Весёлые капустники. Сценарии капустника

Капустник

Ведущий 1 : Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь! Пригласила я вас, красны девицы, да добры молодцы, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о капустных посиделках.

Ученик

Что такое посиделки?

Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд,

Это дружба и уют,

Это песня, это смех,

Это радость для нас всех!

Ученик

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущий 2 . Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Он проходил осенью на день Воздвиженья, когда появлялись первые заморозки и начинался массовый руб и засол капусты. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Парни капусту рубить не помогали, а приходили для веселья. Да и невесту за работой лучше выбирать. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём! (Песня про хозяйку)

Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Ведущий 1: Гости дорогие, я хочу попросить вас о помощи. Помогите нарубить капусты на зиму. Работы много, сама не управлюсь. Поможете? Вот и хорошо... Спасибо на добром слове.

А для начала определим вес кочанов, чтобы правильно посолить капусту. Поиграем с нашими родителями в игру.

Игра «Определи на глаз вес кочана » (2-3 раза).

Педагог пускает по ряду кочан капусты, предлагая родителям определить вес, затем проверяется вес на весах. Победитель получает кочан в качестве выигрыша.

Ведущий 2 : Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

Ведущий 1 : Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби) .

Ведущий 2 : Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то приготовить из капусты, её надо было порубить.

Ведущий 1: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Песня мы капусту рубим..

Ведущий 2: До того как на Руси распространился картофель капуста была вторым после хлеба продуктом питания в каждой крестьянской семье.

Ведущий 1 : Вижу я, что вы мастера петь. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Ученик 1.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

Ученик 2.

Стоит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

Не шиты, не кроены,

Все в рубцах. (Капуста.)

Ученик 3.

Как растрепанный баран –

Беломраморный кочан.

Листья держатся так густо

У красавицы... (капусты).

Ведущий 2. Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

Ученик 4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

Ученик 5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

Ученик 6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Ведущий 1. Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной но и красивой.

Ученик 7

Я, друзья, кочан капусты,

Необыкновенно вкусный.

Я с макушки побелел.

Я уже вполне поспел.

Хошь - варите, хошь - солите.

Поступайте как хотите.

Я хрустящ и свеж –

Режь ножом и ешь.

Ученик 8.

Молодой кочан,

Дорогой кочан,

Не тужи – тебя

Мы положим в чан,

И засолим впрок,

И наварим щей,

Подадим на стол,

Угостим друзей.

Ученица 9.

Я еще и считалочку знаю!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз, два, три! Огонь зажжен,

Кочерыжка, выйди вон!

Песня хозяйка с базара пришла

Ведущий 2. Капусту в древности считали лекарственным средством и использовали от бессонницы, при отравлениях, головной боли, заболеваниях желудка.

Ученик 10. В Древнем Египте отварную капусту подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Ученик 11. А где у нас используют капусту? Она стала основой русских национальных блюд: квашеная кислая капуста, пироги с капустой, голубцы... А щи подавали не только в простых избах, но и в царских палатах.

Ведущий 1: Хорошо у вас получается, помощники мои. «Хорошее начало - полдела откачало». А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, веселой прибауткой да небылицей!

12-13Мальчик и девочка в русских костюмах идут под музыку и встречаются в центре зала.
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала пирожки с капустой.
Уля. А где же они?
Филя. А я их под лавку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
(Поворачиваются спиной друг к другу и расходятся, встречаются у центральной стены.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала сарафан.
Уля. А где же он?
Филя. А я его в печку положил!
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его в шкаф положила.
(Расходятся, встречаются в центре зала.)

Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала теленочка.
Уля. А где же он?
Филя. А я его в шкаф положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его в хлев отвела, водой напоила, сена дала…
(Расходятся, встречаются у центральной стены.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала Надюшку.
Уля. А где же она?
Филя. А я ее в хлев отвел, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
(Расходятся, встречаются в центре зал.)
Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Что бабушка прислала?
Филя. Бабушка прислала поросеночка.
Уля. А где же он?
Филя. А я его за стол посадил да чаем напоил.
Уля. Эх ты, Филя, Филя, простофиля!

Послушайте еще небылицы.

Мальчик 14: Дело было в ноябре, первого апреля.

Сухо было во дворе, грязи по колено.

Шел высокий господин низенького роста.

Он кудрявый, без волос, тоненький как бочка.

Мальчик 15 : Ехала деревня мимо мужика.

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу конь из-под кнута

И давай дубасить ею ворота.

Мальчик 16 : Крыши испугались, сели на ворон,

Избы убежали из деревни вон!

Чепуха, чепуха, чистая чепуха!

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

«Капустные частушки»

Ученик

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Ученица

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

Ученица

Нарядилася Алена

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо,

Узнаешь ее? Капуста!

Ученик

Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

Надо пляской помогать.

Ученица

Хороша моя капуста,

Ну а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха.

Ученик

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил,

Несознательный козел:

Съел капусту и ушел.

Ученик

За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час,

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

Ученица

Ходит Соня между гряд,

Выбирает все подряд:

Где капуста, где сорняк,

Не найдет она никак.

Ученица

Братец мой по кухне рыщет,

Он вилок капусты ищет.

Ну а мне-то что за дело?

Я давно его уж съела.

Ученик

Долго думали-решали:

Что же маме подарить?

И решили ей на праздник

Всю капусту засолить.

Ученица

Мы картину на капусте

Маме рисовали,

А для яркости помаду,

И румяна взяли.

Ученик

Порубили всю капусту

И полы помыли.

Удивилась наша мама:

«Дети, это вы ли?»

Вместе

Мама, милая ты наша,

Все тебя мы любим.

Огорчать и обижать

Мы тебя не будем!

Ведущий 2: Я так нарядилась, да и вы постарались. Все, у кого есть в одежде зелёный цвет, прошу выйти ко мне. Ваша задача: сделать из листьев капусты шляпку и продемонстрировать её на своём помощнике.

Ведущий 1. А кто печет нам вкусные капустные пирожки? (мамы и бабушки). Сегодня на наших капустных посиделках мы не должны о них забывать. И наши ребята приготовили небольшой сюрприз для любимых мам и бабушек. Они споют для вас песни, которые вы уже слышали, а также состоится и премьера новой песни.

