Главнокомандующий вмф россии адмирал владимир королёв. Главнокомандующий вмф россии отмечает юбилей! Объединения Военно-морского флота

Российский военно-морской флот, которым сейчас располагает наша страна, является одним из самых мощных и боеспособных в мире. Такое положение российский флот заслужил не только нынешним состоянием плавсостава, но и тем наследием, которое досталось от Советского Союза. Это в первую очередь касается уровня подготовки командных кадров и технического оснащения инфраструктуры флота. Огромное флотское хозяйство, доставшееся в наследство от советского военно-морского флота, позволяет сохранить России лидирующие позиции на море. Россия и сегодня старается продолжать славные морские традиции, начатые еще со временем Царя Петра I.

Флот продолжает оставаться одним из самых мощных и боеспособных видов вооруженных сил Российской Федерации. Служба в ВМФ сегодня почетна. Несмотря на трудности и испытания, молодежь с охотой идет служить на флот.

Отдавая дань военно-морским традициям, уже в современной России был утвержден официальный праздник – день ВМФ Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года каждое последнее воскресенье июля отмечается в стране, как день военно-морского флота России. Праздник отмечается по всей стране, начиная с самой западной точки на карте страны и до восточных рубежей. От Балтийской военно-морской базы на Балтике и до восточных рубежей, во Владивостоке и в Петропавловске-Камчатском. От проселка Полярный и Мурманска на Крайнем Севере, до Севастополя и Новороссийска на Черном море. Во время празднований в городах и в местах базирования флота проходят военно-морские парады с участием кораблей и частей ВМФ, подразделений морской пехоты и морской авиации.

Однако парад и празднества — это одна сторона медали, а каждодневная работа по поддержанию кораблей и других подразделений ВМФ России на высоком уровне боевой готовности – это совершенно другое. Флот представляет собой сложнейший живой механизм, со своим скелетом – структурой и тысячами технологических и ведомственных связей, которые играют роль кровеносных сосудов огромного механизма. Без крупных капиталовложений, без обновления плавсостава и приведения в порядок объектов береговой инфраструктуры, флот не сможет долго находиться в боеспособном состоянии.

Корабли ВМФ, вошедшие в строй еще в бытность советского государства, постепенно приходят в негодность. Морально устарела тыловая инфраструктура флота, требуется срочная военно-техническая модернизация находящихся в строю боевых судов. Флот нуждается в кардинальном техническом переоснащении и перевооружении. Свидетельством того, что руководство страны понимает всю важность флотских проблем, является принятая в июле 2017 года программа развития флота, предусматривающая поэтапную модернизацию российского флота до 2030 года. В основе принятой программы четко прописаны необходимые мероприятия, которые сделают российский военно-морской флот к указанному времени современным боевым механизмом.

Российский флот сегодня. Организационная структура

Традиционно сложилось, что военно-морской флот является отдельным видом Вооруженных сил нашей страны, со своим главнокомандующим и Главным Штабом. В задачи флота входят вооруженная защита морских рубежей России, обеспечение интересов Российского государства на всех морских военных театрах. По своей структуре и составу российский флот является океанским флотом, способным наносить ракетно-ядерные удары по потенциальному противнику, обеспечить проведение тактических операций в любом уголке земного шара, действовать на коммуникациях противника в открытом море и вблизи его берегов. Вместе с сухопутным войсками и военно-воздушными силами, военно-морской флот участвует в отражении агрессии, совершенной против Российского государства всем своим составом. Армия и флот выступают в тесном взаимодействии друг с другом в отражении агрессии.

Как и другие виды вооруженных сил, российский флот имеет все необходимые атрибуты и регалии, соответствующие Уставу и положению о военно-морском флоте. Основной символ – Андреевский флаг. Для каждого структурного образования, входящего в состав флота имеется свой отличный знак ВМФ, который позволяет отличать моряков с Северного флота от военнослужащих Каспийской военной флотилии.

На сегодняшний день состав ВМФ выглядит следующим образом:

  • подводные силы;
  • надводные силы;
  • части морской авиации;
  • морская пехота;
  • подразделения и части войск береговой обороны.

Следует отметить, что каждый род войск, входящий в состав флота, имеет свои определенные цели и задачи, которые в комплексе обеспечивают боеспособность флота в любой момент и в любом месте. Морская пехота не может полноценно действовать без обеспечения огневой поддержки со стороны морской авиации и надводных сил флота. В свою очередь подводные силы, являясь одним из основных ударных элементов флота, нуждаются в поддержке надводными кораблями и силами морской авиации.

Организационно структура флота представлена объединениями, которые в свою очередь имеют географическую привязку. В состав объединенного флота РФ входит Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморские флоты. Отдельным флотским образованием является Каспийская военная флотилия, у которой также имеется свой штаб и постоянные места базирования. В состав флотов и флотилий входят отряды надводных кораблей и подводных лодок, силы морской авиации и спецназ ВМФ, особое подразделение в составе флота РФ.

Численный состав флотов отличается, как численностью личного состава, так и плавсоставом. Во многом боеспособность определяется целями и задачами, которые решает данное флотское объединение. Традиционно Северный и Тихоокеанский флот занимают стратегическое положение в системе обеспечения обороноспособности страны. Балтийский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия больше ориентированы на решение тактических задач.

