Детские стихи от эммы мошковской. Детская поэтесса Мошковская Эмма: забавные стихи для малышей Стихи для детей

Мошковская Эмма Эфраимовна
15 апреля 1926

Она получила профессию оперной певицы, но всю жизнь писала стихи для детей.

Эмма Эфраимовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее стихи сразу получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 году Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Кроме стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Стихи были переведены на разные языки мира. Многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

«Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, а она чирикает. Дождь, мерзкая погода, а она знай чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно чирикает. Что и как она чирикает, безразлично. Главное, чирикать, чирикать и чирикать.
Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой. Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак ее не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».
Леонид Яхнин

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней -
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

? с. 37 Вспомни произведение Саши Чёрного «Дневник фокса Микки», которое ты прочитал(а) в учебнике. Чьими глазами увиден мир в том тексте? От чьего имени ведётся в нём рассказ?
А от чьего лица написано стихотворение Эммы Мошковской?

«Дневник фокса Микки» написан от имени фокстерьера Микки и мир в нём показан глазами собачки.
Стихотворение Эммы Мошковской написано от имени и с точки зрения мотылька.

? Кем был разбужен мотылёк? Какие строчки в первой части стихотворения помогли тебе догадаться? На чём сидел мотылёк и почему ему стало жарко? Что он называет «солнцем в тёпленьком пузырьке»? Кого и какие предметы мотылёк видит с высоты своего полёта? Подтверди ответ строчками из текста.
? А кого и что он разглядывает вблизи? За кем мотыльку нравится наблюдать больше всего? Из каких строчек это видно?

Мотылёк был разбужен обитателями комнаты, где он жил, а точнее, – школьниками, которые «…солнце включили и долго уроки учили». Обыкновенная лампочка кажется мотыльку «солнцем в тёпленьком пузырьке». С высоты своего полёта мотылек видит не только детей, которые учат уроки, но и бабушку, вяжущую чулок, играющую в куклы маленькую девочку – «внучку», маму с пышками. Однако больше всех мотылёк любит детей, делающих уроки: «Как я люблю ваши лица! // Я долго на них гляжу…», «…я для вас пляшу», «…я любопытен! Я бы узнал, что вы сейчас проходите!». Поинтересуйтесь у ребят, а они обращали когда-нибудь внимание на «танец» мотыльков вокруг вечерней лампочки? Можно вообразить, что мотыльки не просто летят на огонь, но хотят лучше разглядеть лица людей, понаблюдать за тем, чем они занимаются, выказать свою любовь, станцевав людям?

? Как ты думаешь, поэтессе удалось показать мир с точки зрения мотылька? Какими качествами нужно обладать, чтобы это получилось?

- Необычный мир получается, когда всё вокруг кажется человеку одушевлённым и живым, — сказала Маша.

Убедительно ли Эмма Мошковская описала мотылька, его любопытство, его любовь к живущим рядом? Поэтесса наблюдательна? Хорошее ли у неё воображение?
Ведь это – именно те качества, которые и позволяют увидеть окружающий мир живым и необыкновенным.

Эх, давно я собиралась немножно рассказать еще об одной детской писательнице, стихи и сказки которой мне (и надо заметить, не тольео мне) очень нравятся.

Но, после очередного просмотра мультфильма "И мама меня простит" моим сыном, я решила наконец-то это сделать. Может найдутся и еще почитатели этого стихотворения и одноименного мультфильма!?

Эмма Мошковская занимает в детской литературе особое место. И хотя при жизни она не была в полной мере обласкана лучами славы, в настоящее время ее творчество, наконец, начинают признавать и многие считают ее своеобразным, самобытной детской поэтессой.

Ее первые стихотворения были напечатаны в 1961 году в журналах «Мурзилка», «Вожатый» и «Пионер». После первых публикаций ее заметил Самуил Маршак: «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Столь же высокого мнения о ее творчестве придерживался и К. Чуковский. Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Ее стихи написаны столь детским языком, что кажется, будто их придумал маленький ребенок, а не взрослая поэтесса.

Начну сразу с нашего любимого:


Я мамy мою обидел,
Тепеpь никогда-никогда
Из домy вместе не выйдем,
Hе сходим с ней никyда.

Она в окно не помашет,
И я ей не помашy,
Она ничего не pасскажет,
И я ей не pасскажy...

Возьмy я мешок за плечи,
Я хлеба кyсок найдy,
Hайдy я палкy покpепче,
Уйдy я, yйдy в тайгy!

Я бyдy ходить по следy,
Я бyдy искать pyдy
И чеpез бypнyю pекy
Стpоить мосты пойдy!