Ученик

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Игра моя мама самая…

Песня «Я присяду у окна»

Ученик

Моя мама лучше всех,

Ей сопутствует успех.

Успевает здесь и там,

Молода не по годам.

Любит петь и веселиться,

И красива, как Жар-птица.

Умна, мила, щедра, стройна,

И в папу сильно влюблена.

Люблю мамулю крепко я,

Ведь мама-это вся семья.

Игра ситуации: Поиграем в ситуации

Очень часто дети ведут себя неожиданно в некоторых ситуациях. Сейчас мы вам предлагаем разыграть такие ситуации, выходят три пары мама и ребенок.

Вытягивают. А сейчас самое главное! Мамой будет ребенок. А дочкой или сыном мама.

1 ситуация: Мама уговаривает ребенка сесть выполнять уроки.

2 ситуация: Мама ведет ребенка к зубному врачу

3 ситуация Мама объясняет ребенку. Что нужно хорошо вести себя в школе!

Песня «Огоньки»

Ученик

Ничего милее нет

Маминой улыбки –

Словно вспыхнет солнца свет,

Мрак развеет зыбкий!

Словно хвостиком блеснет,

Золотая рыбка –

Радость сердцу принесет

Мамина улыбка!

Сто путей, дорог вокруг

Обойди по свету:

Мама – самый лучший друг,

Лучше мамы – нету!

Игра: «Давай познакомимся» 6 листочков, ручки, книги

Порой нам кажется, что мы очень хорошо знаем друг друга.

Но мы очень много и не знаем друг о друге!

Давайте познакомимся!

Сейчас я вам буду задавать по очереди простые вопросы, а вы на них коротко отвечаете на листочках.

Вопросы для мам:

    Что нужно принести на следующий урок труда?

    С кем каждый день идет ребенок домой?

    Какой стих может рассказать прямо сейчас ваш ребенок?

Вопросы для детей

    В какой школе училась мама.

    Какой предмет был у мамы самый любимый

    С чем мама любит пирожки?

Песня «Рано утром просыпаюсь я….»

Ведущий 2. Еще сказочку хотите? А настоящую сказку о капусте посмотреть? Тогда удобнее садитесь. Начинаем!

Инсценировка сказки о капусте.

Действующие лица : 17 Ведущий, 18, 19, 20,21 Зайцы, 22 Капуста, 23 Ёж,медведь 24 .

Ведущий : Как-то осенью, чуть свет пригласили на обед

Зайцы модницу Капусту . (песня про капусту)

Заяц 1: Что сидеть одной и грустной?

Суп готовится у нас,

Стол накроем мы для вас!

Ведущий: Капуста ручками всплеснула,

На приглашение улыбнулась…

Капуста: Ах, как славно! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп.

Ведущий: Капуста долго наряжалась,

В сто одёжек одевалась…

Капуста надевает кофты, куртку, всё зелёное.

К обеду лишь управилась…

Наконец отправилась!

С настроением хорошим

Шла капуста по дорожке.

Капуста: Хруп-хруп! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : А на встречу колюч Ёж. (песня ежика)

Ёж: Ты куда это идёшь?

Капуста : Здравствуй, Ёжик! Хруп-хруп!

Зайцы мне готовят суп!

Ёж: К Зайцам на обед идёшь?

Ой, а в суп не попадёшь?

Капуста: Ты колюч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : И пошла своей дорожкой,

Своей, хвастаясь одёжкой.

Медведь могучий повстречался,

Всё Капусте удивлялся (песня медведей)

Медведь: К Зайцам?! Ну, иди, иди,

Сама в суп не попади!

Капуста: Ты могуч, а глуп, а глуп!

Зайцы мне готовят суп!

Ведущий : Вот пришла к Зайцам Капуста

И за стол уселась с хрустом.

Капуста: Добрый день вам, хруп-хруп!

Подавайте, Зайцы, суп ! (песня зайцев)

Ведущий: Ну а Зайцы говорят…

Заяц 1: Покажите свой наряд!

Вы снимайте-ка пальто!

Не возьмёт его никто!

Заяц снимает куртку и с ней убегает.

Заяц 2: У нас тепло, мороза нет.

Вы снимайте и жилет!

Заяц 3: Нарядились-то вы как!

Вы снимайте и пиджак!

Заяц 4: Располагайтесь, отдыхайте

И халатик свой снимайте!

Ведущий: Зря Капуста наряжалась!

С кочерыжкой лишь осталась!

Капуста медленно уходит, опустив голову.

Но Капуста есть капуста!

Ей ли оставаться грустной?

Вновь Капуста к нам пришла!

Ещё что-то принесла!

Капуста выходит с подносом накрытым салфеткой.

Капуста: Капусту любят все на свете:

Зайцы, взрослые и дети!

Всем могу я пригодиться!

Этим буду я гордиться!

Витаминов во мне – море!

Гожусь и в щи, и на второе!

Но с капустой пироги…

Это что-то! Раз, два, три!

Снимает салфетку с подноса, на котором лежит капустный пирог.

Песня про капусту

Ведущий: Пирог вкусный, ароматный,

Будем пробовать, ребята?

За обе щёки уплетайте

Да капусту вспоминайте!

Ведущий 1: Как в народе говорится

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Ученик 25

Будем есть и хозяек нахваливать

Да добавки друг другу подкладывать.

(Все садятся за стол, где стоит угощение: пирожки с капустой.)

Ешьте капусту! Мой вам совет:

Ешьте! В капусте чего только нет.

В море, в ущелье, над бездною

Ешьте капусту полезную

И при любой передышке

Помните о кочерыжке.

Ученица 26

«Спасибо» скажем смело мы

Тебе, капуста белая.

Ты дождями умывалася,

В триста платьев одевалася.

Будем кушать, да хвалить,

Да «спасибо» говорить.

Ведущий 1: Ну, вот и дело сделали, и повеселились. Спасибо вам за помощь. Заходите на щи из капусты – всегда буду рада гостям. А ребята сейчас подарят своим мамам сувениры, которые они сделали своими руками.

В (важно): Эпиграф:
Я много пил и плохо спал,
Я потерял свою мечту.
А мне приснился интеграл,
И я проснулся весь в поту.