В нынешних условиях основной ударной силой отечественного ВМФ являются атомные стратегические ракетные подводные крейсеры, несущие на борту межконтинентальные баллистические ракеты. Бригады атомных подводных лодок имеются на Северном флоте и на Тихом океане. Следующими типами судов по значимости и силе вооружений, выступают ракетные и авианесущие крейсера с ядерной или с обычной силовой установкой. Основу тактических соединений российского флота составляют сегодня корабли новых типов, ракетные фрегаты и корветы. В ближней морской зоне на всех флотах действуют патрульные и сторожевые корабли. Спецназ ВМФ, части морской пехоты представляют собой основную ударную силу береговых частей военно-морского флота.

Из перечисленных флотов самым крупным и мощным на данный момент является Северный флот ВМФ России, в состав которого входят самые крупные и самые мощные боевые корабли.

Основными местами базирования Северного флота являются:

  • Североморск со штабом флота;
  • Видяево (подводные лодки);
  • Североморск;
  • Гаджиево;
  • Полярный.

Единственной военно-морской базой на флоте является Беломорская ВМБ в г. Северодвинске.

Самым маленьким на сегодняшний день считается Черноморский флот, который после развала Советского Союза перестал играть ключевую роль на морских театрах. Только в последние годы ситуация с технического оснащения Черноморского флота стала меняться в лучшую сторону. На смену старым крейсерам и фрегатам поступают новые ракетные корабли и подводные лодки. Флот базируется на Севастополь и Новороссийске. В качестве опорного пункта используются Новороссийская и Крымская ВМБ.

Непростая ситуация сложилась на Тихом океане. Некогда мощный и боеспособный ТОФ сегодня переживает сложный период. Старые корабли, доставшиеся с советских времен, уходят в утиль или проходят модернизацию. Новые боевые суда крайне медленно поступают на оснащение флота. Атомные подводные лодки, базирующиеся на Камчатке, сегодня большую часть времени стоят у причальной стенки. Грозные подводные ракетоносцы планово выводятся из эксплуатации, а новые или модернизированные атомные субмарины поступают на флот крайне медленно.

Тихоокеанский флот имеет самую обширную зону ответственности. Места дислокации удалены друг от друга на тысячи километров. Основными флотскими пунктами обслуживания на Тихом океане являются:

  • Владивосток со штабом флота;
  • Фокино;
  • Советская Гавань;
  • Вилючинск (подводные лодки).

Балтийский флот, операционно запертый в тесной акватории Балтийского моря, пребывает в спящем состоянии. С изменением военно-морской доктрины, в которой основную роль на море играют многоцелевые универсальные корабли, Балтийский флот нуждается в перевооружении и в переоснащении новыми судами. Штаб флота находится в Калининграде, а основные места базирования кораблей и частей флота:

  • Балтийск;
  • Кронштадт.

На Балтике в распоряжении флота имеется две военно-морские базы, Балтийская и Ленинградская. Начиная с 2000 годов, российский ВМФ перестал базироваться на Кронштадте, сместив акцент на Западную часть Балтийского моря.

Каспийская флотилия оперирует в акватории Каспийского моря. Основным пунктом базирования для кораблей и частей флотилии является Каспийск и Махачкала. Штаб флотилии находится в Астрахани.

Во всех объединения флота имеются бригады морской пехоты, морской спецназ ВМФ, вспомогательные и спасательные подразделения, силы береговой обороны

Советский военно-морской флот до распада СССР был вторым в мире после ВМС США и насчитывал в своем составе более полутора тысяч кораблей всех типов. К 2010 году в составе всех четырех флотов насчитывалось всего 136 кораблей, способных выйти в море и решать боевые задачи.

Командование и органы управления

Главнокомандующим Военно-Морским Флотом Российской Федерации на сегодняшний день является адмирал Владимир Иванович Королев, который вступил в должность 6 апреля 2016 года. Главком ВМФ отвечает за все флотское хозяйство, раскинувшееся по всей огромной территории страны от Калининграда до Владивостока. Всей оперативной работой занимается первый заместитель главкома, Начальник Штаба ВМФ Андрей Ольгертович Воложинский в звании вице-адмирала. Следует отметить, что воинские звания в российском современном флоте были унаследованы еще с советских времен, которые в окончательном виде были приняты в 1943 году. Самым старшим на флоте является звание Адмирал Флота. Далее следуют звания и ранги, соответствующие воинским званиям в других видах вооруженных сил и родов войск.

На сегодняшний день используется следующая классификация званий ВМФ Российской Федерации, которая окончательно сформировалась в 70-е годы XX столетия.

  • матросы и старшины;
  • мичманы (мичман введен в обиход в середине 70-х годов), для береговых частей — прапорщики;
  • младший офицерский состав;
  • старший офицерский состав – капитан III ранга, капитан II ранга и капитан I;
  • высший офицерский состав — контр-адмиралы, вице-адмиралы, адмиралы и адмиралы флота.

Воинские звания присваиваются за выслугу лет или за особые боевые заслуги. Принятие новой более высокой должности на флоте, как и в армии, подразумевает присвоение внеочередного звания.

