Новый год по-православному. Встречать ли Новый год

"Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы
воздать каждому по делам его" (Апок. 22, 12).

Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это?

Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправдываемым безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши «православные» русские люди делают это нередко даже дважды - и по новому и по старому стилю, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет.

О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, прежде всего, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу - могиле, а для многих из нас - что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни.

Есть ли тут повод к веселию?

Еще святитель Феофан Вышенский и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский во второй половине прошлого века горько укоряли русских людей за то, что они, подражая Богоотступническому Западу, стали по-язычески встречать новый год, «вертясь с бокалами в руках», ибо это только язычники темные верили, что чем веселее они встретят наступающий новый год, тем удачнее и счастливее он для них будет. Вот и пили они и плясали до упаду. А нам, христианам, это совсем не к лицу!

Нас, христиан, наступление нового года должно, наоборот, располагать к сугубой серьезной настроенности и к горячей молитве Богу.

А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть теперь, в переживаемое нами время, когда с каждым новым годом все более и более умножаются страшные знамения неизбежно приближающегося к нам конца всего. Еще так недавно жизнь человечества текла более или менее нормально, вполне оправдывая изречение премудрого Екклесиаста: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, - и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1,9). Но вот, с некоторого времени, особенно после страшной кровавой катастрофы, постигшей нашу несчастную Родину-Россию, нечто как-будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. И в самом деле: вдумаемся глубже во все то, что сейчас происходит в мiре, и мы убедимся, что происходит теперь нечто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было в таких грандиозных масштабах.

Прежде всего: целая треть мiра попала в полное тираническое обладание неистовых богоборцев и человеконенавистников, которые главной целью своей жизни и деятельности поставляют искоренение во всем мiре веры в Бога вообще и уничтожение Христианской Церкви, в частности, и упорно идут к этому, не останавливаясь ни перед какими самыми жестокими и безчеловечными средствами, вплоть до грубых издевательств, пыток, мучений, пролития крови и убийства.

А остальные две трети, составляющие так называемый «свободный мiр», с каждым новым годом, все более и более равнодушно смотрят на это и не только не противодействуют такому к небу вопиющему насилию, но нередко и помогают ему, сами у себя, в сущности, делая то же, но только более осторожными, «мирными» средствами, лицемерно, для отвода глаз, сохраняя видимость полной свободы веры и даже покровительства Церкви.

Разве не «новое» - так называемое «экуменическое движение» - это повальное «братание» представителей всех вероисповеданий, которого совсем недавно и вообразить себе было нельзя и которое столь многих очаровывает и прельщает мнимой христианской любовью, в то время как оно в действительности весьма далеко от подлинной христианской любви, нераздельно-связанной со стремлением к истине. А истиной «экуменисты» менее всего интересуются. Если бы это было не так, то давно бы уже все «экуменисты» пришли к Православию, а православные, принимающие в «экуменическом движении» участие, не отходили бы от подлинного исконного исторического Православия, заражаясь антихристианским духом вольнодумного протестантизма.

Того же порядка - и совершенно новое явление Ватиканского Собора. И как характерно и трагично впечатление от этого Собора, высказанное одним православным наблюдателем: казалось бы, мы должны только радоваться и приветствовать наблюдающееся на этом Соборе стремление к сближению с Православием и намеченные в этом направлении реформы, но все это, к глубокой скорби нашей, носит характер такого необузданного либерализма, готового идти и дальше, что римо-католики консерваторы оказываются по духу нам ближе.

А невероятно усиливающаяся преступность, во всех самых изощренных и виртуозных формах, особенно - у малолетних, которые в наше время даже по внешнему своему облику, по выражению глаз и лица, перестают походить на детей, о коих сказал в Свое время Господь, что «таковых есть Царствие Небесное» (Марк. 10, 14)!

А умопомрачающий безстыдный разврат, который не удивителен был у язычников, не знавших учения о высоком достоинстве девства, но совершенно нестерпим у христиан!

Нет в современном мiре - мiре «христианском» - и того, что было в древности в мiре языческом: ни благородства, ни честности, ни стыда, ни... совести. Черное многие называют белым, а белое - черным, ложь называют правдою, а правду - ложью. И невольно приходит на ум то, о чем говорит св. Апостол Павел в своем 2-м послании к Солунянам «и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи , да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2, 11-12).

Сколь многие теперь с поразительным легкомыслием повторяют вслух, или хотя бы про себя, исполненный драматического скептицизма Пилатов вопрос: «что есть истина?» (Иоан. 18, 33). И ответа не находят. Да и не ждут его...

