Необуддийская секта ламы Оле Нидал (Ole Nidahl). Оле нидал Кто является второй женой ламы оле нидала

Оле Нидал путешествует, проводя лекции, курсы и основывая буддийские центры «Алмазного пути». У него более 30 000 учеников, в том числе более 5 000 в России.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи - в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

    Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

    Центры Алмазного пути

    Согласно утверждению Оле Нидала [ ] , Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на Западе. Подробнее об этом можно узнать из письма Кхенпо Чёдрага.

    Преподавательская деятельность и награды

    Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким как Махамудра (Великая Печать) - способствовать более глубокому пониманию буддизма Алмазного пути.

    Разногласия

    Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в линии Карма Кагью - Кюнзига Шамара Ринпоче - Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма . Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче .

    Критика

    Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине , указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю . «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым “, расизме , сексизме и враждебности к иностранцам . Его необычные действия (например, прыжки с банджи , с парашютами , езда на скоростных мотоциклах) также раздражает некоторых буддистов, которые не являются его учениками - независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

    Михаил Плотников, диакон, кандидат богословия, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Вице-президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, охарактеризовал миссию ламы Оле Нидала как нетрадиционную для России необуддийскую секту (хотя и с некоторыми оговорками), активная деятельность которой имеет в целом негативные социальные последствия, за исключением того, что «часть привлеченной им контркультурной молодёжи, употребляющей наркотики, снижает их приём или вовсе его прекращает, поскольку Нидал пропагандирует медитацию как более эффективное и качественно лучшее, чем наркотики, средство изменения состояния сознания и говорит, что наркотики мешают медитации» .

    Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

    Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские .

    В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни» .

    Книги

    • Оле Нидал. Книга надежды: как освободиться от страха смерти = Von Tod und Wiedergeburt. - М. : Эксмо , 2013. - 288 с. - ISBN 978-5-699-60593-4 .
    • Оле Нидал. Верхом на Тигре. Европейский ум и буддийская свобода = Riding the Tiger. - М. : Эксмо , 2012. - 608 с. - ISBN 978-5-699-54643-5 .
    • Оле Нидал. Каким все является. Психология свободы - опыт буддизма = Wie die Dinge sind. Eine zeitgemäße Einführung in die Lehre Buddhas. - М. : Эксмо, 2012. - 208 с. -

    Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров - в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки.

    Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи - в том числе с помощью наркотиков, имея проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

    В 1961 году познакомился со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправились в свадебное путешествие по Непалу, где встречают своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче - Ламу школы Друкпа Кагью. В следующей поездке они встречают и становятся первыми западными учениками Шестнадцатого Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже, главы школы Карма Кагью.

    Оле и Ханна Нидал стали близкими учениками Шестнадцатого Кармапы. В то же время они познакомились с остальными учителями Кагью, такими, как Калу Ринпоче, Кюнзиг Шамарпа, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Ситу Ринпоче и другими. Оба становятся также учениками Лопена Цечу Ринпоче и Кюнзига Шамарпы.

    Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Шестнадцатого Кармапы, они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

    Согласно оценкам Кюзига Шамара Ринпоче и кхенпо Чёдрага, выступающего от лица буддийских учреждений Гьялва Кармапы, и самого Гьялва Кармапы Тринле Тхае Дордже, Оле Нидал признаётся учителем буддизма Алмазного Пути (Ваджраяны) в рамках одной из частей школы Карма Кагью.

    Центры Алмазного Пути

    Согласно многим свидетельствам, Шестнадцатый Кармапа поручил ему основывать центры Карма Кагью на западе. Подробнее об этом можно узнать из письма кхенпо Чёдрага.

    Лучшие дня

    Начиная с 1973 года Оле Нидал путешествует, проводя лекции. Вскоре образовывается первый медитационный центр в Копенгагене, который впоследствии посещает Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо. В 1974, 1976, 1977 и 1980 годах Шестнадцатый Кармапа посещал центры в Европе и США. В январе 2000 года состоялась первая поездка Семнадцатого Кармапы Тринле Тхае Дордже по европейским центрам, основанным Ламой Оле Нидалом.

    Центры, основанные Оле Нидалом, носят название Центры Алмазного Пути школы Карма Кагью. Алмазный Путь - это вариант перевода с санскрита термина Ваджраяна.

    Начиная с 1970-х годов, Оле Нидал и его жена Ханна основали более 600 буддийских медитационных групп в Центральной и Западной Европе, Азии, Америке, Австралии и ЮАР. Оле Нидал предпочитает не читать лекции и не открывать медитационные центры Алмазного пути в странах, где население преимущественно исповедует ислам. По его мнению, ему не удалось бы эффективно защитить своих учеников в этих странах в случае притеснений - даже в тех странах Ближнего Востока и Северной Африки, где не наблюдается притеснений и другие буддийские центры сосуществуют с исламом. Таким образом, несмотря на существование буддийских центров в «исламском мире», Оле Нидал утверждает, что открытие центров там было бы безответственным шагом с его стороны. Исключение составляют традиционно мусульманские республики РФ (например, Башкортостан) и бывшего СССР (Казахстан, Киргизия), где есть группы, получившие благословение Ламы Оле Нидала.

    В России насчитывается 73 центра и медитационных группы, открытых с благословения Ламы Оле Нидала.

    Преподавательская деятельность

    Оле Нидал непрерывно путешествует по различным странам, обучая своих учеников, а также интересующихся буддизмом людей. Цель курсов Оле Нидала по различным темам, таким, как Махамудра (Великая Печать) - способствовать более глубокому пониманию Буддизма Алмазного Пути.

    Начиная с 1978 года, Оле Нидал написал несколько книг о буддизме, некоторые из них автобиографичны. Часть его книг издана и на русском языке. Людям, начинающим практиковать, Оле Нидал не рекомендует читать тексты по теме Ваджраяны других школ Ваджраяны. Он объясняет это тем, что лучше хорошо разобраться в чем-то одном, чем запутаться во многом. В разных школах подобные термины используются в разных смыслах, что порой ускользает от внимания начинающих буддистов.

    Ученики Оле Нидала являются без исключения мирянами, которые живут в основном в западной культуре. Монастырское буддийское образование с принятием обета безбрачия, по мнению Оле Нидала, не подходит образу жизни в западном обществе.

    Оле Нидал поддерживает Тринлея Тхае Дордже в вопросе признания Семнадцатого Кармапы.

    Карма Кагью в России сегодня

    Большинство общин Карма Кагью, имеющихся сейчас в России и других странах СНГ, основаны Ламой Оле Нидалом. Его статус - учитель традиции Карма Кагью, получивший право на это от главы школы Шестнадцатого Кармапы, ушедшего в 1981 г. Первая из общин Карма Кагью в России появилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1989 г.

    Нынешние европейские и российский центры Карма Кагью, как и другие буддийские центры Сакья, Ньингма, тоже существующие в России (за исключением традиционной для России школы Гелуг), сильно отличаются по стилю от той школы, что возникла в XI-XII вв. в Тибете. Но это естественно, ибо любая религиозная организация, где бы и когда бы она не возникла, попав в иное культурное пространство, приспособится к нему, а иначе будет обречена на исчезновение. Европейские и российские центры Карма Кагью ориентированы на небольшие группы светских последователей данного направления буддизма, на занятие практикой буддийской медитации, освоение по мере надобности буддийской теории, не связанное ни с уходом в монашество (отшельничество), ни с отказом от своих гражданских обязанностей. Это естественная и спокойная форма поиска религиозной истины в рамках буддизма.

