Сценарий молодецкие забавы в лагере. Проект "русский народный праздник - молодецкие забавы"

Сценарий спортивной игры «Молодецкие забавы»

Игра подойдет для проведения праздника 23 февраля в школе или спортивной игры в летнем лагере.

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на спортивной игре “Молодецкие забавы”

ВЕДУЩАЯ: Внимание! Отряд «Беркут» к проведению спортивной игры «Молодецкие забавы» готов? Ваш девиз!
Отряд «Витязи» к проведению спортивной игры «Молодецкие забавы» готов? Ваш девиз!

ВЕДУЩАЯ: Домашним заданием было сформировать команды и придумать им названия. Команды на исходную!

/Две команды выстраиваются на линии старта. Во главе каждой команды стоит капитан.

ЭСТАФЕТЫ:
1.Эстафета с поворотами. (Первые участники добегают до финишной кегли, оббегают ее 2 раза и возвращаются к команде. Бегут следующие участники. Кто быстрее?)

2.Собери кегли. (На дистанции для каждой команды расставлены кегли. Первый участник, добежав до первой кегли, берет кеглю и возвращается к команде. Следующий игрок бежит ко второй кегли и забирает ее с собой. Так пока все команды не собирут все кегли)

3.Оставь роспись. (на финише лежит лист с карандашом. По команде ведущего первые игроки бегут к листу с карандашом, пишут на листе свое имя и возвращаются к команде. Кто быстрее?)

4.Навстречу друг другу. (Команда делится на 2 части и становится напротив друг друга. По сигналу первый участник бежит ко второму участнику, который находится напротив. Передает ему эстафету. Второй участник бежит к третьему из команды. И т.д. Выигрывает команда, половинки которой первее других поменяются местами.)

5.Передал – садись. (капитан становится напротив команды. У него в руках мяч. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку. Игрок делает то же, что и первый.)

6.Скачки. (Участники эстафеты должны быстро надеть юбку и пропрыгать на скакалке до финишной отметки и обратно.)

7.Помоги ближнему. (участники делятся на пары. По сигналу ведущего первая пара одному из участников завязывают глаза. Второй помогает первому. Таким образом пара должна пройти до финишной отметки и обратно.)

8.Эстафета с мячом. (участники делятся на пары и зажимают животом мяч. Таким образом добегают до финишной черты и возвращаются к команде. Кто быстрее)

9.Носильщики. (команде выдается «груз»(мячи, кегли, ведерки). По сигналу ведущего первые игроки бегут с грузом до финишной черты и обратно. Передает «груз» второму)

ВЕДУЩАЯ: Молодцы,ребята, победила дружба! Сейчас все вместе давайте поиграем в игру «Хвост дракона»

/Подведение итогов спортивной игры. Вручение призов.

Молодецкие игры и забавы часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Это были гусли, гудок, скрипка, балалайка, гармонь и т.п. Звучание музыка очень часто (особенно в парных состязаниях) подавало сигнал к началу поединка или игры. Названия игр и наименование местности их бытования очень часто давали названия наигрышам. Например: «Подзаборного», «Горбатого» или «Сумецкая», «Карагаева» «Пожеревицкого» и т.д. (наигрыши «под пляску» или «под драку»). Парные игры.

«Шапки» («Снять шапку»).

Место бытования: Псковская, Новгородская, Архангельская, Вологодская обл., Урал и Сибирь. Два игрока, с шапками на голове (это могут быть панамки, бейсболки, вязанные шапки и т.д.). Под музыку (желательно гармонь), вначале выполняют элементы пляски, затем, столкнувшись друг с другом грудью, расходятся. Это и есть момент начала соревнования. Победившим считается тот, кто первым снимет с соперника головной убор.

«Перетяжки» («Вырвать репу»).

Место бытования: Тверская обл., Урал. Два игрока, садятся на землю, друг напротив друга. Упираются ногами "стопа в стопу". Берутся руками за одну палку и по команде (голосом или началом наигрыша на гармони), тянут каждый в свою сторону. Выигрывает тот, кто перетянет или вырвет из рук палку.

«Крестики» («Зайка-попрыгайка»).