Ошибочное решение о переводе органов управления и командования флотом в Санкт – Петербург, принятое в 2012 году, отменено нынешним руководством Министерства Обороны РФ. Начиная с 2015 года, общее руководство флотом РФ, командование и руководство находится в Москве. Отсюда осуществляется управление всеми флотами страны, осуществляется контроль над оперативной обстановкой на морских театрах, ведется работа по организации флотского хозяйства.

Кто идет служить во флот

В организационном плане в современном российском флоте сохранилась та структура и порядки, которые действовали в Советском ВМФ. В России сегодня так же, как и в США и в Великобритании, во многих других странах флот, несмотря на самую высокую технологичность среди видов вооруженных сил, является их самой консервативной частью. Здесь крайне неохотно приветствуются новшества и реорганизация. Традиции, боевой опыт и морская практика становятся основными двигателями прогресса. Служить в ВМФ сегодня модно и престижно, учитывая значительно сократившиеся сроки срочной службы, до 12 месяцев, и возможность пойти служить во флот по контракту.

Основной контингент, набираемый для службы во флоте — это контрактники. Значительно увеличившаяся технологическая нагрузка на экипаж любого современного боевого корабля, требует от членов экипажа судна высокого уровня знаний и профессионализма. В основном на боевые корабли набираются военнослужащие, которые заключают с Министерством Обороны РФ контракт. Эта категория военнослужащих идет на командные и управленческие должности. Призывниками в основном комплектуются экипажи судов, которые несут службу в ближней морской зоне или находятся на плановом ремонте.

Претенденту, желающему стать моряком, старшиной или мичманом необходимо иметь вторую группу нервно-психической устойчивости, категорию годности А3 и выше. Обязательным является наличие среднего образования. Для старшинских должностей и мичманов приветствуется наличие гражданского средне-специального образования. Основная часть призывников идет служить на Балтийский флот. Другие флоты отдают предпочтение контрактникам.

Проведенные за последние годы в Вооруженных Силах масштабные организационно-штатные мероприятия одной из своих главных целей ставили (по словам их авторов) разрушение окостеневших за последние десятилетия сложных бюрократических управленческих конструкций. Но в некоторых сферах военного строительства конечный результат получился, по оценкам представителей отечественного экспертного сообщества, не вполне однозначный.

По большому счету изначальный замысел реформы Вооруженных Сил правильный и своевременный. Необходимо было сократить чрезмерно раздувшийся аппарат управления, увеличить мобильность армии и оперативность исполнения директив и приказов Генштаба и Верховного главнокомандующего , адаптировать систему управления Вооруженными Силами под реалии современной войны.

При этом подразумевалось, что будущие военные конфликты будут исключительно регионального масштаба. Угроза крупномасштабной войны на этом этапе считалась маловероятной. В войнах типа 8 августа 2008 года наиболее важным считалась способность соединений и частей видов Вооруженных Сил (родов войск) эффективно и быстро действовать сравнительно небольшими по численности тактическими группами.

В качестве образца для системы управления нового типа (для руководства войсками и силами) в подобных конфликтах за образец были взяты аналогичные западные модели . Казалось бы, в многочисленных локальных войнах и конфликтах последнего времени они доказали свою высокую эффективность. Однако копирование зарубежных образцов и моделей, равно как и их механический перенос на отечественную почву, редко дает положительные результаты. И тому есть немало исторических примеров.

В данном конкретном случае полной и аутентичной копии, разумеется, не получилось. Многое пришлось переделывать с учетом местных условий. В итоге получившаяся на выходе организация управления войсками (силами) оказалась, как считают большинство экспертов, достаточно спорной по своей эффективности. Есть и более радикальные оценки – она совершенно неспособна хоть сколько-нибудь эффективно управлять войсками и Военно-морским флотом в особенности. На флоте остановимся подробнее.

Каковы же были, по мнению ряда экспертов, наиболее существенные просчеты при создании принципиально новой для нашей армии и флота системы управления?

Для полного понимания сложившейся на флоте обстановки в сфере управления рассмотрим для начала американский оригинал . Вершиной управления является президент США, непосредственно отдающий приказы министру обороны. Административная ветвь управления начинается в Объединенном комитете начальников штабов, который подразделяется на четыре основных вида вооруженных сил: СВ, ВВС, ВМС и корпус морской пехоты.

Начальник штаба ВМС, подчиненный министру ВМС, несет ответственность за организацию и подготовку подчиненных, а также определение потребностей ВМС. Командование сил флота является административно-стратегической единицей, объединяющей Тихоокеанский и Атлантический флоты США и частично дублирующей функции начальника штаба.

Оперативная единица – Единое боевое командование , подчиняющееся непосредственно министру обороны США. Под его командованием находится несколько видов вооруженных сил, действующих совместно в определенном районе ответственности и приданных приказом министра соответствующего вида вооруженных сил.

На настоящий момент в США существует шесть командований : Африканское, Центральное, Европейское, Тихоокеанское, Северное и Южное . В описанной системе, как можно заметить, основной упор делается на четком разделении административной и оперативной вертикали управления, а также максимальной концентрации командований разных видов ВС (родов войск) в одном объединенном штабе.

Точно такие же возможности требовались от российской системы управления войсками (силами) перед реформой. Прежде чем перейти к разбору сделанного в ходе реформы, необходимо оглянуться назад – от какой системы управления отказывались современные реформаторы?