    Смущение по поводу практики буддизма мирянином и принижение этого вида против монашества (отшельничества), имеют стереотипную основу, что якобы буддист только тот, кто монах. В истории буддизма есть и место мирскому буддизму, например, благодаря ему буддизм смог не исчезнуть в виду исламизации Индии. Мирской буддизм со стороны практики не имеет противоречий с учением, которое утверждает, что есть множество видов ума и соответственно множество подходов к работе с этим умом, одним из которых и является мирской буддизм. Некоторые думают, чтобы стать буддистом, нужно стать монахом или идти в отшельничество, что является большим заблуждением, поскольку работать с умом можно и без платья монаха, сидя дома, а не в пещере, медитируя. Это и есть один из показателей логического подхода ко всему в буддизме, ведь быть врачом можно и без халата, для этого нужны знания и опыт, то же самое и в Карма Кагью - нужны знания и опыт. На этом и заканчивается кажущаяся свобода мирского буддизма, потому что мирянин так же как и монах должен выполнять практику данную ему учителем, иначе он не достигнет цели - узнавание природы ума. В Карма Кагью выделяется особое место для учителя - он главная фигура, благодаря его опыту практик может идти быстро по пути развития, используя качество ума - отождествление. Также нужно помнить, что весь буддийский пантеон не имеет ничего общего с пантеоном святых в других религиях, поскольку в буддизме главная движущая сила развития - это ум индивидуума который встал на путь буддизма, который практикует (развивается) или не практикует (не развивается). Данное заключение напрямую связано с законом причины и следствия (одно из ключевых понятий в Буддизме). Если говорить о "Святых", то нужно понять, что они указывают просветленные качества вашего ума и помогают своим благословением не ввиду их божеской милости а по причине их просветленного настроя, что по определению вызывает желание помогать всем существам как равным себе.

    Разногласия

    Оле Нидал является одним из сторонников Кармапы Тринле Тхае Дордже в вопросе об идентификации Семнадцатого Кармапы. Согласно позиции Оле Нидала и второго по важности ламы в школе Карма Кагью - Кюнзига Шамара Ринпоче - Далай-лама не уполномочен признавать (и никогда ранее не участвовал в узнавании) главу линии Карма Кагью тибетского буддизма. Далай-лама XIV подтвердил признание Ургьена Тринле Дордже в качестве Кармапы по просьбе Ситу Ринпоче и Гьялцаба Ринпоче.

    Критика

    Оливер Фрайбергер, научный сотрудник Техасского университета в Остине (англ.), указывает, что имеет место «постоянная полемика» относительно Оле Нидала. Фрайбергер сообщает, что журнал германского буддийского союза «Lotusblätter» заявляет, что утверждения и деятельность Нидала оскорбляют некоторых немецких буддистов, которые считают, что его поведение не подобает буддистскому учителю. «Нидала обвиняют не только в самоуверенных и милитаристских речах, но также в принадлежности к „правым“, расизме, сексизме и враждебности к иностранцам. Его необычные действия (например, прыжки с банджи, с парашютами, езда на скоростных мотоциклах) также раздражает буддистов, которые не являются его учениками - независимо от того, принадлежат ли они к школе Карма Кагью.» Такое же отношение Оле Нидал вызывает и у ряда российских буддистов, не являющихся его учениками.

    Мартин Бауманн, профессор Бернского университета (Швейцария), заметил в интервью в 2005 году, что критики обвиняют Оле Нидала в преподавании «Буддизма-лайт» или «быстрорастворимого буддизма» и что он соглашается с этим, когда слышит некоторые «подозрительно поверхностные фразы» Нидала.

    В буддизме запрещено убивать живых существ, однако Оле Нидал допускает аборты, назначенные по медицинским показаниям для сохранения жизни матери или связанные с дефектами развития плода. На вопрос о вреде абортов он отвечает следующее: «Есть много семей, которые хотели бы иметь детей, но не могут их завести. Если ребёнок явно неполноценный, спросите у доктора, что он думает. Но если ребёнок явно здоровый, тогда не убивайте его, отдайте тому, кто явно хочет ребёнка».

    Позиция Оле Нидала по отношению к исламу

    Позиция Оле Нидала по отношению к исламу и мусульманам порой вызывает удивление аудитории и критику, он допускает неполиткорректные высказывания, которые расценивались критикой также как расистские и ксенофобские.

    В одном опубликованном интервью он заявил: «У меня есть два опасения за мир: перенаселённость и ислам. Эти две вещи могут уничтожить мир, который иначе мог бы стать прекрасным местом». Он объясняет, что «мужчины, которые подавляют женщин, скорее всего станут подавляемыми женщинами в следующей жизни»[.

    Лама Оле Нидал.

    Духовный лидер европейского буддизма лама ОЛЕ НИДАЛ: «Я не понимаю, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям»

    Справка “Портала-Credo.Ru”: Лама Оле Нидал и его жена Ханна стали первыми западными учениками 16-го Гьялвы Кармапы. В конце 60-х во время медового месяца в Непале они встретили “царя” тибетских йогов – 16-го Кармапу Ранджунга Ригпе Дордже. Эта встреча радикально изменила его жизнь. После нескольких лет учебы в Гималаях, по поручению Кармапы Оле и Ханна начали основывать центры медитации по всему миру, открывая буддизм Ваджраяны Западу

    Портал-Credo.Ru: Как вы прокомментируете всё большую популярность буддизма в современном мире, в том числе в России, и буддизма именно в вашем, современном прочтении, которое отличается от традиционного, или этнического буддизма, распространённого, к примеру, в Тыве, Бурятии, Калмыкии?

    Лама Оле Нидал: Прежде всего, это не современный буддизм. Такой буддизм практиковали всегда. Просто это не монашеский буддизм, а практика и мирян и йогов.

    Я ничего не придумал, ничего не изменил, а просто принёс на Запад ту традицию, о которой многие люди не знали, которой меня научили мои собственные учителя-йоги. Это подходит семейным людям, а также тем, кто предпочитает медитировать, не становясь монахами. Я имею в виду людей, которые предпочитают медитировать, не связывая себя множеством внешних обетов, подобно монахам и монахиням.

    Но я уверяю вас, что я ничего не изобрёл. Я бы не осмелился это сделать.

    – Вы хотите сказать, что то, что Вами проповедуется аутентичный тибетский буддизм?

    – Да, это подлинный тибетский буддизм для мирян и для йогов, но не для монахов и монахинь.

    – Каковы ваши отношения с правительством Тибета в изгнании, Его Святейшеством Далай-ламой, ваших последователей – с его последователями?

    – Мне удалось несколько раз помочь Далай-ламе. В свою очередь, он освятил наш центр в Копенгагене в 1973 году. При встрече Далай-лама обычно обнимает меня, называет своим старым другом. Он также явно показывает, что знает о моей деятельности. В настоящее время у нас различные политические взгляды.

    Далай-ламе нужно иметь возможность разговаривать с китайцами, потому что он, несмотря ни на что, хочет вернуться в Тибет. Поэтому ему приходится принимать тех, кого признают и принимают китайские власти.

    Я, в первую очередь, ответственен перед моим учителем, 16-ым Кармапой, который сейчас находится в 17-ом воплощении. Существует и китайская кандидатура на роль нынешнего воплощения Кармапы, но мы, конечно, поддерживаем тибетскую кандидатуру.