Место бытования: Урал, Сибирь. Две палки кладутся на землю: крест - на крест. Делаются два креста. В игре участвуют два человека. По команде, играющие подпрыгивая, меняют ноги так, чтобы не задеть палки. Ноги постоянно чередуют места прыжка, как циркуль. Руководитель игры задаёт ритм, хлопая в ладоши, постепенно его ускоряя. Играющие совершают прыжки под хлопки (в Сибири под песню «Зайка попрыгайка»), не отставая от ритма. Проигрывает тот, кто каким-либо образом сбивается с ритма или задевает палку.

"В палку".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ростовская, Курганская обл. Играющие становятся в центр круга, заранее обозначенного, берутся за палку в центре одной рукой, за края - другой. По команде каждый пытается вытолкнуть соперника за круг. Проигравшим считается тот, кто первым окажется за кругом.

"Столкнуть с места".

Место бытования: Московская, Тверская, Ростовская обл., Алтайский край. Играющие становятся друг против друга боком, ногой к ноге соперника, в руках - палка. Палку необходимо держать одной рукой за конец, другой - в середине палки. По команде игроки пытаются столкнуть друг друга с места. Проигрывает тот, кто первый тронется с места, хотя бы одной ногой.

"Положить на спину".

Место бытования: Ростовская обл. Игроки становятся спиной друг к другу. Палка над головой в руках играющих. По команде каждый из игроков старается оторвать соперника от земли и положить его себе на спину. Проигравшим считается тот, кто выпустит палку или окажется на спине соперника.

"Петушки".

Место бытования: Архангельская, Вологодская, Курганская, Челябинская, Омская обл. Играющие становятся друг против друга. Берут в руку, каждый свою ногу и стоя на одной ноге сталкиваются грудью. Задача заключается в том, чтобы вытолкнуть соперника (без рук) за заранее обозначенный круг. Выигрывает тот, кто остаётся в кругу.

"Олабышки".

Место бытования: Архангельская, Тюменская обл. Играющие садятся на лавку друг против друга, при этом скрестив ноги. Ноги также находятся на лавке полусогнутыми. Один из игроков складывает ладоши так: тыльная сторона кисти руки - к тыльной стороне другой кисти, затем ладошку плотно прижимает к своему уху, делая "подушку". Другой игрок должен ударом руки в сложенные руки (как бы по уху) сбить соперника с лавки. Выигрывает тот, кто удержался на лавке и не упал.

«Борьба на поясах».

Место бытования: Омская область. Соперники становятся друг напротив друга, ноги расставлены на уровне плеч. На каждого участника через спину (по диагонали) пропускается кушак или пояс. Соперник берёт в левую руку один конец кушака, который выходит из-за плеча другого соперника и правой рукой за другой конец кушака выходящего из-за пояса соперника. Это проделывают оба игрока. По команде, соревнующиеся стараются, натяжением кушаков, столкнуть соперника с места.

Групповые игры.

"Валенок" ("Мешочек").

Место бытования: Северо-Западный регион, Урал, Сибирь. В центре стоит водящий, у которого на голове шапка. Водящий, начинает раскручивать над головой верёвку, на конце которой привязан валенок или мешочек набитый тряпками. Длина верёвки 3-4 м. Задача игроков сводится к тому, чтобы сорвать шапку с головы водящего. При этом верёвка не должна задеть нападающего. Если удалось кому-либо из нападающих сорвать шапку с головы водящего, то он сам становится водящим. Нападающих может быть сколько угодно, но нападать можно только после того, как раскрутится валенок (мешочек) и до тех пор, пока валенок не упал на землю (не остановился).

"Ягодка".

Место бытования: Ростовская обл. Парни становятся в 2 шеренги, лицом друг к другу. Попарно берут за руки участников противоположной шеренги. Один лишний парень. Который остался без пары, выбирает из стоящей рядом толпы девушку. Ставит её в конец шеренги, а сам возвращается в начало. Затем, парень должен разбежаться и прыгнуть «щучкой» на сцепленные руки шеренги. Участники шеренги одновременно слегка подкидывают парня, перемещая его в конец строя до девушки и останавливают движение держа его на сцепленных руках. Затем парень целует девушку, после чего он спрыгивает с рук и встаёт в строй. Игру продолжает следующий участник из шеренги. Правила: Участники игры, стоящие в шеренге должны стоять плотным строем (плечом к плечу), чтобы не было между ними «просветов». Руки сцепляются крест накрест хватом ладонь в ладонь или каким-либо другим хватом. Главный участник игры (которого подкидывают), должен сильнее разбежаться и прыгнуть упав на руки товарищей «пластом». Руки вытянуты вперёд, ноги обязательно сомкнуты вместе и оттянуты. Держащиеся за руки не должны разваливать строй.

