Предвечный совет. Предвечный совет пресвятой троицы Предвечный совет святой троицы

2. Предвечный Совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Участие Лиц Прсв. Троицы в спасении человека

Свщ. Писание (Быт. 1, 26) говорит, что созданию человека предшествовало некое таинственное совещание Божественных Лиц. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». В православном богословии это совещание Божественных Лиц о создании человека получило наименование Предвечного Совета Божия. Само это слово «совет» по отношению к предвечному Божественному замыслу о спасении человека встречается в Свщ. Писании (Деян. 2, 23). Следует иметь в виду, что славянское слово «совет» означает «волеизъявление», а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина. В чем суть этого Совета, почему именно человек почтен таким Божественным вниманием?

Бог создал человека свободным существом, которое способно злоупотребить своей свободой, повернуться спиной к своему Создателю. Поэтому некоторые современные богословы даже говорят о сотворении человека как о некотором Божественном «риске». Бог предвидел, что человек недолжным образом воспользуется своей свободой и согрешит. А согрешив, будет нуждаться в Искуплении. Поэтому Бог определил спасти человека и предызбрал к этому необходимые средства. Эти средства - Воплощение Сына Божия, Второго Лица Пресвятой Троицы, и Его искупительная Жертва.

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира. Без этого согласия творение мира было бы так же невозможно, как и без творческого действия Отца. Тайна домостроительства открыта нам лишь отчасти, в той мере, в какой это для нас необходимо и спасительно. В частности, нам совершенно неведомо, почему Бог для спасения людей избрал именно такое средство, а не какое-то иное, хотя если исходить из того, что Бог всемогущ, Он мог бы, вероятно, изыскать и иные способы спасти людей от осуждения. Почему именно таким образом Господь благоволил спасти человека, мы не знаем; не случайно апостол Павел (Еф. 1, 9) говорит об Искуплении как о тайне воли Божией. Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность перед Своим творением: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, принимает решение в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падшести. Свщ. Писание говорит, что это решение было предвечным, т. е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Павел (Рим. 14, 24) называет это решение тайной, о которой «от вечных времен было умолчано». В Еф. 3, 9 он говорит о тайне, «сокрывшейся от вечности в Боге». В Еф. 1, 4 апостол говорит, что «Бог избрал нас в Нем (т. е. во Христе) прежде создания мира». И Сам Христос называется в Свщ. Писании Агнцем, предназначенным в жертву от создания мира (I Пет. 1, 19-20 и Откр. 13,8).

Каково участие Лиц Святой Троицы в спасении человеческого рода?

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Через Воплощение и искупительную Жертву Сын совершает наше спасение. Господь во время Своего земного служения неоднократно говорил, что Он пришел для того, чтобы исполнить волю Отца. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4, 34). «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5, 36). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего». (Ин. 10, 17-18) Апостол Петр (1 Пет. 1, 18-19) говорит, что мы искуплены «от суетной жизни… драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца».

Святой Дух усвояет искупленным грешникам заслуги или, лучше сказать, искупительные плоды Жертвы Христовой и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». (2 Феc. 2, 13) Везде в Свщ. Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например, Ин. 3, 5: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие».

сайт/articl.html

СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ «ВЕЛИКОГО ИНКВИЗИТОРА»:

ИДЕЯ ПРЕДВЕЧНОГО СОВЕТА В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ*

Кол 1 :

19 ибо благоугодно былоОтцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все,

умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

Пришествие в мир Господа Иисуса Христа

Предвечное рождение и воплощение Сына Божия
(Иоанн. 1:1-14)

В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Егопредвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве , а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в"последние дни" (Евр. 1:1) стал человеком.

Второе лицо Пресвятой Троицы - Сына Божия - Иоанн именует "Словом ". Тут важно знать и помнить, что греческое "логос" означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия "Словом" значит то же, что и наименование его титулом "Премудрость" (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ап. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа -"Божия Премудрость" .