    – Каковы, на Ваш взгляд, перспективы Тибета обрести свободу, независимость, восстановить свою уникальную культуру, а у Далай-ламы – туда вернуться, как он недавно пожелал?

    – Все культурные аспекты тибетского буддизма сегодня не смогут выжить. Шапки, одежды, социальные практики – этому пришёл конец. Философия, психология, знания об уме пока ещё существуют. Но сегодня этого больше сохраняется на Западе, чем в Тибете или среди тибетцев. Им трудно отделить культурные аспекты от действительно духовно важных, а на Западе нам это более ясно видно. Поэтому сегодня можно получать более передовые наставления от западных буддийских учителей без всяких внешних культурных наслоений.

    – Каково Ваше мнение о свободе совести, свободе вероисповедания в России, о нарастающем влиянии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и положении буддизма в России в этой связи?

    Я думаю, что большинство людей в стране, где трудно жить, хотят, чтобы был Бог, который бы говорил им, что делать. Полагаю, что в течение ещё многих лет большинство россиян будут христианами, потому что такова традиция, и их христианский Бог говорит, что им делать. Но чего я не понимаю, так это того, почему у Русской Православной Церкви такая ярко выраженная паранойя по отношению к другим религиям.

    Люди, которые становятся карма-кагью, никогда не стали бы христианами. Могут стать гуманистами или нигилистами, но ни в коем случае не христианами. И подобно тому, как мы радуемся тому, что кто-то находит христианство и получает для себя от этого пользу, так и они должны радоваться тому, что кто-то находит буддизм и получает от этого пользу. Можно процитировать старого Дэна из Китая: “Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила много мышей”. И вот это действительно самое важное.

    – Можно видеть, что буддизм, а также различные элементы тибетской, и вообще восточной культуры, становятся очень модными, как на Западе, так и в России. Ваше мнение о буддизме в контексте глобализации, отношение к глобализму?

    – Думаю, что во всём мире есть несколько процентов населения, которые чувствуют себя хорошо, будучи буддистами. Другие, пользуясь Интернетом, познакомятся с буддизмом, лучше его узнают, а некоторые даже станут его адептами и присоединяться.

    На самом деле в глобальном масштабе мы число буддистов уменьшается. В таких странах как Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, местные жители обращаются в христианство. Потому что буддизм в этих странах стал слишком “костлявым”: жёстким, элитарным, мужским, и люди больше не могут его практиковать. Но, конечно, на Западе, где люди стремятся к глубокому древнему опыту, мы выглядим очень сильными.

    – Участвуете ли Вы, или кто-либо из ваших коллег и последователей, совместно с представителями других конфессий, в миротворческой и антитеррористической деятельности, и если нет, то собираетесь ли это делать?

    – Мы избегаем ислама, насколько это возможно. Я думаю, что эта религия непосредственно опасна. В Коране говорится “Убивайте христиан, убивайте евреев. Если вы слабы, то будьте добрыми, а если вы сильны, то убивайте их”.

    Если какая-либо религиозная система относится к женщинам так, как мусульмане, я считаю, что это полная катастрофа. Нет ничего прекраснее свободной женщины, а притесняемая женщина – это ужасно.

    И, наверное, поэтому их страны могут только продавать нефть. Потому что половина их освободительной деятельности подавляется.

    – А не боитесь ли Вы в этой связи возможности конфликта между исламским миром и буддийским?

    – Мусульмане уничтожали нас в течение последней тысячи лет – в этом нет ничего нового. Они уничтожили буддизм в Северной Индии. Недавно в Афганистане они разрушили статуи Будды в Балкхе и Бамиане. Исламисты уничтожают нас везде, где только могут.

    Я надеюсь, что в будущем у нас будет объединённый фронт с христианами в защиту западного общества. И вместе мы сможем сохранить нашу свободу, наш образ жизни, который нам дорог, и не впадём в средневековье. И для этого мы протягиваем свою руку.

    Беседовал Алексей Белов, “Портал-Credo.Ru”

    Обусловлена ли кармически принадлежность к определенному полу?

    Да, конечно. И чем больше разница в доступе к свободе и счастью у полов, тем больше это обусловлено кармически. В странах, где плохо относятся к женщинам, это наверняка вопрос причины и следствия.

    В цивилизованных странах, в желтой и белой части мира, люди свободны, у мужчин и женщин одинаковые возможности. Я бы сказал, что пол перерождения - это вопрос качеств, которые развивает человек. Тот, кто развивает интуицию, вероятно, родится женщиной. Тот, кто развивает однонаправленность и думает абстрактно, вероятно, станет мужчиной. Конечно, важны также предыдущие пожелания и то, как мы привычно себя воспринимаем.

    Могут ли женщины работать вместе и вдохновлять друг друга?

    Если мужчины не участвуют в этом, то нет ситуации соперничества, и тогда женщины действительно могут вдохновлять друг друга. Проявляется широкий спектр мудрости, особенно в социальных группах. Поэтому нужно давать таким ситуациям шанс и обеспечивать женщинам пространство.

    У женщин много страхов. Откуда они берутся?

    На самом деле, причина многих женских страхов - забота о других. Страх возникает из желания защищать других, например, свое потомство или близких людей. Сами по себе женщины не столь боязливы. Они часто могут быть чрезвычайно смелыми и очень убедительными.

    Мои ученики, которые служат в российском спецназе и ОМОНе, говорят, что женщины - хорошие снайперы. Они лежат и ждут, пока будет хорошая видимость, и тогда стреляют без промаха. Мужчины, наоборот, стреляют направо и налево, им это надоедает, и они идут домой.

    Мой ученик из Северной Мексики, район границы с Техасом, говорит то же самое. Он сильный человек, тореадор, сражался со многими быками. Однажды он сказал: «Я могу победить любого быка, но не могу победить корову». Я заметил: «Как мило, ты джентльмен». Он ответил: «Причина в другом. Бык закрывает глаза в последнюю секунду атаки, и у вас есть доля секунды, чтобы уйти от удара. Корова всегда держит глаза открытыми - она точно знает, что происходит».

    Как можно работать с привычкой сплетничать и плохо говорить о других?

    Грубость - признак плохого воспитания. Ее нужно всегда избегать: между женщинами, мужчинами, во всех ситуациях. Грубая речь - признак необразованности и низкой культуры.

    Что касается сплетен, то они делятся на два вида. Первый полезен, второй - нет. Первый вид - неличностный. Такие сплетни рассказывают, как другие люди, обычно знаменитости, живут и поступают. Эти рассказы могут вдохновлять и быть полезными, они помогают слушателю понять мир.

    Второй вид слухов часто мотивирован завистью и ничего полезного не несет. Это сплетни о людях, которых мы знаем. Такие слухи, как правило, глупы и оставляют негативные отпечатки в уме. Люди должны думать о своем уме как о прекрасном саде - кто захочет его сознательно осквернять?

    Каждый раз, когда мы думаем о негативных поступках других людей, мы принимаем в них участие. Если мы думаем о хороших поступках, то разделяем этот позитив. Что умнее - разделять умелые или неумелые действия людей?

    Что касается пустых разговоров, то, похоже, предпосылки у мужчин и женщин разные. У женщин миндалевидная железа - центр эмоций и паники в головном мозге - напрямую связана с центром речи, у мужчин - с физическими центрами, с ногами, руками и так далее. Поэтому естественно, что в сложных ситуация женщин слышно, а мужчины атакуют. Просто центры так связаны. Наверняка это было важно для выживания в древние времена, когда женщина могла позвать мужчину, чтобы он защитил ее семью.

