Кровавая традиция праздника ашура. События дня `Ашура'

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

Месяц Мухаррам является одним из четырёх, священных для мусульман месяцев, а 10-й день месяца называют днём ‘Ашура (от слова «ашара», что означает «десять») Относительно этого дня существует много разных историй и притч. Исторически так сложилось, что на протяжении многих тысячелетий, возможно, и миллионов лет, на этот день приходились значительные события, которые касались некоторых пророков (мир им) и Творца (Свят Он и Велик).

День ‘Ашура ‒ день поминовения пророков посланников Аллаха (мир им). В этот день Аллах оказал помощь и внимание 10 пророкам, а так же это один из десяти дней, когда Всевышний проявляет свою щедрость.

Первое историческое событие, связанное с этим днём, произошло во времена праотца всего человечества и пророка Адама (мир ему). По Своей милости, Всевышний принял покаяние у Адама в день Ашуры.

Пророк Идрис (Енох) (мир ему) был вознесён в день ‘Ашура.

Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» «А где он?» ‒ уточнил ангел смерти. «Да вот он», ‒ воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса.

св. хадисов Ибн Хаббана

Ибн Кутейба говорил, что «Идрис был вознесён ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет ». [См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.]

День ‘Ашура является одним из знаменательных дней и для общины пророка Нуха (Ноя) (мир ему). В этот день Аллах даровал Нуху (Ною) (мир ему) и его последователям, находившимся вместе с пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого потопа. Ноев Ковчег утвердился на горе аль-Джудий. (Св. Коран, 11:44)

В этот день родился пророк Ибрахим (Авраам) (мир ему), в этот день он был вознесён на уровень халиля, в этот же день был спасён от огня.

Именно на этот день пришлось спасение пророка Мусы (Моисея) (мир ему) и его народа, от зла фараона, который был потоплен вместе со своим войском.

Один из величайших примеров искренней и грамотной набожности пред Богом в истории человечества ‒ пророк Юнус (Иона) (мир ему) ‒ был спасён из брюха кита в день ‘Ашура. Кит, из желудка которого он взмолил Аллаха о спасении, подплыл к берегу и, раскрыв пасть, выпустил его.

В это день Аллах принял покаяние (тавба) Дауда (Давид) (мир ему).

Аллах провёл через испытание и трудность пророка Сулеймана (Соломона) (мир ему), лишив его на некоторое время власти и могущества. В день ‘Ашура Всевышний вернул своему прекрасному рабу власть.

В этот день был живым вознесён к Господу пророк Иса (Иисус) (мир ему), чтобы потом вернуться на землю до Конца Света.

Пост в день ‘Ашура

В день ‘Ашура пророки Нух и Муса (мир им), в знак благодарности Господу Миров за чудесное спасение соблюдали пост. О посте в день ‘Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот великий день соблюдали пост даже арабы во времена джахилии. Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное, и это отягощало их, им было сказано поститься в день ‘Ашура для искупления греха. [См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му’асыра. Т 1, с. 399]

В этот день курайшиты меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов.

Мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

День ‘Ашура был днём поста для арабов ещё до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим поститься. После установления обязательного поста в месяц Рамадан Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Кто хочет, тот может поститься [в ‘Ашура], а кто не желает, тот может не поститься.

св. хадисов аль-Бухари (2003), Муслима (1130)

В первые годы Ислама пост в день ‘Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на Рамадан, у него осталось почётное положение.

Один из величайших сподвижников Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это?», они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».

св. хадисов аль-Бухари (3397)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) показал тем самым своим сподвижникам, что эти события имели место быть, таким образом подтвердив единство корней монотеистических религий в том числе и в религиозной практике.

Пост в день ‘Ашура является желательным (мустахаб). Верующий человек всегда помнит слова Всевышнего, переданные в хадисе-кудси:

Самым любимым из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является вмененное Мною ему в обязанность. И будет раб Мой стремиться приблизиться ко мне Мне, совершая дополнительное, пока не будет проявлена к нему Моя Божественная любовь.

Аль-Бухари Рияд: Аль-Афкяр ад-давлийя,

1999. С.1247, хадис №6502

Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года.

Вот несколько хадисов о посте в день ‘Ашура:

Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день ‘Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года.

