Критика необуддизма оле нидала. Нешёлковый путь — LiveJournal Лама оле нидал день рождения

- Расскажи, что привело тебя к буддизму, что ты в нем нашла, что тебе это дало, как это изменило твою жизнь?

Все началось с папы. Когда я училась в 5-м классе, математичка задала нам на дом — что само по себе уже удивительно! — сочинение на тему “Симметрия”, с картинками. Папа нашел в журнале “Вокруг света” фотографии тибетских масок (в основном, защитников), и я написала сочинение про Махакалу.

В университете я училась на факультете “чистой” математики — это считалось высшей кастой по сравнению с всякими там физиками и прикладниками-программистами. Чем абстрактнее наука, чем меньше формул на доске, тем престижнее. К последнему курсу у нас формул почти не было. Мы говорили главным образом о пространствах. Мы делали с ними, что хотели, — даже дерзко сворачивали в трубочки и завязывали узлами.

Прочитав первую книгу о буддизме и увидев, сколько там говорится о пространстве, я почувствовала себя, как дома. Буддизм Великой и Алмазной колесниц (Махаяна и Ваджраяна) утверждает, что наш ум подобен безграничному, сознательному пространству, в котором все явления возникают, меняются и исчезают. И природа этого ума-пространства полностью познаваема — это меня очень вдохновило.

Я приняла буддийское прибежище в 1992 году. С тех пор я счастлива: я нашла достойные ответы на все вопросы, которые меня тревожили. Это вопросы о жизни, о человеке и его предназначении, о причинах наших неурядиц и о способах преодоления страданий. Я поняла, что нужно делать, чтобы чувствовать себя полезной.

Ты автор энциклопедии «Путеводитель по буддизму», вышедшей в позапрошлом году в крупнейшем российском издательстве «Эксмо». По прошествии двух лет, как тебе кажется, насколько большой успех имела книга, и среди каких социальных страт и групп читателей в большей степени? На твой взгляд, насколько нужны, возможны и перспективны подобные популяризаторские проекты?

Думаю, что для книги о буддизме она оказалась довольно успешной - сейчас распродано два тиража и готовится третий. Я назвала бы этот проект не популяризаторским, а просветительским. Просвещенному человеку легче жить. У него меньше страхов, во всяком случае, и меньше врагов. Сопереживая героям прошлого, мы обретаем друзей - пусть живущих в иных временах и культурах, и нам становится легче понимать то, что кажется на нас непохожим.

Эта книга предназначена для широкого круга читателей. В ней я следую принципу, который выбрала для себя в самом начале преподавательской деятельности - «упрощай сложное». Я писала ее с целью дать обычному читателю, который не является и, может быть, даже не собирается становиться специалистом по Востоку, самое общее представление о буддизме, о его структуре, философии, истории и символике. Отдельная глава посвящена буддизму в России. Насколько мне известно, к «Путеводителю» обращаются и буддисты, желающие побольше узнать о своих корнях, и школьные учителя, и просто любознательные люди. Мне повезло с дизайнером, так что книга очень хорошо выглядит, и многие покупают ее просто в подарок.

История школы Карма Кагью на Западе связана, в том числе и с неприятной историей с поисками и признанием перерождения Кармапы XVI. Расскажи вкратце, почему позиция лидеров Кагью и ЕСДЛ разделились, и они проголосовали за разных кандидатов? Особенно в контексте того положения буддийской метафизики, что практики и ламы столь высокого уровня, согласно традиции, могут распространяться в несколько воплощений одновременно? Может быть, они оба - настоящие, ведь Кармапа «большой шутник и в прошлом был и сейчас». Делается ли что-то сейчас для примирения сторон этого конфликта «клубов футбольных фанатов»?

Тем, кто глубоко интересуется этой темой, я посоветовала бы прочитать несколько книг, и в первую очередь, книгу Томека Ленерта “Жулики в рясах”.

Дело в том, что мы живем в сложном мире, в котором власть является крайне привлекательной для человека. Она дает приятное чувство превосходства, которое никак не хочется терять; она дает деньги и прочие желанные вещи. Не свободно от этой привязанности и тибетское общество — пусть даже пронизанное буддийскими идеями о том, что ни власть, ни богатство, ни какие-либо иные мирские ценности никогда не дают окончательного счастья. Борьба за власть кланов в Тибете, к сожалению, всегда тихо или громко велась в богатых домах и даже монастырях. Просто ничто человеческое не чуждо даже известным людям.

Система перерождающихся учителей (по-тибетски “тулку”), созданная Первым Кармапой в XII веке, часто вынуждена была сопротивляться разного рода воздействиям: политики неоднократно пытались добиться власти над той или иной школой с помощью подставного “воплощенца”. Ведь у школ есть имущество, и немалое — монастыри, земли; есть покровители-спонсоры; а главное — огромное влияние на умы людей, а следовательно, и на политику. Иногда интригу удавалось раскрыть, иногда — нет.

Кармапа — несомненно, большой шутник, и я уверена, что Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже отлично знал о том, что последует за его уходом. Поэтому он дал определенные наставления разным ламам Кагью. Не исключено, что он может вернуться в нескольких телах одновременно. Но в условиях, когда поиск перерождений легко можно использовать для политических целей, на обычных учеников ложится большая ответственность. Мы уже не можем судить об уровне просветления высоких учителей по их титулам, даже если титул дан кем-то очень авторитетным. Следовательно, мы можем судить только по их делам. Предлагаю дождаться той поры, когда оба ламы, называющие себя Кармапами, полностью проявят себя; тогда, глядя на их деяния, мы сумеем сделать свои выводы.

Расскажи об истории школы Кагью в России. Сохранились ли сейчас иные, помимо Вашей организации, традиционные российские школы Кагью, какие у вас с ними отношения, если они есть?

В XIII веке, когда границы России были совсем иными, по территории Алтая и Саян кочевали племена западных монголов, именовавшие себя ойратами. Они тогда практиковали буддизм так называемых красношапочных школ — Ньингма, Кагью и Сакья. Они получили передачи от величайших ученых лам той поры — Карма Пакши (1204-1283), Сакья Пандиты (1182-1251) и других.

В XVII веке большая часть ойратов перекочевала через Сибирь в нижнее Поволжье; так в России образовалась первая буддийская область — Калмыцкое ханство. Ойраты-калмыки получили статус подданных Российской империи, и впоследствии российские государи не раз использовали их воинское мастерство для усмирения бунтов на Кавказе. Примечательно, что калмыцкие полки воевали под знаменем, на котором была изображена женщина — тибетская защитница по имени Палден Лхамо, что значит Сиятельная Богиня.

Мы не можем сейчас точно сказать, какие именно школы были представлены и какие преобладали среди первых калмыков, но историк Баатр Китинов в книге “Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.)» утверждает, что, кроме последователей Гелуг, там были и красношапочные ламы.

В советские годы буддизм, как и другие религии, находился под запретом, и мы не можем ясно проследить историю наших традиций. В 30-е годы ХХ века многие ламы и монахи, независимо от их конфессиональной принадлежности, были расстреляны или сосланы в лагеря, а храмы либо разрушены, либо - как Цугольский дацан в Агинском бурятском округе Читинской области - превращены в воинские казармы.

Во время Перестройки буддизм стал возвращаться в Россию - усилиями тибетских и западных лам. Так вернулась и традиция Карма Кагью - этому способствовал Лама Оле Нидал из Дании. Если в России и сохранились представители «старой», дореволюционной Кагью, то достоверно об этом ничего не известно.

