Есть ли святой Валентин в православии? Празднуют ли православные день «святого» Валентина.

Или День всех влюбленных. Начиная с 1990-х годов этот праздник стал популярным и в России.

Изначально празднование памяти святого Валентина было установлено как почитание его мученичества, без какой-либо связи с покровительством влюбленных. На заре христианства три человека, носивших имя Валентин, мученически погибли за веру. О первом из них известно только то, что он погиб в Карфагене вместе с группой единоверцев.

Второй Валентин был епископом Интерамны (ныне город Терни, Италия), он был казнен во время гонений на христиан и похоронен при Фламиниевой дороге в окрестностях Рима.

Третий мученик — пресвитер Валентин был обезглавлен между 268 и 270 годами, и похоронен при Фламиниевой дороге. Мощи пресвитера Валентина покоятся частично в Риме, частично в Дублине, а мощи епископа — в городе Терни.

Во время реформы римско-католического календаря святых 1969 года празднование памяти Валентина как общецерковного святого было упразднено на том основании, что не имеется никаких сведений об этом мученике, кроме имени и информации об усечении мечом. В католическом богослужебном календаре 14 февраля празднуется память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В православной церкви оба мученика Валентина имеют собственные дни поминовения. Валентин Римлянин — пресвитер — почитается 19 июля, а священномученик Валентин, епископ Интерамны, — 12 августа.

История возникновение имиджа святого Валентина как покровителя влюбленных относится к Средним векам и их романтической литературе, а не к обстоятельствам жизни реальных мучеников, погибших на заре христианства.

День 14 февраля в Англии и Шотландии сопровождался своеобразным обычаем . Накануне дня, посвященного святому Валентину, собирались молодые люди и клали в урну билетики с написанными на них именами молодых девушек. Затем каждый вынимал по одному билетику. Девушка, имя которой доставалось молодому человеку, становилась на предстоящий год его "Валентиной", также как и он ее "Валентином". Это означало, что между молодыми людьми на год возникали отношения, подобные тем, которые, по описаниям средневековых романов, возникали между рыцарем и его "дамой сердца". Этот обычай имел языческое происхождение.

По установившемуся издревле обычаю, юноши в этот день посылали своим возлюбленным подарки , а также письма и стихотворения, в которых выражали свои чувства и пожелания.

Самой первой поздравительной открыткой-валентинкой в мире считается записка, отправленная из тюремного заключения в лондонском Тауэре в 1415 году Карлом, герцогом Орлеанским, и адресованная его жене.

Большой популярностью пользовались валентинки в XVIII веке, особенно в Англии. Ими обменивались в качестве подарков . Влюбленные делали открытки из разноцветной бумаги и подписывали красочными чернилами. К началу XX века с улучшением технологии печати печатные открытки стали заменять рукописные.

Сегодня в День влюбленных в виде сердечек, с признаниями в любви, предложениями руки и сердца или просто шутками.

Итальянцы 14 февраля называют сладким днем и дарят сладости и конфеты. Валентинки посылают по почте в розовом конверте без обратного адреса.

В Дании обычно посылают друг другу засушенные белые цветы, а в Испании верхом страсти считается отправить любовное послание с почтовым голубем.

В Японии в День святого Валентина уже несколько десятилетий . Это не столько признание в любви, сколько знак внимания. Шоколадными наборами, специально выпущенными к этому дню, обмениваются подруги, многие японки покупают "валентиновый" шоколад самим себе. В последние годы мода дарить шоколад дошла и до начальных школ и даже детских садов.

Дарить шоколад в День святого Валентина распространена и в Южной Корее, причем подарки делают только женщины своим мужчинам. Для самых близких мужчин жительницы Южной Кореи готовят шоколад своими руками.

Православные сходятся во мнении, что у нас уже есть праздник олицетворяющий супружескую любовь и верность. День Петра и Февронии отмечается 8 июля издревле считавшихся на Руси покровителями семьи и брака. По их мнению, День святого Валентина является лишь пропагандой культуры Запада.