И вот, несмотря на все это, духовно-ослепленные люди все еще кричат о каком-то «прогрессе», о «мире всего мiра», о благоденствии человечества, якобы ожидающем его в ближайшем будущем, о каких то «заманчивых далях» и «широких горизонтах»...

Пусть не говорят, что мы «сгущаем краски» или проповедуем пессимизм. Тогда и приснопамятного святителя Феофана и о. Иоанна Кронштадтского и многих других великих столпов и светильников нашей Российской Церкви, предостерегавших русский народ о надвигающейся на него страшной каре Божией, надо было бы обвинить в пессимизме. А между тем, ведь всё то, о чем они так сильно и ярко предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачные картины окружавшей их жизни, целиком исполнилось.

Мы же здесь указываем только на общеизвестные факты, которые сами за себя говорят и не требуют обладания особой прозорливостью для того, чтобы ясно видеть, куда они нас ведут.

Мрачную картину представляет собою сейчас жизнь всего человечества. Но не менее мрачное зрелище наблюдаем мы и в жизни наших православных русских людей заграницей. Вместо того, чтобы полностью и окончательно прозреть после стольких перенесенных нами тяжких испытаний - кровавой революции, беженства (для многих даже двукратного), арестов, ссылок и концлагерей, ужасов 2-ой мiровой войны - многие все еще продолжают жить настроениями предреволюционной эпохи и 1917 года, приведшими Россию к гибели. Вместо того, чтобы раскаяться в своем прежнем вольнодумстве и смиренно придти к вере во Христа, склонившись благоговейно перед благодатным авторитетом основанной Им Св. Церкви, сколь многие - увы! - и здесь заграницей живут вне всякой веры, или отпадают в иные веры, или сами себе изобретают какую-то свою собственную самоизмышленную веру, а те, которые, по внешности, остаются православными, часто вовсе не признают Церкви, надменно и высокомерно осмеливаются судить и рядить о том, чего не знают и не понимают, и считают себя в праве сами писать для Церкви свои собственные законы, покушаясь делать Церковь орудием своих безумных страстей - тех самых страстей, кои привели к гибели нашу Родину-Россию, а здесь способны привести к развалу единственное, что у нас еще остается, - нашу Церковь. Вместо смирения - страшная, ни перед каким авторитетом не склоняющаяся гордыня и самомнение, властолюбие и честолюбие, бешенное стремление «играть роль» и, одновременно, - ничем не жертвуя для Церкви и для дела спасения своей души, упиваться с жадностью всеми доступными благами этой временной суетной жизни.

И что особенно скорбно: подобное духовное безобразие и безчиние весьма часто безстыдно прикрываются мнимою ревностью о какой-то «правде», громкими словами о национализме и патриотизме и прочих высоких исторических идеалах русского народа, хотя нередко исходят они от лиц, называющих себя здесь в Америке «американцами русского происхождения» и тем самым отрекшихся от своего русского имени и от своей страждущей Родины, об освобождении и спасении которой они будто бы радеют.

На фоне этой общей мрачной картины единственным утешением для нас является то, что сохранился все же в нашей среде еще малый остаток искренно-верующих православных русских людей, кротких и смиренных, ничего лично для себя не ищущих и не домогающихся, но всем сердцем преданных нашей св. вере и Церкви. Им, по большей части, нигде не дают хода, их всячески затирают и обижают, считают иногда даже чудаками и ненормальными, только потому, что они не похожи на других, не хотят «идти в ногу» со временем, плыть по общему течению. Встречая их и видя, как к ним относятся другие, невольно вспоминаешь предречение древних отцев-подвижников о том, что «в последния времена все люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

Но вот эти-то именно люди и хранят еще в изгнании подлинную Святую Русь: - это они строят Божии храмы, чтобы молиться в них, а не сводить вокруг них личные счеты, бороться за первенство и политиканствовать, или сходиться в нарочито устраиваемые под ними нижние помещения для «коктейль-парти», танцев, спектаклей и иных развлечений. Они чтут своих пастырей - истинных пастырей, которые учат их только молитве и духовной жизни, ведя их прямым путем ко спасению. И они действительно ничего другого не хотят, как только спасаться - именно спасаться, а не сеять интриги, заниматься низкопробным политиканством, завязывать судебные тяжбы и создавать никому не нужные, кроме врагов нашей веры и Церкви, «бури в стакане воды».