Учение о "Премудрости Божией", несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Филона. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

"В начале было (бе )Слово" означает, что Словосовечно Богу, причем дальше св. Иоанн поясняет, что Слово не отделяется от Бога в отношении Своего бытия и что, следовательно, Оно единосущно Богу, и, наконец, он прямо называет Слово Богом:"И Слово было Бог" . Здесь слово "Бог" употреблено по-гречески без сочлена, и это дало повод арианам и Оригену утверждать, что Слово не такой же Бог, как Бог Отец. Однако это просто недоразумение. На самом деле здесь скрыта глубочайшая мысль онеслиянности лиц Пресвятой Троицы. Отсутствие сочлена указывает на то, что речь идет о том же предмете, о котором говорилось перед тем; поэтому, если бы Евангелист употребил так же сочлен "о Феос" (по-греч.) и во фразе"Слово было Бог" , то получилась бы неверная мысль, будто "Слово" есть тот же Бог Отец, о Котором говорилось выше. Поэтому, говоря о Слове, Евангелист называет его просто "Феос", указывая этим на Его Божественное достоинство, но и подчеркивая вместе с тем, что Слово имеет самостоятельное ипостасное бытие, а не тождественно с ипостасью Бога Отца.

Как отмечает блаж. Феофилакт, св. Иоанн, раскрывая нам учение о Сыне Божием, называет Его Словом, а не Сыном, "дабы мы, услышав о Сыне, не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его Словом, чтобы ты знал, что, как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно".

Слова"всё через Него начало быть" не означают, будто Слово было только орудием при сотворении мира, но что мир произошел от Первопричины и Первоисточника всего бытия (в том числе и Самого Слова) - Бога Отцачерез Сына , Который Сам по Себе уже есть источник для всего,что начало быть (еже бысть ), но только не для Самого Себя и не для остальных лиц Божества.

"В Нем была жизнь" - здесь подразумевается не жизнь в обычном смысле этого слова, но жизньдуховная , побуждающая разумные существа устремиться к Виновнику их бытия, к Богу. Эта духовная жизнь дается только путем общения и единения с ипостасным Словом Божиим. Следовательно, Слово есть источник подлинной духовной жизни для любой разумной твари.

"И жизнь была свет людям" - здесь имеется в виду, что эта духовная жизнь, происходящая от Слова Божия, просвещает человека полным, совершенным ведением.

"И свет во тьме светит" ... Слово, подающее людям свет истинного ведения, не перестает руководить ими и среди греховной тьмы, но свет тот не воспринят тьмой; люди, упорствующие во грехе, предпочли остаться во тьме духовного ослепления. Но"тьма не объяла его [света]" - не ограничила его действие и распространение.

Тогда Слово предприняло чрезвычайные средства, чтобы приобщить людей, пребывающих в греховной тьме, к Своему Божественному свету: послан был Иоанн Креститель, и, наконец, само Слово стало плотью.

"Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн" -"бысть" по-гречески сказано "эгенето" ("стал"), а не "ин", как это сказано о Слове; то есть Иоанн "произошел", родился во времени, а не вечно существовал, как Слово."Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете" . То есть пророк Иоанн Креститель не был самобытным светом, но светил лишь отраженным светом Того единого Истинного Света, который Собой"просвещает всякого человека, приходящего в мир" .

Мир не познал Слово, хотя Ему обязан своим бытием."Пришел к своим" , то есть к избранному Своему народу Израилю,"И свои Его не приняли" , - не все, конечно.

"А тем, которые приняли Его" верою и любовью, Он"дал власть быть чадами Божиими" , то есть даровал им начало новой духовной жизни, которая, как и плотская, тоже начинается через рождение, но рождение не от плотской похоти, а от Бога, силою свыше.

"И Слово стало плотью" . Подплотью здесь подразумевается не одно тело человеческое, но весь, полный человек - в том смысле, в каком слово "плоть" часто употребляется в Священном Писании (например, Матф. 24:22). То есть Слово стало полным и совершенным человеком, не переставая быть, однако, и Богом."И обитало с нами, полное благодати и истины" . Под благодатью надо подразумевать как благость Божию, так и дары благости Божией, открывающие людям доступ к новой духовной жизни, т.е. дары Святого Духа. Слово, обитая с нами, было преисполнено также и Истины - совершенного ведения всего, что касается духовного мира и духовной жизни.