Исходя из позиции Православной церкви, „День святого Валентина” характеризуется следующим образом:
– Такого праздника не знает ни православная, ни католическая, ни протестантская традиция. То есть христианские Церкви не считают его событием в религиозной жизни. По мнению священников, День Святого Валентина не имеет духовных корней, и, что интересно, под словом «влюбленные» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам любой христианской конфессии подлежат строгой епитимьи (то есть наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью;
– Святой Валентин действительно существует, причем признается и православными, и католиками. Но Церковь не связывает его имя с покровительством семейным ценностям. Про этого человека осталось множество легенд и очень мало фактов. Известно, что он жил в III веке и являлся епископом итальянского города Тернии. Когда христиане подверглись преследованиям со стороны римского императора Клавдия, Валентину также пришлось нелегко. Но он нашел себе защитника в лице римского сановника Астериуса, чью дочь он излечил от слепоты. В благодарность за это чудо, вся семья римского патриция приняла христианство. Однако император Клавдий не простил епископу такой «дерзости», и 14 февраля 269 года Валентин был обезглавлен. Каким же образом эта история связана с влюбленными? Именно в эти дни в Риме проходили традиционные празднества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. В ходе торжеств было принято дарить друг другу записки с именами возлюбленных. И вот христиане, которые не признавали этого языческого обычая, стали передавать друг другу записки с именем Валентина или других святых. Таким образом они выражали протест римским притеснениям. Получается, что праздник 14 февраля носит языческий или народный характер и ничего общего с христианством не имеет;
– 14 февраля для Русской Православной Церкови день памяти мученика Трифона. А католики в этот день должны чтить святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы (и создателей славянской письменности). Уже несколько лет 8 июля по благословению Патриарха в России отмечается как церковно-общественный праздник день покровителей супружеской любви и верности - святых князей Петра и Февронии Муромских.

Ранее с критикой в адрес праздника выступали представители Православной церкви со всего пространства РПЦ. В феврале 2008 года архиепископ Антоний, управляющий Уральской епархией, выступил с таким обращением к прихожанам: „Дорогие братья и сестры! Не поддавайтесь на провокацию и обман врага рода человеческого дьявола, который зовёт вас ко греху. Объявили день святого Валентина днём любви, в который можно вести развратные действия. Не слушайте их. Никакого праздника Валентина в этот день нет ни в православном, ни в католическом, ни в мусульманском календарях. Память святого Валентина церковь празднует 7 мая, 1 июня, 20 июня, 19 июля, 12 августа, 4 октября, 2 декабря. Не слушайте никого, ведите нормальный образ жизни, и всё у вас будет хорошо”.
В феврале 2010 года во Владивостоке общественная организация «За жизнь и в защиту семейных ценностей» при участии Отдела по работе с молодежью Владивостокско-Приморской епархии РПЦ провела акцию «Прощай, Валентин». „…Вместе с пропагандой наркотиков и насилия как норма преподносятся ранние половые отношения, аборты, ни к чему не обязывающие гражданские браки. Любовь разделили на традиционную и нетрадиционную. Одним из способов распространения подобных идей является организация так называемых всемирных праздников”, - говорилось в пресс-релизе организаторов акции.

В феврале 2011 года государственная администрация Белгородской области издала документ под интересным названием „Мероприятия по обеспечению духовной безопасности в Белгородской области”, в котором отдельной графой выделено предписание „Не допускать в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области празднование Дня святого Валентина и Хеллоуина”, в администрации добавили, что „этот праздник не является государственным, поэтому мы не обязаны его проводить. История этого праздника не имеет никакого отношения к нашей традиции. Речь идет не о любви, а всего лишь о влюбленности. Общество должно задуматься о последствиях. С таким же успехом можно ввести еще День водки и День пива”.

„День святого Валентина” ни по своей истории, ни по традициям празднования не имеет ничего общего ни со святостью, ни с благочестием, ни с завещанной Богом любовью”, - говорится в заявлении, опубликованном на официальном сайте Украинской православной церкви Киевского патриархата. „Досадно, но как и в „Хелоуин” - ночь перед католическим торжеством Всех святых, под церковным именем люди отмечают языческий праздник. В Римской империи в этот день праздновали Луперкалии, „Lupercalia” (от лат. lupo - волчица, а также в значении - блудница, распутница). Праздничные игрища начинались у подножия Палатинского холма, где, по легенде, волчица выкормила основателей Рима - Ромула и Рема. Здесь совершалось жертвоприношение. Два обнаженных юноши убивали козу, после чего из ее кожи нарезались тоненькие ремешки, которые назывались „фебруа” (отсюда и латинское название этого зимнего месяца - „фебруарий”). Далее юноши обнаженными бегали по городу и били девушек и женщин полосками из сырой козьей кожи. Женщины же подставляли обнаженные плечи и грудь, считая, что удары сделают их любимыми и желанными, а в будущем подарят им легкие роды и много детей. Празднование Луперкалий обычно заканчивалось „священным” распутством. Вот такой „праздник” свободных половых отношений и дошел до наших дней под именем „святого Валентина”, памятью которого во время после христианизации Рима прикрыли его распутную сущность”, - отмечается в заявлении.
Что касается Католической церкви, то 14 февраля католики отмечают не день Валентина, а день святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, покровителей Европы. Празднование Дня святого Валентина перешло в разряд необязательных.