Эти немногие, еще остающиеся, подлинно-православные русские люди понимают, что Церковь - для вечного спасения людей, и что ею нельзя и грешно пользоваться для каких бы то ни было других, земных целей. А потому они не станут вести напролом - «не на жизнь, а на смерть» безумной борьбы друг с другом, а тем более - со своими пастырями, если эти пастыри ничего другого от них не хотят, кроме христианской настроенности их душ, молитвы и покаяния, - они сторонятся только от лжепастырей, которые идут иными путями, чуждыми истинного пастырства и подлинной духовности и церковности.

Но как мало таких людей, в которых живет еще наша Святая Русь! И с каждым вновь наступающим годом их становится все меньше и меньше. Большинство увлечено и целиком поглощено общей жизнью современного в «похотех прелестных тлеющаго» мiра и старается во всем прислуживаться и угождать ему - его развратным нравам и обычаям, дабы сделать себе «карьеру» и побольше приобрести разных жизненных выгод и материального благополучия.

Все это, вместе взятое, - верное знамение того, что мiр идет к своему концу и, притом, идет сейчас так быстро и стремительно, как никогда!

Конечно, это отнюдь не повод к «пессимизму», ибо мы, христиане, отлично знаем, что так и должно быть, и что конец мiра, рано или поздно, неизбежен. Вместе с тем мы знаем и естественно надеемся, что чудо милости Божией еще может спасти явно погибающий теперь мiр и отсрочить неизбежную развязку, ради тех, которые еще могут и способны принести покаяние и спастись. Но нельзя легкомысленно убаюкивать себя, закрывая глаза на страшную действительность, на всю безнадежность совершающегося перед нашими глазами, с чисто-человеческой точки зрения здравого смысла и разума, и надо, если только мы на самом деле христиане, быть готовыми ко всему.

В ушах наших, а еще более в сердцах, должны непрестанно звучать грозные предостерегающие слова Господа Иисуса Христа, изреченные чрез Его возлюбленного ученика - Тайновидца в дивном Откровении: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам Его » (Апок. 22, 12). И, вместо того, чтобы пребывать в «окамененном нечувствии», сливаясь с жизнью окружающего нас мiра, и встречать Новый Год безумно и легкомысленно, как современный мiр привык его встречать, омрачая свою душу недостойным и неприличным для истинного христианина поведением, обратимся лучше к Богу со слезной покаянной молитвой о том, чтобы Он отвратил от нас «весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый», простил бы нам «вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная», отгнал бы от нас «вся душетленныя страсти и растленныя обычаи», «страх Свой Божественный всадил бы в сердца наша, ко исполнению заповедей Его», «укрепил бы нас в православной вере», «утолил бы в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани», «подал бы нам мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие», «искоренил бы и угасил все богохульное безбожник нечестие» и «укрепил бы, утвердил, расширил и умирил» наше единственное сокровище и верное прибежище» - Св. Церковь Православную.

Благослови же венец наступающего лета для нас благостью Твоею, Господи!

В ночь с 31 декабря на 1 января 2018 года в храме преподобного Сергия игумена Радонежского настоятелем протоиереем Ярославом Ивановым была совершена новогодняя Божественная литургия.

Традиция встречать новый год молитвой в храме появилась на приходе с 2013 года (ред.: в ночь с 2013 на 2014) . Важнейшие блоки литургии сопровождаются комментариями во время богослужения настоятелем храма. Такую литургию еще называют миссионерской или молодежной, так как в богослужении активно принимает участие молодежь: в алтаре, чтецами на клиросе. Третий год в новогоднем богослужении участвует приходской хор.

Скажу вам, очень необычно. Новый год, вся страна готовится поднять бокалы под бой московских курантов, а ты в храм «зачем-то» идешь. Перед храмом почти никого. Немного грустно, но есть предвкушение чего-то важного. Заходишь с благоговением в таинственный полумрак храма, а там множество народа. Это первое удивление. С некоторых пор привычно видеть в храме знакомые лица, а сейчас видишь множество незнакомых тебе лиц. От этого еще раз удивляешься и становится почему то еще радостней.

Чтение часов. Молитва. Сосредоточенная тишина. В это время замечаешь салют, слышишь хлопки петард. Здравствуй Новый год! Слава Богу, прожили еще один год! Одновременно и улыбаешься, и вздыхаешь. Несколько мыслей мгновенно проносятся в голове: представилось, что весь народ нашей страны вышел на улицу встречать новый год петардами и салютами славя Бога и благодаря его за прожитый год, за жертвенную Его любовь к человеку, за всё, что Он делает для людей ради их спасения. Увы, это что-то из ряда фантастики, такому вряд ли суждено случиться. Также вспомнился Иерусалим две тысячи лет назад, когда Христа встречали и славили пальмовыми ветвями, а через несколько дней кричали «распни».