"И мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" . Апостолы действительно видели славу Его в преображении, воскресении и вознесении на небо; славу в Его учении, чудесах, делах любви и добровольного самоуничижения. Он - "единородный от Отца", ибо только Он один - Сын Божийпо существу , по Своей Божественной природе. Этими словами указывается на Его безмерное превосходство над сынами и чадами Божиими по благодати, верующими людьми, о которой сказано выше.

Отвечает Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

Какого-нибудь исчерпывающего ответа на данный вопрос в православной богословской литературе мы не найдем. Богословие – это не только «слово о Боге», но в то же время и слово Самого Бога, а потому не все в богословии может быть выражено человеческим языком и доступным человеческому пониманию. Так, святой апостол Павел, описывая один из своих духовных опытов, говорит, что, будучи восхищенным в рай, он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (см.: 2 Кор. 12:4). Спасение, по словам первоверховного апостола, – это «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), а потому многие истины мы должны принимать на веру и не пытаться постичь их своим ограниченным умом.

К одной из таких истин мы можем отнести и представление о Предвечном Совете Пресвятой Троицы. По мнению большинства богословов, под данным термином следует понимать некий внутритроичный предвечный (то есть существовавший еще до начала времени) Божественный замысел о сотворении мира и, в частности, о спасении человека.

Святые отцы отмечают, что Бог, будучи абсолютно всеведущим, еще до того как сотворил мир, знал о том, что некогда созданная Им же Самим тварь может отпасть от своего Творца, а потому приуготовил все возможные средства для будущего восстановления и спасения человека. Причем, по словам преподобного Максима Исповедника, для реализации этого плана единственно возможным становится Боговоплощение, то есть пришествие в этот мир Самого Бога, Который должен будет стать подобным нам человеком и принести Себя в жертву ради каждого из нас. Именно поэтому известный христианский писатель – апологет К. С. Льюис однажды сказал: «Господь видел Распятие еще тогда, когда творил первые туманности».

Однако, когда мы говорим о некоем Совете между Лицами Пресвятой Троицы, то должны понимать, что само слово «совет» не отражает всей глубины вопроса. Как уже было сказано ранее, человеческий язык недостаточен для того, чтобы максимально адекватно выражать те или иные Божественные реалии. Так, слово «совет» вызывает в нашем представлении некий спор, возможность рассмотрения различных, иногда противоречащих друг другу вариантов, относящихся к проблематике «совета». Но в данном случае никакого спора не было и быть не могло. Пресвятая Троица – это троичность Божественных Ипостасей при единстве Божественной природы, а так как воля – это свойство именно природы, а не лица, то никакого разногласия в волеизъявлении Божественных Лиц быть не может.

Исходя из этого, Предвечный Совет более уместно выразить понятием «Предвечное волеизъявление», ведь по большому счету никакого совещания между Лицами Пресвятой Троицы быть не могло. Об этом говорит, между прочим, и преподобный Иоанн Дамаскин: «Бог созерцал все прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план». Именно такие «мысли», по мнению преподобного, и составляют Совет Божий.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт 1, 26). Славянское слово «совет» означает «волеизъявление» , а не «совещание», ибо «совещание» по смыслу означает согласование нескольких воль, тогда как в Боге воля едина . Еще в Священном Писании этот Совет называется: тайна воли Божией (Еф. 1, 9)

Божественный «риск».

Суть Совета состоит в добровольном согласии Второго Лица Пресвятой Троицы принести Себя в искупительную жертву ради спасения человека и всего мира.

Прп. Иоанн Д: «И в этом открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божии

Совет Божий о спасении человека называется Предвечным Советом. В сотворении человека Бог как Творец проявляет величайшую ответственность за Свое творение: наделяя человека свободой, которая заключает в себе возможность злоупотребления ею, Бог принимает на Себя ответственность и за последствия этого злоупотребления, решает в лице Второй Ипостаси Пресвятой Троицы принять на Себя и разделить с человеком все последствия его падения.

Священное Писание говорит, что это решение было предвечным, т.е. Бог предвидел падение человека и принял решение о спасении его еще до сотворения мира. Апостол Иоанн называет Христа Агнцем, закланным от создания мира (Откр. 13, 8).

