Чин прощения. Прощеное воскресенье: смысл, история, порядок богослужения Чин прощения в прощенное воскресенье продолжительность

– последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!

Вечерня начинается по-обычному. На «Господи воззвах» поются стихиры:

Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:

Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти, спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори Небеснаго Царствия Благоутробне.

Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная: се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих. Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.

Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:

Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Пасху, духовно радующеся.

Таже в Минеи святому, подобны 3.

Вход с кадильницею: Свете тихий:

Прокимен глас 8 :

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.

Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.

Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.

Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.

И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:

На стиховне самогласен глас 4:

Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго души наша.

Стих: К Тебе возведох очи мои:

И повторяем тойже.

Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:

И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.

Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:

Ангельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души православных, Тя воспевающих Всечистая.

Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона. Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И молитву: Небесный Царю:

И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго Ефрема Сирина :

Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь.

После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают прощения у клириков.

Мы вплот-ную при-бли-зи-лись к Ве-ли-ко-му по-сту. Хри-сто-ва Цер-ковь ста-вит нас пе-ред осмыс-ле-ни-ем Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. От-не-стись к это-му мы долж-ны се-рьёз-но, вдум-чи-во, от-вет-ствен-но. Пост пред-ва-ря-ет-ся Про-щё-ным вос-кре-се-ньем, чтобы мы про-сти-ли ближ-ним все со-гре-ше-ния про-тив нас. Это усло-вие аб-со-лют-но необ-хо-ди-мо для стя-жа-ния чи-сто-ты серд-ца — за-да-чи, ко-то-рую мы бу-дем ре-шать в пе-ри-од про-хож-де-ния пост-ни-че-ско-го по-при-ща. Мож-но, ко-неч-но, упро-стить чин про-ще-ния и све-сти его к чи-стой тра-ди-ции, пе-ре-няв при этом, по-ло-жим, обы-чай от-цов-пу-стын-ни-ков, ко-то-рые на вре-мя Свя-той Че-ты-ре-де-сят-ни-цы ухо-ди-ли из мо-на-сты-рей в Си-най-скую, Еги-пет-скую и дру-гие пу-сты-ни. Рас-ста-ва-ясь с оби-те-лью, они про-ща-лись друг с дру-гом и тут-то вза-им-но ис-пра-ши-ва-ли про-ще-ние. Это, ко-неч-но, убе-ди-тель-ный при-мер для под-ра-жа-ния, но ес-ли мы вос-при-мем его толь-ко как обы-чай, то прой-дём ми-мо ве-ро-учи-тель-ной зна-чи-мо-сти упо-мя-ну-то-го де-я-ния от-шель-ни-ков. Суть Бо-жи-его за-мыс-ла в во-про-се остав-ле-ния гре-хов вы-ра-же-на в сло-вах Спа-си-те-ля Хри-ста, по-ста-вив-ше-го Своё про-ще-ние в при-чин-ную за-ви-си-мость от на-ше-го про-ще-ния друг дру-га: Ибо ес-ли вы бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то про-стит и вам Отец ваш Небес-ный, а ес-ли не бу-де-те про-щать лю-дям со-гре-ше-ния их, то и Отец ваш не про-стит вам со-гре-ше-ний ва-ших (). Это вы-ра-же-но Спа-си-те-лем столь ка-те-го-рич-но, что апо-стол люб-ви Иоанн Бо-го-слов до-но-сит нам смысл этих Хри-сто-вых слов в та-ких вы-ра-же-ни-ях: Кто го-во-рит: “я люб-лю Бо-га”, а бра-та сво-е-го нена-ви-дит, тот лжец: ибо не лю-бя-щий бра-та сво-е-го, ко-то-ро-го ви-дит, как мо-жет любить Бога, Ко-то-ро-го не ви-дит? (). Этот-то ра-ди-ка-лизм и по-став-лен Хри-стом Спа-си-те-лем как усло-вие про-ще-ния на-ших гре-хов, а зна-чит — на-ше-го при-бли-же-ния к Бо-гу. Обу-слов-ле-но это вот чем.