Ранее она выглядела так. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами, он же президент России, ему подчинялся министр обороны. Далее реализовывался ныне отвергнутый принцип пары «командир – начальник штаба», который, начиная от министра обороны (в роли главного командира) и начальника Генштаба (как главного штабиста), проходил по вертикали вплоть до батальонного уровня.

Генштабу был подчинен главнокомандующий Военно-морским флотом. В его ведении находились оперативное управление ВМФ – орган, планирующий применение сил и средств флота, а также их взаимодействие с остальными видами Вооруженных Сил (родами войск), и орган, воплощающий в жизнь решения оперативного управления – Центральный командный пункт ВМФ. Далее приказы и распоряжения шли вниз уже к конкретным боевым единицам.

Эта система, оставшаяся в наследство от Советского Союза, работала уже много лет. Необходимость некоторой модернизации для приведения этой схемы управления в современный вид была очевидна.

Взглянем теперь на новое устройство российских Вооруженных Сил.

Сегодня цепь управления начинается с президента в роли Верховного главнокомандующего, который отдает команды непосредственно министру обороны. Министру в свою очередь подчиняется начальник Генштаба, ответственный за систему главных командований, в том числе и ВМФ. Главком ВМФ выполняет только административные функции : организация боевой подготовки, мероприятия по развитию флота, материальное обеспечение, обучение специалистов, разработка уставных документов .

Оперативное же командование флотом ныне осуществляется военно-морским отделом Объединенного стратегического командования (ОСК), подчиняющегося Генштабу и имеющего определенную зону ответственности . В ходе реформы создано четыре ОСК: Западное, в чьем ведении находятся Северный и Балтийский флоты, Южное, руководящее Черноморским флотом и Каспийской флотилией, Центральное и Восточное, отвечающее за Тихоокеанский флот.

Как можно заметить, отечественная схема, во многом повторяя заокеанскую, значительно упрощена.
Во-первых , американские начальники штабов представляют все виды вооруженных сил в отличие от одного сухопутного генерала в ВС РФ.
Во-вторых , начисто отсутствуют оперативные органы управления у главкомата ВМФ.

Другими словами, непосредственное управление флотом находится в руках ОСК в отличие от командования силами флота США, обладающего полномочиями приводить в жизнь боевые приказы от национального командования.

Эти упрощения, по всей видимости, были проведены с целью дополнительной оптимизации аппарата управления. Предполагалась еще больше сократить время прохождения приказа непосредственно до корабля-исполнителя. Вроде формально все верно и на первый взгляд цель достигнута. Но насколько эта бумажная организация близка к реалиям наших Вооруженных Сил?

Наверное, начать стоит с основы основ – Военной доктрины Российской Федерации, точнее, формулировки внешних угроз нашей стране. И обнаруживается, что четко обозначенного противника в Военной доктрине просто нет . А если так, что войска (силы) должны отражать и к чему они должны быть готовы? Соответственно затруднительной становится и постановка тактико-технических заданий предприятиям ОПК в сфере разработки и серийного производства вооружения и военной техники. Совершенно неясно, подо что конкретно «заточенная» техника нужна армии и флоту.

Но это наименьшая из проблем, которые сегодня стоят перед флотом. Моряки рады хоть каким-нибудь кораблям. А вот кто и как будет этими кораблями управлять? По старой памяти хочется сказать – главком ВМФ. Однако сегодня это утверждение более чем далеко от истины. Главкомат ВМФ ныне потерял все доступные рычаги управления . До недавнего времени в подчинении у ГШ ВМФ находился такой орган, как Центральный командный пункт ВМФ, ответственный за управление всеми наличными силами флота, как в мирное, так и в военное время. Однако с 1 декабря 2011 года ЦКП был упразднен. Вместе с ним ушла и последняя возможность руководить флотом на оперативном уровне .

Главкомату же (видимо, в качестве утешительного приза) остались исключительно административные функции. Между тем командованию флота не только урезали возможности, но и серьезно сократили численный состав. Из 850 офицеров свои посты в главкомате сохранили только 90. Естественно, что таким скромным составом просто невозможно решать сколько-нибудь серьезные задачи . Например, ту же разработку ТТЗ для оборонных предприятий. В результате, как бы трагикомично это ни звучало, многие служащие сами не до конца представляют, чем же они должны заниматься.

Кому же ныне доверено оперативное управление ВМФ?

Функцию эту целиком взяли на себя единые штабы объединенных стратегических командований. Решение, повторимся, в теории верное (и проверенное на Западе на практике) – различные виды Вооруженных Сил (родов войск) должны эффективно координировать свои действия. Однако, как было сказано выше, сегодня морские офицеры не принимают ни малейшего участия в командовании флотом .

Вместо них этим занимаются сугубо сухопутные командующие и со вполне предсказуемыми результатами. Более того, численность военно-морского отдела, например, Западного округа, отвечающего сразу за два полноценных флота, составляет всего 14 человек . С любой точки зрения трудно объяснить такую систему. Неудивительно, что моряки жалуются зачастую на нелепые и неадекватные указания из штабов округов.