Дикий ржак за сценой, народ вылетает к микрофонам, замечает зрителя, быстро делает скорбные рожи и со слезой в глазах и дрожью в голосе поёт: В нашем универе больше нету студвесны,

Провели концерты десять факультетов
И конечно мы... В нашем универе больше нету студвесны,
В нашем универе больше нету студвесны,
Отобрали лучших, выдали гран-при,
Только без подарков оказались мы.

Я (официально): На этом наш траурный вечер, посвященный взятию нами одиннадцатого и последнего места на фестивале «Студенческая Весна» прошу считать оконченным.

В: А теперь — Дискотека!

С рождения Бобби матфакером был

Мультик «Остров сокровищ» видели? Дальше объяснять не надо. Барабан и шарманка очень приветствуются при исполнении.

Я: Так, други мои. Скажите мне: почему вы в прошлом году не сделали Медиану?

Г: А мы сделали.

К: И скажете концерт был?

В: Был.

Я: И первое отделение было?

Г: Было.

К: И второе отделение было?

В: Было.

Я: И антракт был?

Г: Нет, не было.

К: Как не было?

В: Ну, странный такой концерт был.

Я: Нет, друзья, что вы нам голову морочите. Вы брали бы пример с наших осветителей. Они, как два идиота, припёрлись в актовый зал и сорок минут освещали закрытый занавес.

Г, В: А это мы и были.

К: С чем вас и поздравляю!

Я: Да, положение не из легких. Что же делать? Что же делать? А третьему курсу Медиану сильно хочется?

Остальные: Угу.

Я: Н-да. А концерт- то мы потянем?

Остальные: Н-н.

Все: Что же делать? Что же делать?

Народ тусуется, несколько раз предлагает идеи, я отказываюсь.

Г: Капустник!

Народ радуется, прыгая от счастья.

К: Ну, вы все, конечно, хорошо знаете, что такое капустник . Берём, значит, капусточку, меленько так шинкуем, солим, маслица туда добавляем, ну, еще морковочку на тёрочке. Вот такой капустничек получается!

Г: Ксюха, иди, дружочек, отдохни немножко, к следующему номеру подготовься.

В: А вы пока послушаете «Оду Универу », сочиненную на досуге студентом третьего курса математического факультета.

Ода универу

Написана Игорем Домрачевым.

Я: А теперь выступает самая сексуальная, как она сама считает, студентка матфака — Ксюха.

Выходит Ксюха.

Я: Как дела-то?

К: Фигово.

Я: А что так?

К: Воруют.

Я: Что у тебя украли?

К: Да вот, Мадонна лифчик украла.

Я: Ты что с ней в одной гримерке переодеваешься?

К: Да нет пока. Она у меня в клипе увидела. (Показывает на себе) Знаешь, у меня такой кожаный...

Я: На себе не показывай.

К: Да, не буду. Ну так вот, она у меня в клипе увидела и украла.

Я: У тебя в клипе парнишки такие крутые, где подобрала?

К: Ну, шла, шла и подобрала.

Я: Гм... Выкрутилась. Как клип-то называется?

К: Клип называется, я вот тут совсем недавно им разродилась, он называется, как и все мои остальные клипы, он называется «Дождь-с»

Я: Свежее название.

К: Тебе это интересно?

Я: Не — а.

К: Ну, давай посмотрим.

Я: Давай.

К: «Дождь-с»

Я: Сказала, все-таки...

Дождь-с

Номер из программы «Оба-на-на-угол-шоу»

Г: Представляем вашему вниманию хит-парад студентов и сотрудников Вузов города Кемерово.

Я: На десятом месте студент юридического факультета, который на практике в суде так искусно построил защиту, что угодил в тюрьму вместо подсудимого.

В: На девятом месте студент института Культуры Номерович-Дайченко, который так волновался на дипломном спектакле «Тарас Бульба», что не смог вспомнить, чем надо убить своего сына.

Г: На восьмом месте студенты горного факультета КузГТУ Марк Шейдер и Семен Штольня, которые нашли золото в квартире коммерсанта Рублева. В качестве гонорара за открытие в этой же квартире они вручили себе видеомагнитофон и холодильник.

В: На седьмом месте студент музыкального училища Ованез Огинский, который умеет не только играть на одной струне, но и петь на одной ноте.

Я: На шестом месте профессор кафедры хирургии медицинской академии Зверев. «Ну-ка взял ноги в руки и пошел отсюда!» — сказал он своему ассистенту после неудачной операции.

Г: Пятую строчку нашего хит-парада занимает студентка КемТИППа Тоцкая. Она всего за полгода освоила рабочую позу бухгалтера.

В: На четвертой позиции уже несколько лет уверенно держится доктор наук Михаил Кислюк (Чтобы понять эту шутку нужно жить в Кузбассе:))), так что вставье свою).

Я: На третьем месте должен был быть курсант училища Связи Максим Танк, который значительно перевыполнил норматив разборки ручной гранаты.

Г: На втором месте по праву находится студент сельхозинститута Иван Сельпо, научивший кур гордо нести свои яйца.

В: И, наконец, высшую ступеньку нашего хит-парада занимает студент-прикладник Гоша Полагаев, пришедший к выводу, что разных женщин лучше хранить в разных директориях.

Три женщины

Танец, поставленный Олесей Килиной на музыку Prodigy, героини которого три абсолютно разных женщины — бизнессвумен, романтическая дамочка и вамп.

Я: Цифры и числа, перестановки
Корень, косеканс и подстановки

Г: Тангенс, котангенс и интеграл
Функция Эйлера, факториал

К: Коши, Буняковский, Тейлор, Декарт,
Бейсик, Фортран, принтаппарат

В: Все это прочно сидит в голове
Нет от него спасенья нигде

Я: Лектор, декан, техничка, вахтер,
Плюс секретарша, диспетчер, профорг

Г: Ну разве можно об этом забыть
Ведь они не дают спокойно нам жить

В: Шухер! Вон Шепот Смерти шагает
Люди, смотрите! Мы исчезаем.

(пауза, показывая на меня) — А вас я попрошу остаться!

Вахтерша

Здесь планировался монолог про вахтершу, но нам он не приглянулся, поэтому я рассказала несколько реальных историй, про Шепот Смерти — кодовая кличка одной из матфаковских вахтерш. Народ, кстати, так и не поверил, что все это правда.