После часов отец Ярослав сказал проповедь и прокомментировал ближайший ход богослужения.

«Как говорится: как новый год встретишь, так его и проведешь. Когда слышишь от человека: «зачем ходить в храм? У меня Бог в душе, я сердцем верю», хочется спросить этого человека, а что ты сделал, чтобы приготовить сердце свое для встречи с Богом?

В Евангельском чтении (Мк., 42 зач., IX, 42 — X, 1) мы слышим такие слова: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее…, И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее…». О чем здесь, прежде всего, говорится? Конечно, мы не должны отпиливать себе ноги и руки. Здесь Бог говорит о значимости Царствия Божия, которое внутри нас есть и к которому нужно себя готовить. А как готовить? Избавляться от всего того, что мешает человеку туда войти, от всего скверного и нечистого. Ради Царствия Божия от всего этого нужно удаляться. Это как во время поста мы воздерживаемся ради чего-то ценного. Вот для сравнения: если на столе положить много грязных вещей и одну ценную, то это ценное не распознаем. Если на книжную полку рядом мы поставим пять плохих книг, то даже одну ценную книгу мы не захотим ставить в один с ними ряд, поставим отдельно.

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.»
Что это за соль? Соль сохраняет пищу от порчи. Чтобы принести Богу угодную жертву мы должны подготовить душу. Наша жертва Богу – сердце сокрушенное. Пост сохраняет душу. На каждой Литургии дьякон возглашает: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». О чем здесь идет речь? О вере, любви, единомыслии, мире и о благоговении. Это та соль, осаливая которой мы делаем нашу жертву угодной Богу.

Порядок дальнейшего богослужения у нас такой: Евхаристический канон, Символ веры, «Отче наш» — молитва, в которой есть всё, весь образ предстояния человека пред Богом своей жизнью. И отпуст: верующие как бы «отпускаются» с богослужения.»

Далее отец Ярослав поведал краткое житие мученика Бонифатия и отметил, удивительную вещь: «Бонифатий был рабом, человеком безродного племени и умер не крещеным, тем не менее, Господь, видя его доброе, отзывчивое и горячее сердце даровал ему мученический венец. Мученику Бонифатию молятся об избавлении от страсти к винопитию.»

В заключение настоятель поблагодарил верующих за ночную службу, пожелал Божией помощи, Покрова Пресвятой Богородицы, горячности сердца, неравнодушия и бодрости: «вступив в новый год, также в бодрости его и продолжим» .

По окончании ночной службы, мы решили задать прихожанам всего один вопрос: скажите, почему Вы решили встретить новый год в храме, а не за праздничным столом в шумной компании, почему не остались смотреть новогодние телевизионные шоу по телевизору, не пошли в ресторан?

Вот что мы услышали в ответ:

Неизвестный мужчина:
Да давно уже было ощущение что что-то не так. Хотелось сбить этот давно устоявшийся ритм. Пресытился. Хотелось чего-то действительно нового.


Да я вообще не хотела сюда идти, — говорит с улыбкой наш фотограф, — устала и хочу спать. А тут приходит СМС с просьбой по-фотографировать. Я так и знала, что Господь меня всё-равно приведет в храм и я так благодарна за это! Сейчас я вообще никакой усталости не чувствую! Ну представьте себе, нужно было потратить кучу времени, кучу денег не подготовку стола, потом всё это съесть и никакой радости, — снова улыбаясь делится Тамара. – Я здесь в храме и мне радостно!

У меня вся семья мусульманская. В новогоднюю ночь в храме впервые, совсем не планировала, была с братом. Как-то услышала в песне у иеромонаха Романа фразу: «встретим же в храме молитвенный час», вот и решила неожиданно для себя, что нужно придти в храм. Это самый радостный для меня Новый год! Встречаю и провожаю с Богом.


Я по-другому сейчас уже и не мыслю. Хочется встречать Новый год более осмысленно, духовно, по-особому настроить себя. Та радость за столом поверхностна, эта – глубока, духовна.

Я вообще по рестораном не хожу:).Очень хотелось войти в новый 2018 год с миром и спокойствием на душе, а развлечения в ресторанах кроме пустоты на душе ничего не дают. От богослужения получила радость, которой хочется делится с родными. Желаю всем добра и Божия благословения!


Любой праздник мирской не даёт такой радости, как в храме. Люди за столом и ощущают эту радость только за столом. А потом всё исчезает, пустота. А если с Богом, то радость остаётся надолго. Чего пожелать? Мы стали на год ближе к вечности. Пожелаю храбрости в сердце, решительности, чтобы сердце горело любовью к Богу как к Отцу.