    На самом деле, женская природа больше приспособлена к речи. Женщина часто находится в образовательных ситуациях и переживает широкий и близкий мир, как, например, у костра. В таких случаях речь очень полезна. У мужчины более туннелевидное восприятие окружающего. Он видит тигра, на которого охотится. Поэтому в те времена, когда мы развивали язык и орудия труда, женщина говорила: «Посмотри на этого ребенка, посмотри на того», - а мужчина проверял свое копье. Это просто способ, с помощью которого они биологически взаимодействовали с миром.

    Я советую мужчинам, чьи женщины много говорят, слышать их голоса как мантры, и прошу женщин не волноваться, если мужчина «пропадает» в умной газете. Для их общего блага мужчине нужна перспектива и абстрактный взгляд на события.

    Почему женщины часто бывают ревнивы?

    Причина ревности - это чувство первичной обделенности. Оно возникает из иллюзии, что что-то можно потерять, а это на самом деле невозможно. Есть такая поговорка: «Если любишь кого-то - дай ему свободу. Если он к тебе вернется, он твой, если нет - значит, так будет лучше для обоих».

    Если вы решили быть вместе, то не играйте с чужими чувствами. Это был бы глупый и плохой стиль! Жизнь коротка, и каждый несет ответственность за счастье своего партнера. Не нужно делать людей неуверенными и разбивать сердца без надобности.

    Почему мы так заботимся о внешности, о теле?

    Тело полезно, оно приносит радость. Ухоженное тело живет дольше и дает больше радости. Оно должно быть исполнительным слугой, а не господином. Но даже лучшие слуги нуждаются в еде, сне и хорошем обращении.

    Внешность - это инструмент. Красивая внешность притягивает и влияет на других. Привлекательный человек способен больше дать людям, поскольку они хотят быть частью его энергополя. Удивительно, что в «Школе добродетельных», или Гелугпа, в которой обет безбрачия очень важен, монахи и монахини совершают молитвы о том, чтобы быть красивыми в следующей жизни.

    Почему мужчины и женщины по-разному воспринимают одинаковые вещи?

    Потому что на протяжении четырех миллионов лет маленькие волосатые мужчины в Африке были охотниками, а женщины заботились о пещере и детях. Поэтому мужчины имеют туннельное видение с фокусом на добыче, а женщины обращают внимание на то, что их окружает. Это заметно и в наше время: мужчина долго и безуспешно ищет какую-то вещь в шкафу, женщина находит ее сразу. Однако на закате, когда предметы скрываются в сумраке, машину должен вести мужчина, поскольку он лучше видит, куда ехать. Таким образом, многие характеристики остались.

    Из десяти детей только двое или трое жили достаточно долго, чтобы завести собственное потомство, и в разных культурах женские и мужские качества развивались из необходимости выживать. Жизнь на равнинах стала причиной длинных ног - чтобы быстрее ходить. У горцев ноги короче, что позволяет им легко переносить тяжести. Люди, живущие в холодном климате, должны позаботиться заранее о том, как пережить следующую зиму. Женщины приспособились по-разному к мужчинам просто потому, что им нужно выживать в различных условиях. На самом деле, в мирных, свободных и технически развитых странах женщины легче адаптируются в отличие от более жестких мужчин.

    Что полезного женщина может перенять у мужчины?

    Я бы предложил развивать защитное чувство юмора - так называемую «толстокожесть», чтобы не воспринимать все слишком серьезно. Не реагировать на каждую вспышку или эмоцию - это настоящая свобода. В общем, я бы советовал не быть слишком чувствительным как в жизни, так и в практике.

    В медитации женщины больше подвержены переживаниям, чем мужчины. Еще 900 лет тому назад женщины приходили к великому йогину Миларепе и жаловались на свои мысли. Он отвечал: «Если вы видите величие горы, как можете волноваться по поводу кустов, которые растут на ней? Если вы переживаете глубину океана, как вас может волновать мелкая рябь на поверхности?»

    Почему женщины лгут себе?

    Женщины, как правило, честны с собой и лгут другим. Мужчины честны с другими и лгут себе. Тут недолго запутаться. Для многих честность очень важна, поэтому им легче следовать убеждениям, говоря то, что люди ожидают услышать, и то, к чему привыкли другие.

    Что касается меня, я всегда честен. По той простой причине, что если солгу, то забуду об этом. Поэтому я всегда говорю правду. Или не говорю ничего, или говорю то, что думаю. Это мой единственный шанс, и до недавнего времени это добавляло несколько седых волос моим друзьям. Теперь это изменилось. Каждый день все больше людей приходят к единому мнению, и разве это не радость - видеть, как проголосовало население Франции и Голландии? Они показали, насколько европейская политическая элита далека от нас, от тех, кто за них голосовал!

    Как ты относишься к современным феминистским движениям?

    Энергичные женщины - это интересно, но было бы печально, если бы феминистки переняли у мужчин их худшие качества. Я имею в виду все то скучное и закостенелое, свойственное мужским иерархиям. Меня беспокоит то, что лишь некоторые из этих леди думают о своих мусульманских сестрах. Их просто не волнует вопрос помощи. Больно, что после того, как они цивилизовали мужчин, то расслабились и стали бесполезными.

    Как ты видишь мир, в котором будут жить наши дочери и внучки?

    У нас уже есть машины, медицина, коммуникации, социальная ответственность и демократические институты для создания прекрасного мира. Если мы остановим распространение радикальных взглядов и решим проблему перенаселения, то такой мир станет реальностью. Если же это не удастся сделать, а также если мы допустим экстремистов в Европу, то ранее свободные женщины наших стран быстро вернутся в средние века, и наступит несказанное страдание.

    Почему западные женщины комплексуют относительно самих себя и считают, что недостаточно хороши? Это характерно для свободных стран?

    Благодаря образованию и кухонным комбайнам это уже давно устаревшее представление. Положение «служанки» сегодня можно найти, в основном, в славянских странах, но это также значит, что славянки наверняка получают больше внимания и любви, чем женщины в других культурах. Так происходит потому, что мужчины замечают, что женщины охотно соглашаются играть свою «женскую» роль, и это их привлекает.

    В западных странах много женщин сейчас настолько независимы, что мужчины больше не видят в них сексуальных партнерш или «половинок». Хотя женщины могут часами мечтать перед зеркалом, нет ощущения, что им нужны мужчины, поэтому они воспринимаются скорее как соперники. Из-за этого утрачивается большая часть женской магии. У многих женщин есть такой опыт, и поэтому они не слишком стремятся к равенству. Они чувствуют, что это, в конце концов, приносит им больше любви, главное - не слишком углубляться в мужской мир. Если они во всем станут равны с мужчинами, то будет недоставать волнующей разницы между полами. Таким образом, совместные ночи могут содержать много общения, но мало глубины.

    Должны ли менее женственные женщины измениться и стать более женственными?

    Просто будьте естественными! Вы нужны мужчинам. Не подавляйте женственный аспект и не состязайтесь с нами без надобности. Сохраняйте свое пространство и сотрудничайте с нами как друзья. Не стоит чего-либо доказывать - это не привлекает, и в этом мало пользы. А еще это приводит к одиночеству.

    Как понять, что пора прекратить отношения, и как не повторять ошибок в будущем?