Св. хадисов Муслима (2803)

Лучший пост после рамадана - это пост в месяце Аллаха, мухарраме.

Св. хадисов Муслима (1163)

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер.

Св. хадисов Муслима (2722)

Поститесь в день ‘Ашура, но не будьте [излишне] похожи на иудеев, поститесь [также] в день до него и день после.

Хадис от Ибн ‘Аббаса,

св. хадисов Ахмада (2154)

Имам Ахмад сказал: «Тот, кто желает соблюдать пост в день ‘‘Ашура, пусть постится девятого и десятого числа. Если же он станет сомневаться в вычислении месяца, то пусть постится три дня, и это говорил Ибн Сирин ». [См. “аль-Мугъни” 4/441]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: «Пост в этот день имеет три вида: Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа. А что касается соблюдения поста только девятого числа, то это является причиной неправильного понимания хадисов этой темы и его путей передач! И это мнение ошибочное с точки зрения языка и шариата ». [См.: Задуль-ма’ад, 2/76]

Также относительно поста в день ‘Ашура’, день до него и после (9, 10, 11-й дни месяца Мухаррам) можно посмотреть в книгах: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 256-261, хадисы № 1706-1714 и комментарии к ним; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 303, хадисы № 528-530, все «сахих».

В Священном Коране сказано:

Спешите заслужить прощение от Господа вашего и райскую обитель, обширную, как Земля и небеса, что уготована для богобоязненных.

Св. Коран, 3:133

Пусть же Всевышний поможет нам понять суть нашего бренного бытия, извечного и вместе с тем конечного предназначения человека, и выбрать тот путь, который соответствует Его Слову и ведёт к достижению счастья и благополучия в обоих мирах ‒ в мире земном и в мире вечном! Амин.

Радия Завдетовна,

Махалля №1

*С комментариями Ш. Аляутдинова

Использованные источники:

Ш. Аляутдинов «Ответы на ваши вопросы об Исламе»

Ш. Аляутдинов «Священный Коран. Смыслы»

Ш. Аляутдинов «Путь к вере и совершенству»

10 число месяца Мух аррам, первого месяца по лунному календарю является особым днем. В этот день произошло много важных событий, которые стали решающими в истории человечества. В этот день Пророк Адам, мир Ему, покаялся в своем малом грехе и Аллаh простил Его. Грех Адама, мир Ему, заключался в том, что Он ел запретный плод с особого райского дерева. Это не было большим грехом, и эта ошибка не была малым грехом, указывающим на подлость совершившего его, и тем более это не является неверием.

В этот же день Аллаh спас от всемирного потопа Пророка Нух а (Ноя), мир Ему, и верующих, которые были с Ним на корабле. Их корабль-ковчег по Воле Всевышнего почти после 150 дневного плавания остановился на горе Аль-Джудий, которая находится на территории современного Ирака.

В этот день Аллаh Всевышний спас Пророка Мусу (Моисея), мир Ему, и Его последователей от войск фараона и гибели в море. А фараон со своей армией утонул в водах Красного моря.

В этот же день произошла битва «За т ар-рика ‘». Также в этот день угнетателями был убит имамХ усейн сын ‘Али внук Пророка Мух аммада, мир Ему.

История спасения Мусы, мир Ему, и Его последователей

Аллаh Всевышний послал Мусу и Его брата hаруна, мир Им, чтобы Они призывали фараона и его подданных веровать в Единого Создателя – Аллаhа и поклонятся только Ему.

Фараон был тираном, который считал себя богом и заставлял жителей Египта поклоняться себе. Когда Пророк Муса и Его брат hарун, мир Им, пришли к фараону и стали призывать его веровать в Единого Бога – Аллаhа и поклоняться только Ему, он отказался, проявляя упорство в своем неверии и начал преследовать последователей Пророка Мусы, мир Ему. Это продолжалось до тех пор пока Пророк Муса, мир Ему, не получил откровение от Аллаhа Всевышнего о том, что Пророку с Его последователями нужно покинуть Египет. Фараон, узнав об этом, снарядил конную армию в количестве 1 миллион 600 тысяч человек, чтобы уничтожить Мусу, мир Ему, и Его последователей численность, которых составляла всего 600 тысяч человек. Когда наступило утро и взошло солнце Пророк Муса, мир Ему, и Его последователи увидели приближающуюся армию фараона. Когда мусульмане увидели мощное и многочисленное войско, то сказали, что эта армия уже догоняет их и вот-вот уничтожит людей. Но Пророк Муса, мир Ему, выступил, обращаясь к своим последователям, подбадривая их, чтобы они не боялись и не беспокоились.