В Казахстане против „Дня всех влюбленных” выступили молодежные организации, а альтернативный праздник учрежден 15 апреля.

"День святого Валентина - языческое заблуждение"

День святого Валентина — это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.

Начну пожалуй с утверждения того, что этот праздник не имеет никакого отношения к христианству. Ни одна из христианских конфессий, не признает этот праздник своим. Я думаю, никто и никогда не мог наблюдать, что бы представитель хоть одной из них, открыто поздравлял людей с этим праздником и одобрительно высказывался поощряя к празднованию «Дня всех влюбленных». Христиане же напротив, выражают свое неодобрение к порочной стороне этого празднества.

Всем христианам должно быть понятно, что это совершенно светское мероприятие, имеющее под собой так же коммерческую подоплеку. Никакого реального святого Валентина - покровителя всех влюбленных — в римо-католических традициях не было, и нет. Кто то может возразить мне в защиту этого праздника, что мол, ничего плохого в этом нет, давайте разберемся, так ли это!?

Продолжим тем, что человек, которого выдают за святого Валентина, это не небылица. Святой с таким именем упоминается в списке мучеников, как Валентин пресвитер, живший в Риме в 269 г., православные празднуют день этого святого 19 июля. В списке Валентин обозначен на ряду с многими другими святыми, далее там же говорится о том что в 269 году в Риме язычниками была совершенна массовая казнь в которой погибли все члены римской христианской общины и Валентин был среди погибших. Существует так же еще один святой Валентин, который обозначен как епископ Италийский, он умер так же со своей паствой мученической смертью в 273 году, память о нем в православии празднуют 12 августа. Как мы видим не первый, не второй святые не имеют никакого отношения к «Празднику всех влюбленных». Какой из этого следует вывод? Должны ли христиане участвовать в тех мероприятиях, которые проходят в этот день повсеместно? На мой взгляд, это просто святотатство, по отношению к погибшим мученической смертью, нашим братьям и сестрам. Давайте теперь выясним, от куда же на самом деле берет свое начало праздник «Всех влюбленных». Как оказалось, дело все в том, что римские идолопоклонники праздновали 14-го февраля день богини Юноны. Молодые парни, как и сегодня 14 февраля, готовили для своих возлюбленных любовные эпистолы и вручали им, вот собственно от куда появились всем известные «валентинки», которые рациональнее и правильнее стоит называть «юнонками». Христианство же к этому идолопоклонническому празднеству не имеет никакого отношения, просто случилось так, что в католическом календаре день памяти святого Валентина совпал с датой 14 февраля. Исходя из этого, полагать, что Валентин может являться покровителем этого языческого праздника будет, по меньшей мере, безрассудно и кощунственно по отношению к человеку который принял мученическую смерть от язычников, которые собственно и поклонялись богине Юноне.

Давайте не забывать о том, что Валентин наш брат во Христе, он не мифическая личность, он не выдумка, он на ряду с другими святыми принял мученическую смерть и предпочел остаться верным нашему Господу и был вынужден пережить эту страшную трагедию в 269 году. Я призываю всех не относиться так легкомысленно и безотчетно к историческим реальностям, и не следовать толпе, которая как в языческом Риме требует «хлеба и зрелищ». Давайте не будем устраивать пляски на костях наших драгоценных братьев и сестер и тем самым попирать драгоценную веру Христову!

Было бы крайне не этично, если бы кто то затеял в честь жертв холокоста устроить яркий, радостный праздник, и в одном из ночных клубов затеяли вечеринку назвав ее именем одного из погибших. Неужели для нас не имеет значения, что мы празднуем, неужели мы как и весь мир будем праздновать абы что, неужели нам только дай повод повеселиться.