И бyдy я главный начальник,
И бyдy я с боpодой,
И бyдy всегда печальный
И молчаливый такой...

И вот бyдет вечеp зимний,
И вот пpойдёт много лет,
И вот в самолёт pеактивный
Мама возьмёт билет.

И в день моего pожденья
Тот самолёт пpилетит,
И выйдет оттyда мама,
И мама меня пpостит.
есть и мультфильм

Есть и еще мультфильмы:
«День загадок» (м\ф, 1987), автор текста
«Хитрые старушки» (м\ф, 1980), сценарист
«Цыпленок в клеточку» (м\ф, 1978), сценарист
«Клоун» (м\ф, 1977), сценарист
«Козлик и его горе» (м\ф, 1976), сценарист
«Почему у льва большая грива?» (м\ф, 1976), сценарист
«Бегемотик» (м\ф, 1975), сценарист
«И мама меня простит» (м\ф, 1975), по стихотворению Э. Мошковской
«Козлик и ослик» (м\ф, 1974), сценарист


«Стихи и сказки», «Подарите крокодила», «Мечты о лете», «Счастливый остров», «Сто ребят - детский сад», «Дедушка Дерево», «Хорошие вести», «Я пою», «Жадина», «Книга для друга», «Мы играем в школу», «Чистая песенка», «Прогулка с отцом», «Мы играем в магазин», «Кто самый добрый», «Веселый ветер», «Солнышко умывается», «Вежливое слово», «Жил-был на свете Серенький Козлик», «Дом построили для всех», «Впередсмотрящий», «Тень и день», «Я нарисую солнце», «Как лягушки научились квакать», «Веселый магазин», «Подарки в парке», «Куда садится солнце», «Зяблик согрелся», «Земля кружится!», «Люблю, когда утро», «Слушай, дождик!», «Не пора ли на урок?», «Дядя Шар».

Наверняка вы знаете все эти книжки:




Пес шагал по переулку и жевал большую булку...-эту книжицу мы купили одной из первых. Книжка-раскладушка, кстати, живая до сих пор. Очень нравится. Простая и веселая. Каждый раз обсуждаем поступок щенка, который не хотел делиться своей булкой.

"Дедушка Дерево"

У дедушки Дерева
Добрые руки -
Большие
Зелёные
Добрые руки...
Какая-то птица
В руках суетится.
Какая-то птица
На плечи садится.
Дедушка Дерево - славный такой -
Белку качает большущей рукой...
Жучище примчался,
И сел,
И качался,
И всё восхищался,
и всё восхищался.
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И мошки примчались,
И мошки качались.
И все свиристели
В пуховой постели
Смеялись, качались,
Качались, свистели!
Дедушка Дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил...
У дедушки Дерева добрые руки -
Большие
Зелёные
Добрые руки...
Наверно, их сто...
Или сто двадцать пять...
Чтоб всех покачать!
Чтоб всех покачать!

Вежливое слово

Http://funforkids.ru/diafilm/179/01.jpg-здесь можно посмотреть диафильм
Сказка в стихах Эммы Мошковской.
“Ничто не дается нам так легко и не ценится так дорого, как человеческое общение”. А ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ общение предполагает вежливость. Помочь маленькому человечку закрепить полученные от родителей знания в этой непростой науке поможет эта сказка.

“Ах, слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?
ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА…
ПРОСТИТЕ…
Я могла бы их спасти!”
Спасайте, запоминайте, употребляйте.
Возраст: 3 - 6 лет.

Театр открывается!
К началу всё готовится!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.

В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой...

Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

Мне - поближе:
Плохо вижу,
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит овечка:
- Мне - одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ -
Доброе словечко.

Утка:
- Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! -
И достала утка
ДОБРОЕ УТРО.

А олень:
- Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё
ПОЖАЛУЙСТА! -

Говорит Дворовый Пёс:
- Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОРО’ВО -
Вежливое слово.

Вежливое слово?
Нет у вас другого?

Вижу
В вашей пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРО’ВО бросьте! Бросьте!

Бросил! Бросил!
- Просим! Просим!

Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Петухов,
Барсуков...
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавив хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого...

Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.
- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне - билет!
- Нет и нет.
- Мне - билет!

Нет и нет,
не стучите - мой ответ.
Не рычите - мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то...
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:

Ах, слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?

ИЗВОЛЬ...
ПОЗВОЛЬ...
их давно уж съела моль!
Но ПОЖАЛУЙСТА...
ПРОСТИ...
Я могла бы их спасти!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?
Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! -
Живо-живо
Положила
Две заплатки...
Всё в порядке!