"Веточка".

Место бытования: Московская, Ростовская обл. Играющие берутся за руки образуя ровный круг. В центр круга вертикально (в землю) втыкается палка или ветка высотой чуть ниже роста играющих. Все стараются тянуть круг (играющих) на ветку. Цель игры: не задеть своим телом или рукой эту ветку, а также нельзя разрывать руки. Задевший ветку или разорвавший круг, выбывает из игры. В конце игры должен остаться один победитель.

"Аки баба".

Место бытования: Курганская обл., Южный Урал. Обозначаются две условные зоны на поле. Играющие выбирают водящего, сами выстраиваются в одну линию (в одной из зон). Водящий выкрикивает имя одного из игроков. Игроки отвечают "Аки баба!". Тот игрок, которого назвали пытается убежать, а игроки пинками гонят его к другой зоне. Если игроку удалось убежать, водящий остаётся прежний, ежели ему "надавали пинков", то водящим становится он.

«В Чапая».

Место бытования: Курганская, Оренбургская обл. Из играющих выбираются двое - Чапай и охранник. Все встают в круг и в центр, на колени, садят Чапая. При этом на Чапая накидывается плащ, куртка или любая-другая скрывающая одежда. Сидеть Чапаю нужно на коленях, обхватив себя руками, прикрывая почки. У Чапая имеется охранник который должен защищать его от ударов ногами. Отбивать удары наносимые Чапаю приходится ногами, при этом одна рука всегда находится на голове Чапая. Все стоящие вокруг охранника и Чапая могут наносить удары ногами по Чапаю. Если кого-либо из играющих охранник задел ногой, задевшего садят на место Чапая, а сам Чапай становится охранником и защищает нового Чапая.

«Передай другому» («Батяпыши»).

Место бытования: Архангельская, Ростовская обл. Игроки становятся в круг лицом внутрь. Один из игроков даёт подзатыльник другому, тот, пытаясь увернуться, не сходя с места, передаёт подзатыльник следующему. И так - по всему кругу.

«Подзаборного».

Место бытования: Псковская, Новгородская обл. Игроки становятся в круг. В центре круга стоит игрок, который находится в расслабленном состоянии, как бы пьяный. Игроки, перемещают его по кругу руками, вращая. толкая его на противоположную сторону круга, перекатывая. Игрок совершенно не напрягаясь, поддаётся движению, которое придают ему игроки. Задача игроков, не уронив его, всё время придавать ему движение. Затем в круг становится другой игрок.

«Вежа».

Место бытования: Новгородская, Тверская обл. Игроки, взявшись за руки, стоят в кругу. Один из игроков начинает запутывать весь круг по ходу своего движения (можно переворачиваться, подлазить под ноги). Запутываются до тех пор, пока свободное движение не остановится. Другой игрок начинает запутанный "клубок" или "вежу" распутывать. При этом руки не расцепляются. Распутывание происходит до исходного положения.

«Кроты».

Место бытования: Ростовская обл., Урал. Очерчивается большой круг. Кананием выбирают водящего. Игрокам завязывают глаза и сажают на четвереньки. Водящий, перемещаясь в кругу, наносит удары под зад игрокам. Выходить из круга водящим запрещается. Игроки должны поймать водящего вслепую. Если им это удаётся, то они все щиплют, щекотят, слегка бьют водящего. Далее водящим становится тот игрок, кто поймал водящего.

«Кетоврас» (аналог игре «Лошадиный бой»).

Место бытования: Московская, Тульская, Рязанская, Волгоградская обл. Игра в парах. Игрок ложится на землю на руки (как при отжимании), другой сзади берёт его за ноги. Вторая пара проделывает то же самое и становится друг напротив друга. По команде пары сходятся, и соперники пытаются положить на землю игрока, стоящего на руках. Проигрывает та пара, которая коснётся земли первая.

Групповая игра. В парах уже участвуют две команды. Победившей командой считается та, Которая положит на землю всех игроков команды соперника, а у самой останется хотя бы одна пара в исходном положении.

