопустной недели

Мясопустная седмица - это третья неделя подготовки к общему посту, и она подводит православного христианина к отказу от мясных продуктов, облегчая его. Уже в среду и пятницу люди должны отказаться от вкушения мясных продуктов, т. е. начать говеть, чтобы дальнейшее воздержание прошло успешно. Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо.

Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту

Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа. В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него.

Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной. В эти дни еще можно кушать молочные продукты и заменить ими мясо. Отказ от молока и производных него произойдёт в следующие 7 дней на Сыропустной неделе.

Христианские богослужения

Мясопустная неделя начинается с воскресенья, в которое вспоминают историю о блудном сыне. В течение всей недели вспоминают на литургиях грядущий Страшный Суд, после второго пришествия Христа. Священнослужители на литургиях в будние дни читают стихи из Евангелия, где сам Христос говорил о будущем Суде.

На заметку! Сама неделя проходит достаточно свободно - православным людям рекомендуют регулярно посещать богослужения, а также читать утреннее и вечернее молитвенное правило, особенно уделяя внимание стихам, которые читаются на литургии о Страшном Суде.

Завершается мясопустная неделя Родительской субботой, когда все православные христиане собираются на кладбище у могил своих родителей и родственников, чтобы помянуть их. Делается это в контексте всей недели, на протяжении которой вспоминают Страшный Суд и будущее воскресение всех мертвых.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых

В память о родителях и умерших близких заказывают панихиды и молебны.

В воскресенье проводят Великий Мясопуст - праздник мяса перед полным отказом от него. Обычно это гулянья, народные ярмарки, праздники и большое количество мяса, которое жарят на гриле, запекают и едят в большом количестве, наедаясь впрок.

Важно! Это последний день перед грядущими 47 днями, в которые нельзя кушать ничего мясного.

До этого времени священники рекомендуют продумать свой рацион питания на следующий месяц, учитывая необходимость в нем постных блюд. Не менее важно и подготовиться психологически, для будущего отказа от всех развлекательных мероприятий и праздничных.

Важно! Этот месяц перед Пасхой должен пройти в приготовлении своей души и тела к великому празднованию Воскресения Иисуса Христа, который спас своей смертью всех грешных людей.

Отказ от вкусной мясной и молочной пищи, отказ от веселого времяпрепровождения, от любых удовольствий идет на пользу человеку, который всю жизнь проводит в сплошном удовлетворении своей плоти. Это прекрасное время, которое помогает осознать, что дух человека важнее и ему следует также уделять постоянное внимание, напитывая духовной пищей.

Мясопустная неделя

Близится самый строгий пост, который в 2018 году наступит 19 февраля. Чтобы подготовиться к Великому посту, нужно знать не только дату его начала, но и традиции и обычаи периода, предшествующего ему. Это поможет настроиться на духовное очищение.

Православной церковью установлены три подготовительные недели. Они имеют не только своеобразный календарь питания, но и свои правила и особый смысл. Предпоследняя (третья) неделя перед центральным постом названа мясопустной. Название неслучайно: в это время происходит заговенье на мясную пищу — верующие люди, соблюдающие пост, перестают есть мясо. Стоит упомянуть, что неделя о Страшном суде в православии — это один-единственный день, воскресенье, а не целая неделя. В этот день верующие вспоминают притчу о Страшном суде, которая читается именно 11 февраля. Однако мясопустной, сырной или масленичной называется вся неделя, которая начинается с воспоминаний о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых.

Особенности недели о Страшном суде

Масленичная неделя в 2018 году будет проходить с 11 по 18 февраля. Мясо в это время уже не едят, съестное готовится исключительно с использованием молочных продуктов. Подготовительная седмица перед Великим постом начнется в воскресенье. 11 числа всякий человек, прошедший таинство крещения, обязан вспомнить притчу о том, что грядет второе пришествие Сына Божьего. Мир сгинет в пучине хаоса, пепелища, войны и греха. В простонародье это время называют концом света, уничтожением всего материального и низкого. Все станут равны и предстанут перед Господом в ответе за свои грешные деяния. Каждый получит по заслугам.