Раз-два!
все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До СВИДАНЬЯ,
До СКАКАНЬЯ
И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС...
И десяток про запас.

На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе...

ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ

И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!

С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.

ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру /Во всю силу
Очень хочется запеть:
"Очень-очень-очень-очень-
Очень вежливый Медведь!"

БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

Славный парень!
- Я стараюсь.
- Вот какая умница!

Вот идёт Медведица!
И она волнуется,
И от счастья светится!

Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

Почему не верится? -
Говорит Медведица. -
Мой сыночек - молодец!
До свидания!


Я ушел в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда,
Буду жить в ней все года!
И в обиде
Я не видел
Ни цветочка, ни куста…
И в обиде
Я обидел
И щеночка, и кота…
Я в обиде съел пирог
И в обиде я прилег,
И проспал в ней два часа,
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать не захотелось!

Сама Мошковская в детстве занималась вокалом и впоследствии после окончания училища им. Гнесиных работала в архангельской филармонии. Это наложило отпечаток на ее дальнейшее творчество. Персонажи стихотворений не скрывают своих чувств, выражают их громко и открыто.

Я громко
Пою
про ногу свою,
Пою
про башмак,
Пою
просто так!

Детский мир, который изображает Мошковская в своих стихах, полон неподдельной радости, бесконечного счастья и, конечно же, чудес. Сломанные игрушки невероятным образом вновь становятся целыми, разбитые вазы и чашки склеиваются сами, а мама никогда не сердится. (Эх, если б так было по-настоящему ) Ее детские персонажи активны, находчивы и изобретательны. Например, в стихотворении «Жил на свете человечек» герой находит 12 дощечек и хочет построить из них домик, но материала хватает лишь на крылечко. Но он не отчаивается, и стройка завершается самым чудесным образом. Крышей становится небо, одной из стен - «кудрявый лесок». «Хорошо, что не хватило досок, зато в гости может зайти каждый, любому хозяин будет рад.

Стихотворения Мошковской полны жизни и энергии. Каждое из них является своеобразным поэтическим открытием.

Кругом –
снег.
А на горке –
нет!
Увидали грачи.
Каждый кричит,
Как матрос с корабля:
– Земля!

Постепенно герои ее стихов растут. В их жизни появляются новые радости и новые: первые друзья, первые книжки, школа… Малыш взрослеет, но в душе он по-прежнему, как впрочем, и сама Мошковская, остается все тем же ребенком. И с ним остается куча сокровищ, которые дороже всего, что есть в мире взрослых: важнее денег, знаний.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о характерах и взаимоотношениях героев рассказа.
  2. Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, развивать устную речь школьников.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и окружающему миру.

Задачи урока:

  • после того как школьники прочитают первую часть, побудить их перечитывать и просматривать текст, для того, чтобы обосновать свои ответы на вопросы;
  • подвести к выводу о том, что рассказ написан от имени мальчика Фили, который одновременно является и героем-рассказчиком и главным героем;
  • после полного прочтения рассказа, побудить их коротко пересказать события, которые изменили отношение главного героя к медузам;
  • в ходе обсуждения подвести детей к мысли, что для главного героя сильнее неприязни к медузам оказалась любовь к миру природы, сострадание к живому существу;
  • обсудить, почему рассказ помещён именно в эту главу.

Материалы к уроку:

  • рисунки детей, фотографии медуз,
  • музыка “Шум моря”,
  • сообщения детей о медузах,
  • толковый словарь.

Ход урока.

1. Вводная беседа.

Какой раздел мы изучаем на уроках литературного чтения?

Как вы понимаете эти слова?

Какие произведения этого раздела мы уже изучили?

Чему научили вас герои этих произведений?

Что особенного вам запомнилось из этих произведений? Что поразило больше всего?

На доске тема нашего урока. Давайте составим прогноз на урок.

О чём мы будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока? Чему мы будем учиться?

2.Работа с дополнительным материалом.

К уроку ребята подготовили рисунки и сообщения. Рассмотрите рисунки. Кто из вас сам видел медуз на море?

Послушайте сообщения ребят.

3. Знакомство с произведением.

Учебник. Н. А. Чуракова. Литературное чтение. Часть 1.3класс, с148-149.

Читают подготовленные учащиеся.

4. Физминутка. Музыка.

К морю синему спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

5. Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

Блок вопросов №1 (в учебнике).

О ком этот рассказ? Какого они возраста? Их имена? Кто главный герой?

Можно ли брата и сестру назвать наблюдательными? Они дружны или нет?

С твоей точки зрения, Филя способен нанести медузам вред? Он согласился бы на то, чтобы медуз уничтожили и он смог бы купаться? Обоснуй своё мнение.