Как ты прокомментируешь нашумевшее недавно в России заявление Далай-ламы о возможном прекращении его дальнейших перерождений и критика Владимира Путина? Как отразится возможное упразднение института Далай-лам на тибетском буддизме в целом?

Далай-лама — еще и политик, и с этой точки зрения следует расценивать многие его ходы и заявления. В свое время его поддержали США в своей геополитической игре против коммунистического Китая. Мне сложно сказать, какие именно политические потребности сейчас стоят за этими его высказываниями. Далай-ламы правили Тибетом с XVII века до китайского вторжения в 1959 году. После вторжения Далай-лама XIV, как и многие другие буддийские учителя, вынужденно оказался беженцем в Индии — там он возглавил Тибетское правительство в изгнании. Тем самым главная часть его политической функции отпала сама собой. Он уже не правитель страны; он занимается скорее правозащитными и духовными делами. Поэтому мне кажется, что упразднение института Далай-лам, если оно и произойдет, не станет каким-то значительным переворотом в сегодняшнем тибетском буддизме. Ламы продолжат учить, а люди — медитировать, как и раньше.

Очевидно, что, несмотря на Кармапу - главу школы, организация Карма Кагью Алмазного Пути на Западе создана одним человеком - ламой Оле Нидалом, и ее деятельность вдохновляется и поддерживается в первую очередь его харизмой. Не грозит ли вашим центрам возможное вырождение в центры бизнес-йоги или вообще прекращение существования после ухода их безусловного лидера? Может быть, готовится преемник, или сам Оле планирует переродиться вновь?

Так всегда было в истории буддизма: люди с выдающимся духовным постижением и невероятным уровнем энергии приносили Учение Будды в свои культуры и создавали большие организации. В Китай его принесли Кумараджива, Бодхидхарма и другие подвижники; в Тибет — Гуру Ринпоче, Марпа и многие их коллеги; были и яркие персонажи в истории буддизма Бурятии, Тувы и Калмыкии. Ни одна из традиций, созданных этими людьми, не исчезла. От фактора личности зависит многое, но не все. Методы, которые практикуют буддисты, неличностны; постижения тоже неличностны, а главное, в обществе есть большая потребность в буддизме — ведь все это имеет отношения к человеческому уму, раскрывает его потенциал.

Почему именно лама Оле и его последователи столь неприязненно относятся к исламу, только ли из соображений защиты прав женщин и средневековых преследований буддистов мусульманами? Почему все остальные буддийские школы и течения не придают практически никакого значения этой «проблеме»? Почему вы не сотрудничаете с другими российскими буддийскими школами и организациями, и держитесь, как и они, особняком?

Высказываясь критически о системах, которые принижают женщин и отрицают свободу совести, Лама Оле выражает свою личную гражданскую позицию, а не какое-либо общебуддийское мнение. Такого мнения не существует: у буддистов нет и не должно быть единомыслия в политических и многих других вопросах, имеющих отношение к мирской жизни. Если я не ошибаюсь, Лама Оле уже неоднократно отвечал на подобные вопросы, и его ответы легко найти. Что же касается “других буддийских организаций”, то буддизм изначально существует в виде многих школ и направлений, которые не конкурируют друг с другом, но сотрудничают только в каких-то глобальных, общих внешних делах, например в строительстве буддийского мемориала на Поклонной горе в Москве . А во внутренней жизни у них обычно нет повода объединяться. Они предпочитают “жить своей общиной”, практиковать свои медитации и обучать тех, кому близок их подход, вместо того чтобы создавать бюрократические структуры.

Лама Оле Нидал последовательно формирует культуру «буддизма для мирян». Возможно, именно с этим связаны слухи и домыслы о «слишком свободном» отношении к межполовому общению, традиционному институту брака и т.п. Вот и сейчас, через несколько лет после смерти Ханны, первой жены, лама Оле в 73 года женился во второй раз. Не является ли это, помимо обоюдного решения супругов, продолжением идейного курса ламы на пропаганду и укрепление современного «западного» образа мышления и modus vivendi для буддистов?

“Буддизм для мирян” начал формироваться с появлением Махаяны, то есть почти 2000 лет назад. Мирянин не удаляется в монастырь, живет полной жизнью и обогащает ее буддийским воззрением и практикой. Однако то, как буддист строит свою семейную жизнь, определяется не Учением, а культурными традициями его региона и рода. В Тибете принято говорить, что “Будда не заглядывает к людям в постель” ; здесь никогда не было, например, строгих ограничений относительно того, сколько раз человек может жениться или выходить замуж.

Главное, к чему стремится буддист, — не причинять никому страданий, развивать свой ум и по возможности быть максимально полезным для существ. Все это можно с успехом делать в том браке, какой принят в данной конкретной культуре.

Лама Оле — буддист и потому тоже следует этим принципам. Он посвятил свою жизнь работе для блага своих учеников, и все, что он делает, подчинено этой задаче — помогать людям в их развитии. К счастью для всех нас, на этом пути его поддерживают такие женщины, как его первая жена Ханна, а также Александра, на которой Лама Оле женился осенью 2014 года.

Как буддисты Карма Кагью, так и буддисты иных школ и традиций часто говорят о том, что «буддизм не является религией» и «буддисты не занимаются миссионерством». Тем не менее, буддизм по статусу является в РФ именно конституционной религией. Не боитесь ли вы проблем с властями, настаивая на этой аксиоме, особенно в свете усиливающегося сращивания Церкви и власти, пропаганде русского православия как т.н. «духовной скрепы»? Какими вы видите перспективы буддизма в РФ в целом в этом контексте?

О “нерелигиозности” буддизма говорят и буддисты, и буддологи, имея в виду отсутствие в нем концепции Творца и творения, а также совет не верить, но проверять все на опыте. Тем не менее, буддизм — это целостный духовный путь, система воззрений и практик, нацеленных на совершенствование ума и тела человека. Именно поэтому он распространился так широко и стал одной из так называемых мировых религий. В мире он представлен традиционно сложившимися институтами и приобрел репутацию религии мирной и сострадательной, со своей глубокой философией, ориентированной на благо всех существ.

Буддисты действительно не миссионерствуют — уважая чужие взгляды, они не отрицают другие религии и не настаивают на своей монополии на истину. Находиться с ними рядом комфортно, и я полагаю, что в такой духовно богатой стране, как Россия, нет и не найдется повода для плохого отношения к буддизму.

Институт монашества традиционно считается в буддизме оплотом Дхармы. Между тем, Оле Нидал культивирует лишь светский буддизм. Надежное существование буддизма в тибетском обществе обеспечивалось очень ранним образованием будущей буддийской элиты. В западном мире такого нет и не предвидится. Как быть и что останется от буддизма, лишенного воспроизводства своей элиты?

В восточных обществах монастыри выполняли, прежде всего, ту же функцию, которую выполняют наши школы и университеты. Современное светское образование прекрасно справляется с задачей просвещения и воспитания элит. Что касается высоких лам Тибета, то они стали таковыми не столько благодаря монастырскому образованию, сколько за счет сильного сочувствия ко всем существам и сосредоточенной медитации под руководством учителя — именно это предлагают сегодня буддийские центры по всему миру.

Был замечательный образовательный проект в нашей стране: Институт Кармапы. Даже Академия Наук хотела его поддержать. Но он зачах. Почему? И есть ли в планах его возрождение?

Насколько я знаю, таких планов нет. Практика показала, что в нашем обществе очень мало востребована такая “школьная”, очная форма обучения буддизму, которую трудно сочетать с работой и семейной жизнью.