Г: Знаете, мне тут надо говорить о следующем номере, но мне что-то так не хочется. Расскажу-ка я вам лучше про Свету Кулё..., простите, про Ксюху Шатковскую. Она, конечно, классная девчонка и поёт неплохо, а вот готовить... Вот этот её капустничек: капусточку, там, морковочку... лучше не надо... честно вам говорю. Лучше помогите кроссвордик отгадать: форма предэкзаменационного издевательства над студентами. Десять букв, с «К» начинается?
Остальные мужики, поющие «Дубину»: Коллоквиум!

Дубинушка

Переделанная «Дубинушка», поется на два голоса.

К: Вот насчет декана, это они не осторожно.

В: Да, декан может решить ваши проблемы методом исключения.

Г: Господа студенты, главное вовремя получать зачеты и экзамены.

К: И на что только не идут студенты ради зачета! Даже на занятия!

В: Студенты! Сдадим наши посредственные знания на «хорошо» и «отлично»!

О, наконец, настал тот час

Сценка-песня, навеянная известным мультиком.

Я: Не нужно лишних слов сейчас

В: Часы пробили полседьмого

Я: Не говори нелепых фраз

В: Давным-давно уж все готово

Я: Я подаю условный знак,
Серёга кнопку нажимает,

В: И с чувством радостным Матфак
Наш новый шлягер принимает

Раскинулся график

Старая-старая песенка. Гриша и Вовка появляются на сцене в космическо-компьюторном антураже со свиными масками на лицах. Освещение и движение планируется так, чтобы масок не было видно до слов «свиньи в космосе».

Г: База, база, я 386-й, прием, ответьте, база...

В: База, база, он врет, он не 386-й, он пентиум...

Г: База, база, прием, разрешите взлет.

Б: Взлет не разрешаю.

Г: База, база, ответьте, база, почему взлет не разрешаете?

Б: У нас тут все заблендевело.

Г,В: Что, что?

Б: В инее у нас тут все, в инее!

Я: Неужели? Неужели это легендарные жучки физиков?

Б: Нет, это свиньи в космосе!

В,Г: Злые вы, уйдем мы от вас.

К: Ну и пожалуйста, без вас обойдемся.

Радио-няня

Диалог про преферанс . Мы с Ксюхой его пропустить не могли!

Козлодоев

Песня «О вреде пьянства» на музыку Б.Г.

Я: Пришла пора, всё-таки, поздравить третий курс с Медианой

Г: Медиана — это 2,5 года после школы.

К: А для большинства из чистых математиков это еще и 2,5 года до школы.

В: Если бы я поступал на Матфак, то уж тогда обязательно на прикладную — потом бы в каком-нибудь банке работал...

Я: В банке он бы работал... Сначала поступить надо, а то не добрал балл и вот, — ты чистик, а она — прикладник.

Л (поет частушку): Милый мой меня не любит, Не подходит близко.
Он ведь чистый математик, а я — программистка!

К: В школу его! Учителем! В школу, в школу, все в школу!

Г: И вот, мы специально для студентов — чистых математиков предлагаем вам номер, который называется «Школьники »

Школьники

Диалог

В: Вечер проходит, ночь надвигается,
Все в этом мире когда-то кончается

Г: Осталось лишь только представить на вид
Кто за всем этим сегодня стоит.

К: Ксюха писала, Гриша помог
И рассказал: устал и замолк.

Я: Мыш был продюсер, я — режиссер.
Вовочка был прирожденный актер

В: Был еще Фишкин, но он просто так,
И наш генеральный спонсор -

Все: Матфак!

Улыбка

Песня

* Концерт, о котором идет речь, назывался «Сны о чем-то большем» и изначально задумывался, как нечто выбивающее из колеи. Занял он, естественно, последнее место. Но самое интересное заключается в том, что мы получили приз «За самый эстетичный концерт». Вот так то. :)

Каргальская Надежда Константиновна

Музыкальный руководитель

ФГБДОУ Центр развития ребёнка

Детский сад №1387 УДП РФ

Сценарий фольклорного осеннего праздника

«Капустные посиделки».

Действующие лица: Хозяйка, дед, козёл.

Под музыку, входит в зал Хозяйка и обращается к зрителям.

ХОЗЯЙКА

Здравствуйте люди добрые! Гости дорогие!

Рада вас видеть у себя в гостях.

В своей горнице дома русского!

Будут игры, будут пляски, будут песни хороши,

Ведь когда – то посиделки были праздником души.

Ко мне гости идут погулять немножко.

Будем петь и шутить да капустку рубить!!!

Под песню «Осенью» (запевает хозяйка) выходят дети из музыкального кабинета заводят хоровод-подпевают хозяйке)

ХОЗЯЙКА Здравствуйте, гости дорогие! Прошу в избу!

Красному гостю – красное место ( предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее!

В старые времена на Руси был обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы и был собран урожай, устраивали посиделки. Вот и я сегодня решила пригласить вас на капустные посиделки. Да и капуста удалась в этом году на славу.

Ребёнок

На капустник, на капустник,

Приглашаю весь народ!

Пусть танцует и кружиться

Наш веселый хоровод!

Выходите веселей, попляшите для гостей!

Танец «Барыня»

ХОЗЯЙКА Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу, загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.(В руках у хозяйки корзинка с овощами)

Загадки

Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук)

Её копали из земли,

Пекли, жарили, варили

А потом всю и съели

И всегда хвалили. (Картофель)

В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква)

Зелёные поросятки выросли на моей грядке,

К солнцу- бочком, хвостики у них крючком.

Мои поросятки со мной играют в прядки. (Огурцы)

За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь- гладкая,

Кушаешь- сладкая. (Морковь)

Барыня- сударыня

В белых кружевах,

Квашена да варена,

Скоро будет в щах! (Капуста)

ХОЗЯЙКАКакие вы смышлёные все загадки знаете!

Впереди у нас веселье, вам друзья и их подружки пропоём сейчас частушки.

Частушки

Дети поют частушки и каждый аккомпонируетсебе сам!

1.Выходит девочка(Играет на трещотке)

Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Выходит девочка(Играет на веере из ложек)

Хороша моя капуста,

Ну,а я то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. Выходит мальчик(Играет на колокольчиках)

В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту и ушел.

7(Выходит Хозяйка с корзинкой на локте,а в рукахрубель)

Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Исполняли мы частушки,

Чтоб хрустела веселей!