Следующий минус ОСК заключается в недостаточно четко обозначенной зоне ответственности за границами РФ . Формально каждому округу назначен свой регион, однако четко очерченных границ, как у американских единых боевых командований, до сих пор нет. Представим ситуацию, при которой корабль, например, Восточного ОСК совершает переход в Средиземное море, находящееся в зоне ответственности Южного ОСК. Кому в таком случае будет подчиняться указанная боевая единица, сказать затруднительно.

Между тем на раннем этапе реформы рассматривалась идея создания командования дальней морской зоны. К сожалению, этот проект до сих пор так и остался нереализованным . И это не единственный организационный недочет новой системы. Нарушилась и годами отточенная система связи и обмена информацией между командованием и отдельными подразделениями, в том числе и со стратегическими подводными ракетоносцами.

Если раньше «атомный» сигнал мог дойти к каждой субмарине лично от главкома, то с ликвидацией Управления связи ВМФ большая часть каналов оказалась обрезана. Дополнительный элемент сумятицы, и причем весьма немалой, в деятельность флота вносит недавняя передислокация главкомата ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург. Но об этом чуть ниже.

Третьим недочетом, который может стать фатальным, стало фактическое отделение морских сил ядерного сдерживания от сил Северного флота, обеспечивающего их действия . Напомним, согласно проекту реформы командование СЯС является независимым от ОСК. А это означает дополнительные трудности во взаимодействии. Приказы придется согласовывать последовательно на нескольких уровнях. В случае форс-мажора это отнимет уйму драгоценного времени.

Реорганизации, которую уместнее назвать развалом, подверглась и система военного образования на флоте . Тоже позаимствованная у Соединенных Штатов, она во многом оказалась недееспособной в российских условиях. Около 75% выпускников увольняются сразу после выпуска, получив диплом о высшем профессиональном образовании. А между тем беспрецедентная концентрация ВВУЗов погубила многие лучшие в своем роде военные учебные заведения на флоте, вынудив их слиться с крупными центрами. Как итог – нужны дальнейшие коренные преобразования, иначе число офицеров на флоте может снизиться до критической отметки.

Наверное, ни для кого не будет сюрпризом и тот факт, что практически все моряки – от командующих флотами (начальников штабов различных уровней) до командиров кораблей/подводных лодок – с самого начала были настроены против подобных преобразований. Однако считаться с их мнением не стали.

Более того, по давно сложившейся российской традиции замысел и даже ход реформы до самого последнего момента держались в секрете.

Пожалуй, наиболее полной и емкой характеристикой того, что сейчас происходит с флотом, является эпопея с переездом главкомата ВМФ в Петербург. Абсолютно ненужный по стратегическим соображениям, надолго затянувшийся, внесший откровенный хаос в управление флотом, выведший из строя организационную структуру командных пунктов, центров связи, органов управления флотами, а главное – невероятно, просто непомерно дорогой по стоимости.

По самым предварительным оценкам, переезд главкомата ВМФ обошелся до 50 млрд. рублей . Для сравнения: очень дорогой даже по мировым меркам РПКСН «Юрий Долгорукий» стоил Министерству обороны в два раза дешевле. Это ли не лучшая иллюстрация бессмысленности передислокации ГШ ВМФ, предпринятой исключительно по волюнтаристическим соображениям, весьма далеким от вопросов подлинного укрепления обороноспособности страны.

В результате ситуацию с оперативным управлением ВМФ иначе как катастрофичной сегодня не назовешь . Фактически то, что мы имеем сейчас, – прямой антипод старой советской системе, отличавшейся, по мнению ветеранов флота, достаточной скоростью, надежностью, эффективностью управления и высоким профессионализмом личного состава.

Повторимся – и эта система была не идеальна, тем более в условиях середины 2000-х годов. Необходимость модернизации назрела давно, в том числе и радикальных сокращений численности органов управления. Например, численность Генштаба при СССР была в полтора раза меньше, чем предреформенного «мозга армии». Однако наверху решили рубить сплеча. Это, в конечном счете, и обусловило многие ошибки, которых, естественно, можно было избежать.

Что же надо сделать для того, чтобы флот вновь обрел смысл жизни и мог выполнять свое исконное предназначение? Совершенно ясно, что без очередной основательной перестройки всей системы управления не обойтись. Эксперты предлагают вернуть старую систему (разумеется, с элементами необходимой модернизации), основными структурными единицами которой ранее были Центральный командный пункт ВМФ, Центральный вычислительный центр ВМФ, Центральный узел связи ВМФ, Оперативное управление ВМФ.

Другими словами, флот должен остаться независимой от командования округа структурой со своей системой управления . В выигрыше будет и само объединенное командование, которое сможет направить освободившиеся командные ресурсы на более привычные Сухопутные войска и Военно-воздушные силы. Осталось только, чтобы и на самом верху осознали необходимость срочного исправления допущенных ошибок. Иначе платить за них придется по очень высоким расценкам.

Указом президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА адмирал КОРОЛЁВ Владимир Иванович назначен Главнокомандующим Военно-Морским Флотом России, адмирал ЧИРКОВ Виктор Викторович уволен в запас по состоянию здоровья.


Владимир Иванович КОРОЛЁВ родился 1 февраля 1955 года в деревне Пустынка Кашинского района Калининской области РСФСР, Калининской, ныне Тверской области.

В ВМФ с августа 1972 г. Окончил Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в Ленинграде (1972—1977), Высшие специальные офицерские классы ВМФ (1986—1987), Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова заочно в 1995 году.