Надежда Анатольевна Вялова, руководитель театральной студии при храме
Пришла по зову сердца. Церковь – как одна семья, мы здесь все вместе. Пока человек молод, ему хочется развлечений, а в зрелом возрасте он уже подводит итоги своей жизни.

Вера Штыхван, участница приходского хора, работник Челябинской Областной Научной Библиотеки
В приходском хоре четыре года участвую. Три года собиралась на новый год придти. Везде грохот, а мы стоим в храме, молимся, и это ощущение для меня оказалось очень ценно. Очень понравился рассказ отца Ярослава (ред.: возможно имелся в виду рассказ о житии мученика Бонифатия), объяснения. Там суета, здесь хорошо.
Как библиотекарь, пожелаю всем читать больше классической литературы, читать и перечитывать.

Дмитрий Каретников, певчий
К Богу пришел, мировоззрение изменилось. Для меня служба принципиальна. Я этим друзьям и близким хочу показать, что можно праздновать новый год по-другому. Да и какой это праздник, Новый год? Сейчас пост идет. Скоро Рождество. Вот это праздник! Служба в новый год немного другая, интересная, с объяснениями. Что пожелать? Если человек стремится к Богу, чаще пусть ходит в храм, особенно на новый год. Хочется видеть наши храмы всегда полными.

Такая сложилась традиция в нашем молодежном обществе «Держись». Решил пойти посмотреть и понравилось. Сейчас продолжение рождественского поста. Для меня новый год не столько праздник, сколько смена даты календаря. Хотелось разнообразить свой быт, хотелось чего-то духовного, быть не в празднословии, а встретить год с духовной пользой для себя.

После новогодней Литургии прихожане были приглашены на общую трапезу, на чай с печеньем и мандаринками. Зазвучали песни под гитару в исполнении приходского хора: «От героев былых времен», «Куда б меня не занесла судьбина», «Ничто на земле не проходит бесследно» и множество других. За беседой с настоятелем и чашкой горячего чая на душе было хорошо и уютно, совсем по-семейному и не хотелось расходиться.

Всех ещё раз с праздником! Спаси всех Господь!

Анатолий Фурсов
Фото: Тамара Кондакова










В церковной традиции новый год называется Новолетием и он отмечается осенью в связи с интересной историей праздника. Начните церковный год правильно, узнав об этом дне подробнее.

Церковный календарь: праздник Новолетие

Новый год не просто датирует окончание продолжительного для человека временного периода, но и символично оказывается концом старого и началом нового цикла. В церковном календаре также есть такой праздник, который называется Новолетием. Он ежегодно отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день верующие исполняют один из указанных в Библии заветов: каждый седьмой месяц года отмечать особенным образом. Учитывая, что началом года по Библии считался март, седьмым месяцем оказывался именно сентябрь. В этот день верующему человеку необходимо присутствовать на богослужении, но помните, что есть правила поведения в храме и приметы о том, чего нельзя делать в церкви ни в коем случае.

История праздника Новолетие

Сам праздник имеет прямое отношение к Древнему Риму и сбору дани. Первоначально был установлен так называемый индикт, который в результате стал отмечать 15-летний промежуток, через который собирали дань. Днем сбора назначили 1 сентября. В последствии этот же день отмечался как начало нового года: во всех городах шли пиршества и празднества.

Этот день был принят византийской церковью как праздничный день 7 месяца года и официально стал началом нового года в Церкви. После принятия христианства эта традиция так и осталась жить в Российской Православной Церкви, даже после того, как император Петр I изменил гражданский календарь и объявил началом нового года 1 января.

Церковные традиции в Новолетие

Конечно же, как и любой церковный праздник, этот день отмечается богослужениями. По своей значимости этот день относят к средним церковным праздникам. Накануне служится великая вечерня, на которой и рекомендуют побывать священнослужители. Традиционно читаются строки из книги пророка Исаии, которые по преданию читал Иисус Христос, войдя в синагогу в Назарете.

Также 14 сентября считается днем памяти святого мученика Симеона Столпника. Он был известен тем, что читал проповеди и молился, забираясь на башню или столб. По преданию, Симеон Столпник с юношеских лет истязал свое тело всеми возможными способами и даже был искушаем дьяволом. Днем его смерти считается 1 сентября, поэтому в церкви ему обязательно возносят молитвы. Если вы не можете в этот день сходить на богослужение, то читайте молитвы дома. Одной из самых важнейших молитв в день Новолетия считается молитва «Живые помощи» .