ХОЗЯЙКА: А теперь пора и капустку рубить!

Крепче за руки беритесь в хоровод все становитесь.

Хоровод Мы капусту рубим.

(Под музыку выходит дед)

ДЕД: Вы чего тут расшумелись, a? Только я пригрелся на печи, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

ХОЗЯЙКА Дед, ты лучше не серчай!

А с детьми ты поиграй!

ДЕД: Ну ладно, ладно! вспомню ка я свою молодость!!! Помню, любил я одну игру,где русские молодцы силой мерились. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой молодецкой.

Игра с мальчиками «Перетягивание палки»

ХОЗЯЮШКА: А я тоже дед, знаю игру-забаву, в которую очень любили на Руси играть!

Вставайте, красны девицы в хоровод в капусту играть будем!

Игра для девочек «Капусту»

(Девочки передают шапочку-капусты по кругу под музыку, с окончанием музыки, у кого в руках осталась капуста, та выходит в серединку и танцует под другую музыку)

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы!

ДЕД: Эх старой, голова с дырой! Вспомнил я ещё про одну потеху, в которую мы все вместе поиграем.

Вставайте в большой хоровод, кочан капусты будем крутить!

ХОЗЯЙКА: Мы по кругу все пойдем,

да капусточку завьем!

Да такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА"

дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел под музыку (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается,

Меня дожидается!

Сейчас я тебя съем!

ДЕД Ты посмотрика чё делается честной народ, это ж мой козёл!

Разбегайся детвора,

Козёл вышел со двора.

Дети разбегаются, козел их догоняет.

КОЗЕЛ: Эх ты дед, всё от меня капусту спасаешь, а её уже давно едят!!!

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

Дед: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу.

Проводится игра «Гусеница»

Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл. Козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, а что теперь то делать?

ДЕТИ: Бабушка, бабушка, испеки оладушки!

Танец «Бабушка, испеки оладушки»

ХОЗЯЙКА А испеку ка я вам лучше пирогов с мясом да с капустою! Пойду тесто поставлю! А ты дед праздник продолжай!(Садится на скамейку к столику, берёт кастрюлю и большой ложкой мешает)

ДЕД

Иди, иди хозяюшка, у меня тоже дела ещё остались.

Урожай надо собрать,

По корзинкам раскидать!

Помогите мне ребята

Встаньте в дружный хоровод!

Урожай мы соберём

В помощь песню запоём!

Песня «Урожайная»

ХОЗЯЮШКА

Вот так песни запевают!

Настроенье поднимают!!!

Раз подняли настроенье,

Будут танцы без сомненья!

ДЕД

Обойди весь белый свет,

Лучше русской пляски нет!

КОЗЁЛ

Балалайка и гармонь

Разжигай во мне огонь!

Танец деда и козла

(у Козла в руках балалайка у Деда-свистулька)

(В это время хозяйка раздаёт ложки детямиувидя как «бодаются» дед с козлом, подбегает и говорит)

ХОЗЯЙКА. Батеньки мои, люди добрые чтож делается то!!! Разнимать уж их надо!

(Дед с козлом пожимают руки и расходятся по сторонам)

ХОЗЯЙКА: Вот и ладненько!!!

Покапесни пели да плясали, у меня и тесто на пирогиподнялось.

Пироги с капустой с мясом очень любит детвора.

Вот и нам об этом песню всем исполнить уж пора!

Выходят дети на ложки

Ребенок :

1Перед вами выступают ох, лихие ложкари

Наши ложечки играют от зари и до зари.

2Деревянные, резные, расписные на показ!

Обойдите всю Россию, а такие лишь у нас.

3Ложкари играют ловко, звонко ложками стуча,

Все Ох капуста годовая, как же любим мы тебя!

Игра на ложках «Пироги с капустою»

(хозяйке собрать ложки)

ХОЗЯЙКА

Посиделки удались на славу!

Нам с гостями на забаву.

Вы меня не забывайте,

Мою хату посещайте!

Очень рада я гостям!

Приходите снова к нам!

ДЕД:

Вот и нам с Козлом пора!

До свидания друзья!

ХОХЯЙКА А ещё ребята нужно

Сфотаться на память дружно!

Объявление на двери кабинета:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя “Капустница” зовёт…

Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
Капусту в гости позовём
И “Капустник” наш начнём.

На столах приготовлено всё необходимое для рубки и засола капусты. По окончании “рабочей” части вечёрки столы накрываются скатертями, сервируются для чаепития. Каждый, кто пришёл на посиделки, может поучаствовать в общей работе: нашинковать капусту и побеседовать о ней. А Хозяин с Хозяйкой, используя выставочный материал, ведут беседу.

Осень.

Осень я, и сыплю злато через край,
Собрала в полях богатый урожай.
Принесла в корзине лучшие плоды,
Один из них сейчас увидишь ты.

Достаёт капусту из корзины.

Не суди капусту строго,
Что на ней одёжек много.

– Слово капуста произошло от древнеримского ка"путум , что в переводе на русский означает голова .

Капуста.

Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капусту позабудешь,
Есть борщи и щи не будешь.

– В меню россиян капуста всегда стояла на одном из первых мест среди других овощей. Её широко использовали и используют для приготовления разнообразных закусок, супов, вторых блюд. Очень полезен и капустный сок. В качестве самосто-ятельного блюда капусту тушат, жарят, запекают, фаршируют различными начинками.
Вот здесь на столе представлены различные блюда из капусты, которые приготовили ваши мамы и бабушки. Спасибо вам всем большое!
В основном национальная русская кухня включает блюда из белокочанной капусты, хотя не чужды ей рецепты и из других видов капусты: цветной, кольраби, красной, брюссельской и др.

Выставка сортов капусты “Вот какая я бываю!”

Выставка книг о капусте “Если хочешь обо мне побольше знать, надо эти книжки прочитать!”

Хозяин. Пожалуй, ни один овощ не привлекал столь пристального внимания исследователей всех времён и народов, как капуста. Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления о её магических, целебных и кулинарных свойствах.
Ещё древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавлять от бессонницы и различных внутренних заболеваний.
Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты. Так, в старинных русских лечебниках читаем: “ капуста толчёная, смешана с белком яичным и то прикладываемо ко всякому ожогу и та"ко язвы их заживают”.