Подойдя к морю, они увидели, что оно штормит и в этот момент Аллаh повелел Пророку Мусе, мир Ему, ударить посохом по воде. После этого удара в этом месте море, по Воле Всевышнего, разделилось на 12 проходов. Это было подобно большим горам, между которыми были сухие дороги. Пророк Муса, мир Ему, со своими последователями пересекли море оказавшись на противоположном берегу. Фараон подошел к морю и увидел в нем проходы. С высокомерием и заносчивостью он крикнул своей армии: «Будем следовать за ними и догоним их!». Когда войска фараона вошли в проходы, образовавшиеся в море, и прошли полпути до другого берега, Аллаh Всемогущий повелел морю принять прежний вид. Тогда море сомкнулось над головами фараона и его войска, полностью накрыв их. Это было наказание им за то, что они были неверующими и угнетателями. Некоторые из сторонников фараона не верили, что он умер, но Аллаh показал им мертвое, распухшее от воды тело фараона, выброшенное на берег.

История о том, что произошло в местности «Зат аррика‘»

10 числа месяца Мух аррам 4 года hиджры должно было произойти сражение «За т ар-рика‘», но его не было, потому что сердца неверных дрогнули, преисполнились страхом и они убежали с поля боя, бросая имущество и близких. Аллаh Всевышний оградил Своего Пророка и Его последователей от зла и вреда неверующих.

История о том, как погиб внук Пророка Мухаммада, мир Ему, Хусейн сын ‘Али .

10 числа месяца Мух аррам 61 года hиджры произошло печальное событие. Убили внука Пророка Мух аммада, мир Ему, сына Его дочери Фат имы Аз-Заһра – Абу ‘АбдуллаhаХ усейна, да благословит их Аллаh. Он был убит угнетателями.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал оХ усейне и его братеХ асане следующее:

الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ

Это означает:«Х асан иХ усейн – господа юношей Рая».

Также Он сказал:

هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي

Это означает:«Это Мои дети (внуки), кто их любит, тот и Меня любит».

Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура

Пророк Мух аммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в этот день, рассказывая о преимуществах и пользе этого благодеяния.

Соблюдать Пост в день ‘Ашура – Сунна нашего Пророка Мух аммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:

يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ “ رواه مسلم.

Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Х адис передал имам Муслим.

Благочестивые исламские ученые подтвердили, что соблюдать Пост в день ‘Ашура – Сунна.

От Ибн ‘Аббаса по достоверной цепочке передается следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые не мусульмане постятся в день ‘Ашура. Их спросили, почему они это делают. На что они ответили, что в этот день Бог дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, то именно поэтому они в этот день постятся, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ “ رواه مسلم

«Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем вы» . И призвал мусульман соблюдать Пост этого дня».

Это передал имам Муслим.

Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фард ом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мух аммада, мир Ему:

”إِنَّهَذَا الْيَوْمَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ، وَلَمْ يَكْتُبِ اللَّهُ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ، فَمَنْ شَاءَ فَلْيَصُمْ وَمَنْ شَاءَ فَلْيُفْطِرْ“ رواه البخاري ومسلم.

Это означает: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает».

ЭтотХ адис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Также является Сунной соблюдать Пост 9 числа месяца Мух аррам. Это следует со слов Пророка Мух аммада, мир Ему:

لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ رواه مسلم

Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мух аррам». Это изречение передал имам Муслим.

Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мух аррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мух аррам. Также это делается для уверенности, что соблюдали Пост именно в день ‘Ашура так как может произойти ошибка в определении начала месяца. По мнению некоторых исламских ученых можно соблюдать Пост не только девятого и десятого, но и одиннадцатого числа месяца Мух аррам.

