Христос воскресе что. Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно

С Христовой светлой Пасхой
Сердечно поздравляю,
Воистину Воскрес!
Тебе я отвечаю.

Душе желаю мира,
Радости, покоя,
Ангел пусть хранит
Тебя своей любовью.

Пусть на добро Господь
Тебя благословляет,
Надеждою и верой
Пусть сердце наполняет.

Поздравленья принимаю
И в ответ я Вам желаю
В день светлой, доброй Пасхи
Всем жизни словно в сказке!

Все благ, уюта, доброты,
Душевности и теплоты.
И исполнения чудес!
Христос, Хранитель наш воскрес!

Воистину воскрес! Спасибо за добрые слова, я вам в ответ желаю, чтобы только любовь и согласие царило в вашей жизни. Пускай свет, и добро живут в ваших сердцах. Пускай души ваши всегда будут преисполнены благодарностью, за все данные вам блага. Желаю, чтобы ваши дела всегда были награждены ответным теплом. С праздником!

Христос Воистину Воскрес!
Эмоций, чувств вам дарит всплеск.
Заботится, благоволит,
Открыть нам лучшее спешит
И за собою всех ведет.
От бед, ненастий всех спасет.
Всю нашу жизнь он освежит
И добрый мир нас окружит.

Воистину воскрес! И в каждом доме - праздник!
Пусть круглый год вам солнце сияет ярче звезд!
Дарите людям вы любовь как можно чаще,
Чтоб мир в их семьи счастье, покой и свет принес.

Пеките куличи и украшайте пасху.
Пусть будет этот день наполнен лишь добром
И пусть Господь всегда и всюду будет с вами,
Пусть ангел ваш от бед укроет вас крылом.

Воистину воскрес Спаситель наш! И чудо
Свершилось, чтобы в жизнь смогли поверить мы.
Желаю вам смотреть на небо так же мудро.
Желаю вам всегда быть добрыми людьми.

Сегодня наш Христос воскрес,
И это чудо от небес,
Прославим день великой Пасхи,
Что побеждает все ненастья!

Так победит пусть радость грусть,
И каждый счастлив станет пусть,
Обиды, ссоры все на сердце
Пусть не найдут отныне места.

Тиски раздора и размолвок
Пускай отступят навсегда,
И пусть спокойствие настанет,
И запоют пусть небеса!

Спасибо всем за поздравления
С пасхальным распрекрасным днем,
Желаю вам, друзья, везения,
Благополучия во всем!

Пусть не иссякнет добродетель,
И дух святой от бед хранит,
Будьте чисты, как будто дети,
Крепки здоровьем, как гранит!

Спасибо вам за поздравления
В прекрасный праздник светлой Пасхи,
Желаю жизни вам прекрасной
И доброй, словно в светлой сказке.

Пусть все, что вы мне пожелали
С торицей к вам же возвратится,
По вере пусть дано вам будет,
Пусть чудо в жизни приключиться.

Мы все сегодня отмечаем
Волшебной Пасхи день святой,
Пусть он заботой нас одарит
И согревает теплотой.

Пусть разлетается как ветер,
Неся добро в сердца людей,
И мы его с улыбкой встретим,
С надеждой стоя у дверей.

Тебе желаю я в ответ,
Чтоб подарил сей праздник Пасхи
Любовь, тепло и солнца свет,
И счастье, чтоб сияли глазки!

Пусть будут силы, деньги тоже,
И в жизни много доброты!
Тебе желаю я того же,
Чего и мне желаешь ты!

Тебя взаимно поздравляю,
Всего прекрасного желаю,
Самых необычных куличей,
Ну и превосходных вещей!

Желаю много поздравлений,
И большое море удивлений,
Подобающе себя всегда веди,
Ты только к мечте своей иди!




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания




Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике правильно говорить «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе!». Многие слова, которыми владеют христиане, постоянно посещающих храм, непонятны обычным людям. Однако такая форма среди них – норма и в этой среде правильно говорить: «Христос Воскресе!», как священник во время церковной службы. Это устная форма высказывания.