Церковнослужители советуют проснуться 11 февраля с мыслями о содеянных грехах, с желанием покаяться. Постарайтесь пересмотреть свою жизнь и найти в ней все изъяны. Это время благодарственных молитв Господу и святым , а также молитв о прощении грехов . Конечно, замаливать свои грехи нужно искренне, а не из-за опасений о Страшном суде. Будьте честны с собой и с Богом, который простит вам все, из чего вы сумели вынести жизненный урок.

Это особенный день для всех и каждого, наполненный светом и любовью, хоть с первого взгляда это можно и не заметить. Пророчество не должно пугать вас, оно должно лишь напомнить о том, что есть лишь один путь в жизни каждого, и имя ему — путь веры. Залог спасения — это праведность, и неделя о Страшном суде должна стать для всех показательной. Добро рано или поздно может поселиться в душе даже самого скверного человека, потому что спасения и любви Божьей заслуживает каждый, независимо от его положения в обществе, мировоззрения, ценностей и взглядов. Истина всего одна, и каждый должен ее обрести.

Всю последующую неделю в храмах будут проходить богослужения, посвященные неделе о Страшном суде. Священнослужители прочтут проповеди о том, какова цена блуду, греху, безверью и каков исход такого пути.

Мясопустная неделя в 2018 году

Мясопустная неделя иначе именуется сырной или масленичной. Начиная с 11 февраля и вплоть до 18 числа нельзя вкушать мясо, поэтому стоит продумать меню, которое будет соответствовать всем церковным канонам. Воскресенье 18 февраля считается завершающим днем перед Великим постом и называется Прощеным. В это время можно в последний раз перед длительным воздержанием вкусить мясную пищу, но это не главный обычай этого периода. 18 числа все люди должны попросить прощения друг у друга , чтобы войти в самый строгий пост в году с чистым сердцем и готовностью к встрече Светлого Христова Воскресения.

Все люди грешны, но любой из нас может найти в себе силы, чтобы признать свои ошибки и ответить за грехи, раскаяться в них. Священнослужители рекомендуют сходить церковь, чтобы прочитать молитвы в этот тяжелый, но светлый день. Если нет возможности наведаться в храм Божий, то прочитайте молитвы дома. Пусть неделя о Страшном суде поможет вам очистить свою душу и сердце от скверны перед самым главным православным праздником — Светлой Пасхой . Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

10.02.2018 05:05

Чистый четверг - один из самых важных дней Страстной недели. Он обладает глубоким смыслом и...

В последней главе Типикона существует раздел Зрячая пасхалия по ключевым словам, в нём для каждого Ключа границ или для каждого из 35 дней расписаны следующие даты и события по отношению к Пасхе (для неподвижных праздников) или по отношению к юлианскому календарю (для подвижных праздников): день недели Рождества Христова, период «мясоястия», начало Постной Триоди, Мясопуст, Неделя сыропустная, вруцелето, память муч. Евдокии, память 40 Севастийских мучеников, память Алексея человека Божьего, Благовещение, Пасха, память Георгия Победоносца, память Иоанна Богослова, Пятидесятница, Петров мясопуст, продолжительность и столпы Евангелия. Таким образом, В Зрячей пасхалии устава Православной церкви различается два понятия:

  1. Мясопуст, или Мясопуст великий (греч. ῾Η ἀπόκρεα ) - это Неделя мясопустная;
  2. Заговенье перед Петровым постом (греч. Κυριακὴ τῶν Ἁγίων Πάντων ) - это Неделя всех святых.

Это те дни, когда в Православной церкви - заговенье на мясо, или «отпуст мяса», последний день, когда едят мясо перед началом в первом случае , а во втором случае перед началом Петрова поста.

Коллектив авторов , Public Domain

По мнению православных литургистов, Седмицей мясопустной называется седмица, которая начинается с понедельника после Недели (воскресенья) о блудном сыне. Схиархимандрит Иоанн, магистр богословия особо подчёркивает:

«Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая её Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется ещё «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нём на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач. 106-е)».