В июне 1977 году окончил Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе и был назначен командиром электронавигационной группы штурманской боевой части многоцелевой атомной подводной лодки «К-467» проекта 671РТ. С сентября 1979 года – командир штурманской боевой части, с декабря 1982 года - помощник командира корабля.

С ноября 1984 года – старший помощник командира 246-го экипажа 6-й дивизии подводных лодок Северного флота. В августе 1987 года после окончания Высших специальных офицерских классов ВМФ назначен командиром многоцелевой атомной подводной лодки «К-387» 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. Во время боевой службы в августе 1991 года успешно выполнил поставленные задачи в Средиземном море в условиях активного противодействия противолодочной авиации отряда ВМС НАТО.

С ноября 1992 года – заместитель командира 24-й дивизии подводных лодок Северного флота. В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н.Г. Кузнецова. С апреля 1996 года – начальник отдела, а затем службы противолодочной борьбы оперативного управления штаба Северного флота (апрель 1996 — август 2000). Командир 24-й дивизии подводных лодок (август 2000 — март 2002), командир базы хранения подводных сил (Гаджиевской военно-морской базы) (март — август 2002), начальник штаба (сентябрь 2002 — август 2005) и командир (август 2005 — ноябрь 2007) 12-й эскадры подводных лодок Северного флота.


С 19 ноября 2007 по август 2009 года — заместитель командующего Северным флотом. В этой должности осенью 2008 года руководил походом отряда боевых кораблей Северного флота в Средиземноморском регионе и Карибском бассейне. Командовал с борта крейсера «Пётр Великий» международными учениями «ВЕНРУС-2008» в Карибском море. Под его флагом впервые в истории большой противолодочный корабль Северного флота «Адмирал Чабаненко» совершил переход Панамским каналом из Атлантического океана в Тихий и обратно, а также впервые в постсоветский период истории совершил деловой заход в порт Гавана на Кубе, совершил заходы в Венесуэлу и Панаму.

С августа 2009 по 2 июля 2010 года — начальник штаба — первый заместитель командующего Северным флотом.

2 июля 2010 года назначен командующим Черноморским флотом. Инициатор реставрации Храма Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе и создания музейного комплекса 35-й береговой батареи на мысе Херсонес.


23 июня 2011 года назначен командующим Северным флотом, 11 июля 2011 года представлен командному составу флота и вступил в должность. Под командованием Королёва корабли Северного флота осенью 2012 года приступили к освоению Арктики и впервые в истории совершили высадку морского десанта на Новосибирские острова.

22 декабря 2014 года на адмирала Владимира Королёва возложено управление Объединённым стратегическим командованием «Север». По его руководством в 2015 году создаётся военная инфраструктура Вооружённых сил России в Арктике.


В ноябре 2015 года назначен временно исполняющим обязанности Главкома ВМФ России на время отпуска по болезни адмирала Виктора Чиркова. 6 апреля 2016 года указом Президента РФ назначен главнокомандующим Военно-морским флотом Российской Федерации.

Адмирал Владимир Королёв — участник 18 дальних походов на атомных подводных лодках и надводных кораблях. Член президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Почётный полярник (2015).

Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени (1989), «За военные заслуги» (1996), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2009), «За морские заслуги» (2014), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени и другими медалями.

Кадровая неопределенность, сохранявшаяся более полугода в высшем командном звене российского Военно-Морского флота, наконец, разрешилась. Вместо подавшего в отставку по состоянию здоровья адмирала Виктора Чиркова главнокомандующим ВМФ назначен адмирал Владимир Королев, который с октября 2015 года исполнял должностные обязанности главкома, а до этого командовал Северным флотом и возглавлял объединенное стратегическое командование "Север".

Решение ожидаемое. Но известие о нем пришло необычно: на официальном сайте Минобороны в биографической справке адмирала В.И. Королева появилась на днях новая формулировка: "В апреле 2016 года назначен на должность главнокомандующего Военно-морским флотом России". Ни дата, ни номер президентского указа об этом назначении не приводятся.

Хотя послужной список нового главкома открыт, и многое в нем указывает на то, что выбор сделан достойный. В неполные восемнадцать паренек из тверской деревни Пустынка уже надел морскую форму, в 22 - окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе в Ленинграде, получил погоны лейтенанта и распределение на Северный флот.

Начинал командиром электронавигационной группы в штурманской боевой части атомной подлодки К-467. А дальше, с полагающими интервалами для профессионального роста - командир штурманской БЧ, помощник командира корабля, старпом.

В 32 года, после обучения на специальных офицерских классах, назначен командиром АПЛ в 24-й дивизии Северного флота. Этой подлодкой была многоцелевая К-387, построенная в 1972 году по проекту 671РТ ленинградского бюро "Малахит" на верфи "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде (тогда еще - Горьком) и по внутренним водным путям переведенная на Север.

Капитан II ранга Владимир Королев стал шестым командиром в экипаже этой АПЛ, которая много раз и успешно выполняла задачи боевой службы в дальней морской зоне -- в Северной Атлантике, Средиземном море, в других районах активного присутствия кораблей и подводных лодок вероятного противника. Именно на этой субмарине был установлен и отрабатывался созданный у нас опытный комплекс неакустического обнаружения - по кильватерному следу. Он показал свою эффективность и после некоторой доводки стал серийно устанавливаться на подлодках проекта 671РТМ и на подводных охотниках следующего за ними проекта.