Чемпионат лагеря по народным играм.

ЦЕЛЬ: Формирование у детей культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни через народную игру.

ЗАДАЧИ:

    Познакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила.

    Развивать ловкость, выносливость, выдержку.

    Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, а также сюрпризные моменты, актерское перевоплощение педагогов.

    Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Знакомство с русскими народными играми.

    Просмотр мультипликационных и художественных фильмов о традиционных русских праздниках.

Участники и условия проведения праздника:

В спортивных соревнованиях участвуют мальчики ЛДПН. В группах поддержки - мальчики и девочки ЛДПН.

Формируются две команды – дружины по 5 человек.

Команды должны иметь название, отличительные знаки и одинаковую форму: нарядные рубашки, расшитые кушаки и шапки.

Награждение:

Победителем каждого состязания является команда - дружина, выполнившая задание правильно и быстрее всех. Общий результат определяется по итогам всех состязаний. За I и II участники праздника награждаются сушками и баранками. Какая дружина в конце праздника набрала больше сушек, та и победила.

Оформление:

Для оформления стадиона используются флаги разных цветов, большое полотно с надписью «Привет участникам соревнований!», воздушные шары,

название спортивного праздника «Молодецкие забавы»,

лозунги, призывающие к ЗОЖ: «В здоровом теле – здоровый дух!» и т.д.

Для музыкального оформления записаны весёлые мелодии, песня «Богатырская сила».

В музыкальных паузах выступают девочки, которые играют на деревянных ложках. Девочки - в ярких сарафанах и кокошниках.

Оборудование и спортивный инвентарь:

Мячи; биты; мишени; щиты; канат.

Программа праздника и этапы спортивных соревнований:

Общее построение. Звучит русская народная мелодия.

Уважаемые гости, дорогие ребята мы вас приветствуем на молодецких играх.

Пожалуйста, гости дорогие! Пожалуйста!

Веселья вам да радости! Давно вас ждём–пождём, праздник без вас не начинаем.

Пригласили мы вас на праздник игры да потехи на всякий вкус!

Народ собирается! Праздник начинается!

Собрались сегодня красны девицы, да добры молодцы силушкой, да умом померится.

Удаль свою показать!

Ведущая №1 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Сегодня в нашем празднике «Молодецкие потехи» будут участвовать две дружины: первую мы назовём дружиной Русичи, вторую – Витязи.

Ведущая №2 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

В некотором царстве, в некотором государстве, на земле российской вы увидите добрых молодцев богатырской силы и ловкости. А судить наших богатырей будут жюри.

(Представление членов жюри)

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

А одаривать участников нашего конкурса они будут сушками. А какая дружина в конце праздника наберёт больше сушек, та и победила.

У нас в гостях собрались подруженьки и сидят они в красном углу.

Эй, подружки не скучайте, ложки быстро доставайте.

(Выступление девочек - ложкарей)

Ведущая №1 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Продолжаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех.

Начинаем панораму

Удивительных потех.

Пришло время состязаний. Проверим, готовы ли богатыри к испытаниям? Проведем боевое крещение. На Руси сказочные богатыри смело преодолевали и огонь, и воду, и медные трубы.

Слова известной песни о былинном богатыре, защитнике земли русской, далеко разносятся по стадиону, призывая участников турнира начать поединок.

«То не грозное небо хмурится,

не сверкают в степи клинки –

это батюшки Ильи Муромца

вышли биться ученики»

И выстроились друг против друга две грозные силы – команды «Богатыри» и «Витязи», отважные воины, готовые показать ловкость, выносливость, сноровку да смекалку молодецкую. В предвкушении необычного зрелища место схватки со всех сторон окружили зрители и болельщики.

Конкурс № 1 «Богатырские испытания»

Бег с кушаком (платком) Кого хошь спроси, а у нас на Руси Кушачком подпоясался ты - богатырем назвался.

Первый молодец бежит, подпоясавшись кушаком до красной девицы, обегает ее и возвращается к команде, передает кушак второму молодцу, и так до тех пор пока не примут участие в конкурсе все молодцы.

Звучит песня «Богатырская сила»

Конкурс № 2 «Победить Змея Горыныча»

Не раз богатыри спасали Русь от злого ворога. Народ о таких богатырях издавна слагал былины и сказки, прославляя их подвиги.