Светская форма




Однако не стоит думать, что говорить «Христос Воскрес» и отвечать «Воистину воскрес» неправильно. Просто она сложилась намного позже и считается не церковной, а светской. Обычно это выражение использовалось в литературе или при написании писем и открыток. На современный взгляд, это более понятная и доступная форма, которая имеет право на существование, и делать замечания тем, кто так говорит, не стоит. Просто Воистину Воскрес говорят в не церковной среде, на светских мероприятиях и раутах. Так приветствуют тех, кто далёк от храма, но отмечает Пасху вместе со всеми и тоже хочет принять участие в празднике.

Воистину воскрес удобно писать и в письменной речи, например, при составлении стихов. Это даже воспринимается не просто, как приветствие христианина, а признания факта и описание самого события. В литературе используются различные формы написания о Христе и библейских событиях и там форма Христос Воскрес вполне уместна. Поэтому тем, кто поздравляет не церковных людей с праздником, пишет стихи или прозаические произведения о библейских событиях, можно использовать такую форму. Это не считается неправильным, как в театре слова «шо» и использования фрикативной формы «Г» в деревенском диалекте.

Как правильно приветствовать друг друга на Пасху




В церкви обычно говорят «Христос Воскресе» и все повторяют за батюшкой эти слова в общении. Затем отвечают «Воистину Воскресе» и три раза целуются в щёку, после чего дарят подарки. Обычно детям принято дарить небольшие или . Если вы хотите поздравить друзей, достаточно собрать пасхальную корзину с куличом и яйцами и прихватить с собой бутылку хорошего красного вина.

Парень может подарить девушке небольшую корзинку с куличом или яичком и маленький подарок. Это может быть украшение, блеск для губ или хорошая тушь для ресниц. Такой подарок понравиться всем желающим. Парню можно сделать аналогичный подарок, только косметику заменить красивым шампунем или парфюмерией. Можно использовать и другие подарки.

Пожилой женщине можно подарить вышитую икону или просто красивую картину. Например, из бисера или специальной алмазной вышивки. Сюжет не обязательно может быть библейским. Главное, чтобы в нём не было мрачных элементов и агрессивности. Тогда ваш подарок понравится.

Христос воскрес, и сбылось то, что сказано было Им: подобает Сыну Человеческому быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21 и др.).

Христос воскрес — значит, истинно всё то, что Он говорил. А Он говорил, что Он - Сын Божий, что Он от Отца пришел спасти людей. Значит, мы действительно спасены Кровью Его; значит, и мы воскреснем и будем там, где Он (Ин. 12, 26). Ведь всё это Он воз­вестил. Как это отрадно для душ верующих, пребывающих в союзе со Христом! Как отрадно для всех праведно живущих; отрадно и для грешников кающихся! И всё это потому радостно и отрадно, что Христос воскрес. Если бы Христос не воскрес, то суетна была бы вера наша (1 Кор. 15, 17), напрасны были бы ожидания наши: мы были бы несчастнейшими из всех людей, ибо, отрекшись от зем­ных удовольствий, мы не получили бы и будущих, ныне ожидаемых утешений.

Светлое Христово Воскресение. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Но воистину ли воскрес Христос? Да, воистину Христос воскресе! Как же иудеи говорят, что Христос не воскрес, и язычники отрицают воскресение Христово, и современные безбожники и разного рода отрицатели и лжеучители не верят воскресению Христа? Всем им ничего столько не хочется, как отвергнуть истину этого воскресения. Почему? Потому, что на этой истине непоколебимо стоит всё здание Христовой Церкви. Благодаря этой истине вера христианская стала быстро распространяться сперва среди иудеев, а потом среди всех народов. За эту истину святые апостолы почти все претерпели муче­ния и смерть; эта истина воздвигла сонмы мучеников из всех народов. На истине воскресения главным образом утверждалось христианское подвижничество. Вся Церковь Христова, во все века гонимая, волнуе­мая и обуреваемая ересями и разного рода заблуждениями, стоит непоколебимо, утверждаясь на истине учения Христа Воскресшего. Поэтому не напрасно Промыслу Божию угодно было обставить эту истину самыми неопровержимыми доказательствами.