Недавно состоялась 4-я международная конференция «БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ». Расскажи, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

Насколько с одной стороны целесообразно, с другой - плодотворно сотрудничество практикующих буддистов и представителей академической науки, таких как В.П. Андросов, Е.А. Торчинов, А.В. Парибок? Не становится ли «чисто научный» подход субъективным и предвзятым, если ученый, изучающий буддизм (равно как и любой другой религиозный феномен), сам становится буддистом как мировоззренчески, так и на практике?

Эти конференции, которые проводятся каждые два года, имеют своей целью расширить поле контактов между буддологами и буддистами различных направлений, объединить их усилия в изучении истории российского буддизма и, я бы сказала, сформировать общее видение того, как буддизм развивается на территории России. Это очень важная задача; в начале ХХ века ее уже с успехом решали наши предшественники: С.Ф. Ольденберг, Ф. И. Щербатской и другие вместе с ведущими буддийскими ламами, такими, как легендарный Агван Доржиев. Одним из результатов этого сотрудничества стало открытие буддийского храма-дацана в Санкт-Петербурге. Кроме того, благодаря их усилиям в Агинском дацане была создана типография, где издавались важнейшие буддийские труды; и даже в послереволюционной России некоторое время проводились буддийские конгрессы и давались тантрические поучения.

Современные профессора, которых вы упомянули, тоже много делают для сближения и сотрудничества буддистов с буддологами. Убеждение, что буддист не может быть буддологом и наоборот, потому что невозможно быть «внутри» темы и одновременно ее объективно исследовать, сформулировал ученый Джузеппе Туччи, и впоследствии это повторяли многие его коллеги и буддийские ламы. Отчасти я с этим согласна. Если нам нужен критический анализ, мы не должны быть только «внутри» темы, это верно. Но если мы хотим по-настоящему понять, о чем говорится в зашифрованном буддийском тексте, мы должны получить посвящение и практиковать, медитировать, обретать опыт. Иначе наши суждения будут продиктованы только нашими и чужими идеями, но не опытом и знанием. Буддийская духовная литература пишется для людей, у которых есть посвящения и опытный наставник. Огромное количество информации в буддизме передается только устно, в текстах ее не найти. Поэтому подлинное понимание смысла всего этого доступно лишь тем, кто встал на путь практики - или нужно быть гением.

- Как ты оцениваешь качество преподаваемых в школах «Основ буддийской культуры»?

Сейчас сложно делать какие-то выводы, потому что проект только начался. Честно сказать, я с этой идеей в принципе не согласна. Помня себя в детстве и мое отношение к школе, я вполне представляю себе, как на уроках религии дети спят, кидаются друг в друга айфонами, читают под партой что-нибудь запрещенное или просто хихикают. Перефразируя товарища Сухова, религия - дело тонкое. Это тема, я бы сказала, весьма интимная для человека; это его личный выбор, сердечная склонность; здесь нельзя действовать принуждением, иначе мы получим обратный эффект.

1. Есть ли какая-нибудь разница между родителями-небуддистами и родителями-буддистами?

Лама Оле Нидал: Важнее всего, какие связи — хорошие и плохие — объединяют семью. Если они, как это часто бывает, разнообразные — и сладкие и горькие, — то буддийское внедвойственное воспитание, конечно же, приносит максимально быстрое развитие. Способность говорить «и то и другое» вместо «или — или» — это огромное богатство.

2. Что важнее всего дать детям?

Лама Оле Нидал: Основополагающее доверие к тому, что жизнь имеет смысл, а также понимание закона причинно-следственной связи и уверенность в том, что родители и их жизненные ценности — непоколебимы. Понимание, что каждый момент, здесь и сейчас, мы, в соответствии со своими способностями, создаем наше будущее, превращает нас в щедрых людей, думающих о других.

3. Нужно ли воспитывать детей «по-буддийски» или лучше ждать, пока они начнут сами задавать вопросы?

Лама Оле Нидал: Все должно происходить как можно естественнее и без давления. Если малыши почувствуют, что родители могут ответить на вопросы, которых избегают другие, то будут гордиться ими. Наибольшее влияние на детей оказывает ежедневное поведение родителей. Здесь не нужна никакая особая буддийская печать. Часто им просто нравится, когда родители медитируют, и они садятся рядом. Позже можно объяснить, что именно мы делаем и зачем. Охотно присоединяются к нам и домашние животные, они наслаждаются волнами, которые излучает мозг во время медитации.

4. Если речь заходит о том, почему родители не христиане и что означает буддизм, малыши часто не знают, как это объяснить. Насколько родители могут позволить своему ребенку отличаться от его сверстников в детском саду и в школе?

Лама Оле Нидал: Следует сказать ребенку, что все люди едят, носят, думают и делают разные вещи и что если они при этом хорошо себя ведут, это приносит обществу только пользу.

()

  • July 21st, 2019 , 08:55 pm



Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.

Защитники в нашей жизни удаляют все те ситуации, которые не нужны для нашего развития, поскольку являются лишь бессмысленными проблемами. Однако то, что нам нужно для того, чтобы стать человечнее и развиваться дальше, они постоянно «выкладывают на стол» ума таким образом, что мы можем научиться максимально многому. Чем сильнее внутреннее развитие, тем больше вплывает всего изнутри и тем важнее защищающие энергии.

В соответствии с тем, какие мы получили благословения и посвящения, мы окружены полем силы Защитников.


()
  • May 15th, 2018 , 07:39 am

Ваджраяна подходит только тем, кто чувствует себя ответственным
за общечеловеческие ценности и желает знать, как все обстоит на самом деле.

Оле Нидал


  • November 8th, 2017 , 08:49 pm

  • October 12th, 2017 , 03:25 pm

Что же происходит, когда вы начинаете работать со всем своим умом путём медитации и расслабления в собственном уме? Все остальные аспекты также начинают развиваться. Забавно тогда видеть, как совершенно умные, рассудительные и очень эффективные люди начинают проходить всё те же уровни (как в детстве - прим.) в своём развитии, но затрагивает оно теперь все аспекты ума. В то время как все замороженные качества высвобождаются и раскрываются, многие вещи, которым не позволялось развиваться, и много чувств в связи с этими стадиями также высвобождаются.

Сначала идёт некое волшебное состояние: мантра даст всё. Конечно, пока карма хорошая и человек верен своей связи, она даёт всё. Затем человек начинает отображать все чувства, которые имел относительно родителей, на Ламу. Разные виды привязанности: "Он смотрит на меня, он не смотрит на меня", "Он любит меня, он не любит меня" — вот все эти вещи. Затем идёт период отвержения, который большинство детей проходит примерно в возрасте двух лет, я думаю: "Я знаю лучше его", "Он сделал ошибку" и т. п. И однажды в гуще всевозможных этапов развития вы внезапно понимаете, что Лама, вообще-то, хороший человек. Он очень упорно работает, любит вас, думает больше о вас, чем о себе, и фактически также знает лучше, по крайней мере, в пределах той области, с которой работает, а это природа ума. И тогда мы становимся коллегами на пути, работающими вместе. И это полезно. Правильный вид развития.

Если кармические связи очень сильны, можно прорубиться сквозь эти вещи очень быстро.()

  • March 20th, 2017 , 07:47 am

Проверяй, развиваются ли люди в той свободе, которую получают, или они используют новое пространство для консервации дурных привычек.

Сочувствием, лишенным всякого смысла, называется такое поведение, когда позволяешь людям укрепляться в их негативных или глупых идеях. Это для них совсем не полезно.

Самый лучший совет дает старая немецкая поговорка: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее». Самая трудная школа — лучшая школа, а самый лучший и быстрый путь — через выдержку.