    Если вы уже долгое время недовольны своими отношениями, и у вас нет детей, то попытайтесь понять, сможет ли кто-то другой дать вам то внимание, в котором вы нуждаетесь. С другой стороны, все, что мы воспринимаем, окрашено состоянием нашего ума. Если у нас несколько партнеров, и ни с одним из них отношения не развиваются во что-то большее, то мы часто будем находить у них одни и те же недостатки. Это происходит не потому, что у партнеров больше недостатков, чем у других людей. Причина в том, что наш ум настроен на то, чтобы их замечать.

    Итак, если мы находим кого-то, чье общество нам приятно, то мы сможем сохранить отношения и проработать проблему с партнером и потом посмотреть на долгосрочные желания. Как правило, проблема, которая нас волнует, находится в нас самих. Если один человек ведет себя странно, а у другого нет эмоциональных крючков, чтобы самому привязаться к этому, то он просто замечает это и говорит: «О, как экзотично», - но его это не беспокоит. Но если у нас есть слабые места, и кто-то их задевает, то мы легко можем почувствовать, что нас атакуют.

    Причина уязвимости - внутренняя слабость. Похожие ситуации повторяются до тех пор, пока не будет развязан психологический узел. Поэтому мы должны проработать все препятствия и слабые места так быстро, как возможно.

    Как принимать помощь от других людей, если очевидно, что от нас хотят чего-то взамен?

    Если вы практикуете Дхарму, это несложно. Нужно быть признательным и желать, чтобы тот, кто вам помогает, получил пользу от того, что делает. Не надо бояться получить что-то, что вам нужно для практики. Важно также иметь волю, чтобы сказать, что оба получают пользу, поскольку при помощи вашей практики, медитации и работы те, кто дают, являются партнерами в человеческом росте.

    Если вы чувствуете, что вас покупают, тогда вы не должны ничего получать. Если гордые люди настаивают на том, чтобы дать что-либо публично, то во многих случаях нужно передать это на другие благие цели, как следует поблагодарив дарителя. Если отношения хорошие, и вы оба хотите одного и того же, дарители со временем могут стать настоящими помощниками и друзьями, возможно, в ретрите или во время работы в центре. Но если кто-то, кому вы не доверяете, ожидает несколько ночей за подарок, нужно сказать: «У меня этого предостаточно», «Я не уверена в отношениях с тобой», «Я предпочту подождать» или что-то вроде этого.

    Откуда у женщин стыдливость?

    Думаю, большинство в какой-то мере испытывают стыд. Вероятно, это связано с уязвимостью гениталий и других частей тела. Если мужчина без штанов, то его благородные части оказываются весьма уязвимыми. Если женщины не носят определенной одежды, то они также могут легко подхватить инфекцию.

    Возможно, это имеет биологическое обоснование. Это части тела, которые нужно защищать. Затем появились религии, которые видели пользу в контроле над сексуальностью. Они принесли такие сложные переживания, как стыд и вина. Мужчина, который только что занимался сексом, не будет убивать, а мужчина, у которого не было секса долгое время, готов взорваться. Поэтому успешные армии показали за всю историю, что власть - хорошее основание, чтобы контролировать сексуальность. Настоящей причиной для такого плачевного положения дел была власть.

    Правда ли, что если женщина говорит «нет» - это значит «да»? Если это так, то почему?

    Это зависит от ситуации - от уровня влечения. На самом деле, все стремятся к жизни во всей ее полноте, но в то же время есть давление общества, религии, устоявшаяся мораль. И поскольку женщин оценивают более предвзято, чем мужчин, то им часто нужно притворяться и говорить «нет», даже когда они хотят сказать «да».

    В ситуациях полной свободы женщина, возможно, будет поступать так же, поскольку это значит, что мужчина должен будет принять определенный вид ответственности. Думаю, большинство женщин, которые не потеряли голову от желания, будут вести себя таким образом, чтобы их было тяжелее заполучить. И если мы это распознаем - это очаровывает. Я заметил, что в противном случае, если мы принимаем то, что они говорят, за их настоящее мнение, то женщины расстраиваются. Нужно поддерживать интерес и продолжать демонстрировать преданность даме.

    Что вы посоветуете буддистке искать в мужчине XXI века?

    Найдите мужчину, который поддерживает вашу практику, и, если это возможно, медитируйте вместе. Тогда вкус освобождения будет во всем, что бы вы ни делали. Если вы занимаетесь семьей, каждый приносит пользу всем, если вы медитируете - тоже. Не позволяете вашей практике утонуть в повседневной рутине. Обязательно находите время для ежедневной медитации. Даже полчаса или двадцать минут слияния ума с вашим Ламой очень важны.

    Что такое практическая мудрость и трансформация опыта?

    Женщины намного лучше мужчин учатся на собственном опыте. Если у мужчин есть жесткая идея - они будут продолжать. Они также хотят знать, почему что-то не работает. Выглядит так, что женщинам это не нужно. Если они обнаруживают, что что-то непродуктивно, то быстро меняют подход. Поэтому мужчины изобретают, а у женщин получается поддерживать семьи.

    Нужно ли делать очистительные практики во время беременности?

    Да. Эмбрионам нравятся мантры, особенно стослоговая.

    Как совмещать семью с повседневной практикой?

    Если много других людей зависят от вас, вы можете практиковать, когда они спят. Дайте им понять, что вы медитируете в определенное время днем, и их потребность во внутреннем покое может быть удовлетворена. Тогда собаки, коты и дети найдут способ быть с вами. Энергия благословения, которую вы будете излучать, действительно принесет им пользу.

    Имеет ли значение пол учителя?

    Будут различаться подача материала и выбор тем, но не суть поучений. Женщины говорят на общие темы, часто возвращаясь к сказанному, и сосредотачиваются на опыте, мужчины более иерархичны, вдохновлены абстракцией и деталями. Однако поучения будут одинаковыми - все от Будды. И чем больше кто-то проявляется как мужчина, тем больше его вдохновляют женщины. В том, что они говорят, много тепла и чувства, мужчины же стремятся к экспериментам и свободе на уровне идей.

    Почему у нас так мало женщин среди буддийских учителей?

    На самом деле, у нас есть несколько, в том числе протестантского происхождения. Обычно я переадресовываю этот вопрос Ханне. Она говорит, что женщины не сильно хотят этого и что биологический выбор для них более важен. Если у женщины есть шанс заполучить мужчину, родить детей и свить гнездо, то это для нее важнее, чем для мужчины. Однако многие прекрасные женщины после этого идут дальше. Они заводят семьи, и потом, когда приходят с приобретенным опытом, - они превосходны. Женщина обладает большой мудростью в теле и чувствует ответственность за то, чтобы приносить жизнь в мир.

    Как мотивировать к практике моих друзей из Сангхи?

    Скажи женщинам, что простирания убирают животы и приподымают грудь. Скажи мужчинам, что они переносят свои пивные мускулы на плечи (шутка). Пусть и мужчины, и женщины узнают, что медитации Алмазного Пути делают всех интересными, глубокими и непоколебимыми.

    Как можно развить самодисциплину, чтобы медитировать?

    Когда только можете, размышляйте о четырех мыслях, которые обращают ум к вневременным ценностям. Просто решите, что ваша жизнь - это редкая возможность, что прямо сейчас у вас есть шанс использовать основополагающие методы, которым учит прекрасная и наименее скучная линия преемственности в мире. Подумаете: «Теперь у меня снова есть шанс помедитировать полчаса. Мне повезло!» Вот как нужно к этому подходить.

    Почему у нас возникают проблемы с простираниями?