Прежде всего нужно было засвидетельствовать истину смерти Христовой - и вот сердце Христово пронзается копьем, и из него исте­кает кровь и вода (Ин. 19, 34): значит, Христос умер не мнимой смертью, а умер действительно, был погребен и лежал во гробе столько времени, сколько заранее Он Сам предрек и пророки предвозвестили. Гроб Христа был запечатан и охраняем стражей, поставленной врагами Его (Мф. 27, 66). Но эти стражи гроба стали в то же время и достовер­ными свидетелями Христова воскресения. Хотя они, подкупленные, и говорили, что тело Христа украдено учениками Его в то время, когда они спали (Мф. 28,12-15), но ложь эта была очевидна и не могла затмить истины воскресения Христова. Ибо если бы воины дейст­вительно спали, то как они могли узнать, что именно ученики прихо­дили ко гробу, отвалили камень, сняли с Умершего одежды (почему же не с одеждой унесли?), вынесли из пещеры и унесли куда-то? И стражи ничего этого якобы не слыхали. Можно ли этому поверить? Конечно нет. А если воины не спали и видели, как уносили ученики тело Христа, то почему они не удержали похитителей? Если допустить и невозмож­ное, что воины действительно спали тогда, когда ученики уносили тело Христа, то можно спросить, для чего оно было нужно им? Для того ли, чтобы проповедовать о воскресении Его? Но они сами-то не вполне верили в возможность воскресения (Лк. 24, 20-21; Ин. 20, 9). Хотя Господь Христос при жизни Своей говорил им, что Ему подобает быть убиту, и в третий день воскреснуть, апостолы оказались настолько боязливыми, что когда враги пришли взять Господа, то все они разбе­жались (Мф. 26, 56; Мк. 14, 50) и потом, страха ради иудейского, сидели в доме, заперев двери его (Ин. 20,19). Могли ли эти люди решиться идти ко гробу, чтобы взять Умершего, охраняемого стражей? Дело неве­роятное. Могли ли они решиться взять Умершего, чтобы проповедовать о воскресении, когда они не поверили истине Воскресения даже и тогда, когда возвестили им о воскресении Его жены-мироносицы (Мк. 16,10-13)?

Как же узнали о воскресении и кто сперва узнал? Опять не уче­ники узнали, а женщины, пришедшие помазать ароматами тело умер­шего Христа. Им сперва возвестил Ангел, что Христос воскрес, и послал их возвестить о том апостолам (Мф. 28,1-7 и др.). А потом и Сам Воскресший стал являться многократно, в разных местах. Этими явлениями возбуждена и закреплена в апостолах вера в воскресение настолько, что они потом пронесли проповедь о воскресении по всему миру, не боясь никого и ничего, и за истину эту они полагали души свои.

Христос не только воскрес, но и восшел на небеса и воссел одес­ную Отца. Свидетелем этого явился Дух Святой, ниспосланный на апостолов в день Пятидесятницы, по обетованию Воскресшего (Деян. 2,1-4). По сошествии Святого Духа на апостолов полились, как реки, чудеса - сперва в Иерусалиме, потом по всей Иудее, наконец повсюду, куда являлись проповедники Воскресшего Христа. В день сошествия Святого Духа речь апостола Петра привлекла к вере в Воскресшего Христа три тысячи народа (Деян. 2, 41). Исцеление апостолами Петром и Иоанном хромого при храме Иерусалимском сопровождается крещением пяти тысяч человек (Деян. 4, 4). Апос­толы открыто свидетельствуют пред старейшинами народа, что рас­пятый ими Христос воскрес и силой Его совершаются видимые ими чудеса, и начальники иудейские не смеют отрицать этого и даже намека не делают якобы на похищение тела Иисусова, после того как они мздой убедили воинов распустить молву, что ученики украли тело Его.