Капуста. В народной медицине меня применяют при различных заболеваниях. Свежие листья прикладывают к гнойным нарывам, ранам, используют при ожогах. Свежий сок рекомендуют при туберкулёзе (вместе с мёдом), при заболеваниях печени, желудка, при зубной боли. Мой сок нужно выпивать немедленно, т.к. содержащиеся в нём витамины быстро разрушаются. Для укрепления волос втирают смесь соков свежей капусты, шпината и лимона.

Хозяйка. Более четырёх тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растёт по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Капуста. “Капустником” в старые времена на Руси называли огород, где меня выращивали. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром меня величали “первой барыней на деревне”. Огороды с капустою повсеместно окружали русские поселения. Изобилие капусты на Руси удивляло даже видавших виды иностранцев. Так, в XIII веке некий Корнилий де Буин писал: “В Московии произрастает обыкновенная белая капуста, которой русские заготавливают большие запасы и которую простолюдины едят по 2 раза в день”.

Дополнения учителя. Иноземец прав – на Руси к капусте с давних пор относились почти с религиозным обожанием. День праздника Воздвижения практически повсеместно считался датой начала сбора урожая капусты. Её квасили, солили, в этот постный день из неё готовили различные блюда. О квашенье капусты – процессе, ставшем в нашей стране практически народным обычаем, замечательно написал И.С.Шмелёв – писатель-эмигрант:

“А вот и другая радость: капусту рубим! После Воздвижения принимаются парить кадки под капусту… Василь-Василич заправляет одним корытом, другим – я с Горкиным. Двадцать возов капусты, весь двор завален: бело-зелёная гора, рубить – не перерубить… Корыта из толстых досок, огромные, десять сечек с каждого бока рубят, весело слушать туканье – как пляшут! В том корыте серую капусту рубят, а в нашем – белую. Туда отбирают ко?чни позеленей, сдают зелёные листья с нашей, а в наше корыто кидают беленькую, “молочную”. Называют – “хозяйское корыто”. Я шепчу Горкину: “А им почему зелёную?”. Он ухмыляется на меня: “Знаю, чего ты думаешь… Обиды тут нет, касатик. Ваша послаще будет, а мы покрепче любим, с горчинкой, куда вкусней… и как заквасится, у ней и дух пронзей… самая знаменитая капуста наша, серячок-то… Весёлая – капуста эта!”

1 ученик. Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки “свёртываются круче” и становятся более твёрдыми. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например, капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на “молодой месяц”, она тогда будет крепче и вкуснее.
С Воздвиженья (27 сентября) в деревнях начинали рубить капусту. Поселяне говорили: “Смекай, баба, капусту на Воздвиженьев день”, или “У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой”.

2 ученик. Зимние запасы считались не фунтами и килограммами, а вёдрами и бочками. Такие большие запасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой. Приглашение на капустные вечорки были знаком расположения.

3 ученик. Во все времена на Руси было принято осенью заготавливать капусту впрок, чтобы хватило до лета. Капусту, сочную, белокочанную приносили в дома прямо с грядок. Затем рубили и складывали в бочки, мяли, добавляли приправу и, выждав положенный срок, ставили на стол – полакомиться этим чудным даром матери-земли. Картошка да квашеная капуста – первое блюдо, что у сельчан, что у горожан. Не случайно так торжественно и весело совершался в разных краях России народный праздник “Капустки”.

Хозяйка. Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ её заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени.
Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.
Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название “квашеная”, т.е. “заправленная квасом”.

4 ученик. Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы. Они продолжались две недели. Молодёжь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проводились, с разговорами, шутками-прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. Кадки во всех семьях доверху наполнялись капустой. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать своё трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая.

Хозяйка.

Выходите, красны девицы, умение своё показать,
Не пригожим лицом, а руками золотыми.
Ведь без капусты и щи-то будут не густы!

5 ученик. На капустных вечорках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там – глядишь, и свадебка. Спросит подрастающий ребёнок у молодой матери: “Где меня взяли?”. Вспомнит она весёлые заготовки, улыбнётся и ответит малышу: “В капусте нашли”.

Капуста. Давайте приоткроем завесу и посмотрим живописную картину, которую представляла собой русская деревня при засолке капусты.

Хозяйка.

К нам приехали капустные вечера
На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.
Уж вы, кумушки, подруженьки мои,
Вы придите поработать у меня.
Пособи"те мне капусту порубить,
Пособите-ка её мне усолить!

Слышен стук, входят девушки.

Девушки (с поклоном) . Здравствуйте, Хозяин с Хозяйкой!

Вот пришли вам пособить,
Да капусту порубить.

Хозяин. Для дорогих гостей и ворота настежь!

Хозяйка.

Дорогие гости, будьте как дома.
Наш уют домашний каждому виден:
В тесноте, быть может, да не в обиде!
Ведь изба любая, знаете сами,
Не красна углами, красна пирогами!
Всем, чем богаты, тем и рады.

Хозяин. Сначала – дело, затем – пироги да веселье. Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Три взрослых человека – мамы и бабушки и “девушки” – ученицы встают возле стола и начинают рубить и солить капусту: мамы рубят, а ученицы демонстрируют утварь и рассказывают по ходу работы, зрители – остальные дети и родители – наблюдают за процессом соления капусты. Звучит тихая музыка, на фоне которой ведётся рассказ девушек и хозяйки.

Девушка 1. Вот это корыто , а это сечка . Для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не употреблялось. Вот другое приспособление – шинковка – специальный станок для шинкования, т.е. нарезки капусты в виде стружки, а вот это - деревянный пест .

Взрослые и девушки начинают рубить капусту.

Хозяйка. Рубка капусты была истинным праздником для деревенских мальчишек. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей.
Сначала кочаны необходимо обмыть и зачистить от испорченных и вялых листьев. Вырезав кочерыжку, кочаны нужно изрубить сечкой или нашинковать на специальной шинковке.
Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью в деревянной или эмалированной ёмкости.

Девушка 2. Подготовленную капусту уложить в кадку, бочонок или стеклянную банку, трамбуя каждую новую порцию деревянным пестом или другим тупым предметом до тех пор, пока не выступит обильный сок.

Девушка 3. Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. При желании в капусту можно было добавить приправы, душистый перец, лавровый лист, клюкву. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки.