1.2 Сотериологический образ Христос – Первосвященник.

Смысл сотерологического образа Христа – Первосвященника в том, что Христос по образу ветхозаветных первосвященников, главная обязанность которых была приносить дары и жертвы за грехи (Евр. 5, 1), принес Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира как непорочный и чистый Агнец , и таким образом драгоценною Кровию Своею (1 Петр. 1, 19) примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага.

Этот образ имеет основание в Священном Писании . Он был провозглашен еще в Ветхом Завете, где Сам Бог устами пророка Давида назвал Мессию: (Пс. 109, 4). О том, что этот псалом относится к Нему, засвидетельствовал Сам Христос (Мф. 22, 43-44; Мк. 12, 35-37; Лк. 20, 40-44). Подробно раскрыт этот образ в Послании к Евреям, где он многократно использован: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа (Евр. 3, 1); имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.

входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. 6, 19-20).

Во-первых , Во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира (Евр. 7, 1-2).

Мелхиседек, царь Салимский , вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего (Быт. 14, 18). Салим, по толкованию библеистов, есть будущий Иерусалим, в переводе с еврейского (Шалем – шалом) – невредимый, целый, мирный. Таким образом, Мелхиседек прообразовал не только первосвященническое служение Христа, но и царское.

Во-вторых , Мелхиседек без отца, без матери, без родословия , не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7, 3). Таким образом, он прообразует превечного Сына Божия, превечное рождение Которого от Отца было непонятно иудеям.

сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим . Поэтому священство Христово выше ветхозаветного , ибо меньший благословляется большим.

В чем же это превосходство состоит? Во-первых, священство Христа является вечным и неотменяемым , что подтверждено клятвой Бога: И как [сие было] не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7, 20-21).

Во-вторых, ветхозаветные священники как люди умирали, и поэтому их священство было переходящим от одного к другому, а Христос, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу , будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7, 23-24).

Наконец, ветхозаветные священники, как грешные люди, приносили жертвы и за свои грехи, и за грехи всех людей.

Ветхозаветные жертвы только прообразовывали очистительную жертву, а не сами собой очищали грехиХристос же один раз и навсегда принес Себя в жертву ради спасения мира: Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого (Евр. 7, 27),

Итак, ветхозаветные жертвы не очищали от греха, а лишь прообразовывали ту Жертву, которую мог принести только Первосвященник : святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого. (Евр. 7, 26-27).

2.1 Участие Лиц Пресвятой Троицы в домостроительстве. Почему воплотился именно Сын Божий: ответы Святых Отцов.

в домостроительстве принимают участие и Отец и Святой Дух. Это вытекает из единосущия Лиц Троицы и их нераздельности, кроме личных (ипостасных) свойств. Они имеют единую волю и единое действие, потому невозможно, чтобы Какое-либо из Них действовало только от Себя, без участия двух Других .

Богу Отцу принадлежит благоволительное определение в Совете Божием спасти людей через Своего Единородного Сына : Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Бог Сын добровольное согласие принести Себя в искупительную Жертву ради спасения человека и всего мира. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Действие

Сына Божия не завершились Его земной жизнью . Христос действует в Церкви: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20Преподает Себя в Евхаристии: Я есмь хлеб жизни. (Ин. 6, 48-56). Он совершает частный суд над человеком после его смерти: Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5, 22), Он будет судить весь мир во время Страшного суда: заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его (2 Тим. 4, 1). Он будет царствовать в Горнем Иерусалиме: престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему (Откр. 22, 3)

Святой Дух - усвояет искупленным грешникам искупительные плоды Жертвы Христовой, и Своим содействием совершает в сердцах человеческих дело спасения : Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению (2 Фес. 2, 13). Везде в Священном Писании, где говорится о благодатном освящении человека, предполагается действие Святого Духа. Например: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин. 3, 5).

Это, опять же, тайна Божия . Святые Отцы – воплощение именно Второго Лица Троицы наиболее сообразным с Его свойствами:

1. Как Сына .

-«Сын Божий благоволит стать и именоваться и Сыном человеческим, не изменяя того, чем был (ибо это неизменно), но приняв то, чем не был (ибо Он человеколюбив») свт. Григорий.