Сво-им во-пло-ще-ни-ем Хри-стос Спа-си-тель по-ста-вил Своё Бо-же-ство в осо-бую бли-зость с вос-при-ня-той Им че-ло-ве-че-ской при-ро-дой. А через че-ло-ве-че-ство Своё Он со-еди-нил Се-бя со всем че-ло-ве-че-ством. Он со-че-тал лю-дей в та-кое един-ство, что мог ска-зать: И кто при-мет од-но та-кое ди-тя во имя Мое, тот Ме-ня при-ни-ма-ет (). В пол-ном со-от-вет-ствии с этим и к че-ло-ве-ку предъ-яв-ля-ют-ся Бо-жии тре-бо-ва-ния. Не про-сто-го по-ви-но-ве-ния от че-ло-ве-ка ожи-да-ет Бог; Бо-жии по-ве-ле-ния и ре-ак-цию на них тре-пе-щу-ще-го тво-ре-ния зна-ло и вет-хо-за-вет-ное че-ло-ве-че-ство. Нам же Хри-стос про-сти-ра-ет со Кре-ста Свои объ-я-тия и взы-ва-ет: Че-ло-ве-че, даж-дь-ми серд-це. И Бог ожи-да-ет от нас не про-сто воз-дер-жа-ния от гре-хов; Он ждёт от че-ло-ве-ка аб-со-лют-ной свя-то-сти: Будь-те свя-ты, по-то-му что Я свят (). По-то-му мы ныне долж-ны бу-дем в чине про-ще-ния при-ми-рить-ся с ближ-ни-ми не тра-ди-ции ра-ди, — мы от все-го серд-ца про-стим все их со-гре-ше-ния, спол-на рас-кро-ем всем и каж-до-му своё серд-це. Этим мы рас-кро-ем его и Бо-гу сво-е-му.

Пе-ред та-кой ду-хо-нос-ной за-да-чей мы ныне по-став-ле-ны. По-се-му при-дём се-го-дня ве-че-ром во свя-той храм с пол-ной рас-кры-то-стью серд-ца, с го-тов-но-стью об-нять ближ-не-го. При-мем его, как Са-мо-го Гос-по-да, от-пу-стим спол-на и каж-до-му со-гре-ше-ния про-тив нас. То-гда и Хри-стос от-пу-стит нам со-гре-ше-ния на-ши и со-де-ла-ет нас жи-вы-ми чле-на-ми Церк-ви — Сво-е-го Цар-ства.

Чин про-ще-ния

До-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте. Мы со-бра-лись ныне в хра-ме для то-го, чтобы встать пе-ред Ли-цом Бо-га Жи-ва-го. Да осе-нит Он нас Сво-им бла-го-сло-ве-ни-ем, дабы рас-кры-лись серд-ца на-ши и ста-ли так про-стран-ны, чтобы вме-стил-ся в них небе-са-ми Невме-сти-мый Бог. Это Он да-ру-ет нам воз-мож-ность рас-крыть объ-я-тия и вы-ра-зить своё бла-го-во-ле-ние на-шим ближ-ним, ис-пра-ши-вая про-ще-ние у каж-до-го. Это, как мы зна-ем, непре-мен-ное усло-вие для очи-ще-ния на-ше-го серд-ца и для из-ме-не-ния ума. Цель на-шей жиз-ни — лю-бо-вью со-че-тать-ся со Хри-стом. Но нель-зя лю-бить Бо-га и при этом нена-ви-деть бра-та сво-е-го. Для то-го-то и да-ру-ет нам Хри-сто-ва Цер-ковь чин про-ще-ния, дабы мы со все-ми бы-ли при-ми-ре-ны.

При-па-дём же к сто-пам Спа-си-те-ля на-ше-го, по-про-сим Его, чтобы Он да-ро-вал нам бла-го-го-вей-ное и тре-пет-ное от-но-ше-ние к ближ-не-му, чтобы вся-кий встреч-ный, как это пе-ре-жи-ва-ет-ся хри-сти-ан-ски-ми по-движ-ни-ка-ми, пред-стал нам бо-гом по-сле Бо-га. И ис-пра-ши-ва-ем это-го да-ра у Бо-га мы не по сво-им за-слу-гам, а ис-клю-чи-тель-но по Его бла-го-сти.