Христианство чем более было гонимо, тем далее и далее рас­пространялось. Всё вооружилось против Христа: и власть, и богат­ство, и ученость, и невежество,- и всё это в конце концов склонилось к подножию Креста. И теперь опять та же борьба - борьба сил ада со Христом, и борьба ожесточеннейшая. Сатана изобрел новые оружия для разрушения Церкви Христовой: он выслал против неё так называе­мую науку,- впрочем, не истинную науку, а лженауку. Он вооружил против нее литературу и всякого рода книжничество; он воздвиг про­тив Церкви современный материализм, враждебный Евангелию социа­лизм, разного рода секты, ереси и политические партии: одни из них хвалятся разрушить дело Христово, так что от Церкви останутся якобы только клочки, другие как бы говорят о Христе и Церкви: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их (Пс. 2,3). Но веруем, что со всеми ними случится то, что сказано в пророчественном псалме: Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им, и Христос - Царь Сиона-упасет народы жезлом железным и противников Своих сокру­шит, как сосуды горшечника (Пс. 2: 4, 9).

Итак, воистину Христос воскрес. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии! Победитель ада и смерти победит и всех врагов, восстающих на Церковь Его, яко всесилен.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его (Пс. 67, 2)!

20.04.2012

15 апреля 2012 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас сердечно еще и еще раз приветствую Пасхальными словами: Христос Воскресе!

Эти слова свидетельствуют о нашей глубокой вере, о том, что за 2000 лет, которые прошла Церковь по тернистому историческому пути, не было утеряно самое важное, что, может быть, составляет сердцевину духовной жизни рода человеческого, - это убеждение в том, что Сын Божий и Сын Человеческий, придя в этот мир, пострадав и умерев за нас, воскрес силой Божией и нас с Собою совоскресил.

Само по себе хранение этой веры является чудом. Хорошо известно, что произошло за эти 2000 лет: как до неузнаваемости менялся мир практически в каждую новую эпоху; как одна империя сменяла другую; как одна культура, разрушая предшествовавшую, приходила ей на смену; как менялись философские взгляды, убеждения, общественные пристрастия и идеалы; как воевали люди, уничтожая друг друга и стирая с лица земли то, что было создано трудами предшественников. Можно сказать, что практически ничего не сохранилось с той эпохи, кроме отдельных памятников и гробниц, - все развеяно прахом земным. Но веру в то, что в третий день после смерти воскрес Господь наш Иисус Христос, невозможно было уничтожить никакими потрясениями, даже такими страшными и радикальными, которые до неузнаваемости меняли мир.

И тому есть только одно объяснение. Вера - это не вымысел, это не только эмоциональное чувство и не только убеждение. Вера есть живая связь человека с Богом. Именно через веру Божественная сила прикасается к человеку, оплодотворяет его душу, укрепляет его физические силы, дает ему мудрость, мужество идти по жизненному пути, сохраняя в том числе и то, чему научил род человеческий Господь наш Иисус Христос.

Его жизнь была отмечена великими скорбями и страданиями, и не только в последнюю неделю перед Воскресением. Вся Его жизнь была исполнена трудов и скорбей, ведь Он видел, как люди пренебрегают Его словом, несшим в себе огромную духовную силу, способную преобразовать мир. И это слово не усваивалось всеми, хотя обладало Божественным могуществом. Он видел сомневающихся учеников, которые, являясь свидетелями многих Его чудес и Его слов, продолжали оставаться теми же самыми рыбаками с их привязанностями, с их человеческими представлениями о жизни, в том числе о том, кто может и должен быть первым, кто важнее, кто значительнее. Он видел, как им не хватало веры, чтобы повторить те чудеса, которые Он совершал. Наверное, скорбью наполнялось Его сердце, видя, что слово Его и могущественное действие не производят в людях той перемены, которую они должны были бы производить. И, наконец, кошмар Страстной седмицы - предательство близкого человека, арест, допросы, издевательства, пытки и, наконец, позорная смерть на кресте…

Тот, Кто принес миру великое слово Божественной мудрости, Тот, Кто подкрепил это слово великими чудесами, был убит под рев ликующей толпы, которая требовала Его смерти. Что может сравниться с этой бездной страданий, принятых Спасителем? Нет ничего в этом мире, нет ничего в жизни людей, что могло бы уподобиться страданиям Спасителя.