Ламе Оле Нидалу исполнилось намедни 76 лет. Он — один из немногих западных людей, имеющих полную квалификацию ламы и учителя медитации буддийской традиции Карма Кагью.

В 1969 году Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками Его Святейшества Шестнадцатого Гьялвы Кармапы. В течение трех лет Оле Нидал изучал буддийскую философию и проходил интенсивную медитационную подготовку. Завершив обучение, по просьбе Кармапы он стал учить буддизму в Европе. С тех пор Лама Оле непрерывно передает благословение линии преемственности — ежегодно совершает лекционные туры, читая лекции и проводя медитационные курсы.

В 2015 году Лама Оле Нидал получил премию Ассоциации ЮНЕСКО за поддержание межкультурного диалога и мирного сосуществования. Премия также предназначалась Ханне Нидал, ушедшей из жизни в 2007 году. Премия вручена, кроме того, за значимость вклада Ламы Оле Нидала и его жены Ханны в свободу слова, ума, религий и личности; за активное проявление сочувствия в стремлении к миру и благополучию.

В 2016 году Лама Оле Нидал награжден орденом Фонда Агвана Доржиева за распространение учения Будды по всему миру, создание около 700 буддийских центров во многих странах, принесение вневременной пользы огромному количеству людей. Первый такой орден был вручен Далай-ламе XIV в 2014 году.

Из ответов Ламы Оле Нидала на вопросы:

— Что значит «доверять пространству»?
Быть здесь и сейчас. Не надеяться, не опасаться, не жить в прошлом или будущем, но полностью осознавать, каким является ум в данный момент. Мы ищем то, что между мыслями, за мыслями, то, что знает мысли. Именно это и становится просветлённым.

«Глубина славянского ума», М., 2014

  • December 6th, 2016 , 10:05 am

Как сохранять высокий уровень энергии?
- Просто решите, что вы этим наслаждаетесь. Это вопрос вашего решения. Скажите себе: "Это именно то, чего я хотел". Иначе у вас никогда не будет стабильности и внутреннего избытка, чтобы помогать другим. Энергия возникает из энергии, счастье возникает из счастья, это вопрос мотивации и решения быть счастливым.

Лама Оле Нидал

  • February 20th, 2016 , 08:21 pm

Дуккар, Белый Зонт, очень тесно связана с Буддой, её называют его «дочерью сердца». Её мантра не была кем-либо произнесена. Она просто проявилась в тот самый момент, когда Дуккар возникла из ушниши, узла на макушке Будды.()

  • December 20th, 2014 , 05:46 pm

Это наставления ламы Оле о Защитниках:

Способность Будды защищать очень важна, поскольку когда вступаешь на духовный путь, то из сознания-хранилища всплывают впечатления, которые были там с безначальных времён. Удаляются негативные впечатления, которые в противном случае всплыли бы как кризисы в середине жизни или трудности, связанные со старостью, болезнями и смертью. Чем быстрее и эффективнее такой путь развития, тем больше выскребается всего из подсознания. Когда всё это всплывает совершенно беспорядочно, то легко потерять ясность и перестать понимать, что происходит. Так бывает очень часто, когда люди открывают свой ум при помощи наркотиков или других сильных впечатлений. Тогда могут происходить вещи, с которыми они не могут справляться, так как у них нет над ними никакого контроля.
03:53 pm

Недавно появилась традиция западных перерожденцев. Далай-лама много раз говорил, что он не переродится в оккупированном Тибете, и ходят слухи, что он может родиться на Западе. Расскажите о нетибетских тулку.

Среди них есть способные дети. Часто они многое вспоминают, но им приходится получать традиционное буддийское, тибетское образование. Я бы сказал, что из-за этого они становятся слишком мягкими для такой работы. Я, видимо, единственный, кто стучит молотком по столу и говорит «Мы будем поступать так, а не иначе». Наверное, я единственный, кто, как ребенок, говорит в точности то же, что думает. Бывают случаи, когда человек должен что-то сказать или сделать.

Мы потеряли нескольких молодых тулку , потому что тибетская образовательная система основана на заучивании текстов наизусть, а это юношей не очень воодушевляет. Двое из них ушли от нас в скейтборд - один тулку из Нью-Йорка и еще один из Лос-Анджелеса. Они не хотели зубрить - им интересно было научиться быстро переезжать через улицу. Молодежи на Западе нравится работать на всех уровнях, а не просто учить что-то наизусть.

Тибет отстал от Запада на 600 лет. Пытаясь делать все так, как делают в той культуре, мы создаем священных коров. Здесь другой образ жизни, здесь по-другому работают и иначе воспитывают детей. Молодые тулку должны общаться и становиться сильными; это по-настоящему важно. Они должны уметь прямо говорить, что необходимо делать. Большинство тибетских учителей сейчас находятся в преклонном возрасте и не всегда могут так действовать. Поэтому они радуются, когда за работу беремся мы. У жителей Запада много преданности, они часто говорят: «Я должен делать все так же, как мой учитель». Но их учителя вовсе не против того, чтобы ученики использовали более современные средства и подходы.

Оле Нидал как лама

Важно знать о ламах:

Оле Нидал как лама и как духовный инвалид — вся правда про необуддийскую секту ККОН

Ко мне назрел вопрос со стороны «практикующих» буддистов из традиции ККПОН (Карма-Кагью по Оле Нидалу или Камцанг Кагью).

«…В вашем первом видео размещенном на Youtube о нашем учителе и ламе Оле Нидале, вы высказались отрицательно относительно его деятельности (как о личности), и в тоже время позитивно относительно его широкой деятельности как популяризатора буддизма Алмазного пути . Прошу вас, дорогой, (как вы там себя называете?), прояснить ситуацию, относительно вашего мнения, интересно, что вы думаете и почему именно так вы думаете или почему у вас такая точка зрения об Оле и его личности?

Благодарю заранее за ответ!

С уважением…»

Ну во-первых хочу сказать, что критика учителей совсем дело не благодарное, а в особенности целой традиции. И мне приходится это делать, потому что все остальные тупо привыкли жить, плыть по течению или быть бесчувственным, и безразличным бревном. Скажу, вам сразу я не из таких, кто плывет сверху и слепо бросается в полымя или не зная брода в воду.

В целом можно и нужно критиковать в традиции Кагью, но наверное, ученикам критиковать своего учителя не стоит. Вообщем-то подобная тема запрещена в ламаизме или Ваджраяне. Но я не гелукпинец и не последователь секты Карма-кагью (печалька для них видимо), мне можно все получается, да, но в рамках приличия и соц норм.

И при условии, если вы готовы принять всю правду об Оле Нидале, то читайте, дальше, если нет, то смотрите другие статьи на английском и на немецком об этом шарлатане и его секте, или покиньте этот сайт, пожалуйста! Это ваш выбор — личный.

Теперь сначала с чего начать с плохого обзора или с хорошего?..

Ну, думаю вначале начнем с плохих сторон Оле Нидала, потом обсудим хорошие. Только факты и никакого фейка, вся правда об «ламе».

Оле Нидал как духовный инвалид — косячник или просто неудачник

Ну, что готовы к правде? Тогда вперед. Первое — Оле Нидал учит пхове, в то время, как пхове учат стариков, раковых и безнадежно больных перед тем как им предстоит быстро умереть для лучшего рождения. Далее в тантре 6 йог Наропы , это вообще как бы, завершительная практика или сопутствующая после иллюзорного тела и осуществления туммо. Где такое есть у Оле Нидала?

Второе . Оле Нидал учит тому, что модно, что в тренде, как может лама учить подобным вещам? Менстрим получается, а как же традиция, линия преемственности, ценности лам, гуру-основателей, учения и все такое прочее и очень важное, забыто, выброшено на помойку?