Поэтому Сын Божий делается Сыном человеческим, чтобы (Его личное) свойство сохранялось неизменным. Прп. Иоанн Дамаскин.

2. Как Лица , через Которое все сотворено, в том числе и человек

-Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть – Ин. 1, 3)

-«Иначе мы и не могли научиться, что свойственно Богу, если бы Учитель наш, Ипостасное Слово, не соделался человеком: ибо кто мог возвестить нам об Отце, как только Его Собственное Слово (свт. Ириней Лионский. Против ересей. 5, 1).

3. Как Образа Божия (Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Отца) – Евр. 1, 3), по Которому создан человек. – Обновление Образа Божия в человечестве через И.Х. как Образа Отца, Которого не имел никто другой.

Сотериологический образ Христос – Царь.

Архангел Гавриил в словах, обращенных к Деве Марии во время Благовещения: Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 32-33).

покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2), и многократно Сам Христос; Царем этого Царства Он Сам Себя признавал: Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь (Ин. 18, 37).

Смысл этого образа в том, что Сын Божий, имеющий царскую власть над всем миром как Бог, получает ее своей победой и как человек. Он разрушает ад и выводит из ада души праведников, Своим Воскресением побеждает смерть и тление, по Своем Вознесении восседает по своему человечеству одесную Бога Отца, и Ему дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18).

Царственная власть Христа над всем миром, как чувственным, так и духовным, проявлялась во всей Его жизни. Свидетельств об этом множество – претворение воды в вино, укрощение моря, хождение по водам, изгнание бесов, исцеление больных, воскрешение мертвых, умножение хлебов и т.д. Большинство из этих событий являются чудесами.


Альфрейная мастерская "Сфера". Благовещение


Ф. Бароччи. Благовещение


Д. Колье. Благовещение

Дорогие друзья! Сегодня, в канун праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы, мне хотелось бы рассказать об одном из моих любимейших православных церковных песнопений, поемых на этот праздник, - стихире «Совет превечный». Если вы будете сегодня в церкви на Всенощном бдении под Благовещение, вы услышите эту стихиру 6 гласа. Поется она часто и на благовещенской Литургии как запричастный концерт.



Д. Тиссо. Благовещение


В. Нестеренко. Благовещение

Мне неоднократно доводилось и самой петь эту стихиру. Наш хор пел ее именно на тот старинный знаменный распев, который я привожу в этом посте. Мелодия удивительно подходит к словам. Спокойная, внешне простая, но очень красивая, она так естественно выводит к ликующему восклицанию: «Радуйся!» и величественно завершается словами: «С Тобою Господь». Необыкновенное чувство охватывает всегда и поющих, и слушающих.



Д. Вазари. Благовещение



Уотерхауз. Благовещение

Вот эта стихира.

Совет превечный открывая Тебе, Отроковице,
Гавриил предста,
Тебе лобзая и вещая:
Радуйся, земле ненасеянная,
Радуйся, купино неопалимая,
Радуйся, глубино неудобозримая,
Радуйся, мосте к небесем приводяй,
И лествице высокая, юже Иаков виде,
Радуйся, божественная стамно манны,
Радуйся, разрешение клятвы,
Радуйся, Адамово воззвание,
С Тобою Господь.


Д. Россетти. Благовещение


А. Рекуненко. Благовещение

Хотелось бы объяснить не всем понятный церковнославянский текст.


Я. Капков. Благовещение



Т. Готч. Благовещение

Что это за «Совет превечный»? В современном значении «совет» - это согласование намерений нескольких субъектов. Но когда в Священном Писании речь идет о «Божием совете», о «совете Святой Троицы», то имеется в виду явление миру акта Божественного решения, принятого «по благоволению хотения». Таким образом, слово «совет» здесь означает то же, что и «завет».



Булле. Благовещение

А. Аллори. Благовещение

Слово же «превечный» - в современном варианте «предвечный» - означает то, что случилось «прежде век», то есть «прежде времен», было предопределено Богом еще до Сотворения мира. Господь знал о грядущем грехопадении человечества и об искуплении грехов Крестной смертью Того, кто родится от Девы. И вот эту страшную Божественную тайну открывает Деве Архангел Гавриил.