На наших глазах нам пытаются навязать праздник, который оскверняет нашу веру, используя такие понятия как «Святой Валентин» нам втюхивают нечестивые языческие празднества. Прикрываясь религиозными терминами, нами пытаются манипулировать, все это смотрится омерзительно. Зачем нам весь этот цирк, если ни одно из христианских течений не считает Валентина «покровителем всех влюбленных»? Если люди, не имеющие отношения к христианству, хотят праздновать этот праздник, пусть празднуют, зачем его привязывать к христианству называя «день святого Валентина»? На мой взгляд, это попытка ввести в заблуждение людей, навязать народу язычество под прикрытием христианских ценностей.

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель".

2-е Коринфянам 6:14-18

Вокруг празднования Дня всех влюбленных не прекращаются споры. Одни считают его чисто коммерческой акцией, не имеющей никакого духовного смысла, другие называют пропагандой разврата, а третьи - хорошим поводом для того, чтобы порадовать любимого человека.

Каковы плоды этого праздника на самом деле, приносит он людям радость или горечь разочарования?

День святого Валентина зачастую ошибочно называют католическим праздником. На самом же деле в богослужебном календаре Римско-католической церкви празднования никакого святого по имени Валентин вы не обнаружите. Католики в этот день вспоминают святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Особенно торжественно богослужения Кириллу и Мефодию совершают российские католики, которые в этот день молятся о просвещении славян светом Христовым. Празднование же святого Валентина, установленное в 496 году папой римским Геласиусом, в наши дни сохраняется лишь в нескольких католических епархиях.

В архиепархии Божьей Матери в Москве отметили, что светский праздник День святого Валентина обрел коммерческий размах и популярность среди молодежи. "Коммерческая и развлекательная индустрия, конечно же, хватается за любой повод, чтобы устроить какое-то очередное массовое мероприятие и заработать деньги", — считает ряд священнослужителей.

Подчеркивается, что для влюбленных людей каждый день является праздником. Для них не нужно какого-то специального повода для того, чтобы выражать друг другу свою любовь и привязанность, делать подарки.

Среди православных насчет Дня святого Валентина существуют разные мнения. Известный миссионер протодиакон Андрей Кураев на протяжении уже многих лет доказывает в своих выступлениях, что Церковь должна не оставлять этот праздник "в руках язычников и лавочников, а бороться за сохранение (или возвращение) его христианского смысла".

Четырнадцатого февраля отец Андрей предлагает совершать в православных храмах молебны святому мученику Трифону и святому Валентину Интерамскому и приглашать на них молодежь. По его мнению, именно влюбленные молодые люди нуждаются в особой молитвенной поддержке.

"Ну и как же не молиться о наших детях, которые попали в возраст и состояние риска? Станут ли сами влюбленные молиться — вопрос отдельный. Но мы-то должны молиться о них! "Я поля влюбленным постелю", — пел Высоцкий. Ну, а мы что сделаем для них (вновь напомню — наших детей)? Брезгливо плюнем? Да и сама влюбленность не противоречит молитве…" — пишет он в своем интернет-дневнике.

Такого же мнения придерживается иеромонах Димитрий Першин. "Отталкивая от себя день влюбленных, они (противники праздника. — Ред. ) отдают его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции. Во всяком случае, именно такие секспросветные занятия, случалось, проводились в школах Пскова и Челябинска", — заявил он.

Отец Димитрий призывает помнить о том, что "любовь — дыхание Божие в человеческом сердце и влюбленность — одно из его проявлений".

"Думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать, и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить", — сказал священник.

С его точки зрения, "то, что масс-медиа пропагандируют День святого Валентина, — это хорошо". Как считает отец Димитрий, "гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское".

"Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви. Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех", — убежден он.

В то же время среди православных существует и немало убежденных противников Дня всех влюбленных. Их главный и, пожалуй, самый разумный аргумент — это то, что у православных христиан, живущих по Юлианскому богослужебному календарю, для празднования 14 февраля места в расписании просто физически не находится.

Вечером 14 февраля православный христианин не может пойти в ресторан, на дискотеку или еще в какое-то место развлечения, потому что на 15 февраля по новому стилю приходится великий двунадесятый (то есть входящий в число 12 важнейших праздников года) праздник Сретения Господня.