Народные обычаи и приметы 14 сентября

Как водится, народ адаптировал христианский праздник так, чтобы ему было понятно. Его принято называть Симеоном Летопроводцем, и, как понятно из названия, в это день крестьяне совершали обряды, как бы встречая осень. В некоторых местах совершалось ритуальное добывание «живого огня» путем трения палки о палку, а кое-где обряды были связаны с печкой. Все действия сопровождались веселыми песнями и плясками молодежи.

В некоторых местах традиционно закапывали муху, чтобы в следующем году не кусали. То же самое могли делать с тараканами, чтобы их не было в доме. Счастливым считался переезд в новый дом в этот день. При этом за сутки до того, как новые хозяева начинали там жить, пускали кота или петуха. Считалось, что они выпроводят всю нечистую силу. С этого дня отсчитывали бабье лето, а у молодежи начинались новые свадебные недели.

Есть примета о том, что как год начнется, таким он и будет. Вы можете воспользоваться ею и надолго привлечь к себе удачу с помощью советов от известного экстрасенса Елены Ясевич. Не забудьте в этот день посетить церковь. Всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2016 05:05

Любые православные праздники следует отмечать в соответствии с определенными правилами, чтобы не обрушить на себя...

Для людей делающих только первые шаги в Русской Православной Церкви возникает насущный вопрос – как встречать Новый год – самый волшебный, пожалуй, и единственный по-настоящему сказочный праздник нашего атеистического детства?

Дело в том, что сие празднование приходится на Рождественский пост, который подразумевает исключение из рациона употребления мясной и молочной пищи. Однако, согласно нашей приходской традиции дозволяется вкушение рыбы (кроме среды и пятницы). Такая умеренная православная аскеза, мягко говоря, идет вразрез с теми традициями встречи Нового года, которые приняты в светском мире. Дело в том, что в нашем обществе победившего «культа потребления» Новый год становится главным символом этой сомнительной победы! Уставшие от работы и забот наши сограждане именно в эти дни имеют твердое намерение «оторваться по полной », «наесться до отвала из рога изобилия », «разрешить » торжество плоти! И как поступать православному человеку, который с одной стороны, желает твердо стоять на дисциплинарных предписаниях Матери-Церкви, но с другой – живет в окружении людей (в том числе и участников своей семьи), далеких от православных традиций?

Среди некоторых особо ревностных православных прихожан фигурирует крайне неодобрительное и презрительное отношение к Новому году – как к празднику «бесовскому» и «богомерзкому». Причины такого отношения вполне понятны (выше об этом говорилось), однако, полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех тоже будет неправильно! Дело в том, что изначально Новолетие (церковнославянское название Нового года) – это во многом религиозный праздник! Во всех религиозных культурах мира во все времена пусть и в разных вариациях, но присутствовало празднование «смены эпох и времен » (так же, как праздники «первых плодов » и «осеннего урожая »)! Это отражает определенное интуитивное ощущение человеческой душой онтологического соотношения времени и вечности. Человеку необходимо структурировать время для целостного восприятия истории, необходимо чувствовать, видеть себя в этом пространстве. Человеческой культуре необходимо обозначать вехи, грани, находясь на которых человеку надлежит подумать о прошлом и будущем.

В Ветхозаветной церкви существовал Праздник труб (Лев. XXIII, 24 - 26; Числ. XXIX, 1 - 6), который совершался в первый день осеннего месяца тишри, седьмого в священном году евреев и первого в гражданском году. Он был праздником нового (гражданского) года, с которым совпадал еще праздник новомесячия, так как в первый день каждого месяца также было празднество у евреев (Числ. XXVIII, 11 - 15). Эта традиция Новолетия была унаследована и Христианской Церковью. Вплоть до 1700 г. Новый год в нашей стране праздновался 1 сентября (14 сентября по новому стилю). Со времени государя императора Петра I Новый год стали праздновать 1 января (14 января по новому стилю). Однако в дореволюционной России главным зимним праздником было, несомненно, Рождество Христово, а Новый год (приходившийся на время святок) был все-таки второстепенным праздником (как и ныне на постхристианском Западе). Поскольку летоисчисление в Российской Империи (как и ныне в Российской Федерации) велось от Рождества Христова (а не Ленина или Вольтера), то согласно христианскому юлианскому календарю Новый год приходился на восьмой день после Рождества . И это было логично.