Дерз-ки, гру-бы, же-сто-ки бы-ва-ли мы к ближ-ним, а са-ми в то же вре-мя хо-те-ли бы, чтобы ближ-ние от-но-си-лись к нам с пре-ду-пре-ди-тель-но-стью, с чи-сто-сер-де-чи-ем, с неж-но-стью. По-ло-жим же и мы эти на-ча-ла в ос-но-ву на-ших от-но-ше-ний к ближ-ним. Чи-сто-сер-деч-но, ис-крен-но, от все-го лю-бя-ще-го серд-ца ис-про-сим у каж-до-го про-ще-ния, чтобы и на нас из-лил Гос-подь Своё бла-го-во-ле-ние и про-стил нам со-гре-ше-ния на-ши.

Про-шу и я вас, чест-ные от-цы, и вас, до-ро-гие бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-стить ме-ня. Знаю, как по-ви-нен я пе-ред ва-ми. Бы-вал и ре-зок, об-ру-ши-вал-ся гнев-ным сло-вом — и это то-гда, ко-гда нуж-но бы-ло всё по-крыть лю-бо-вью. За все это, Хри-ста ра-ди, про-сти-те ме-ня. Про-сти-те и за то, что спол-на не вы-пол-нил сво-е-го при-зва-ния: дол-жен был днём и но-чью в мо-лит-вен-ном бде-нии пред-ста-тель-ство-вать за каж-до-го из вас, но по немо-щи, по ле-ни я это-го не ис-пол-нил. Дол-жен был бы не толь-ко внеш-ним бла-го-ле-пи-ем обла-го-ро-дить Бо-жий храм: над-ле-жа-ло мне ещё до-пол-нить это та-ким го-ре-ни-ем серд-ца, от ко-то-ро-го смог-ли бы воз-жечь-ся и ва-ши серд-ца, дабы и каж-дый из вас со-де-ло-вал бы своё спа-се-ние пла-ме-не-ю-щей лю-бо-вью друг ко дру-гу и во-шёл бы жи-вым чле-ном в Бо-жию Цер-ковь — ми-сти-че-ское Хри-сто-во Те-ло. Но здесь я ма-ло в чём успел. По-се-му вы, чест-ные от-цы, и Вы, до-ро-гие пев-чие, и вы, воз-люб-лен-ные бра-тья и сёст-ры о Хри-сте, про-яви-те ко мне своё бла-го-во-ле-ние, про-сти-те всё, чем я со-гре-шил пе-ред ва-ми — де-лом, сло-вом, по-мыш-ле-ни-ем.

Ис-пра-ши-ваю и для вас Бо-жи-ей ми-ло-сти, дабы Бог Сво-ею бла-го-да-тью и че-ло-ве-ко-лю-би-ем, Сво-им ми-ло-сер-ди-ем и бла-го-стию, бла-го-во-ле-ни-ем и лю-бо-вью бла-го-сло-вил каж-до-го из вас. Да про-явит Он ми-лость Свою к каж-до-му из вас, да все-лит в серд-ца ва-ши небес-ный свет и ра-дость! Да нис-по-шлёт Он и Свою бла-го-дат-ную по-мощь, дабы всем нам во Свя-тую Че-ты-ре-де-сят-ни-цу так со-вер-шить очи-ще-ние душ и те-лес, чтобы гря-ду-щая Пас-ха Хри-сто-ва встре-че-на бы-ла на-ми не как ка-лен-дар-ный празд-ник, а пе-ре-жи-ва-лась бы в ли-ко-ва-нии, ра-до-сти, как но-вая жизнь во Хри-сте.

Протоиерей Владимир Тимаков

Альманах “Альфа и Омега”, № 52, 2008

Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).

Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).




ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Чин прощения совершается так: на солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери; настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения своих грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика (что) согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». При этом он творит общий земной поклон духовенству и народу. Все отвечают ему также земным поклоном, говоря: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют честный Крест и руку его, держащую Крест, лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются к святым образам и Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга.

Во время обряда прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и другие покаянные песнопения. В некоторых храмах поют также при этом и стихиры Пасхи, до слов «и тако возопим» включительно (в последней стихире).

Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со всеми, в древние времена пустынники египетские собирались в последний день сырной седмицы для общей молитвы и, испросив друг у друга прощение и благословение, при пении пасхальных стихир, как бы в напоминание ожидаемой Пасхи Христовой, уходили по окончании вечерни в пустыни для уединенных подвигов в продолжение Четыредесятницы и собирались снова только уже к Неделе ваий. Поэтому-то и теперь, следуя этому древнему благочестивому обычаю, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения молятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Последнее воскресение перед Великим Постом - это и есть Прощеное воскресенье.

И в этот день, уже даже когда идешь в храм, ступаешь тише, и, затаив дыхание, входишь в темноту… Все молчат, многие в темном, и храм весь переоделся…

И вот, когда в храме погасят свет, и настоятель, выйдя в темной епитрахили на амвон, будет говорить тихим голосом о наступающих днях Поста, и о том, что мы сейчас будем друг у друга просить прощения. Все мы, раскрыв свои сердца друг другу: и священнослужители, и простые миряне всех возрастов - будем просить друг у друга прощение.

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.

Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?

Да, не для всех понятен «странный» церковный обычай собираться в храме и просить прощения у людей , с которыми, может быть, за весь год и парой слов-то не перекинулся. Да, не все удовлетворятся тем объяснением, что прощение – это лучшее противоядие от самого распространенного и опасного греха осуждения. Но, тем не менее, если мы свято чтим такие «традиции», как объесться блинами на Масленицу и куличами на Пасху, почему бы не подойти с такою же серьезностью и к этому русскому обычаю – попросить друг у друга прощения в последнее воскресенье перед Великим постом? И если уж чью-то «тонкую душевную организацию» так прям выворачивает от той фальши, с которой неизбежно приходится «прощаться» с теми, кого «ни разу ни в чем не обижали», не надо слать им этих пошлых стишков и дарить штампованных открыток с плюшевыми мишками и дежурной фразой «Прости!..» Ну его, не в чем прощения просить – может, и не надо…

Лучше вспомнить: неужели в вашей жизни нет ни одного человека, перед которым реально стоило бы извиниться? Такой человек обязательно должен быть. Потому что никогда не обижаются только на мебель, да на покойников (и то, знаете ли, всякое бывает)… Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома. Тем более – есть такой замечательный повод, как Прощеное воскресенье!

Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения . Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15).

Вечерня Прощеного воскресенья - это первая служба Великого поста , ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, - просто на них мало кому удается прийти.

Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий главное настроение первых дней Поста - светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него.

Светлая печаль - потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной - «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста - чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста - тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна - это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.

Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом : начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост - очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).

После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю» . Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.

И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.

Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко - настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров - перед наступающим Великим четвергом , Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл - также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.

Главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия - или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.

Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Есть ситуации, когда просить прощения бывает незачем. Редко бывает, когда отношения настолько идеальны, что в них не случается никаких шероховатостей. Но если, например, мы с кем-то совсем недавно мирились после неких недоразумений, и все эти недоразумения разрешены окончательно, зачем еще нужен формальный ритуал именно в этот день? Если, например, прихожанин исповедовался несколько дней назад, и с тех пор был оберегаем Богом от искушений, глупо требовать от него перед причастием новой исповеди просто потому, что «так надо». Так же и с прощением друг друга. Еще бессмыслица – обмен прощениями между людьми практически незнакомыми, которым вряд ли случалось друг на друга обижаться.

Наверное, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.

И ЕЩЕ РАЗ: вспомните в этот день человека, п еред которым реально стоило бы извиниться? Не пишите этому человеку SMS-ок. Не дарите ему открыток. Позвоните. А еще лучше – постучитесь в дверь его дома.