Третье . Как человек, который не был в 3 годовом ритрите и не прошел полный курс обучения, а главное бывший наркоман, может учить кого-то тантре или хотя бы махамудре? Непонятно. Разве что он может учить приему наркотиков или тому, как грамотно пить, но не стать алкашом.

Четвертое . Как появился новоиспеченный 17 Кармапа в секте Оле Нидала? Из воздуха, сработала «тибетская система «подложи-получи «. Благодаря записочке в талисмане? Да ну!

Оно и понятно Далай-лама 14 лошара и предатель, купленый с потрашками за китайский лавандос, короче Далай-лама Тензин Гьяцо — просто китайский коммунист и их Кармапа подделка. Ага!

Почему её не предъявили миру записку и графологи и эксперты не проверили её? Не сростается как-то!


Пятое . Важно знать, что Оле Нидал учит людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Добрый такой ага — сострадательный гуру-гей , а как же обще буддийские понятия (5 не-мужчин и тантрические правила как бы не при чем) и понятия традиции Кагью, как бы не причем?! Оригинал пряма! Первопроходец, думается он просто не из Кагью вообще, раз не следует ценностям Марпа Кагью .

Шестое . Бред, постонный бред, ахинея и несуразица, которые несет Оле Нидал на лекциях можно слушать только если параллельно он рассказывает анекдоты (так хоть выглядит, хотя бы как клоун или юморист), иначе этот сумбур превращается в потраченные на ветер время и деньги. Дхарма как бы бесплатно и от учителя образованного идет. Ну и где все это?

Седьмое . Для начала стоило бы Оле Нидалу и его ученичкам изучить 4 Неизмеримых и прочие базовые учения, а не молоть всякий раз ахинею, по поводу медитации и Тантр. Для человека, который ничего толком не изучал и не знает, выгляди очень позорно! Стыдно Оле — стыдно!

Восьмое . Зачем и по какого лешего отправлять путешествующих по миру , с лекциями о медитации и Тантре, учителей * (ссори, а они уже не учителя, они уже так себе, дружки непонятные, дело в том, что ситуация изменилась и теперь нет учителей в Карма Кагье Оле) в поездки, если эти учителя даже не отличают саттипатхану от шинэ или лхатонг от лоджонга, а бодхичитта вообще не знают, что такое? Спрашиваю и не понимаю…

Девятое . Пропагандировать, то что вегетарианцы тупые или недоумки это как? А вы вообще читали сутры батенька хочется спросить и знаете о жизни Будды, Кашьяпы, Ананды и других учителей включая традицию Кагью: Миларепы и Речунгпы?

Десятое . Чморить и опускать, унижать прилюдно сутры и монахов, насмехаться над ними. А вы изучали Хеваджра-тантру и другие тантры, если да, то у меня сомнения, что вы читали лишь общее описание или отрывки и плохо представляете, что где и как обстоит. А в особенности какая или хотя бы какая-то связь между сутрой и тантрой вообще существует?


Одиннадцатое . Не достиг реализаций, потому что нет знаний, а учишь людей — Оле Нидал №1 лама в секте Оле Нидала. А жена умерла и уже новая девушка — Александра. Либеральный вы наш любитель секса и красивых дам, далеко пойдете, почему тогда гарема до сих пор нет? Вопрос!

Двенадцатое . Ваше мракобесие и невежество, дурь и нелогичность поражают, если это качества Гуру или Ламы, что тогда ждать от ваших отпрысков или учеников?


И тринадцатое . Какого черта спрашивается вы сдружились с Хамбо-ламой, он вас обзывал, вы с ним ругались, чуть ли на маты не переходили, вы его хаяли (коммерсанты, пройдохи, люди без традиции и тд и тп), он вас тоже на чем свет стоит, а теперь вот в обнимку. Что случилось с вами дядечки? Шарлатанская кровь победила и объеденила вас? Правду говорить вас не учили и вообще слово совесть знакомо?

А врать Оле Нидал привык еще с детства, не коммунист сразу видно!

И тут на те, на нетленные мощи Этигелова повелись что ле, добренькие к друг другу стали, или Хамбо-лама в нужную позу к вам встал (или вы к нему рачком встали) и вы с ним любовь закрутили, или решили стать добродетельным христианином, соблюдая культ поклонения мощам святым? Странный человек!

Это была банка дегтя, теперь ложка меда…

Оле Нидал как учитель или как лама

Что касается, ламы или учителя у Оле Нидала, как уже выразился выше в его адрес, не хватает знаний, опыта, постижений, но он хороший пропагандист — этакий буддийский прозелит для не очень умных людей или людей, которые ничего не смыслят в Ваджраяне и Сутрах. В этом случае своей харизмой, шутками, прибаутками и стебом — он привлекает простачков, лошков. неофитов, да и просто обычных людей.

К сожалению, не разу не понимал, почему это шоу с Олей Нидалом стоит столь больших денег, ведь ничего нового я не вынес, а большая часть его фиганды, которую он несет больше часа срабатывает лишь на невежественной толпе, которая любит как троллинг, так и развлечения.


Если серьезно, повторюсь еще и еще раз бывший наркоман не может быть учителем в Ваджраяне, равно и тот, у кого нет опыта и знаний. Но как рекламщик или тусовщик, создатель движухи и разврата (группового секса под пивом с водкой) — Оле Нидал подходит отлично и другие вряд ли с ним сравняться по этой части. Это вообщем все, если хотите можете писать гневные реплики. Но это не изменит мое мнение к вашему шарлатану и пройдохе Оле Нидалу. Он хороший попсовый лидер и не более того.

Всем кто бузит или собирается бузить, советую христанутого Дворкина или почитать , а потом бузить и писать мне в личку.

Так жили рабы тибетских лам. Слева скарб, справа само семейство

***

  • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском "рае" - подборка публикаций
  • Буддийское милосердие: убей человека, чтобы он не испортил себе карму - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
  • Японско-буддистское милосердие - Михаил Мозжечков

***

Тибет никогда не был идиллической страной чудес, его история, как и любого другого феодального государства, полна интриг, войн и предательств. Население Тибета, - а это не только служители буддийской корпорации, но и обычные люди, - всегда существовало в некой отсталости. Их свобода целиком зависело от ближайшего ламы, а образование было привилегией монастырей.

Суть буддизма для большинства тибетцев означала лишь поверхностную веру в общие основы с их акцентом на страх и кармическое воздаяние. В случае, если этого оказывалось мало, в ход шли розги и пытки с отрубанием конечностей.

Политическая власть в Тибете столетиями была разделена между четырьмя буддийскими организациями, испытывающими рьяную неприязнь друг к другу: Кагью, Гелуг, Сакья и Ньингма. Их враждебность сохранялась даже во время изгнания Лам из Тибета.

Основателем течения Карма Кагью является Дюсум Кхьенпа, который, занимаясь йогой сна, достиг Просветления в возрасте 50 лет. В 1160 году ему был присвоен титул Кармапы - выше коего в иерархической системе буддизма находятся лишь две фигуры: Далай-лама и Панчен-лама.

Передача власти в буддизме осуществляется через реинкарнации-перерождения (тулку), выполняющие задачу сохранения непрерывности власти. Веками существующая в Тибете система тулку позволяет монастырям и ламам вести далеко не бедную жизнь.

Система реинкарнаций очень редко дает сбои, ибо заинтересованные лица заранее зачищают возможные "проблемы" нужного им перерождения. Но сбои все-таки случаются, как, например, в 1990-е годы, когда сразу два человека стали Кармапами.