    Потому что простирания - это тяжелая работа. Более того, благодаря броскам внутренних энергий вверх и вниз простирания приносят мощное очищение. Одна лошадиная сила - это то, что поднимает 75 килограммов на один метр за одну секунду, и вы можете представить, сколько работы они в себе содержат. Поэтому я часто говорю: «Делайте 111 простираний каждое утро, и за три года вы сделаете их все». Если вы продолжаете их делать после этого, но не хотите считать, 15 минут движений являются примерно тем же самым.

    Можем ли мы делать практику Зеленой Тары? На данный момент единственная доступная версия - это медитация для детей.

    Она не использовалась в качестве медитации в Тибете. Женщины просыпались утром и пели 21 похвалу Освободительнице, когда доили коров, убирали или готовили еду. В лагерях для беженцев, которые мы посещали, большинство людей все еще делали эту практику, и это было очаровательно. Призывание Освободительницы не было сидячей практикой.

    Некоторые другие формы Освободительницы, такие как красная, имеют наиболее вдохновляющие сидячие медитации. Ханна и я недавно провели неделю в поле силы белого аспекта - Долкар, с семью глазами, просто поразительного, с колесом пространства в сердце и с удивительными уровнями богатства. Пение 21 похвалы создает хорошую карму и работает, в основном, как благословение.

    Какова роль женских защитников - Махакали и других?

    Женские аспекты, как правило, справляются с более тонкой работой. Они делают внутреннюю тайную работу, поддерживают связь с Буддами и между людьми. Это их главная активность. Мужские аспекты выполняют грубую «внешнюю» работу. Они защищают тело, речь и ум существ. Как и в жизни, личные и психологические сферы делают женские аспекты столь важными.

    Какой вид активности проявляют дакини - созидательный или разрушительный?

    Они разрушают эго существ, но это всегда наполнено смыслом и зачастую доставляет приятное ощущение. Те дакини, которые мне нравятся, дают так много радости, что забываешь обо всем остальном, и постепенно нужно все меньше и меньше чего-то еще. Я думаю, что главные женские качества - это любовь и доброта, которая удерживает все вместе. Они заботятся о любой ситуации. Если что-то женское не добро по своей природе, это ощущается как очень неестественное. Это просто не сходится. Цитируя канцлера Бисмарка, который объединил Германию 150 лет назад: «Учитесь воевать у мужчин, а у женщин - любить. Это то, в чем они разбираются». Вы видите то же самое в буддийских тантрах: Отцовские тантры - для гневных людей, Материнские - для людей с доминирующим желанием. Будда особенно предостерегал женщин от гнева. Гнев непривлекателен, он делает вас одинокими и ведет к некрасивому перерождению в следующей жизни.

    Как приобрести внутренний мир?

    Медитируйте, что ваш Лама растворяется в свете над вами или перед вами. Смешивайтесь с этим светом, позвольте всем формам раствориться и будьте сознательным пространством, полностью осознавая. Потом позвольте миру возникнуть снова как Чистая Страна, а всем существам - как потенциальным Буддам. Воспринимайте все мысли как мудрость и все звуки как мантры так хорошо, как можете, и делитесь хорошим чувством со всеми существами.

    Говорят, что женщинам труднее достичь Просветления, даже если они имеют такой же опыт, как и мужчины, поскольку они больше привязаны к жизни или формам.

    У женщин привязанность сильнее. Они чувствуют себя более биологически ответственными за мир, чем мужчины. Это правда. Однако в начале пути женщины зачастую находятся в более удачном положении, чем мужчины. Так как большинство учителей - мужчины, женщины могут просто в них влюбиться, выставить свои интуитивные антенны, отождествляться и таким образом впитать все очень, очень быстро.

    С другой стороны, мужчины сначала соревнуются, проверяют, чего стоит этот «другой мужик». Поэтому может пройти какое-то время, прежде чем разовьется уверенность. Женщины начинают с естественной преданности и доброты, со своей первоосновы, что дает большой толчок. Однако ближе к концу пути мужчинам легче. Женщины естественно развивают тонкие виды привязанности, тогда как мужчина сохраняет своего «внутреннего мальчика». В последнюю минуту он выбрасывает все в воздух, и тогда он свободен!

    Поэтому так важно быть вместе. Вначале женщина поддерживает мужчину своей стабильностью и открытостью, сохраняя необходимую преданность и благодарность учителю, а в конце игривость мужчины освобождает обоих. Поэтому самый высокий уровень Будд, который называется «те, выше которых ничего не существует», - это Будды в союзе. Вот почему прекрасные буддийские пары так хорошо развиваются. Они приносят и соединяют эти два фактора.

    - Расскажи, что привело тебя к буддизму, что ты в нем нашла, что тебе это дало, как это изменило твою жизнь?

    Все началось с папы. Когда я училась в 5-м классе, математичка задала нам на дом — что само по себе уже удивительно! — сочинение на тему “Симметрия”, с картинками. Папа нашел в журнале “Вокруг света” фотографии тибетских масок (в основном, защитников), и я написала сочинение про Махакалу.

    В университете я училась на факультете “чистой” математики — это считалось высшей кастой по сравнению с всякими там физиками и прикладниками-программистами. Чем абстрактнее наука, чем меньше формул на доске, тем престижнее. К последнему курсу у нас формул почти не было. Мы говорили главным образом о пространствах. Мы делали с ними, что хотели, — даже дерзко сворачивали в трубочки и завязывали узлами.

    Прочитав первую книгу о буддизме и увидев, сколько там говорится о пространстве, я почувствовала себя, как дома. Буддизм Великой и Алмазной колесниц (Махаяна и Ваджраяна) утверждает, что наш ум подобен безграничному, сознательному пространству, в котором все явления возникают, меняются и исчезают. И природа этого ума-пространства полностью познаваема — это меня очень вдохновило.

    Я приняла буддийское прибежище в 1992 году. С тех пор я счастлива: я нашла достойные ответы на все вопросы, которые меня тревожили. Это вопросы о жизни, о человеке и его предназначении, о причинах наших неурядиц и о способах преодоления страданий. Я поняла, что нужно делать, чтобы чувствовать себя полезной.

    Ты автор энциклопедии «Путеводитель по буддизму», вышедшей в позапрошлом году в крупнейшем российском издательстве «Эксмо». По прошествии двух лет, как тебе кажется, насколько большой успех имела книга, и среди каких социальных страт и групп читателей в большей степени? На твой взгляд, насколько нужны, возможны и перспективны подобные популяризаторские проекты?

    Думаю, что для книги о буддизме она оказалась довольно успешной - сейчас распродано два тиража и готовится третий. Я назвала бы этот проект не популяризаторским, а просветительским. Просвещенному человеку легче жить. У него меньше страхов, во всяком случае, и меньше врагов. Сопереживая героям прошлого, мы обретаем друзей - пусть живущих в иных временах и культурах, и нам становится легче понимать то, что кажется на нас непохожим.

    Эта книга предназначена для широкого круга читателей. В ней я следую принципу, который выбрала для себя в самом начале преподавательской деятельности - «упрощай сложное». Я писала ее с целью дать обычному читателю, который не является и, может быть, даже не собирается становиться специалистом по Востоку, самое общее представление о буддизме, о его структуре, философии, истории и символике. Отдельная глава посвящена буддизму в России. Насколько мне известно, к «Путеводителю» обращаются и буддисты, желающие побольше узнать о своих корнях, и школьные учителя, и просто любознательные люди. Мне повезло с дизайнером, так что книга очень хорошо выглядит, и многие покупают ее просто в подарок.