Я хочу проверить всех вас на терпенье,

На ловкость и внимание,

На меткость и умение!

Метание шарика. Попасть в глаз Змея Горыныча и убить его.

Конкурс № 3 "Богатырское толкалище".

Приглашаем наших богатырей на "толкучку". Толкучка - это не рынок, где покупают и продают вещи, а самые настоящие соревнования, на которых силачи толкают друг друга. А точнее меряются силой, выталкивая друг друга из круга.

Звучит песня «Богатырская сила»


Конкурс № 4 «Размахнись рука, раззудись плечо»

Городки. Вот игрушка, Русская кидушка, Сбей ей русский городок. Кто быстрее всех собьет Балл команде принесет.

Участник каждой команды из положения выполняет броски по мишени. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество попаданий.

Звучит песня «Богатырская сила»

Конкурс № 5 «Богатырская сила»

Перетягивание каната.

Удальцов, парней, девчат Вызываем на канат. Десять слева, десять справа - Только мускулы трещат.

Команды выходят на поединок. По результату выявляется победитель.

Звучит песня «Богатырская сила»

Конкурс № 6 «Стенка на стенку»

Одним из самых любимых и массовых видов русских боевых искусств в старину считалась битва «стенка на стенку». Именно в таких боях родилось знаменитое выражение «чувство локтя», умение, которое и в мирной жизни высоко ценится. Задача – перетолкать стенку противника за черту, не ломая своего строя и не допуская на свою территорию недруга. Обычно в кулачных боях сходились «стенка на стенку» только мужское население деревень и городов.

Общее построение, объявление победителей, награждение.

Каждый конкурс судьи оценивали в одну или две cушки и, каждый раз, они отправлялись в копилку очередных победителей.

Выступление девушек – ложкарей.

Ведущая №1 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Молодцы, богатыри!

Блеснули молодецкой удалью, показали свою силу, ловкость, взаимовыручку .

После пройденных сложных испытаний, немало сил требующих, займите место красное во широком дворе.

Ведущая №2 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Русь известна вкусным квасом.

Мы на квас всех приглашаем

У нас есть угощенье знатное:

Пряники медовые, конфеты,

Петушки леденцовые,

Пряники печатные,

До того нарядные,

Хлебом– солью привечаем

Всех вас в гости приглашаем!

Все пьют квас и едят угощения.

Ведущая №1 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

По итогам состязаний «Богатыри» и «Витязи» набрали равное колличество баллов, обе команды великолепно справились со всеми заданиями и получили заслуженные награды. Пожелаем нашим добрым молодцам и красным девицам новых достижений и блестящих побед!

Завершается Экоэкспедиция «Молодецкие потехи» в игровой комнате, где установлено Эко-Дерево.

Ведущая №1 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Итоги подведены, победители выявлены. А теперь выбираем «экологический символ дня» - разноцветные листочки, который соответствует вашему настроению и крепим его на наше Дерево настроений -наше Экодерево.

Ведущая №2 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Наша экспедиция «Молодецкие забавы» подошла к концу.

И в завершении проведем ритуал Берегиня, который основан на традициях народной культуры.

«В вечернем кругу зажигаем символический фонарик, вспоминаем все самое плохое и хорошее за день; все плохое мысленно сжигаем в пламени: все хорошее наполняем жаром огня.

Праздник закончен .

Ведущая №2 (Красна девица в сарафане и кокошнике):

Всем спасибо за внимание,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь.

Говорим всем: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

Подготовила учитель начальных классов

Львова Ольга Александровна

СЦЕНАРИЙ спортивной игры «Молодецкие забавы» .

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на спортивной игре «Молодецкие забавы». Внимание! Отряды, представьте, пожалуйста, свои команды идоложите о готовности (представление команд). Ну что же, я вижу все готовы, команды на исходную, и мы начинаем. Оценивать и считать ваши очки сегодня будут наши педагоги. Но они так же могут снижать очки команде за дисциплину. Поэтому ребята, будьте внимательнее, соблюдайте правила. Ну а я желаю вам всем удачи.

Наш первый конкурс определит, чья команда самая внимательная и собранная. Послушайте задание: вам необходимо в своих командах построиться по принципу: узнай первую букву фамилии соседа и встань в положенное тебе место. По алфавиту. При повторяющихся фамилиях в ход идут первые буквы имён. Как только построитесь, кричите громко: «МЫ ГОТОВЫ!» (аниматор засекает время и после выполнения задания проверяет правильность его выполнения).

Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Ну а мы продолжаем. Команды на исходную.

ЭСТАФЕТЫ:
1. Эстафета с поворотами(первые участники добегают до финишной кегли, оббегают ее 2 раза и возвращаются к команде). Бегут следующие участники.

2.Оставь роспись (на финише лежит лист с карандашом, по команде ведущего первые игроки бегут к листу с карандашом, пишут на листе свое имя и возвращаются к команде).

3. Навстречу друг другу(команда делится на 2 части и становится напротив друг друга; по сигналу первый участник бежит ко второму участнику, который находится напротив, передает ему эстафету. Второй участник бежит к третьему из команды. И т.д. Выигрывает команда, половинки которой первее других поменяются местами).

4. Передал – садись (капитан становится напротив команды. У него в руках мяч. По сигналу капитан бросает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку. Игрок делает то же, что и первый.)

5. Эстафета с мячом (участники делятся на пары и зажимают животом мяч) Таким образом, добегают до финишной черты и возвращаются к команде.

Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте послушаем наше жюри и итоги эстафет (слово жюри). Ну а мы продолжаем, у нас впереди еще много всего интересного. Команды на исходную.

Сейчас мы определим, чья из команд у нас в лагере самая сильная. Конкурс – перетягивание каната. Молодцы ребята. Следующий конкурс покажет и определит, чья из команд у нас самая гибкая. Конкурс – лимбо (прохождение под лентой).

Ну а сейчас, мы определим, чья из команд у нас самая ловкая. Конкурс с шарами: 1. Участники надувают шарики на скорость.2. Приседают 10 раз парами, с шариком за спиной. 3. Лопают парами, без помощи рук и ног.

Молодцы ребята. Все команды проявили свою ловкость.

Ну а пока наше жюри будет подводить итоги игры, мы проведем конкурс капитанов. Капитаны ко мне. Вам предстоит пройти самое вкусное испытание. Конкурс - яблочко (фрукт на веревочке, нужно на скорость, без помощи рук скушать его).

Спасибо капитанам, возвращайтесь в свои команды. Ну а мы предоставляем слово нашему жюри (подведение итогов). Награждение команд.

Инвентарь:

  • Кегли – 4 шт.
  • Чистые листы – 4 шт.
  • Карандаши – 4 шт.
  • Мячи – 4 шт.
  • Канат
  • Лента (прыгалки)
  • Шары – 20 шт.
  • Яблоки – 4шт.

    Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу и сцепляют руки крест на крест. Желающих продвигают вдоль цепи подбрасыванием от начала и до конца. В качестве «вишенок» могут участвовать девушки и даже дети в возрасте от 6 лет.

    Два соперника становятся друг против друга и по команде старейшины стараются снять друг с друга шапку, при этом не отдав свою.

    Все играющие делятся на пары. В каждой паре, согласно жребию, один должен изображать коня, а другой наездника. Играющие, изображающие коней, нагибаются, согнувши колена и упершись в них руками, а всадники садятся на них верхом.

    После этого между парами устраивается борьба, где главные действующие лица - всадники. Задачей является повалить соперничающую пару или сбросить противостоящего всадника на землю.

    Эта игра может несколько отличаться, в зависимости от того, как усаживаются на своих «коней» всадники (на спину или на плечи). Игра традиционно устраивалась то как состязание отдельных пар, то как целое сражение большого числа играющих, разделенных на команды.

    Два участника становятся против друг друга и произвольно захватывают палку. По команде они пытаются отнять палку друг у друга.

    Все играющие делятся на пары. В каждой паре один участник становится на руки, а второй берёт его за ноги. После этого устраивается борьба. Задача борьбы сбить противника, стоящего на руках, на землю.