Особого упоминания заслуживает боевая служба, которую выполнял экипаж К-387 под командованием Владимира Королева в августе--сентябре 1991 года в Средиземном море. Вместе с ними, старшим на борту, ходил тогда заместитель командира дивизии капитан I ранга Сергей Близнюк. При форсировании Гибралтарского пролива, совпавшего по времени с политическим кризисом в СССР (образование ГКЧП, изоляция в Форосе президента Михаила Горбачева и танки на улицах Москвы), советская подлодка была обнаружена и подверглась массированному применению противолодочной авиации НАТО. На протяжении трех дней 19-21 августа ее непрерывно отслеживали с воздуха 5-6 самолетов одновременно. По словам участников похода, скрытность удалось восстановить и продолжить выполнение поставленных задач только после форсирования Тунисского пролива...

Доклад, представленный командиром по итогам той боевой службы, подтверждал актуальность мер по снижению шумности (акустической заметности) наших АПЛ, уже предпринятых создателями субмарин - в проектных бюро, на заводах-изготовителях корабельного оборудования и на верфях. Эта работа заметно активизировалась в конце 80-х и не прекращалась даже в трудные для всей оборонки 90-е, когда завершалось строительство подводных лодок третьего поколения (в частности, многоцелевых АПЛ проекта 971) и рождалось четвертое - нынешние "Ясень" и "Борей".

Вся эта работа проходила на глазах и с прямым участием североморца Владимира Королева: в 1992 году его назначили заместителем командира той самой 24-й дивизии, где пять лет назад он стал командиром АПЛ. Затем - не менее ответственная служба в оперативном управлении штаба Северного флота - на должностях начальника отдела и начальника службы противолодочной борьбы.

В августе 2000 года капитан I ранга Владимир Королев вернулся из Североморска в Гаджиево и вступил в командование 24-й дивизией. До него командиром тут был Герой России контр-адмирал Алексей Буриличев. Высокое звание Алексей Витальевич получил как раз за успешные поисковые операции в Атлантике и Средиземном море на подлодках "Волк" и "Тигр" проекта 971, построенных с учетом новых наработок по снижению шумности и более эффективными собственными средствами обнаружения противника.

В должности комдива Королев стал контр-адмиралом. А вторую адмиральскую звезду получил, когда был командиром 12-й эскадры АПЛ. Осенью 2008-го, уже в должности заместителя командующего Северным флотом, вице-адмирал Владимир Королев возглавил поход отряда боевых кораблей, в ходе которого решались ответственные военно-политические задачи в Средиземноморье и Карибском бассейне. И тогда же с атомного крейсера "Петр Великий" он руководил международными учениями "ВЕНРУС-2008" в Карибском море.

Под его флагом большой противолодочный корабль Северного флота "Адмирал Чабаненко" совершил переход Панамским каналом из Атлантического океана в Тихий и обратно, а также впервые в постсоветской истории нанес деловой визит в порт Гавана на Кубе, сделал заходы в Венесуэлу и Панаму.

В последующие три года в судьбе вице-адмирала Королева произошло еще три ответственных перемещения. 2009-й - начальник штаба - первый заместитель командующего Северным флотом. 2010-й - командующий Черноморским флотом. Июнь 2011-го - возвращен в Североморск и назначен командующим Северным флотом. Как раз в это время надводные корабли приступили к освоению Арктики и осенью 2012 года совершили высадку морского десанта на Новосибирские острова.

В декабре 2014 года Владимир Королев, уже ставший адмиралом, возглавил объединенное стратегическое командование "Север", усиленное Кольским соединением ПВО, отдельными мотострелковой и арктической бригадами и авиацией. В дальнейшем под его командованием разворачивалось строительство военной инфраструктуры Северного флота в Арктике.

Казалось бы: послужной список, профессиональный авторитет и командный опыт адмирала Королева указывали на то, что это, возможно, лучшая кандидатура на должность главкома. Почему же так затянулся и неожиданным образом разрешился вопрос с его назначением?

Источник "РГ", посвященный в детали флотской службы, высказал предположение, что это может быть связано исключительно с возрастом. Предшественники Королева в должности главкома назначались на эту позицию в возрасте от 53 лет (адмиралы Куроедов, Высоцкий, Чирков) до 57 (адмиралы Чернавин и Масорин). Причем адмирал флота В.Н. Чернавин, напомним, был назначен еще на должность главнокомандующего ВМФ СССР. Его преемник, первый главком в новой истории российского ВМФ Феликс Громов, получил назначение в 55 лет.

Адмиралу Королеву Владимиру Ивановичу уже 61. Но это разве препятствие?

Первого февраля, в свой день рождения, он открывал в Петербурге ежегодный сбор высшего командного состава ВМФ. Так получилось, что в этот же день в городе на Неве, в бывшем училище им. Фрунзе, прощались с заслуженным подводником, Героем Советского Союза вице-адмиралом Евгением Дмитриевичем Черновым. И подводник той же школы Владимир Королев - три звезды на рабочей тужурке - дал указание подчиненным что-то отложить, сделать перерыв, перенести. Потому что счел своим долгом приехать и проводить в последнюю автономку бывшего командира, подводника и человека, вся жизнь которого, без остатка, была отдана служению флоту.