Накануне, то есть 14 февраля, в храмах совершается всенощное бдение. А после него многие православные готовятся к причастию, читают молитвы, постятся, что с романтическим вечером абсолютно несовместимо.

Другой аргумент, который высказывают скорее патриоты и русские националисты, чем люди глубоко религиозные, — это то, что День святого Валентина не наш народный праздник, а "их, западный, заморский".

К сожалению, именно с такой формулировкой, что "этот западный праздник противоречит русским традициям", празднование Дня влюбленных запретили в государственных учреждениях Белгородской области. Но если так рассуждать, то следует запретить и Новый год, и Рождество, а право на существование имеют только Масленица и День Ивана Купалы.

Кстати, о том, где содержится больше пропаганды "разврата и вседозволенности" — в последнем из упомянутых народных или в Валентиновом дне, можно сильно поспорить.

Сегодня же праздники, которые связаны с личными и семейными отношениями людей, такие как Новый год, День влюбленных или 8 Марта, все чаще превращаются в повод для депрессии.

Врачи скорой помощи отмечают, что в эти дни резко возрастает число суицидов, инфарктов, несчастных случаев. Люди страдают из-за несбывшихся надежд: в праздник они ожидали чуда, а вместо этого оказались в одиночестве.

Это состояние хорошо показано в первой части полноэкранного фильма "Секс в большом городе": Кэрри, одинокая женщина за сорок, получает "валентинку" и вскрывает конверт в радостном предвкушении, что внутри него окажется любовное послание от тайного поклонника…

Каково же ее разочарование, когда она видит, что отправитель открытки — маленькая девочка, дочь ее подруги. "Тетя Кэрри, поздравляю с Днем святого Валентина!" — и героиня заливается слезами. А ведь одинокие взрослые люди в наши дни составляют уже почти половину населения больших городов. Стоит ли в эти дни усугублять их тоску напоминаниями о несбывшейся любви?

Родители подростков, школьные учителя и психологи День святого Валентина тоже не жалуют. Ведь им хорошо известно, какие драмы и трагедии разыгрываются в юных душах в сам День влюбленных или после него: "Я так ждала от него "валентинку", а он мне не прислал! А вот Машке прислали целых четыре!"

В подростковой среде, где и без того не царит деликатность, а многие ребята страдают из-за своей "непопулярности", к числу критериев успешности добавляется еще один — поздравления и приглашения на Валентина, который к тому же еще и ранит глубоко интимную сферу.

В Церкви сохранилась традиция отмечать праздники так, чтобы в этот день никто не страдал от одиночества. Если вы придете на рождественскую или пасхальную службу, то, во-первых, станете участником общей молитвы, в которой к Богу обращаются сотни, а то и тысячи человек.

А во-вторых, после богослужения всегда организуется общая трапеза, на которую приглашаются все желающие. Именно для того, чтобы избавить людей от одиночества, в некоторых православных храмах стали проводить ночные богослужения и на Новый год — чтобы человек имел возможность оказаться в эту ночь на литургии и за праздничным столом, а не один в четырех стенах.

Сегодня "русской альтернативой" Дня всех влюбленных предлагают сделать день памяти святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.

Но эта альтернатива будет иметь смысл только в том случае, если новый праздник сможет избавить жителей больших городов от болезненного чувства одиночества , если этот день, как народные праздники в старину, будет начинаться с массового богослужения, а продолжаться ярмарочными гуляниями и длинными общими столами. А если он станет еще одним поводом ощутить свою неполноценность, то какой же это день любви?

День святого Валентина во всем мире отмечают как «день всех влюбленных». Русская православная церковь призывает помнить в этот день о святом, пострадавшем за Христа, и об истинном смысле любви.

В Русской православной церкви призывают вспомнить в День святого Валентина — священномученика, пострадавшего за Христа, об истинном смысле любви, тесно связанном с жертвенностью и верностью. В этот день, отмечаемый в современном мире как «день всех влюбленных» (14 февраля), в православных храмах было бы уместно возносить особые молитвы об умножении любви, считает председатель миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин).
Живший в III веке священномученик Валентин, бывший епископом города Интерамны (ныне город Терни, Италия), почитается не только Римско-Католической, но и Русской православной церковью — день его памяти 12 августа. По легенде, с именем Валентина, который якобы тайно венчал влюбленные пары, связана и традиция празднования 14 февраля Дня всех влюбленных.