Лекции по литургике

С. В. Булгаков также указывает, что седмица мясопустная начинается с понедельника после и заканчивается в Неделю мясопустную. Этого же мнения придерживается русский литургист и церковный историк К. Т. Никольский, один из основоположников русской церковно-археологической науки. Архиепископ Вениамин и архиепископ Аверкий (Таушев) также говорят о том, что Мясопустная седмица начинается с понедельника, после воскресенья о Блудном сыне. То же самое пишет П. Я. Лебедев.

Мясопустом также называют только последний день мясопустной седмицы, после которого, по православному церковному уставу, мясная пища запрещена; это воскресенье за 56 дней до Пасхи - Неделя мясопустная, заговенье на мясо, канун Сырной седмицы.

Мясопустная суббота

Мясопу́стная суббо́та - день поминовения усопших верных перед «Неделей мясопустной» (мясопустное воскресенье), первая в богослужебном уставе Православных церквей.

История

В христианстве поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы.

Это установление восходит к апостольским временам, что подтверждает Иерусалимский устав Церкви, изложенный в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнего предания. В этом богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.

Значение

По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской Церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой».

Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и

«за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их».

Богослужебные особенности

В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого нибудь святого, предпразднства или праздника Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день.

В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.

Полезная информация

Мясопу́ст
церк.-слав. мѧсопоу́стъ Мясопустная неде́ля Мясопу́стная седми́ца
Мясопустница

Этимология

По мнению литургиста К. Никольского, это калька с древнегреческого Ἀπό-κρεω «мясо оставляю», «мясо отпускаю» и с латинского carnis privium - «мяса отпуст».

В. М. Истрин, изучивший и издавший «Хронику Георгия Амартола», один из памятников славянской литературы X–XI веков, установил, что славянское слово «мѧсопоустъ», употреблённое в произведении, соответствует «ἀπόκρεως» («мясо оставляю») в оригинале:

«бысть же и развращение ѡ пасцҍ, множаише ѿ людїи створиша мѧсопоустъ прежде царѧ, царь (Иустиниан) же повелҍ едину неделю продати мѧсо, вси же мѧсопродавци заклѧша, и никтож не коуплѧше, ибо не ѩдѧхоу, пасха же бысть. ѩко царь повелҍ, и ѡбрҍтошѧ людие постившесѧ недѣлю излише»

Начиная с X века, прилагательное «мясопустный», образованное от слова «мясопуст», употребляется на глаголице и кириллице в устойчивых выражениях Суббота мясопустная, Неделя мясопустная в евангелиях-апракосах, например: Ассеманиево Евангелие, Остромирово Евангелие, Архангельское Евангелие.

В славянских источниках используется также слово «мѧсопуща», которое имеет значение: Четыредесятница, Великий пост. Иногда в славянских источниках и слово «мѧсопоустъ» используется как синоним слова «мѧсопуща».

В церковнославянском языке словом «неделя» обозначается воскресный день. Если же говорить про привычное для русского языка слово «неделя», то оно соответствует наименованию «седмица». Следственно Мясопустная неделя – это воскресенье, предшествующее Сырной седмицы либо Масленице. А теснее позже этих семи дней начинается Эпохальный пост..

Стоит подметить, что именно в воскресенье, в 2015 году это 15 февраля, дозволено еще разок побаловать себя мясом, а вот теснее дальше нужно отказаться от вкушения мясных блюд.

Мясопустная неделя: что дозволено есть?

Людей, чтущих православные обычии, обыкновенно волнует вопрос, чем кормиться в эти семь дней, когда идет подготовка организма к Великому посту. Побеседуем обо каждым по порядку. Сперва определим, что дозволено есть в воскресенье (неделю в церковном понимании), а уж потом обсудим рацион на семь дней.

Итак, в воскресенье дозволено употреблять абсолютно привычные мясные продукты:

  • Свинину;
  • Курятину;
  • Телятину;
  • Баранину и другое мясо абсолютно дозволено подать на стол.

В данный день суровых запретов на блюда нет. Хотите сало либо толстых колбасок – можете есть. Правда, не стоит мощно усердствовать и налегать на мясное, потому что впереди подготовительная неделя, а после этого Эпохальный пост. Главно, дабы ваш организм был готов к переходу на больше скромную пищу, не содержащую мяса.