Процесс определения новой реинкарнации это главное средство политических войн Тибета, так как процесс узнавания перерожденца оставлял много места для мошенничества. В большинстве своем юные реинкарнации были политическими марионетками в руках определенной влиятельной группировки. Благодаря своему затворничеству они имели слабое представление о жизни вне стен монастыря, что было, несомненно, на руку их хозяевам.

С приходом к власти в 1980 году Дэн Сяопина политика КНР в отношении Тибета и Буддизма резко изменилась. Не сумев подавить тибетскую оппозицию силой, Китай стал действовать более осторожно, решив установить контроль над признанием тулку VIP-лам. Наглядный пример тому история с Панчен-ламой.

В 1995 году Далай-лама в качестве нового Панчен-ламы представил Гедхуна Чёкьи Ньимы, но спустя всего пару дней мальчик вместе со своей семьей был похищен властями Поднебесной. Позже коммунисты назначили на его роль сына члена КПК. Местонахождение Гедхуна Чёкьи Ньимы до сих пор неизвестно.

Гедхун Чёкьи Ньим

В 1950-е годы Гелуг предложили покончить с богатыми религиозными шоу и "опустить" высоких лам на землю. В результате три другие школы взбунтовались. Объединившись, они выбрали Кармапу своим предводителем. Возник мощный конфликт между Далай-Ламой и Кармапой. В итоге от ограничения лам в шикарной жизни пришлось отказаться.

У Далай-ламы с Кармапой были натянутые отношения - они являются лидерами противоборствующих группировок Гелуг и Кагью. Кроме того монастырь Кармапы в Румтеке был своего рода альтернативой дхарамсальскому "Тибетскому правительству в изгнании".

К слову, незадолго до серии конфликтов Далай-лама шел на сближение с Кармапой и даже отменил двухсотлетний запрет на перерождения Шамарпы (вторая по влиянию фигура в учении Карма Кагью).

Снятие запрета на реинкарнации носило, прежде всего, материальный характер. Поскольку Шамарпа вновь занял место главного ученика Кармапы, всем остальным ламам пришлось опуститься в иерархии на ступень ниже. Это означало серьезные потери по части недвижимости и доходов. Данное событие во многом стало предопределяющим для дальнейших событий.

К слову о ламах

Дамчо Йонгду, занимавший пост генерального секретаря, скончался в 1982 году, и поставил Карма Кагью на грань банкротства. После его смерти казна оказалась совершенно пуста. Провести проверку финансовых записей было невозможно в виду отсутствия последних. Началось расследование, во время которого исчезла вдова покойного. Позже ее обнаружат в Нью-Йорке замужем за своим старым любовником.

Лама Тенпа продавал героин в Дании. Лама Шераб шантажировал австрийскую девушку, которая была от него беременна, и заставлял ее сделать аборт. Лама Трунгпа, широко известный на Западе своими книгами, умер алкоголиком. Лама Бардо заявлял, что тулку Кармапы это его сын, который родится в скором времени. Родилась дочь…

Лама Озел Тендзин, будучи инфицированным ВИЧ, сознательно заражал своих любовников и любовниц. Калу Ринпоче, Лама Мёнлам, Лама Лодрё также были замешаны в сексуальных скандалах. Кроме этого, Калу Ринпоче был наставником Сёко Асахара, руководителя секты Аум синрикё, которая устроила зариновую атаку в токийском метро 20 марта 1995 года.

Джамгён Конгтрул, один из четырех регентов Карма Кагью, которые управляли организацией с 1981 по 1992 годы, разбился на BMW 525, не справившись с управлением на скорости 180 км/час. Еще один регент – Ситупа Ринпоче - имел долю на непальском черном рынке.

***

  • Главнейшее отличие буддизма от Православия - Юрий Максимов
  • Святой Николай Японский о буддизме - диакон Георгий Максимов
  • Архиепископ Гурий Степанов и его полемика с буддизмом - диакон Георгий Максимов
  • Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова - миф для верующих - профессор Галина Ершова
  • Мифы о Тибете и тибетских монахах - Сергей Мазуркевич
  • "Я скучаю по Христу", или Как буддист стал православным - Нил Страйкер
  • Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? - Виталий Питанов
  • Несостоятельность буддийской критики христианского теизма - диакон Сергий Барицкий

***

После смерти шестнадцатого Кармапы в рядах Карма Кагью произошел конфликт, и дабы сгладить углы, сразу четверым VIP-ламам было позволено встать у руля течения. Их задачей являлся поиск перерождения Кармапы и управление организацией. Регентами стали Шамарпа, Джамгён Конгтрул, Ситупа и Гьялцаб. Стоит ли говорить, что с поиском своего начальника они не спешили?

Годы регентства были отмечены ожесточенной борьбой за власть, время от времени переходящей в открытую войну. Например, когда Ситупа обвинял Шамарпу в краже земли, предназначенной под строительство Международного буддийского института в Дели, а после этого попытался сослать его в оккупированный китайцами Тибет.

Стоит заметить, что по некоторым оценкам активы Карма Кагью могут составлять более двух миллиардов долларов. Но более важно то, что Карма Кагью контролирует сеть монастырей, расположенных на индийско-тибетской границе. Данный факт, учитывая геополитический конфликт Индии и Китая, имеет очень большое значение.

Румтек Ситупа

12 июня 1992 года в монастыре Румтек Ситупа и Гьялцаб на собрании лам объявили о том, что семнадцатый Кармапа найден. В качестве подтверждения "правильности" перерожденца двое регентов предоставили письмо-одобрение от Далай-ламы, полученное ими от его секретарши. Сам Далай-лама в это время находился в Бразилии и одобрил новое воплощение по телефону, в ответ на присланное ему досье на реинкарнацию Кармапы по факсу.

Также в качестве подтверждения было показано письмо покойного шестнадцатого Кармапы с подробными инструкциями по поиску своего тулку. Впоследствии Ситупа и Гьялцаб использовали оба эти письма для того, чтобы принудить всех остальных лам в письменной форме признать Кармапу в Ургьене Тринле. К слову, подтверждение Кармапы Далай-ламой не имело никакого политического значения, однако многие ламы, как и все обычные люди, зачастую склонны преклоняться пред титулованными особами.

Позже на собрании появился Шамарпа и в окружении шести солдат регулярной индийской армии устроил погоню за Ситупой и Гьялцабом, скрывшимися от него в своих покоях. После этого под крики "Смерть врагам Кармапы!" началась драка между ламами Ситупы, Шамарпы и пьяными тибетцами, которые незадолго до этого прибыли туда на автобусах.

Ургьен Тринле

17 июня 1992 года нового Кармапу Ургьена Тринле привезли в центральный монастырь Карма Кагью в Цурпху. Во время его трансфера перевернулся один из автомобилей кортежа, два человека погибли. По приезду младший брат Ситупы был арестован за драку с полицией. Во время самой интронизации Ургьена Тринле также имела место драка монахов со зрителями.


Вся буддийская элита признала Кармапу в Ургьене Тринле. Столь многочисленная поддержка Ситупы во много была обусловлена и тем, что ламы, имевшие свои монастыри в Тибете, не могли противиться воле Китая, который недвусмысленно поддерживал Ургьена Тринле. Китай хотел использовать Кармапу в борьбе против Далай-ламы, а также для укрепления своих позиций в Тибете, как и в случае с Панчен-ламой.

В оппозицию к ним встали: Шамарпа, Благотворительный Фонд Кармапы и Лама Оле Нидал. Они требовали провести судебную экспертизу письма шестнадцатого Кармапы, найденного Ситупой.