Девушка 4. На дно бочки и поверх капусты хорошо постелить зелёные капустные листья. Накрыть капусту белой хлопчатобумажной тканью, а на неё положить деревянный кружок с гнётом, под пресс. Для гнёта лучше подобрать большие округлые камни, какие встречаются по берегам рек.

Девушка 1. Через некоторое время под тяжестью гнёта капуста осядет и покроется рассолом. Если рассол не выступил, груз следует увеличить. Процесс брожения длится примерно неделю при температуре 18–20°.

Девушка 5. Как только на поверхности начнут показываться пенящиеся пузырьки, капусту необходимо проткнуть в нескольких местах острой длинной палкой – острым берёзовым колом (до дна). Через эти проколы будут выходить газы, образующиеся при брожении. Через пару дней нужно сделать новые проколы. Когда капуста приобретёт белый цвет (а это бывает обычно через неделю после засолки), её следует из тёплого помещения перенести в погреб, а стеклянные банки – в холодильник. На этом процесс приготовления капусты можно считать законченным.

Хозяин. Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Гости:

  • Хлеб да капуста лихого не допустят (здоровая пища).
  • Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
  • Не суйся к капусте, пока не припустят.
  • Капусту садить – спине досадить.
  • Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
  • Ни один рот без капусты не живёт.
  • Капуста не пуста" – сама летит в уста".
  • Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой.
  • Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
  • Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
  • Капуста любит воду, да хорошую погоду.
  • Капуста кочаны копит.
  • Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.

Хозяин. Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Гости:

  • Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, запутана.
  • Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не шиты, не кроены, а все в рубцах.
  • Был ребёнок – не знал пелёнок, стал стариком – сто пелёнок на нём.
  • Заплата на заплате, а иглы не бывало.
  • Не книжка, а с листьями.
  • Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.
  • Лоскуток на лоскутке – зелёные заплатки,
  • Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

Хозяин. Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

Девушки. А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споём частушки про капусту.

Частушки про капусту

Ставьте ушки на макушке, слушайте внимательно,
Мы капустные частушки споём замечательно.

Ходит Катя между гряд, выдирает всё подряд:
Где капуста, где сорняк – не поймёт она никак.

Лето целое старалась, одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала.

Я могу капусту квасить, от безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости – всех капустой угощу.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява,
А кто очень любит щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо. Узнаёшь её? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,
Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Перепляс.

Хозяин. О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

Малыш.

Чищу, режу я капусту, а потом морковку тру.
Посолю её немножко и в бочонок уложу.
Мама палочки положит, папа будет прессовать.
А когда она забродит, станем палкой протыкать.
Пару дней она бродила – надо в погреб выносить,
А не то её придётся козам всю потом скормить.

Хозяйка. Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.

Хозяин. Недаром говорится: дело мастера боится. Полная кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

6 ученик. Появлялись юноши с подарками для хозяев и их помощниц. Хозяйка пекла пирог с капустой и угощала гостей.

Хозяйка подносит пирог девушкам-помощницам.

7 ученик. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Нередко сёла расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток… К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником.

ИГРЫ

Игра “Колышки”

Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это “колышек”. Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.

– Кума, кума, продай колышек.
– Купи.
– А что сто"ит?
– Кочан капусты да веник, да рубль денег.
– Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встаёт у “колышка”. Проигравший становится водящим.

Игра “Схвати угощение”

– Представьте, что вы зайчата. А зайчата любят…

На полу разложены кочерыжки. Их на одну меньше, чем зайчат. Под музыку все начинают бегать. Как только остановится музыка, нужно схватить кочерыжку. Кому не достанется, тот выбывает из игры. Последний зайчонок с кочерыжкой – победитель. Ему достается сочный приз.

Капуста. Подошла моя очередь дать вам испытания:

  • Какой бабочки я боюсь больше всего?
  • Какое домашнее животное залезает в огород, чтобы полакомиться мною?
  • А дикое животное?
  • Какие блюда можно приготовить из капусты?

Хозяин и хозяйка. Играми да плясками сыт не будешь.

Хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают, кому помощь нужна – “на капустки” в свой дом односельчан приглашают. В заключение – ученики по желанию рассказывают найденные и выученные стихотворения о капусте.

Cтихи о капусте

Летний дождик

Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснётся,
Как капуста встрепенётся:
Листья бе"лы и сочны"
Завивает в кочаны.

Жила-была капуста

Жила-была капуста,
Капуста белокочанная,
Капуста белокочанная
Была хвастунья отчаянная.

Капусту такую ещё поищи!
Хозяйка её покрошила в щи.
Одна кочерыжка осталась –
И та сынишке досталась!

Владимир Суслов

Грустная капуста

Поле убирают, в огороде пусто,
Только за сараем ёжится капуста.
С грядки не увозят вот уж две недели,
Даже от мороза жилки посинели.
Смотрит за ограду хрусткая капуста…
Ни травинки рядом – потому и грустно.

Каюм Тангрыкулиев

Капуста

– Обвязала голову, ты не больна, капуста?
Тебе и летом холодно? Закуталась, капуста?
– От солнца я ношу чалму,
Жара мне вовсе ни к чему!

Василий Катанов

В огороде кочаны
Вот такой величины
Наливаются.
Дед Мороз надел тулуп,
К кочанам ступ-хруп
Подбирается.
Заморозить их хотел,
Весь от злости побелел,
Ничего не вышло.
Кочаны в ночи лежат
Вроде белых медвежат
И рычат чуть слышно.

М. Мальцева

Капуста

Поднялась капуста,
Важно осмотрелась,
Поскорее в кофточки тёплые оделась.
Плащиком зелёным укрывает нос:
– Мне теперь не страшен дождик и мороз!

«Капустная вечерка»

Сценарий проведения народных посиделок.

Участники : фольклорный ансамбль «Купала» и обучающиеся школ г. Магнитогорска, учреждений начального и среднего профессионального образования .

Задачи мероприятия :

Воспитание обучающихся на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия,

Поддержка творческой активности молодежи,

Содействие развитию фольклорного движения в детской и молодежной среде.

Форма проведения : игровая

Средства : Посиделки могут проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

На столах приготовлено все необходимое для рубки и засола капусты. По окончании «рабочей» части вечерки, столы накрываются скатертями, сервируются для чаепития.