Ашура , или Шахсей-вахсей – знаменательная для мусульман-шиитов дата, которая отмечается в 10-й день Мухаррама, одного из самых значимых месяцев в исламском календаре. Это день траура, посвященный имаму Хусейну, который мученически погиб в 680 году в одном из самых почитаемых мусульманских городов – Кербеле. День Ашура неукоснительно соблюдается везде, где можно встретить шиитов: Афганистан, Азербайджан, Таджикистан, Ирак, Иран, Кувейт, Пакистан, Ливан, Бахрейн, Саудовская Аравия, Таджикистан и др. Смысл праздника – причастность к героическому поступку великого человека, готового бороться, смелого и отважного; того, кто смог принять мученичество ради Ислама, даже несмотря на то, что знал: борьба безнадежна и ведет к смерти.

День Ашура для шиитов

Основные сведения об имаме Хусейне
Полное имя имама – Хусейн ибн Али. Его отца звали Али ибн Абу Талиб и он был двоюродным братом пророка Мухаммада, четвертым (из 12-ти) преемником пророка. Считается первым имамом в учении шиитов и является первым мужчиной, принявшим Ислам. Мать Хусейна, Фатима Захра – дочь Мухаммеда – была образцом нравственности и чистоты. Хусейн стал третьим имамом шиитов, после того как его старший брат аль-Хасан, который должен был стать правителем, был отравлен по приказу династии Омейядов, желавшей видеть у власти своего наследника. Хусейн был имамом в течение 10-ти лет. Большую часть этого времени царствовал Муавия ибн Абу Суфиана (тот самый, который предположительно причастен к трагической смерти аль-Хасана), а последние 6 месяцев жизни великого имама правил сын Муавии – Язид.

Предпосылки восстания в Кербеле
Поводов для недовольства среди населения было более чем достаточно. Среди первых причин: несоответствие поведения правителей нормам Шариата, который опирается на 2 основных свода правил жизни мусульман: Коран и Сунна. Практически все представители династии Омейядов, кроме Умара второго, который славился своей набожностью и честностью, нарушали предписания Ислама. Например, Язид не стеснялся открыто предаваться развлечениям (вино, танцовщицы). Кроме того, мусульмане не всех национальностей при Омейядах были одинаково почитаемы, как это предписывается Исламом. Мусульмане-арабы явно были в привилегированном положении.

Неуважение к нормам Шариата и гонения в адрес представителей почитаемого семейства пророка Мухаммеда (его традиционное обозначение – Ахль аль-Байт) привели к появлению оппозиции, идейным выразителем которой стал имам Хусейн. На его сторону перешло немалое количество мусульман, которые выражали ему свою поддержку, в том числе письменно. Из Куфы (Ирак), города, ныне священного для шиитов, имаму приходило больше всего сообщений. Люди открыто предлагали поднять восстание и желали видеть своим лидером Хусейна. Он заслужил это своей непреклонностью – качеством, которое подтверждает множество событий. Например, Хусейн отказался принести присягу Язиду, когда его отец, Муавия ибн Абу Суфиан, противореча исламским нормам, пожелал передать ему власть.

Перед Ашурой
Хусейн находился в Мекке до того, как начались обязательные для каждого мусульманина паломничества – хадж. Паломники были весьма удобной ширмой для наемных убийц, которые по приказу Язида проникли к имаму. Хусейн был предупрежден о том, что его хотят уничтожить, но он не мог допустить пролития крови в городе, святом для мусульман. Кровопролитие в этом месте запрещено Кораном. Поэтому, собрав родных и близких, он оставил Мекку и направился в Куфу, не закончив положенных обрядов и заявив, что его жертвой Аллаху будут не животные, а он сам.

Часть жителей Мекки заняли его сторону и были готовы бороться с Язидом. По дороге в Куфу Хусейн узнал, что жители города сдаются под натиском лазутчиков Язиды и начинают убивать его последователей. Так был убит Муслим ибн Акил, посланный Хусейном в Куфу. Это было незадолго до смерти самого Хусейна, 5 мухаррама. Войско Язида настигло Хусейна в 44 км от Куфы, в Кербеле. 30 000 человек окружили имама, его сподвижников, семью. Среди осажденных были дети и женщины. Они провели 8 мучительных дней посреди пустыни, не имея доступа к воде.