Скажем и о том, что пять предшественников Владимира Королева в должности главкома ВМФ России начинали службу и профессионально выросли в надводном флоте - командовали сторожевиками, эсминцами, ракетными крейсерами, противолодочными кораблями и их соединениями. Теперь, впервые за двадцать лет, на командный мостик в здании Адмиралтейства взошел подводник.

Пожелаем удачи нашему флоту под его управлением.

Досье "РГ"

Главномандующие ВМФ России

Королев Владимир Иванович (1955), адмирал, 2016

Чирков Виктор Викторович (1959), адмирал, 2012--2016

Высоцкий Владимир Сергеевич (1954), адмирал, 2007-2012

Масорин Владимир Васильевич (1947), адмирал флота, 2005-2007

Куроедов Владимир Иванович (1944), адмирал флота, 1997-2005

Громов Феликс Николаевич (1937), адмирал флота, 1992-1997

Чернавин Владимир Николаевич (1928), адмирал флота, 1985-1992.

Президент России Владимир Путин назначил вице-адмирала Александра Моисеева на должность командующего Черноморским флотом. Приступивший к исполнению обязанностей еще в середине мая адмирал сменил на этом посту Александра Витко, которого перевели на новую должность в Москву..

Из Севастополя в Москву

Командовавший Черноморским флотом с апреля 2013 года адмирал Александр Витко попрощался с офицерами и отбыл в Москву накануне Дня Победы в мае 2018-го. Относительно его новой возможной должности ходили разные слухи - вплоть до возможного поста главкома ВМФ. Витко пользуется популярностью во флотской среде и в целом в вооруженных силах, а весной 2014 года он обеспечил бескровную нейтрализацию украинских сил в Крыму.

В последние несколько лет Черноморский флот под его руководством активно участвовал в сирийской операции - обеспечивая работу «Сирийского экспресса», боевую службу кораблей - как своих, так и приходящих с других флотов и участие в боевых действиях.

Официально информация о назначении пока не поступала, но, по имеющимся в распоряжении портала сайт сведениям, Александр Витко станет заместителем главкома ВМФ, сменив в этой должности Александра Федотенкова, которого ранее также сменил на посту командующего Черноморским флотом.

Из Североморска в Севастополь через Москву

О назначении и.о. комЧФ Александра Моисеева пресса сообщила в середине мая 2018 года. Интересно, что ранее карьера нового командующего не была связана с Черным морем. Выпускник «Поповки» (высшее военно-морское училище радиоэлектроники им. А.С. Попова), Моисеев прошел служебный путь на подлодках - от инженера радиотехнической боевой части до командира стратегического ракетоносца, а затем и командующего подводными силами Северного флота.

Среди его профессиональных заслуг можно отметить успешный вывод на орбиту микроспутников TubSat 1 и TubSat 2 с пуском ракеты-носителя «Штиль» (конверсионная версия ракеты Р-29РМ) с борта ракетоносца К-407 «Новомосковск» из подводного положения. Этот пуск был произведен в июле 1998 года. В апреле 2016 года Моисеев стал начальником штаба Северного флота, а в ноябре 2017-го - заместителем начальника Генштаба, откуда уже и был назначен на Черное море.

С флота на новую работу

Предпредыдущего командующего Черноморским флотом Александра Федотенкова в военно-морских кругах часто называли кандидатом на должность главкома ВМФ, однако это назначение так и не состоялось. По имеющейся информации, Федотенков покидает не только должность замглавкома ВМФ, но и оставляет Минобороны вообще, с переходом на гражданскую должность.

Этот переход должен состояться после Дня ВМФ, который традиционно отмечается в последнее воскресенье июля.

В ожидании нового главкома?

Относительно возможной отставки главкома ВМФ Владимира Королева периодически возникают разные слухи, однако пока ни один из них не подтвердился.

Следует отметить, что в настоящее время должность главкома ВМФ смело можно назвать «расстрельной» - более проблемное заведование и в Вооруженных силах России, и в стране в целом найти, наверное, сложно. Проблемы промышленности и не всегда равномерное финансирование сильно осложняют процесс обновления флота, а имеющийся состав по большей части выработал назначенный ресурс и нуждается в ремонте и модернизации.

Одновременно ВМФ вынужден поддерживать высокую активность как из-за сирийской операции, так и ввиду ухудшения отношений России и НАТО, приведшего к активизации ВМС НАТО у российских границ.

Среди других потенциальных сменщиков Владимира Королева на посту главкома называли в том числе и Александра Витко, в настоящее время принимающего должность его заместителя, и командующего Тихоокеанским флотом Сергея Авакянца. Последний находится на должности дольше остальных командующих флотами ВМФ России - с мая 2012-го, а с учетом стажа и.о. - с октября 2010 года.

Авакянц, в служебной карьере которого есть и служба на одном из самых активных советских БПК проекта 1134А - «Адмирале Юмашеве» с большим опытом дальних походов и противостояния с ВМС США и их союзников, и ряд других примечательных ступеней, также считается одним из наиболее вероятных кандидатов на высшую флотскую должность.