Однако, пришедшие к власти большевики-богоборцы, всеми силами стараясь уничтожить в народе христианскую веру, сместили акценты с Рождества на «советский» Новый год (который стал отмечаться по новому стилю), пытаясь создать некий светский аналог христианского праздника (точно так же, как Пасху пытались подменить Первомаем). Более того, все символы, которые современные россияне воспринимают именно как «новогодние» символы, изначально – символы Рождества Христова: ель – символ жизни (как и зеленый цвет в христианской традиции), гирлянды и венчающая ель звезда – символ Вифлеемской звезды. Изначально Новый Год, как и предшествующее ему Рождество Христово – добрый, семейный праздник, с праздничным столом. На сегодняшний день Новый год для православных христиан – тоже добрый семейный праздник, однако с учетом того, что в наши дни он предшествует Рождеству и приходится (как мы уже говорили) на время Рождественского поста! Примечательно, что на 1 января (по новому стилю) выпадает память мученика Вонифатия, который согласно христианскому преданию ходатайствует перед Господом о вразумлении пьяниц и хулиганов.

Иногда даже от церковных людей мне приходится слышать сожаления, что, в отличие от многих Поместных православных церквей, Русская Православная Церковь так и не перешла на Григорианский календарь и в дни всеобщего гуляния и веселия верующие вынуждены выглядеть «белыми воронами». Хочу сразу успокоить моих единоверцев – выглядеть белой вороной (пусть кому-то это покажется экстравагантным) лучше, чем быть пьяной свиньей! На мой взгляд, сохранение Рождественского поста в дни Новогодних праздников – есть предохранительный механизм для нас, православных христиан, от всего того «минометного» обстрела пошлости, похабщины, глупости и мерзости, которые выливаются на нас в эту ночь с экранов телевизора! К сожалению, многие из нас очень даже подвержены влиянию горящего экрана в «красном углу», который именно в эти дни начинает свое «особо увеселительное вещание». Но, мы, будучи понуждаемы воздерживаться от особых увеселений и беспечного времяпрепровождения требованиями церковной дисциплины, слава Богу, не попадем под этот «обстрел» в той мере, на которую он рассчитан – мы трезвимся, постимся, мы готовимся встречать Рождающегося Христа! Однако, если представить, что этого дисциплинарного заграждения не существует, у меня нет твердой уверенности в том, что православный мир сможет стойко и безукоризненно устоять перед атакой воинствующей пошлости. А ведь вполне светский афоризм гласит: «». Об этом тоже неплохо было бы вовремя вспоминать и уходить от советских привычек «праздновать». Ведь ежегодно в этот «большевистский праздник» только в Новосибирской области погибает порядка 100 человек.

Однако снова и снова повторю – православным нужно встречать Новый год, но делать это по-христиански. Во всех православных храмах в эти дни (31 декабря и 1 января) служится т. н. Новогодний молебен («Молебное пение на Новый год»), который в плане чиносовершения является «благодарственным молебном», но начинается литургическим возгласом священника «Благословенно Царство…» (в обычных молебнах – «Благословен Бог наш…») и заканчивается коленопреклоненной молитвой! В некоторых храмах существует традиция служения Божественной Литургии в полночь. И православному человеку никакой светский мир не помешает придти на молебен или Божественную Литургию, начать новый временной отчет с молитвы ко Господу — «Как Новый год встретишь – так его и проведешь ».

Смысл христианского празднования Новолетия – поблагодарить Бога за те благости, которые Он ниспослал нам в уходящем году, испросить у Господа разума для верного осмысления прошедшего лета своей жизни и испросить благословения на грядущий временной отрезок своего бытия. Как в светском мире принято в конце года подводить некий итог того что сделано (писать пресловутые «отчеты» и т. д.), подчеркивая успехи и осмысляя недоработки, одновременно создавая некоторые планы на год грядущий, так и верующий человек должен провести духовную «ревизию» прошедшего года! Только таковая оценка должна даваться не с точки зрения политической, экономической или социальной, а с точки зрения нашего спасения! Очень важно задать себе вопрос – что же случилось за прошедший год с нами и окружающими людьми; что качественно и по-сути мы можем и должны изменить в нашей жизни, чтобы стать ближе к Божественному свету разума («Возсия мирови Свет Разума »). Что должно исправить, признать ошибочным и греховным? Как переходя, пусть условную, но и очень важную черту, переосмыслить и переоценить свою жизнь?

Одновременно с анализом прошедшего временного отрезка имеется насущная потребность подумать о грядущем. Будущее в большинстве случаев сокрыто от человека, кроме тех исключительных случаев, когда Господь по Своему Всеблагому Промыслу открывает праведникам это видение. Однако, не зная будущего, мы имеем возможность обращаться к Господу с горячей молитвой о том, чтобы Он помог нам в Новом году духовно возрастать от силы к силе, меняться к лучшему, исполняя заповеди и преодолевать искушения и соблазны века сего.