Далее наступает мясопустная неделя (7 дней), в 2015 году она длится с 16 по 22 февраля. Все эти 7 дней без мясных продуктов называют Сыропустной седмицей. Позже нее начнется Эпохальный пост, где меню верующих претерпит еще ряд изменений. Из рациона «уйдут» рыбные блюда, яйца, молочная продукция. Следственно помните, что конечный день, когда разрешено вкусить мясо – 15 февраля.

Стоит подметить, что церковные обычии дюже умные. Чай если положительно подготовить организм к посту, то он пойдет на пользу. Если следовать церковным канонам и отказаться от мяса за неделю до поста, а следующие 7 дней потреблять рыбу, это подготовить тело к Великому посту. Длиться он будет с 23 февраля по 11 апреля, за данный период получится очистить организм от «вредностей», усовершенствовать настроение и самочувствие.

В всеобщем, 15 февраля вы еще покушаете мясо, а с понедельника основой рациона обязаны стать растительные блюда. Готовьте разные каши, скажем, гречневую, пшенную, рисовую, ешьте хлеб, первые блюда на овощном бульоне, вареники, овощное рагу, оладьи и другие блюда без добавления мяса.

В ветхие времена хозяйки зачастую готовили сбитень, теперь тоже дозволено сделать такой напиток. Для этого нужен мед, пряности (корица, душистый перец, гвоздика, имбирь и т.д.) и целебные травки. При желании в напиток дозволено добавить вина и хмеля, а после этого дать ему настояться. Сбитень полезно влияет на иммунитет и нервозную систему.

В данный период дозволено готовить что-то примитивное и легкое. Если есть желание, то можете испробовать воссоздать какой-либо ветхий рецепт, нужные ингредиенты получится купить в ближайшем магазине. А если не сумеете достать какую-то составляющую, то меняйте продуктами, схожими по составу.

Некоторых людей волнует и такой вопрос: «А дозволено ли есть рыбу?». Запретов на рыбу нет ни в воскресенье, ни на последующую неделю. Но потому что воскресенье – конечный день, когда разрешены мясные продукты, рекомендуется вкусить именно их, а рыбу потреблять теснее на масленичной неделе.

Помимо нее стоит есть молочные продукты и яйца, чай в пост все это будет невозможно. Кстати, насчет сортов и методов приготовления рыбы, запретов нет, делайте так, как вам огромнее по вкусу.

Аппетитный рецепт для поста

А напоследок хочется предложить рецепт приготовления аппетитных и благоуханных пирожков с грибами. Их дозволено готовить, как в Мясопустную неделю, так и в Эпохальный пост.

Для приготовления теста потребуется:

  • Мука – 600 г;
  • Масло растительное – 100 мл;
  • Вода кипяченая – 1 ст.;
  • Дрожжи свежие – 25 г;
  • Соль – 2 ч. л.;
  • Сахар – 1 ч. л.

Для начинки возьмите:

  • Грибы на ваш выбор – 500 г;
  • Одну луковичку;
  • Масло подсолнечника без аромата для обжарки;
  • Соль по вкусу.

Грибы промойте и отварите совместно с луковицей до готовности. После этого откиньте в дуршлаг, дайте воде стечь. Когда овощи остынут, нарежьте некрупными ломтиками и обжарьте на растительном масле до образования золотистого оттенка, посолите.

Муку (2 ч. л.), сахар, дрожжи и 50 мл воды смешайте совместно и дайте постоять четверть часа. Позже этого добавьте оставшиеся ингредиенты и заместите некрутое тесто. Поставьте его в теплое место, а когда поднимется, немножко «осадите» руками. Такую манипуляцию проделайте двукратно. Позже этого можете делать пирожки с начинкой. Выпекать их нужно 30 мин в разогретой до 180 градусов духовке.

Вот и все. Сейчас вы не только знаете, что значит представление «мясопустная неделя», но и понимаете, как надобно кормиться в это время. Кстати, за неделю до Великого поста подмечают и мясопустную субботу, которую еще называют родительской. В данный день принято поминать умерших.

Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.