Каждый, кто пришел на посиделки, может поучаствовать в общей работе. Гости охотно и шинкуют капусту, и беседуют о ней. А Хозяин с Хозяйкою, используя выставочный материал, аппелируя к любознательности и практическому опыту гостей, ведут беседу:

– Пожалуй, ни один овощ ни привлекал к себе столь пристального внимания исследователей всех времен и народов, как капуста.

Философы и историки, медики и повара оставили нам многочисленные наставления и даже монографии о ее магических, целебных и кулинарных свойствах.

Еще древние греки и римляне приписывали капусте способность успокаивать головную боль, вылечивать глухоту, избавляться от бессонницы и различных внутренних заболеваний.

– Наши предки тоже знали толк в целебных свойствах капусты.

«Капустником» в старые времена на Руси называли огород, где выращивали капусту. Это был самый любимый овощ на Руси, недаром его величали «первой барыней» на деревне.


Зимние запасы считали не фунтами и килограммами, а ведрами и бочками. Такие большие припасы трудно сделать в одиночку. А потому рубили и солили капусту женщины сообща для всей деревни, переходя из одного дома в другой.

– Именно с Воздвиженья в деревнях начинались девичьи вечеринки-капустницы . Молодежь с нетерпением ожидала капустниц. Весело они проходили: с разговорами, шутками, прибаутками. Девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. В каждом доме накрывались столы с закусками. Входя в дом, гости поздравляли хозяев с хорошим урожаем. Девушки наряжались на капустницы и старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались: которая невеста удалая.

– На капустных вечерках знакомство с хозяйским сыном могло завязаться, а там – глядишь и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?» Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется и ответит малышу: «В капусте нашли».

Приглашение на «капустные вечерки» с давних времен было знаком расположения, приязни. Отказаться от приглашения считалось знаком «неуважения к хозяевам».

ХОЗЯЙКА (поет):

К нам наехали капустны вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить!

Слышен стук. Входят девушки .

Здравствуйте, хозяин с хозяйкой!

Вот пришли вам пособить,

Да капусту порубить.

ХОЗЯИН: Для дорогих гостей и ворота настежь!

ХОЗЯЙКА: Дорогие гости, будьте как дома.

Наш уют домашний каждому виден:

В тесноте, быть может, да не в обиде!

Ведь изба любая, знаете сами,

Не красна углами, красна пирогами!

Всем, чем богаты, тем и рады.

ХОЗЯИН: Сначала – дело, потом – пироги да веселье.

Ну-ка, девчата, надевайте фартуки, чтобы наряды свои не испачкать, и за работу принимайтесь.

Девушки начинают рубить капусту.

ХОЗЯЙКА: Вместе с рубленой капустой заквашивали цельные белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. Имелись общие правила, обычаи и приметы. Например: капуста, собранная в октябре, сахаристее той, что убрана в сентябре, а рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее.

ХОЗЯИН: Давайте-ка вспомним, какие пословицы народ сложил о капусте.

Хлеб да капуста лихого не допустят.

Без картошки, хлеба да капусты – какая еда!

Не суйся к капусте, пока не припустят.

ХОЗЯИН: Молодцы! А загадки о капусте знаете?

Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.

Стоит Антошка низок, на нем семьдесят семь ризок.

Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

Стоит Филат, на нем сто лат.

Бел ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.

Заплата на заплате, а иглы не бывало.

ХОЗЯИН: Ой, хватит, хватит! Вижу, что вы действительно знаете загадки о капусте.

ДЕВУШКИ: А мы знаем не только пословицы и загадки о капусте. Сейчас мы споем частушки про нее:

Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,


Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Лето целое старалась

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Все наряды отдала.

Барыня сидит на грядке,

Одета в шумные шелка,

Мы для нее готовим кадки,

Крупной соли полмешка.

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.

А кто любит очень щи – там меня всегда ищи.

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо, узнаешь ее? Капуста!

Чтобы печка разгоралась, надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась, надо пляской помогать.

Перепляс ( фольклорный ансамбль «Купала» и гости мероприятия).

Девушки опять приступают к работе, а Хозяйка продолжает беседу:

«Более четырех тысяч лет назад человек стал выращивать капусту. Родоначальником культурных сортов капусты является дикая капуста, которая росла и до сих пор растет по берегам Средиземного моря. Много веков возделывал человек дикую капусту, ухаживал за ней и отбирал на семена растения с крупными листьями; так была получена ценная овощная культура.

Наши же предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам практически не изменившимся и до нашего времени.

Вторую же – серую – получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.

Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», то есть «заправленная квасом».

ХОЗЯИН: О том, как правильно квасить капусту, деревенские жители с малолетства знают.

ОДИН ИЗ ГОСТЕЙ:

Чищу, режу я капусту,

А потом морковку тру.

Посолю ее немножко

И в бочонок уложу.

Мама палочки положит,

Папа будет прессовать,

А когда она забродит,

Станем палкой протыкать.

Пару дней она бродила –

Надо в погреб выносить,

А не то ее придется

Козам всю потом скормить.

ХОЗЯЙКА: Пока беседа велась, и работа сделалась. Спасибо за помощь, гости дорогие.

ХОЗЯИН: Недаром говорится: дело мастера боится. Полна кадка квашенины – значит, пришло время для веселья.

Хоровод «Вейся, вейся, капуста моя».

Игра «Колышки».

Пары играющих встают в круг. Один человек в каждой паре присаживается – это «колышек». Другой стоит за ним. Водящий ходит в центре круга, подходит к любой паре.

– Кума, кума, продай колышек.

– А что стоит?

– Ну, по рукам, да в баню.

Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны. Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Игра в «Капусту».

В середину хороводного круга играющие складывают свои ленты, пояса, платки. Выбранный заранее «хозяин капусты» стережет ее.

Хоровод поет :

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Огород свой горожу,

Горожу и сторожу,

Чтоб сюда не забегали

И капусту не украли

Волк и лисица, бобер

Заинька усатый, медведь

Толстопятый.

Затем хоровод рассыпается, и каждый старается ухватить свой «кочан капусты». «Хозяин» не дремлет, и тот, кого он успевает запятнать, при повторе игры вместе с ним сторожит «огород».

Играми да плясками сыт не будешь, и хозяева приглашают гостей к чаю с пирогами капустными. На прощанье все друг другу здоровья желают.