    История школы Карма Кагью на Западе связана, в том числе и с неприятной историей с поисками и признанием перерождения Кармапы XVI. Расскажи вкратце, почему позиция лидеров Кагью и ЕСДЛ разделились, и они проголосовали за разных кандидатов? Особенно в контексте того положения буддийской метафизики, что практики и ламы столь высокого уровня, согласно традиции, могут распространяться в несколько воплощений одновременно? Может быть, они оба - настоящие, ведь Кармапа «большой шутник и в прошлом был и сейчас». Делается ли что-то сейчас для примирения сторон этого конфликта «клубов футбольных фанатов»?

    Тем, кто глубоко интересуется этой темой, я посоветовала бы прочитать несколько книг, и в первую очередь, книгу Томека Ленерта “Жулики в рясах”.

    Дело в том, что мы живем в сложном мире, в котором власть является крайне привлекательной для человека. Она дает приятное чувство превосходства, которое никак не хочется терять; она дает деньги и прочие желанные вещи. Не свободно от этой привязанности и тибетское общество — пусть даже пронизанное буддийскими идеями о том, что ни власть, ни богатство, ни какие-либо иные мирские ценности никогда не дают окончательного счастья. Борьба за власть кланов в Тибете, к сожалению, всегда тихо или громко велась в богатых домах и даже монастырях. Просто ничто человеческое не чуждо даже известным людям.

    Система перерождающихся учителей (по-тибетски “тулку”), созданная Первым Кармапой в XII веке, часто вынуждена была сопротивляться разного рода воздействиям: политики неоднократно пытались добиться власти над той или иной школой с помощью подставного “воплощенца”. Ведь у школ есть имущество, и немалое — монастыри, земли; есть покровители-спонсоры; а главное — огромное влияние на умы людей, а следовательно, и на политику. Иногда интригу удавалось раскрыть, иногда — нет.

    Кармапа — несомненно, большой шутник, и я уверена, что Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже отлично знал о том, что последует за его уходом. Поэтому он дал определенные наставления разным ламам Кагью. Не исключено, что он может вернуться в нескольких телах одновременно. Но в условиях, когда поиск перерождений легко можно использовать для политических целей, на обычных учеников ложится большая ответственность. Мы уже не можем судить об уровне просветления высоких учителей по их титулам, даже если титул дан кем-то очень авторитетным. Следовательно, мы можем судить только по их делам. Предлагаю дождаться той поры, когда оба ламы, называющие себя Кармапами, полностью проявят себя; тогда, глядя на их деяния, мы сумеем сделать свои выводы.

    Расскажи об истории школы Кагью в России. Сохранились ли сейчас иные, помимо Вашей организации, традиционные российские школы Кагью, какие у вас с ними отношения, если они есть?

    В XIII веке, когда границы России были совсем иными, по территории Алтая и Саян кочевали племена западных монголов, именовавшие себя ойратами. Они тогда практиковали буддизм так называемых красношапочных школ — Ньингма, Кагью и Сакья. Они получили передачи от величайших ученых лам той поры — Карма Пакши (1204-1283), Сакья Пандиты (1182-1251) и других.

    В XVII веке большая часть ойратов перекочевала через Сибирь в нижнее Поволжье; так в России образовалась первая буддийская область — Калмыцкое ханство. Ойраты-калмыки получили статус подданных Российской империи, и впоследствии российские государи не раз использовали их воинское мастерство для усмирения бунтов на Кавказе. Примечательно, что калмыцкие полки воевали под знаменем, на котором была изображена женщина — тибетская защитница по имени Палден Лхамо, что значит Сиятельная Богиня.

    Мы не можем сейчас точно сказать, какие именно школы были представлены и какие преобладали среди первых калмыков, но историк Баатр Китинов в книге “Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.)» утверждает, что, кроме последователей Гелуг, там были и красношапочные ламы.

    В советские годы буддизм, как и другие религии, находился под запретом, и мы не можем ясно проследить историю наших традиций. В 30-е годы ХХ века многие ламы и монахи, независимо от их конфессиональной принадлежности, были расстреляны или сосланы в лагеря, а храмы либо разрушены, либо - как Цугольский дацан в Агинском бурятском округе Читинской области - превращены в воинские казармы.

    Во время Перестройки буддизм стал возвращаться в Россию - усилиями тибетских и западных лам. Так вернулась и традиция Карма Кагью - этому способствовал Лама Оле Нидал из Дании. Если в России и сохранились представители «старой», дореволюционной Кагью, то достоверно об этом ничего не известно.

    Как ты прокомментируешь нашумевшее недавно в России заявление Далай-ламы о возможном прекращении его дальнейших перерождений и критика Владимира Путина? Как отразится возможное упразднение института Далай-лам на тибетском буддизме в целом?

    Далай-лама — еще и политик, и с этой точки зрения следует расценивать многие его ходы и заявления. В свое время его поддержали США в своей геополитической игре против коммунистического Китая. Мне сложно сказать, какие именно политические потребности сейчас стоят за этими его высказываниями. Далай-ламы правили Тибетом с XVII века до китайского вторжения в 1959 году. После вторжения Далай-лама XIV, как и многие другие буддийские учителя, вынужденно оказался беженцем в Индии — там он возглавил Тибетское правительство в изгнании. Тем самым главная часть его политической функции отпала сама собой. Он уже не правитель страны; он занимается скорее правозащитными и духовными делами. Поэтому мне кажется, что упразднение института Далай-лам, если оно и произойдет, не станет каким-то значительным переворотом в сегодняшнем тибетском буддизме. Ламы продолжат учить, а люди — медитировать, как и раньше.

    Очевидно, что, несмотря на Кармапу - главу школы, организация Карма Кагью Алмазного Пути на Западе создана одним человеком - ламой Оле Нидалом, и ее деятельность вдохновляется и поддерживается в первую очередь его харизмой. Не грозит ли вашим центрам возможное вырождение в центры бизнес-йоги или вообще прекращение существования после ухода их безусловного лидера? Может быть, готовится преемник, или сам Оле планирует переродиться вновь?

    Так всегда было в истории буддизма: люди с выдающимся духовным постижением и невероятным уровнем энергии приносили Учение Будды в свои культуры и создавали большие организации. В Китай его принесли Кумараджива, Бодхидхарма и другие подвижники; в Тибет — Гуру Ринпоче, Марпа и многие их коллеги; были и яркие персонажи в истории буддизма Бурятии, Тувы и Калмыкии. Ни одна из традиций, созданных этими людьми, не исчезла. От фактора личности зависит многое, но не все. Методы, которые практикуют буддисты, неличностны; постижения тоже неличностны, а главное, в обществе есть большая потребность в буддизме — ведь все это имеет отношения к человеческому уму, раскрывает его потенциал.

    Почему именно лама Оле и его последователи столь неприязненно относятся к исламу, только ли из соображений защиты прав женщин и средневековых преследований буддистов мусульманами? Почему все остальные буддийские школы и течения не придают практически никакого значения этой «проблеме»? Почему вы не сотрудничаете с другими российскими буддийскими школами и организациями, и держитесь, как и они, особняком?

    Высказываясь критически о системах, которые принижают женщин и отрицают свободу совести, Лама Оле выражает свою личную гражданскую позицию, а не какое-либо общебуддийское мнение. Такого мнения не существует: у буддистов нет и не должно быть единомыслия в политических и многих других вопросах, имеющих отношение к мирской жизни. Если я не ошибаюсь, Лама Оле уже неоднократно отвечал на подобные вопросы, и его ответы легко найти. Что же касается “других буддийских организаций”, то буддизм изначально существует в виде многих школ и направлений, которые не конкурируют друг с другом, но сотрудничают только в каких-то глобальных, общих внешних делах, например в строительстве буддийского мемориала на Поклонной горе в Москве . А во внутренней жизни у них обычно нет повода объединяться. Они предпочитают “жить своей общиной”, практиковать свои медитации и обучать тех, кому близок их подход, вместо того чтобы создавать бюрократические структуры.