6. Продолжение знакомства с произведением.

Чтение текста с 149-151.

7.Продолжение анализа прочитанного. Блок вопросов №2, с 151 в учебнике.

Что заставило Филю изменить своё отношение к медузам? Что в душе у мальчика оказалось сильнее физической неприязни к медузам, сильнее страха перед ними?

Как бы вы поступили на месте Фили? С кем из мальчиков вы стали бы дружить? Кому из вас приходилось сталкиваться в море с медузами? Как вы реагировали на это?

8.Физминутка.

А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки
К морю синему спешим
Море синее шумит.
С рыбками поплаваем
С дельфином поиграем
Вернёмся дружно в класс мы,
Вновь став учениками.

9.Подготовка к чтению по ролям. (Музыка)

Работа в парах. Правила работы в парах.

  1. Выбираем капитана
  2. Рассуждаем, обсуждаем, ведём дискуссию шёпотом
  3. Выполняем задания дружно, быстро, правильно
  4. Ставим взаимооценку за сотрудничество
  5. Готовы - показываем знак …
  6. Проверяем: верно ли выполнено задание
  7. Ставим оценку за правильность выполнения задания
  8. Чтение по ролям у доски.

Назовите героев – участников чтения текста.

Правильно ли то, что этот рассказ помещён в данной главе?

Подтвердился ли ваш прогноз на урок?

Какие выводы вы сделали для себя из прочитанного и услышанного на уроке?

Над чем следует поработать дома каждому из вас?

10.Домашнее задание.

Учебник с148-151 чтение по ролям, тетрадь с 46.

Сергей Козлов. Дружба.

11.А итогом нашего урока пусть будет стихотворение из хрестоматии.

Эмма Мошковская. “ Нужен он …”. (Читает ученица наизусть).

Нужен он зимой и летом
И блондинам и брюнетам,
Тонким,
Толстым,
Нужен взрослым,
Нужен взрослым
И ребятам,
нужно, чтобы он был рядом.
Очень – очень – очень нужен,
Если кто-нибудь простужен,
Или просто нету сил,
Или просто загрустил …
Нужен он сию минуту!
Нужен через много лет!
Очень нужно,
чтобы всюду
был Хороший Человек.

11. Оценки за урок.

Ребята, мне приятно было работать с вами. Спасибо всем за участие!

Косарев Матвей

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3

Города Аши Челябинской области

РЕФЕРАТ

«Детская поэтесса

Эмма Мошковская»

Выполнил: Косарев Матвей Ученик 2 А класса

2012 г.

1.БИОГРАФИЯ 3

2.ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ 5

3.СТИХОТВОРЕНИЕ 6

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. БИОГРАФИЯ

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926 – 1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания.

Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар».

Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе.

В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево».

За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки.

Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.

  1. ТВОРЧЕСТВО ЭММЫ МОШКОВСКОЙ

Стихи для детей: «Ангина» ,

«Апрель» ,

«Бульдог» ,

«Весенняя арифметика» ,

«Все надели шубы» и другие.

Книги для детей:

«Подарите крокодила»,

«Мечты о лете»,

«Счастливый остров»,

«Сто ребят – детский сад»,

«Дедушка Дерево»,

«Хорошие вести»,

«Я пою»,

«Жадина» и другие.

Грампластинки и аудиокниги:

«Жил-был на свете Серенький Козлик»,

«Жила-была Работа» .

Мультфильмы:

«День загадок»,

«Хитрые старушки»,

«Клоун»,

«Козлик и его горе»,

«Бегемотик»,

«И мама меня простит»,

«Козлик и ослик» .

  1. СТИХОТВОРЕНИЕ

Эмма Эфраимовна Мошко́вская (1926-1981) -российская детская писательница и поэтесса. Окончила музыкально - педагогическое училище имени Гнесиных (1954) по классу вокала, работала в Архангельской филармонии.

В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала « Мурзилка ». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. «Эмма Мошковская – один из наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Самуил Маршак

Любимый герой Мошковской - маленький романтик, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. "Я боюсь, И лес боится- Замирает и таится... Ты не беспокойся, лес! Ты не бойся - Я же здесь ".

Первый сборник ее стихов вышел в 1962 году. Спустя пять лет ее принимают в Союз писателей. В общей сложности она выпустила более 20 поэтических сборников, куда также вошли написанные ею сказки.

Короткие и простые для заучивания стихи поведают о нравственных ценностях, о том, что хорошо или плохо. У Эммы Мошковской есть стихи для совсем маленьких и для старших дошкольников.

Спасибо за внимание!