В ночь на 10-й день Хусейн собрал своих сподвижников и сообщил им, что у них нет шансов и их ждет смерть мучеников. Он позволил всем, кто не хотел такой судьбы, покинуть лагерь ночью при погашенных факелах. Часть людей покинула лагерь, но утром с ним остались 72 человека, в том числе его родственники. Из них только 18 – взрослые, способные сражаться мужчины. Но точные цифры неизвестны. Согласно другим источникам, с Хусейном остались 120 человек. В этот же момент войско Язида подтянуло резервы и увеличилось до 45 000. Язид хотел начать бой 9-го числа, однако отнесся с уважением к просьбе Хусейна отложить битву до утра, чтобы последний и его сподвижники могли совершить намаз, то есть помолиться.

День Ашуры: сражение
10-го числа месяца мухаррама (слова «йаум аль-ашура» по-арабски означает «десятое число месяца») состоялась битва. Согласно арабской традиции, сподвижники Хусейна выходили по одному. Они бились, сколько хватало сил, но силы были слишком неравны, поэтому мучительная смерть от многочисленных ран для каждого из них была неизбежна. Один из родственников Хусейна, Абу-л Фадл Аббас сумел прорваться к реке (город Эль-Куфа стоит на реке Евфрат), чтобы набрать воды, но воины Язида отрубили ему руки, и он погиб. Точно неизвестно, когда именно это произошло, в день Ашуры или ранее. Тогда же погиб сын имама, Али Акбар, которому в тот момент было 17 лет. Были убиты племянники Хусейна, Аун и Мухаммад, сыновья родной сестры имама, которую звали Сейида Зайнаб бинт Али. Сторонники Язида убили еще двоих детей имама – подростков, которым было одиннадцать и тринадцать лет. Полугодовалый сын Хусейна, Али Асгар, был расстрелян из лука, когда отец просил дать ребенку воды. Сам имам Хусейн получил почти 30 резаных и колотых ран, а затем ему, еще живому, отрубил голову Шарахбиль, по прозвищу Шимр, что означает опытный.

Что стало с членами семьи имама Хусейна?
После того как имам Хусейн умер, его враги сожгли палатки в лагере, а всех, кто в нем находился, взяли в плен. Среди плененных было немало близких родственников имама:

  • Сестра Зайнаб бинт Али – внучка великого пророка. Была очень привязана к брату.
  • Сестра Умм Кулсум.
  • Жена имама Лейла, мать Али аль-Акбара.
  • Жена имама, принцесса Шахр Бану, мать Зайн-али-Абидина, четвертого имама.
  • Жена имама аль-Хасана, того самого, который должен был наследовать власть после Муавии.
  • Дочь имама Сукейна (4 года).
  • Сын имама Мухаммад (5 лет).
  • Али Зан аль-Абидин (20 лет). Он не смог выступить в битве, потому что был тяжело болен.
  • Пленные по пути в Куфу подвергались всяческим унижениям: с женщин сорвали хиджабы, всех пленных везли на лошадях без седел, как рабов. Стражники несли на копьях головы убитых ранее сподвижников Хусейна. Во дворце губернатора Куфы Ибн Зияда отличилась сестра Хусейна, Зайнаб бинт Али. Она не побоялась произнести обличительную речь в адрес Язида, который совершил ряд преступлений, нападая на родственников пророка Мухаммеда.

    Затем пленники побывали в других городах Персидского залива: Мосуле (Ирак), Хомсе (Сирия), Баальбеке (Ливан). Везде сторонники Язида пытались выставить их мятежниками. После этого они прибыли ко двору Язида, в Дамаск. Язид выразил свой гнев, колотя по голове мертвого имама Хусейна, выложенной на поднос. Именно здесь Сейида Зайнаб при поддержке сына Хусейна Али-Зайн-аль-Абидина произнесла речь, в которой высказалась против злодеяний Язида и всей династии Омейядов. Разгневанный Язид хотел убить обоих мятежников, но советники убедили его в опрометчивости подобного поступка.

    Траур в день Ашуры

    Все мероприятия в этот день направлены на то, чтобы по возможности разделить страдания имама Хусейна. Первые собрания в память о его смерти стала проводить его сестра Сейида Зайнаб в своем доме в Дамаске. Во время их собравшиеся читали стихи, посвященные мужеству имама, озвучивали события Ашуры. Подобным мероприятиям, позволявшим сохранить память об Ашуре, придавали огромное значение и следующие имамы.