    Лама Оле Нидал последовательно формирует культуру «буддизма для мирян». Возможно, именно с этим связаны слухи и домыслы о «слишком свободном» отношении к межполовому общению, традиционному институту брака и т.п. Вот и сейчас, через несколько лет после смерти Ханны, первой жены, лама Оле в 73 года женился во второй раз. Не является ли это, помимо обоюдного решения супругов, продолжением идейного курса ламы на пропаганду и укрепление современного «западного» образа мышления и modus vivendi для буддистов?

    “Буддизм для мирян” начал формироваться с появлением Махаяны, то есть почти 2000 лет назад. Мирянин не удаляется в монастырь, живет полной жизнью и обогащает ее буддийским воззрением и практикой. Однако то, как буддист строит свою семейную жизнь, определяется не Учением, а культурными традициями его региона и рода. В Тибете принято говорить, что “Будда не заглядывает к людям в постель” ; здесь никогда не было, например, строгих ограничений относительно того, сколько раз человек может жениться или выходить замуж.

    Главное, к чему стремится буддист, — не причинять никому страданий, развивать свой ум и по возможности быть максимально полезным для существ. Все это можно с успехом делать в том браке, какой принят в данной конкретной культуре.

    Лама Оле — буддист и потому тоже следует этим принципам. Он посвятил свою жизнь работе для блага своих учеников, и все, что он делает, подчинено этой задаче — помогать людям в их развитии. К счастью для всех нас, на этом пути его поддерживают такие женщины, как его первая жена Ханна, а также Александра, на которой Лама Оле женился осенью 2014 года.

    Как буддисты Карма Кагью, так и буддисты иных школ и традиций часто говорят о том, что «буддизм не является религией» и «буддисты не занимаются миссионерством». Тем не менее, буддизм по статусу является в РФ именно конституционной религией. Не боитесь ли вы проблем с властями, настаивая на этой аксиоме, особенно в свете усиливающегося сращивания Церкви и власти, пропаганде русского православия как т.н. «духовной скрепы»? Какими вы видите перспективы буддизма в РФ в целом в этом контексте?

    О “нерелигиозности” буддизма говорят и буддисты, и буддологи, имея в виду отсутствие в нем концепции Творца и творения, а также совет не верить, но проверять все на опыте. Тем не менее, буддизм — это целостный духовный путь, система воззрений и практик, нацеленных на совершенствование ума и тела человека. Именно поэтому он распространился так широко и стал одной из так называемых мировых религий. В мире он представлен традиционно сложившимися институтами и приобрел репутацию религии мирной и сострадательной, со своей глубокой философией, ориентированной на благо всех существ.

    Буддисты действительно не миссионерствуют — уважая чужие взгляды, они не отрицают другие религии и не настаивают на своей монополии на истину. Находиться с ними рядом комфортно, и я полагаю, что в такой духовно богатой стране, как Россия, нет и не найдется повода для плохого отношения к буддизму.

    Институт монашества традиционно считается в буддизме оплотом Дхармы. Между тем, Оле Нидал культивирует лишь светский буддизм. Надежное существование буддизма в тибетском обществе обеспечивалось очень ранним образованием будущей буддийской элиты. В западном мире такого нет и не предвидится. Как быть и что останется от буддизма, лишенного воспроизводства своей элиты?

    В восточных обществах монастыри выполняли, прежде всего, ту же функцию, которую выполняют наши школы и университеты. Современное светское образование прекрасно справляется с задачей просвещения и воспитания элит. Что касается высоких лам Тибета, то они стали таковыми не столько благодаря монастырскому образованию, сколько за счет сильного сочувствия ко всем существам и сосредоточенной медитации под руководством учителя — именно это предлагают сегодня буддийские центры по всему миру.

    Был замечательный образовательный проект в нашей стране: Институт Кармапы. Даже Академия Наук хотела его поддержать. Но он зачах. Почему? И есть ли в планах его возрождение?

    Насколько я знаю, таких планов нет. Практика показала, что в нашем обществе очень мало востребована такая “школьная”, очная форма обучения буддизму, которую трудно сочетать с работой и семейной жизнью.

    Недавно состоялась 4-я международная конференция «БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ». Расскажи, пожалуйста, поподробнее об этом проекте.

    Насколько с одной стороны целесообразно, с другой - плодотворно сотрудничество практикующих буддистов и представителей академической науки, таких как В.П. Андросов, Е.А. Торчинов, А.В. Парибок? Не становится ли «чисто научный» подход субъективным и предвзятым, если ученый, изучающий буддизм (равно как и любой другой религиозный феномен), сам становится буддистом как мировоззренчески, так и на практике?

    Эти конференции, которые проводятся каждые два года, имеют своей целью расширить поле контактов между буддологами и буддистами различных направлений, объединить их усилия в изучении истории российского буддизма и, я бы сказала, сформировать общее видение того, как буддизм развивается на территории России. Это очень важная задача; в начале ХХ века ее уже с успехом решали наши предшественники: С.Ф. Ольденберг, Ф. И. Щербатской и другие вместе с ведущими буддийскими ламами, такими, как легендарный Агван Доржиев. Одним из результатов этого сотрудничества стало открытие буддийского храма-дацана в Санкт-Петербурге. Кроме того, благодаря их усилиям в Агинском дацане была создана типография, где издавались важнейшие буддийские труды; и даже в послереволюционной России некоторое время проводились буддийские конгрессы и давались тантрические поучения.

    Современные профессора, которых вы упомянули, тоже много делают для сближения и сотрудничества буддистов с буддологами. Убеждение, что буддист не может быть буддологом и наоборот, потому что невозможно быть «внутри» темы и одновременно ее объективно исследовать, сформулировал ученый Джузеппе Туччи, и впоследствии это повторяли многие его коллеги и буддийские ламы. Отчасти я с этим согласна. Если нам нужен критический анализ, мы не должны быть только «внутри» темы, это верно. Но если мы хотим по-настоящему понять, о чем говорится в зашифрованном буддийском тексте, мы должны получить посвящение и практиковать, медитировать, обретать опыт. Иначе наши суждения будут продиктованы только нашими и чужими идеями, но не опытом и знанием. Буддийская духовная литература пишется для людей, у которых есть посвящения и опытный наставник. Огромное количество информации в буддизме передается только устно, в текстах ее не найти. Поэтому подлинное понимание смысла всего этого доступно лишь тем, кто встал на путь практики - или нужно быть гением.

    - Как ты оцениваешь качество преподаваемых в школах «Основ буддийской культуры»?

    Сейчас сложно делать какие-то выводы, потому что проект только начался. Честно сказать, я с этой идеей в принципе не согласна. Помня себя в детстве и мое отношение к школе, я вполне представляю себе, как на уроках религии дети спят, кидаются друг в друга айфонами, читают под партой что-нибудь запрещенное или просто хихикают. Перефразируя товарища Сухова, религия - дело тонкое. Это тема, я бы сказала, весьма интимная для человека; это его личный выбор, сердечная склонность; здесь нельзя действовать принуждением, иначе мы получим обратный эффект.