    Играющие делятся на две равные по силам команды, обычно до 10 человек. По жребию решают, какой команде прыгать, а какой везти. Первые часто называются «верхи» или «играющие», а их соперники - «низы» или «водящие», что, впрочем, многократно меняется в ходе игры. Те, которые водят, выстраиваются в колонну, согнувшись и обхватив стоящего впереди руками у пояса так. Другая команда, определив очередность среди игроков, начинает по одному запрыгивать с разбега на спины водящих (кобылкой, как замечает старинный автор). При этом стараются запрыгнуть так, чтобы было удобно прыгать следующим игрокам команды, а каждому прочно удерживаться на спинах соперников, чтобы не коснуться земли. После того, как запрыгнули все игроки, «низы» начинают медленно двигаться, подобно слону, до заранее условленного места (5-10 метров). После этого команды меняются ролями. Однако смена ролей происходит и при касании одним из прыгающих земли. Если же «низы» не сумеют удержаться на ногах или разъединят руки, то им, предстоит выполнять все сначала - им нужно отводить!

    Игра продолжается до тех пор, пока не возникнет желания сформировать новые команды или пока участники игры не устанут.

    Многочисленные варианты этой старинной русской игры имеют несколько отличительных деталей в правилах игрового поведения и особенно в текстах, с которыми одна команда ведет игровой диалог - словесный поединок - с другой, противоположной командой. После игрового диалога следует попытка одного из игроков прорвать цепь противника. Среди названий данной игры крупнейший знаток народных игр и физического воспитания народов России XIX в. Е.А. Покровский выделял «кандалы», «колика-баба», «оловень» и др.

    Играющие встают в два ряда, лицом друг к другу, взявшись за руки. «Две равные партии выстраиваются двумя шеренгами (стенками) друг против друга... причем крепко берутся за руки, образуя таким образом каждая партия крепкую цепь,» - пишет Е.А. Покровский о подобной игре.

    В наиболее распространенном варианте «разрывных цепей» играющие просто по очереди вызывают одного из игроков, называя его имя.

    «Тили-рам, Тили-рам, кого вам, кого нам?» - спрашивает одна команда другую, а в ответ слышит имя одного из спрашивающих.

    После вызова игрока происходит важнейший момент игры, когда вызванный игрок, разбегаясь с некоторого расстояния, старается грудью прорвать цепь команды, взявшейся за руки. Если это удается, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. А если нет, то сам остается в этой команде. Потом команды меняются ролями. Игра продолжается до тех пор, пока не выявится более сильная команда, в которой будет больше игроков.

    В центре круга ставится полено. Все играющие встают по кругу и берутся за руки. Один из играющих (поочередно) подает команду, после которой все бегут по кругу до следующей команды (например, «Стоп!»). После этого играющие останавливаются и стараются затащить своих соседей в круг, чтобы кто-нибудь свалил полено. Сбивший полено выбывает из игры, которая продолжается. В игре должно принимать участие не мене шести человек.

    Все играющие встают в круг и берутся за руки. Тогда можно обозначить на площадке размеры «сковороды» - нарисованного или начерченного круга несколько меньшего размера, чем образованный взявшимися за руки игроками. После команды «Побежали!» (которую подают играющие по очереди или хором) все играющие начинают передвигаться по кругу по часовой стрелке - по солнышку. Затем следует команда: «Тяни!». После этого сигнала каждый играющий старается затянуть соседей в центр круга - «на сковороду». При этом все внимательно следят друг за другом. Тот, кто хотя бы одной ногой заступит за черту - «поджарится» - или расцепит правую руку, должен покинуть круг. Игра продолжается до трех или даже до двух победителей. Игра при этом переходит в простое перетягивание через круг, что является одним из традиционных видов игрового противоборства и было широко распространено в традиционной игровой культуре.

    Все участники игры, берутся за руки, образуя кружок. Это по традиции называется «колокол». По уговору, по жребию или просто по очереди играющие по одному выходят в центр круга и затем стараются прорваться через сцепленные руки товарищей, т.е. вырваться из круга. Характер действий водящего заметно меняется в зависимости от числа образующих круг игроков. Если их 4-5 человек, то игра носит характер близкий к силовому противоборству. А в том случае, когда играющих 12-15 и более, игра становится похожей на традиционное для целой серии народных игр "разрывание цепей". В этом случае игра более соответствует названию, ведь водящему нередко приходится метаться как «язык» звонящего (зовущего) колокола.

    Вариант 1. При большом числе участников могут избираться 2-3 водящих. При этом характер игры несколько меняется, становится более динамичным.