С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА, БРАТ И СЕСТРА МОЯ!

…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.

Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Сестры, братия мои:

Незнакомые, знакомые,
Те, которых нет родней,
Вы простите беззакония
Суетной души моей.

Тихо плачу о спасении,
Осенив себя Крестом.
Свет весенний. Воскресение.

День последний пред Постом.

22 февраля 2015 года, в прощеное воскресение благочинный Юго-Восточного викариатства совершил вечерню с чином прощения.

После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.

После отпуста вечерни отец Алексий обратился к прихожанам: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня завершается Масленица, а в завершении ее, как известно, — Прощеное воскресение. Мы с вами в преддверии Великой Четыредесятницы. В предстоящие 40 дней мы будем готовить себя ко встрече Святой Пасхи. Сегодня, по традиции, мы приходим в храм Божий, чтобы испросить друг у друга прощения в вольных и не в вольных грехах. Для чего мы это делаем? Для того, чтобы примириться со своими ближними, попытаться обрести внутренний покой в Великий пост. Это особое время, когда мы задумываемся о своем внутреннем состоянии. Всегда надо помнить о том, как прожить свою жизнь? Тот бесценный дар, который дал нам Господь. Совершенствуемся ли мы или плывем по греховному течению, которое уносит нас в бездну?

Дни Великого поста особо строги, более чем дни других постов. Но не только в пищи строги. Службы не такие праздничные и торжественные, к которым мы привыкли, но не менее важные. Мы облачаемся в черные одежды; мы сопереживаем тем событиям, которые относятся ко времени Великого поста. Примирившись с ближними, с окружающим нас миром, мы делаем первый шаг навстречу к совершенствованию.

Совсем недавно, в дни Рождества мы слышали слова песнопения «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение…». Это говорится как раз о том, внутреннем мире — между человеком и Богом. Господь дает нам примириться, приобрести тО единение с Богом когда-то утраченное. От нас с вами зависит как мы будем проходить эти дни. Они сегодня пугают нас, кажутся очень долгими, ограничивают в пищи, в увеселениях.

Есть такое песнопение в вечернем богослужении «От юности моея, мнози борют мя страсти…». Действительно, многие страсти борют людей. А вот пост и призван нам, чтобы внести в нашу жизнь, вместо раздражительности, вместо гнева и тех страстей, внести внутреннее умиротворение. Почувствовать ту любовь, которую Господь проявил к нам, потому что только ограничивая себя, мы можем полностью ощутить присутствие Божие. Дни Великого поста быстро пролетят, они не такие страшные, как нам кажутся. Но только в том случае, если мы будем уповать не на свои силы, а на волю Божию, промысел Божий и тогда Господь будет нас укреплять.

И не зря Церковь установила так, что в первые дни поста — церковный день завершается чтением покаянного канона Андрея Критского. Первые четыре дня будем слышать слова Великого канона, который будет нас настраивать на прохождение последующих дней святой Четыредесятницы.

Хочется пожелать вам оставить позади — гневливость, раздражительность и постараться простить всех. Сами то мы ожидаем прощения, но можем ли мы его ожидать, не научившись этому сами? Поэтому постарайтесь забыть все обиды, постарайтесь стяжать благодать всепрощения и любви. Любви жертвенной по отношению друг ко другу.

Для чего мы постимся? Кто-то для того, чтобы похудеть, кто-то потому сейчас это становится модно. Но мы постимся не ради своей плоти, а ради своей бессметной души. Делая это, мы будем вместе с ней возрастать в тех добродетелях, которые заповедал нам Господь. Не всё вокруг нас надо исправлять, как учит сейчас мир, а внутри нас надо всё исправлять.

Просите у Бога помощи и укрепления, как во святые дни Четыредесятницы, так и во все дни жизни. Простите меня, братия и все.»

Затем был совершен чин прощения, во время которого настоятель и духовенство испросили прощения друг у друга и у народа.