К. Кривелли. Благовещение



С. Шемет. Благовещение

«Радуйся!» - восклицает он, предрекая будущую Ее славу как Матери Царя Царей.


Бугро. Благовещение


А. да Мессина. Мария за чтением


Икона Божией Матери "Прежде Рождества и по Рождестве Дева"

«Прежде Рождества и по Рождестве Дева» - есть икона с таким названием. Только такая Дева могла стать Матерью Спасителя.


Коржев. Благовещение


А. да Мессина. Благовещение

Гавриил сравнивает Деву с незасеянной землей и неопалимой купиной. Не только Ее телесная чистота имеется здесь в виду, но и непорочность души.



Моисей перед Неопалимой Купиной

Неопалимая купина (куст) - это образ из Ветхого Завета. Такую горящую и несгорающую купину увидел пророк Моисей, и из огня с ним говорил Бог. Живя среди людей, видя их страсти, Дева осталась непорочной - огонь греха не коснулся Ее. И, как Неопалимая Купина, Она смогла носить в себе Огонь Божества, и не опалиться им.


Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

В Новозаветной традиции принято называть Божию Матерь Неопалимой Купиной, все, наверное, знают об иконе с таким названием.



Боровиковский. Благовещение. Эскизы для Царских Врат


Б. Джонс. Благовещение

О великой тайне Божественного зачатия говорит Гавриил, называя Деву глубиной неудобозримой, то есть непроглядной, которую невозможно понять и постичь обычными человеческими разумом и чувствами.



Л. да Винчи. Благовещение



С. Метьярд. Благовещение

Поскольку Мария была рождена земными родителями, а удостоилась быть избранницей Духа Святаго, то Она явилась как бы мостом между Божественным и земным мирами. И Она ведет нас к миру Горнему, во-первых, своим примером, а во-вторых непрестанно молясь за род человеческий. Вот почему Гавриил называет Ее мостом, ведущим в Небеса.


Боровиковский. Благовещение. Центральная часть триптиха

«Лествица (лестница) Иакова" - это тоже ветхозаветный образ.


Лестница Иакова

Патриарх Иаков, добродетельной жизнью заслужившей особое Божие благоволение, увидел как-то во сне лестницу, соединяющую землю и небо, по которой восходили и сходили Ангелы. Именуя так Богоматерь, Гавриил опять-таки подчеркивает Ее роль как связующего звена между земным и Горним.


Мурильо. Благовещение

Не все знают, что такое «стамно манны» (вариант: «ручко манны»). «Стамна», в переводе с церковнославянского, означает какую-то емкость, обычно сосуд или чашу. Такое же значение имеет слово «ручка», ведь рука, горсть - это и есть прообраз чаши. Манной, упавшей с небес, то есть хлебом, питал Господь ветхозаветных евреев во время их сорокалетних странствий по пустыне после бегства из Египта. Христа же часто называют Хлебом Небесным.



Боровиковский. Благовещение. Триптих


«Разрешение клятвы» - отмена Божественного проклятия, навлеченного на себя человечеством через первородный грех. Изгоняя Адама и Еву из Рая, Господь приговорил их не только к полной трудов и бед земной жизни, но и к смертности - «земля еси и в землю отыдеши». Но Дева родила Христа, который свою смертью «искупил ны от клятвы законныя». Недаром в тропаре Благовещения поется: «Днесь спасения нашего главизна», то есть начало. Наше спасение от вечной смерти началось именно с зачатия Девой от Духа Святаго.


М. Нестеров. Благовещение

О том же говорит Гавриил словами: «Радуйся, Адамово воззвание». Адам и Ева после смерти томились в аду, и только Христос, воскреснув, освободил (воззвал) их оттуда.



П. Шампань. Благовещение


И завершает свое приветствие Гавриил словами: «С Тобою Господь», еще раз подтверждая Богоизбранность Девы.


Послушайте это песнопение в великолепном исполнении Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Московской духовной академии и семинарии.

Пусть это песнопение будет вам моим скромным подарком к Благовещению. С Праздником, дорогие друзья!