Говоря о соблазнах и искушениях, необходимо ответить на вопрос – как поступать молодому человеку, ставшему православным христианином, в то время, когда старшие участники его семьи пусть и не по-свински но и совсем не по православному собираются встречать Новый Год (с знаменитым салатом-оливье и обилием мясной пищи)? Как вести себя молодой православной христианке, которая приглашена на вполне приличный, но все-таки светский корпоратив? Как не выглядеть белой вороной и тем самым не привести в смущение своих сослуживцев своим строгим, «постным» поведением?

Есть два варианта – можно полностью отказаться от празднования Нового года и с родственниками и с сослуживцами. Но подобной «ревностью» мы можем обидеть своих ближних или привести таковых в крайнее недоумение… А на дворе пост и Новый год – семейный праздник – нужно сохранять мир и согласие! Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно ненавязчиво попросить маму приготовить постные блюда – рыбу. Можно ночью и воздержаться от вкушения пищи. Православная девушка может помочь маме в приготовлении новогодних блюд и таким образом сделать два стола - постный и обычный, что и для парня, несомненно, будет «постным» поступком — смирения перед старшими и родными. Участие в корпоративах тоже возможно без нарушения поста, т. к. в наш «век изобилия» новогодние столы иной раз ломятся от разнообразной снеди, включая рыбные и овощные блюда. Православный человек вполне может поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями или своими сослуживицами, но знание меры и целомудренное поведение должно всегда являться объективной характеристикой православного человек . В конечно счете, никто вас не заставит сидеть за праздничным столом до пяти утра, можно уйти домой намного раньше или, если дома – в свою комнату.

В то же время надо помнить, что осуждение – главное нарушение любого поста, а потому православный человек, держащий пост в Новогоднюю ночь, должен с уважением относиться к тем, кто не постится – по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех прекратить торжество.

Однако, бывают такие ситуации, когда, как кажется, невозможно отказаться от скоромного угощения – в кругу семьи или на работе, ибо своим отказом православный верующий может обидеть радушную родительницу или выпускницу кулинарного техникума. И что же делать в этом случае? Конечно, ни один православный священнослужитель не скажет, что нужно нарушать пост! Каждый, кто попадает в такую ситуацию, должен поступать сообразно своей совести и разумению, при этом неся персональную ответственность за принятое им решение. Мир и взаимопонимание – самые драгоценные реалии любой семьи или профессионального коллектива и христианская вера вовсе не настаивает на том, чтобы во имя исполнения некоторых дисциплинарных постановлений (как то: пост) нужно рисковать этим миром и взаимопониманием. И здесь необходимо вспомнить евангельские слова – «Суббота для человека, а не человек для субботы » (Мк. 2: 27), т. е. — пост для человека, а не человек для поста.

Нужно особо подчеркнуть, что формальное нарушение поста в данном случае должно стать вынужденной мерой, а не потаканием своим «гастрономическим» страстям. Во имя сохранения мира и взаимопонимания человек вынужден в данном случае вкусить скоромную пищу (котлетку или салат-оливье), однако и здесь необходимо использовать чувство меры и ограничиться немногим. Абсолютно недопустимо, чтобы вследствие такого вынужденного послабления человек совсем забыл про пост и предался объедению и пьянству. Наоборот – до праздника Рождества остается почти неделя и есть возможность восполнить это вынужденное отступление путем усугубления личного поста с учетом того, что, согласно Уставу, со 2 по 6 января вкушение рыбы уже не благословляется.

Празднуя Новый год в светской среде, православный человек должен помнить замечательный принцип, указанный апостолом Павлом – «Не дать повод ищущим повода » (2 Кор. 11: 12). С одной стороны не окунаться в светский мир повального объедения и пьянства, с другой стороны – не вести себя подобно фарисеям, слепо исполняя закон, забыв при этом цель и предназначение всех внешних аспектов нашей религиозной жизни! Главное встречать Новый год с молитвой, в кругу семьи, сохранять мир, допуская веселье, но при этом не терять чувство меры. Как и в любые иные праздники, нужно помнить о тех, кого поздравить некому. Одинокий сосед или пожилая прихожанка вашего храма, многодетная семья, которой трудно выкроить средства на хороший подарок детям! Вокруг нас множество людей, которых некому поздравить с Новым годом и грядущим Рождеством. А в дни всеобщего праздника одиночество – острее, чем всегда. И если в эти праздничные новогодние дни православные молодые люди найдут время на то, чтобы поздравить одинокого и больного человека – это будет правильно, это будет достойно, это будет по-православному. Аминь.

Вконтакте

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.