    Современные шииты организуют вечера поминовения или шествия, которые длятся первые 10 день соответствующего месяца. Однако многие сообщества мусульман-шиитов соблюдают траур в течение 40 дней. Имамы читают хутбы (мусульманские проповеди), мусульмане бьют себя кулаком в грудь в знак верности Исламу и готовности пожертвовать ради него. Цвет одежды – черный, музыка – скорбная, также звучат траурные стихи, которые называют «латмийя» .

    Специально для проведения всех этих мероприятий строят навесы или здания, которые называются «хусейния» . Они похожи на мечети, но предназначены только для Ашуры. Часть традиций в этот день весьма специфична и распространена не везде, например шииты из Пакистана или Ирака считают обязательным истязать себя до появления крови при помощи мечей или цепей. Однако некоторые богословы Ислама (муджтахиды), такие как высший руководитель Ирана Али Хаменеи, еще один иранский великий аятолла Макарем Ширази и основатель движения Хезболла Мухаммад Хусейн Фадлулла, запретили наносить себе кровоточащие раны в день Ашуры. Запреты были обозначены в изданных ими фетвах.

    Суннитский день Ашура

    Сунниты говорят, что месяц, в котором проводят Ашуру, является первым месяцем в исламском календаре. Опираясь на Коран, они заявляют, что мухаррам – это один из 4-х месяцев, имеющих особенное, священное значение для мусульман, месяцев, в которые нельзя убивать, вести войны или охотиться. Существуют суннитские сборники хадисов, то есть преданий о пророке Мухаммеде, согласно которым в день Ашуры Ковчег Ноя наконец смог причалить к суше после долгого блуждания по водяной пустыне. Суннитские знатоки Ислама, улемы, также говорят, что Муса (в Библии – Моисей) в этот день нашел спасение от преследовавшего его египетского фараона.

    Таким образом, день Ашура по понятиям суннитов отмечается совсем иначе. На Каабе, главной святыне мусульман в Мекке, меняется старое покрывало. Вместо него расстилают новое. А старое разрезают на части и дарят общинам мусульман по всему миру.

    Шииты, разумеется, возражают такой трактовке дня Ашуры, утверждая, что хадисы, на которые опираются сунниты, были сфабрикованы во время правления Омейядов теми, кто желал, чтобы трагические события в Кербеле не получили широкой огласки и мусульманская умма предала их забвению.

    В этот день Аллах спас и избавил пророка Моисея (Мусу, мир ему) и его народ от Фараона: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашуры, он спросил их об этом. Они ответили: “Это день, когда Аллах дал победу Мусе и сынам Израилиевым над Фараоном, и поэтому мы постимся в этот день, возвеличивая его!” На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я имею на Мусу больше прав, чем вы!” — после чего велел соблюдать пост в этот день» («Сахих аль-Бухари», 1130).

    День Ашура приходится на десятое число месяца Мухаррам (первый месяц мусульманского лунного календаря). Говоря о посте в день Ашура, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Пост в этот день имеет три вида. Наилучший из них - это пост с днем до и днем после него. Затем следующий вид - это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов. И после этого идет соблюдение поста только в день Ашура, десятого числа” (“Задуль-ма’ад”, 2/76).

    Нововведения в день Ашура

    Согласно достоверным хадисам, мусульманам в день Ашура предписан только пост . Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Шайтан по причине убийства Хусайна (внука пророка) внедрил среди людей два нововведения: нововведение в виде печали и причитания в день Ашура, а также избиение себя, крики и плачь (что делают шииты)… и нововведение в виде радости и ликования. Одни внедрили в этот день горе, а другие радость, и по этой причине внедрившие радость стали в этот день купаться, использовать сурьму, навещать родственников, готовить необычную еду и т.п. Все это заблудшее нововведение! Никто из имамов четырёх мазхабов и других имамов этого не дозволял» («Минхаджу-с-Сунна», 4/556).

    Согласно хадису, который передала Айша пост в день Ашура не является обязательным как в дни месяца Рамадан : «Во времена джахилии курайшиты постились в день Ашуры, а потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям соблюдать пост в этот день. Это продолжалось до тех пор, пока не был вменён в обязанность пост во время Рамадана, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто хочет, пусть постится в этот день, а кто не хочет, пусть не постится» (Муслим, 617).