Чин «об умножении любви»

«Святой Валентин был убит вместе со своими учениками в 273 году. Он обратил к вере детей местной знати, за что вместе с ними, собственно, и пострадал, никто из них не отрекся… Превращать святого Валентина в некоего сводника, — а такой вывод, к сожалению, напрашивается из того, что сегодня сопутствует этому дню, — наверное, было бы совершенно неправильно. Мне кажется, мы должны не отдавать этот день на откуп разным рекламным технологиям, но наполнить его подлинным содержанием — свидетельством о той любви, которая, конечно, дает человеку гораздо больше, чем возможность послать сердечки или посмотреть какие-то фильмы», — сказал РИА Новости глава миссионерской комиссии.

По его мнению, в этот день в действующих храмах можно совершать Божественную литургию или молебен с особым чином «Об умножении любви», который есть в требниках. «Речь там идет об умножении любви как о мире, тишине, покое, радости, общении — о том высшем, наверное, измерении этого чувства, которого так не хватает в нашем мире», — сказал Першин.

Кроме того, добавил он, хотя 14 февраля Русская православная церковь отмечает память святого мученика Трифона, во время молебнов во многих храмах в этот день священнослужители и прихожане просят о молитвенной помощи и заступничестве и святого Валентина.

Представитель Русской православной церкви также напомнил о том, что в Библии первое обращение Бога к человеку — это первые слова о любви «в жанре «валентинки».

«Бог говорит Адаму: „Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте Землю, и обладайте ею“, — благословляя его на семейное счастье, на радость, на рождение детей. И первое чудо, которое совершает Христос, это чудо на браке в Кане Галилейской, когда Спаситель претворяет воду в вино, и умножает эту общую радость. Поэтому, думаю, нам есть что рассказать о любви, есть что рассказать о счастье, в том числе в этот день», — говорит священнослужитель.

Опыт святости, а не «Камасутра»

По словам главы миссионерской комиссии, традиция отмечать этот праздник восходит к английскому писателю Джеффри Чосеру (XIV век), который в своих произведениях рассказал о народной традиции — в день, когда птицы начинают вить гнезда, в Англии люди, вступающие в брак, обращались с молитвой к святому Валентину с просьбой благословить их семейное счастье. Как отметил Першин, не случайно, что обращались именно к Валентину — он был мучеником за Христа, а людям, совершившим такой подвиг, «дана великая благодать помогать нам в наших нуждах».

«И у нас в России XX век был веком мученичества и исповедничества. И мне кажется очень важным, чтобы в этот день и мы обращались к опыту наших мучеников и исповедников, в том числе тех, которые писали о любви, о семейном счастье», — сказал представитель РПЦ.

В качестве примера собеседник агентства привел труды православного богослова и духовного писателя Сергея Фуделя, проведшего в сталинских лагерях и ссылках более 20 лет. Сохранилась его переписка со старшим сыном Николаем, собиравшемся жениться, которому Сергей Фудель давал наставления. Кроме того, иеромонах Димитрий (Першин) посоветовал молодежи 14 февраля обратиться к удивительной, по его словам, автобиографии нашей современницы Натальи Соколовой «Под кровом Всевышнего», которая повествует о том, как человек-христианин проходит свой жизненный путь, как, несмотря на различные трудности, он обретает любовь, созидает семью и воспитывает детей.

«Мне кажется, это был бы правильный подход — не потерять этот день, как когда-то потеряли в католических странах День всех святых (31 октября), который там превратился в Хеллоуин. Не дать превратить этот день в день „Камасутры“ или Венеры, а наоборот, — восполнить его тем христианским содержанием, который изначально присутствует в опыте святости, в опыте Церкви», — заключил собеседник агентства.

День святого Валентина, или День всех влюбленных, который 14 февраля отмечается в католическом и протестантском мире, в 1990-х годах приобрел популярность и в России. В то же время аналогом этого дня в РФ стал День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник отмечается 8 июля, начиная с 2008 года. Православные святые Петр и Феврония Муромские издревле считаются покровителями семьи и брака.

Москва, 14 фев — РИА Новости, Сергей Стефанов.