Оле и Ханна Нидал - два наркомана в поисках "истины"

Датчанин Оле Нидал приехал в Непал в декабре 1969 года вместе со своей женой Ханной, чтобы купить наркотики, так как считал, что они показывают человеку абсолютную истину.

В Индии Нидал случайно познакомился с шестнадцатым Кармапой, подружился с ним и стал европейским Ламой, так как у Карма Кагью в то время была острая необходимость в расширении своего рынка духовных услуг. Начиная с 1974 года, Лама Оле Нидал начал открывать школы Карма Кагью по всему миру, исключая исламские страны, но включая Россию. На сегодняшний день Оле Нидал основал 642 буддийские общины в 66-и странах.

В противовес Нидалу Ситупа имел сеть прибыльных Дхарма-центров в США и по всей Азии, в том числе в Китае, куда европейцу был путь закрыт.

Без "своего Кармапы" Лама Оле Нидал и Шамарпа были не в силах противостоять Ситупе, который к тому моменту без сопротивления со стороны властей штата Сикким (в частности министра Бхандари, связанного с Ситупой деловыми отношениями) захватил монастырь Румтек, находившийся в управлении Благотворительного Фонда Кармапы.

27 января 1994 года Шамарпа объявил в Дели об обнаружении альтернативного Кармапы. Им стал мальчик из Лхасы Тендзин Кхьенце, сейчас известный под именем Тринле Тхайе Дордже.

Оле Нидал

Оле Нидал (родился 19 марта 1941), согласно оценкам Его Святейшества Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, является учителем буддизма Алмазного Пути, Ламой.Оле Нидал передаёт поучения школы Карма Кагью в адаптированном для европейцев виде, стараясь отделять культурные тибетские наслоения от сути буддийского учения. Карма Кагью является подшколой Кагью – одной из четырёх крупнейших школ Ваджраяны тибетского буддизма. С начала 1970-x годов Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая «буддийские центры Алмазного Пути».

Обучение и встреча с буддизмом

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров – в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, Английский и Немецкий языки.

В 1961 знакомится со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправляются в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче – Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

Оле и Ханна Нидал становятся близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они знакомятся с остальными учителями Кагью, такими как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Титул «Лама»

В буддийских кругах встречаются сомнения в оправданности использования тибетского титула «Лама» для Оле Нидала. Оле Нидал не практиковал традиционно необходимыйисточник? для Ламы 3-х летний ретрит. [http://www.dharmawiki.ru/index.php/Карма_Чёчог Кхенпо Карма Чёчог Гава Дордже ] комментирует этот тезис так: «„Лама“ – это просто название для учителя, духовного учителя, на санскрите – Гуру. Традиция ретритов на три года и три месяца появилась позже, значительно позже, чем слово „Лама“ для духовного учителя. Есть много Лам, которые не проходили трехлетнего ретрита».

Некоторые критики также указывают, что ясная и однозначная политическая позиция Оле Нидала по ряду вопросов не соответствует образу буддийского Учителя.источник? Упоминается также, что при жизни ЕС Кармапа XVI, «коренной» буддийский учитель Оле Нидала, публично не называл его Ламой.

Однако, несмотря на вышеприведённые сомнения и дискуссии, по мнению Его Святейшества Шамара Ринпоче – второго Ламы в иерархии школы Карма Кагью, – и по заключению кхенпо Чёдрага, Оле Нидал является квалифицированным буддийским учителем, Ламой. Шамар Ринпоче упоминает Оле Нидала как «Буддийского мастера», который «передает благословение и поучения линии Кагью» (1983)документ 2 на сайте Оле Нидала []] и указывает, что это «вполне уместно» для него «обладать титулом ламы» (2006)документ 3 на сайте Оле Нидала [http://www.lama-ole-nydahl.org/olesite/pages/person/dokuments.html ]]. На официальном сайте Его Святейшества Семнадцатого Гьялва Кармапы Тхайе Дордже [cite web

url = http://www.karmapa-news.org/

title = Karmapa News

lang = en

accessdate = 11-06-2008 ] Оле Нидал во всех публикациях упоминается как Лама. Так же обращается к нему Гьялва Кармапа при всех встречах.

Центры Алмазного Пути

Сам Оле Нидал и кхенпо Чёдраг сообщают, что Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе.Документ 1 на сайте Оле Нидала [http://www.lama-ole-nydahl.org/olesite/pages/person/dokuments.html ], ([http://www.buddhism.ru/teachers/ole.php русский перевод ])] Начиная с 1973 года он путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тхайе Дордже по европейским центрам, основанным Оле Нидалом.

Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь – это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 500 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений – даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом [Перечень буддийских групп на Ближнем Востоке и в Северной Африке [ http://board.buddhist.ru/showthread.php?t=10932] ]. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение, похоже, составляют традиционно мусульманские республики РФ и бывшего СССР: Казахстан, Киргизия и Башкортостан, где есть группы, получившие благословение Оле Нидала.

В России насчитывается 62 центра и медитационных групп, открытых с благословения Оле Нидала.

Преподавательская деятельность

Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) [Коренной текст – Махамудра Третьего Кармапы Ранджунга Дордже, комментарии Оле Нидала. ISBN 5-94303-002-6 ] – способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

Начиная с 1978 г., Оле Нидал написал несколько книг о Буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других Лам (как других школ Ваджраяны, так и в рамках текстов школы Карма Кагью). Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Традиционное буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, более подходит жизни в монастыре, но не образу жизни в западном обществе.

Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхайе Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

Критика

Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тхайе Дордже в противоречивом вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью – Кюнзига Шамара Ринпоче – Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью Тибетского Буддизма.Показания Профессора Джеффри Брайана Сэмьюела, Lama vs. Hope and Ors, CIV-2004-404-001363, Верховный Суд Новой Зеландии (Окланд), 11 ноября, 2004, даны по делу спора о владении недвижимостью, используемой как Буддийский центр Карма Кагью. (отрицает заявление, что есть исторические прецеденты узнавания Кармапы Далай-ламой) [http://www.karmapa.org.nz/articles/2005/geoffreysamuel.pdf ]] Решение Суда, Lama vs. Hope and Ors, CIV-2004-404-001363, Верховный Суд Новой Зеландии (Окланд), 10 марта, 2005. Дело было решено в пользу истца, Беру Кьенце Ринпоче, на основе показаний Джеффри Сэмьюела (см. выше [http://www.rigpedorje.com/court/lamavhope.pdf ]] Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче. [Ken Jolmes, «Karmapa», стр. 56, ISBN 3-89568-027-3 ]

Оливер Фрайбергер, научный сотрудник в University of Texas at Austin, [ [ http://www.utexas.edu/research/eureka/faculty/view.php?pid=2284 EUREKA | Faculty | Oliver Freiberger] ] указывает, что имеет место «постоянная полемика»Оливер Фрайбергер, Кафедра религиоведения Университета Байройта, Германия, в "Меж-буддийские и меж-религиозные отношения ", см. [http://www.globalbuddhism.org/2/freiberger011.html ]] относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал «Lotusblatter» германского буддийского союза заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддискому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристичных речах, на также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками – независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» [German Buddhist Union (DBU) Magazine Lotusbl?tter 13, no. 4, , 64f. ] [Lotusbl?tter 14, no. 1, , 56-61 ] Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

Мартин Бауманн, профессор Бернского Университета (Швейцария), заметил в интервью (2005), что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстро растворимого Буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.Бауманн, Мартин 2005: Интервью "Neue Luzerner Zeitung ", 04/11/2005, [http://www.religionenlu.ch/pdf/2005-11-04.pdf «Eine Art Buddhismus Light?» ]].

В Буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, если он назначен по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связан с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее:«Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка». [Ольга Заец. Статья по материалам лекции Оле Нидала (2000 г., Россия) [ http://religion.ng.ru/facts/2000-02-09/2_nidal.html] ]

Критика проводимых курсов

Несмотря на поддержку активности Оле Нидала со стороны Кюнзига Шамара Ринпоче и Гьялва Кармапы Тхайе Дордже, некоторые наблюдателиисточник? отмечают отличия в стиле и практике Оле Нидала от традиционных:

* В Курс Оле Нидала собственно Махамудра (в том числе посвящение и соответствующая практика) не входит, а лишь читаются лекции, комментирующие стихотворное описание Махамудры, составленное Третьим Кармапой Рангджунгом Дордже.

* В 1972 году Оле Нидал получил передачу практики Пхова у Ламы Аянга Ринпоче школы Дрикунг Кагью. Оле провёл первый курс Пховы в 1987 году. Оле Нидал проводит курсы Пховы, отличные от той, которую получил у Ламы Аянга Ринпоче (традиционно практика Пховы сопряжена с обетом практиковать Пхову 2 раза в месяц и Цог Амитабхи или Миларепы 1 раз в год, о чём Оле Нидал не говорит). Оле Нидал объясняет, что он перестал использовать передачу, полученную от Аянга Ринпоче, потому что в 1983 году последний занял политическую позицию, отличную от позиции Кюнзига Шамарпы. После этого Оле Нидал отказался от линии передачи Пховы, полученной у Аянга Ринпоче и получил практику Пхова по линии передачи школы Ньингма у Ламы Тэнга Ринпоче.

* Оле Нидал стал организовывать трёхдневные семинары по практике Пхова, упростив традиционные формы (не требуя соответствующего тантрического посвящения и обетов, ограничиваясь тремя днями вместо традиционных семи). Корректность такого упрощения вызвала споры в буддийских кругах.

Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

Серьёзной критике подвергается позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам, он неоднократно допускал неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские [Lotusbl?tter 13, no. 4, , 64f., and Lotusbl?tter 14, no. 1, , 56-61) ].

Вот несколько примеров подобных высказываний Оле Нидала:

* В одном опубликованном интервью он заявил «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и Ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни» [Duh?rov?, Bibi?na. [ http://www.praguepost.com/articles/2007/07/11/ace-of-diamonds.php Ace of Diamonds: A conversation with Lama Ole Nydahl ] in "The Prague Post ", July 11, 2007. ].

* «И также, я думаю, им нужно сделать так, что некоторые арабы будут жить друг с другом также, которые друг друга не любят, это очень просто. Чтоыб они все время воевали друг с другом…» []

* «Вопрос: – Страны с плохой кармой?

*: Ответ (Оле Нидал): – Африка и мусульманские страны, там все несчастливы. Также, если вы посмотрите на все мусульманские республики, там много гнева. Это просто такая вера, которая держит людей гневными и заставляет их сражаться. Также в Африке очень плохая карма. Везде. Четверть или двадцать три процента всех чёрных мужчин между 20 – 30 годами сейчас в тюрьме.» [Оле Нидал. Вопросы и ответы на Пхове 7-8 июля 1992 [ http://praktika.narod.ru/budd/book/nidal-phowa92.htm] ]

* «Фактически, все расы в мире побывали вверху и внизу кроме славян. Все. Сначала это были все южные страны. Сначала Африка, потом Китай, затем многие другие места, затем это были романцы, теперь германцы. Но мы уже в упадке. Мы наполняем наши города людьми, которые не принадлежат нашей культуре… Когда германская культура падёт, то единственная раса в мире, которая еще не была на подъёме – это славяне. Это вы. Ваша большая проблема в том, что вы агрессивны по отношению к самим себе. Вы всегда бьёте самих себя.» [Оле Нидал. Вопросы и ответы на Пхове 7-8 июля 1992 [ http://praktika.narod.ru/budd/book/nidal-phowa92.htm] ]

: «Я думаю, что вы будете достаточно умны, чтобы создать сильную связь с Европой и отсечь мусульманские республики…» [Оле Нидал. Вопросы и ответы на Пхове 7-8 июля 1992 [ http://praktika.narod.ru/budd/book/nidal-phowa92.htm] ]

Ответы на критику

По поводу своей антиисламской позиции Оле Нидал говорит, что такая его позиция является личным мнением опытного, много путешествующего человека, и не имеет прямого отношения к буддийскому учению. Оле Нидал объясняет, что он использует критические замечания по отношению к исламу также и в качестве упайя для проверки учеников на способность к независимому мышлению.

На вопросы, является ли обсуждение социальных и политических проблем задачей буддийского учителя, Оле Нидал отвечает:: «… Если люди, которые могут видеть будущее не говорят, то они безответственны. Я всегда говорю „Мне не нужно быть популярным, но я, похоже, прав“.»Интервью с Оле Нидалом [http://www.diamondway-teachings.org/content/olenydahl/text/bt4ole.html ]]: «… Учитель должен делать то, что говорит. Он также не должен просто избегать конфликтных тем, но указывать на причины будущих бед, как перенаселённость в гетто и бедных странах и рост Ислама. Если учитель все время говорит сладкие бессмыслицы, то он не защищает своих учеников. Он должен быть готов задеть некоторых. В этом его ответственность.» [Learning in a Total Way: Teacher – Student Relationship [ http://www.lama-ole-nydahl.org/olesite/pages/dway/teacherstudent.html ] ]

Сторонники Оле Нидала указывают, что он часто говорит: «лучший подход к мировым проблемам – это платить бедным семьям, особенно женщинам, за то, чтобы у них не было более 1-2 детей и помогать им давать образование этим детям»:: «… Представляете, какое это облегчение, когда можно поехать в Африку и встретить здоровых, свободных и образованных людей, как в наших нынешних обществах?»

В ответ на критику в поверхностности поучений, Оле Нидал говорит: «Учёные люди делают простые вещи сложными, а йогины делают сложные вещи простыми» (Устные поучения, Гамбург (Германия) 29 декабря, 2007).

заглавие = Современное введение в учение Будды. Каким всё является

оригинал = Wie die Dinge sind. Eine zeitgem??e Einf?hrung in die Lehre Buddhas

издание = 1-е изд

место = СПб.

издательство = Питер

страницы = 160

заглавие = Основополагающие Упражнения

издание =

место = СПб.

издательство = Алмазный Путь

страницы = 176

заглавие = Шесть освобождающих действий

оригинал = The Six Liberating Actions

издание =

место = СПб.

издательство = Алмазный Путь

страницы = 32

заглавие = Великая Печать. Пространство и радость безграничны. Взгляд Махамудры Буддизма Алмазного Пути

оригинал = The Great Seal. Limitless Space and Joy. The Mahamudra View of Diamond Way Buddhism

издание = 3-е изд

место = СПб.

издательство = Алмазный Путь

страницы = 248

заглавие = Открытие Алмазного Пути

оригинал = Entering the Diamond Way

издание = 4-е изд

место = СПб.

издательство = Алмазный путь

страницы = 296

заглавие = Верхом на Тигре

издание =

место = СПб.

издательство = Алмазный путь

страницы = 494

* [http://www.lama-ole-nydahl.org Личный веб-сайт ] ref-en

* [http://www.buddhism.ru/ Буддизм Алмазного Пути ]

* [http://www.diamondway-buddhism.org/ Diamond Way Buddhism ]