    Вариант 2. Иногда игра имеет еще своеобразное продолжение - ловлю убегающего. Прорвавшись, играющий бежит от круга, а остальные составляющие круг игроки бросаются его ловить. Кому первому удается осалить или поймать убегающего, тот и получает право встать в круг и разбивать его в следующий кон.

    Все играющие, взявшись за руки и образовав круг. Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - «месят тесто». На слова «раздувайся, пузырь» начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут «да не лопайся!», каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два «лопнувших» игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем «замесе», поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание «лопнувших». В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.

    Все участвующие в перетягивании сговариваются, образуя тем самым две примерно равные по силам команды. Далее все играющие становятся в одну линию таким образом, чтобы представляющие разные команды участники оказывались через одного, а все члены одной команды лицом смотрели в одну сторону, а противоположной - в другую. Все перетягивающиеся сцепляют свои руки, согнутые в локтях, с локтями соседей-противников. В результате и образуется своеобразная стенка, где каждая из команд старается перетянуть команду соперников в свою сторону, то есть туда, куда обращены лицом игроки этой команды.

    Перетягивание обычно начинается по сигналу, а его результаты и команда-победитель определяются по оценкам наблюдателей. Проигравшими будут названы те, которые оказались оттесненными от исходной линии или те, кто допустили разрыв общей цепочки перетягивающихся. Постепенно у участников игры вырабатывается согласованная тактика командной борьбы, учитывающая как лучше расположить игроков по их силе, росту и т.п., что в большей степени определяет преимущество команд.

    Играющие проводят на земле прямую черту и, разделившись на две примерно равные по силе партии, становятся по обе стороны черты. Затем партии становятся одна против другой вдоль черты. Участники одной команды осуществляют взаимный захват кистей рук, участников другой команды и по сигналу начинается перетягивание.

    Противники стараются перетянуть друг друга на свою сторону. Тот кого перетянули покидает игру, а перетянувший может помогать своему соседу. В этой борьбе торжество часто остается не на той стороне, где больше силы, но на той, где больше ловкости.

    В состязании участвует двое игроков. Они становятся на вертикально поставленные пеньки, высотой до 30 см. напротив друг друга и держатся за жгут. По команде старейшины участники начинают тянуть за жгут. Выигрывает тот, кто первым заставит соперника коснуться земли.

    4-5 или более играющих выбирают водящего, которому и предлагается «найти пятый угол». Он становится в центр расположившихся вокруг него играющих и начинает медленно наклоняться и падать в сторону одного из игроков. Его нужно удержать и толчком рук направить его падение в направлении другого играющего. Тот, кто допустил падение водящего, то есть "дал найти ему пятый угол", становится на его место.

    В этой игре акробатического характера сила, устойчивость и выносливость каждого из играющих проявляется в совместном сооружении своеобразной живой пирамиды, башни, каравана и т.п.

    Играющие становятся в ряд друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Так образуется цепочка первого ряда (яруса) из наиболее крепких физически юношей, первый из которых выполняет роль направляющего. Другие играющие садятся на руки игроков, образующих первый ряд. Иногда на второй ряд садится еще и третий. Такой караван затем начинает двигаться, что доставляет удовольствие и играющим, и зрителям (девушкам, наблюдающим за игрой, взрослым и детям). Наконец, нижние не выдерживают тяжести верхних (или просто комически изображают это), и все играющие валятся на землю под общие шутки и смех.

    Игры подобного типа отличаются преимущественно характером многоярусного построения играющих и особенностью сочетания в них спортивной состязательности и театрально-игрового элемента, свойственного народным потехам, цирку и другим играм-представлениям на праздниках.

    На земле рисуется круг. Двое участников игры пытаются вытеснить друг друга за линию круга. При этом можно использовать толчки руками и плечами.

    Две примерно равные по силам команды располагаются друг против друга, лицом к лицу. Каждый играющий становится левым плечом вперёд, а второй рукой захватывает пояс рядом стоящего партнёра. Каждая из команд стоит плечом к плечу, ожидая условного сигнала к началу противоборства. После начала игры команды сближаются и стараются оттеснить команду соперников. Участники одной команды заботясь о том, чтобы помочь стоящим рядом товарищам по команде и чтобы стена не разрушилась. Такое противоборство обычно повторяется несколько раз - до трёх сходов. Если обнаруживалось явное превосходство одной из команд, то начинают с нового, более равного, распределения на партии.