Люди принимают тяжкие страдания, претерпевают и издевательства, и измены, и пытки, и жестокую смерть. Но даже самый честный человек, подвергаемый таким страданиям, в глубине своей души понимает, что и он в жизни совершал зло и неправду - и мыслями своими, и словами, и делами. Может быть, иногда трудно соотнести крест, возлагаемый Богом, с собственным пониманием того плохого, что человек сделал. Тем не менее сам факт человеческой греховности поставляет страдания людей в иной ряд по сравнению с тем, что произошло с безгрешным Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Господь воскресает и Своим Воскресением утверждает победу и слов Своих, и дел Своих. Он посылает на служение апостолов, которые, получив дар Святого Духа, перестают быть простыми рыбаками и становятся вдохновенными проповедниками и свидетелями Воскресения. Воскресение Христово открывает новую страницу человеческой истории. И это уже не история - это метаистория, у которой нет конца, которая уходит в вечность. И все мы, живущие после Воскресения, становимся через это событие сопричастниками иного бытия, и перед нами открывается дверь вечной жизни.

Вот почему сердца наполняются радостью. Может быть, не каждый размышляет о том, о чем мы с вами сейчас размышляем. Но сердцем каждый человек - и мудрец, и простец - чувствует радость Пасхальной ночи. И эта Божественная радость, даруемая нам, грешным людям, также является свидетельством спасительной силы Воскресения.

Все то, что произошло со Спасителем нашим, является для нас и примером, и уроком. И когда мы проходим через скорби и испытания, мы должны помнить, что достойное прохождение их непременно завершится победой и воскресением.

Удивительным образом в этом году прошла Пасха Христова. Никогда еще за всю послереволюционную историю не было в храмах так много народа, особенно в нашем Первопрестольном граде. Сотни и сотни тысяч людей - может быть, мы еще узнаем более точную цифру - пришли в субботу и в воскресенье на Пасхальные богослужения в наши храмы. Тысячи людей шли с семьями, с детьми, чтобы прикоснуться к святыне, войти в Божий храм, засвидетельствовать свое участие в Пасхальном торжестве и свою принад­лежность Матери - Русской Православной Церкви.

Это - наше воскресение. Верим, многих из нас оно изменило, вооружило духовной силой, дало понять на личном опыте, что означает Крест и Воскресение. Так Господь ведет нас по путям жизни. Научимся и на этом опыте тому, что сила Божия сильнее диавольской силы; что сила Божия, сохраняющая чудо веры несмотря на все исторические перипетии на протяжении 2000 лет, не оставит нас и в нынешних непростых условиях жизни.

Еще неизвестно, как то, что многим кажется сейчас значительным, важным, будет воспринято по прошествии лет нами же, тем более грядущими поколениями. Но мы точно знаем, что до скончания века в день Воскресения Христова люди будут обращать друг к другу Пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» - и отвечать так, как вы ответили мне сейчас, вкладывая в это силу своей веры, силу своей надежды и уверенность в окончательной победе Бога над всякой темной силой, в окончательном и всеобщем воскресении, открывающем двери Божественного Царства.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

После Пасхи я зашел к детям в класс. Они знают, что, поскольку ты клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Христос воскресе!» И вот я вошел, но решил ничего им не говорить - естественно, с определенной целью. Просто поздоровался с ними, спросил:

Ну как вы? Что делаете?

И один из учеников повернулся и сказал мне:

Надо говорить «Христос воскресе», отче!

А-а, воистину воскресе! Многая лета!

Но вы не сказали этого!

Да, не сказал.

Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошел мальчик из другого класса, который хотел взять у них баскетбольный мяч:

Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.

Все закричали:

Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы его потеряли. Мы больше не даем мячей! Уходи!

Бедный ребенок пристыженно закрыл дверь и ушел. Я повернулся к классу и сказал им:

Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.

Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:

А что вы имеете в виду?

«Христос воскресе» - такое сильное выражение, что мало сказать это

Я имею в виду то же самое, что и вы имели в виду только что. Вы сделали мне замечание, когда я вошел в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» - такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрожденной мысли, в своем преображенном сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с легкостью говорите: «Христос воскресе», но - «Мяч мы тебе не дадим!», «Христос воскресе», но - «Закрой дверь и оставь нас в покое!»

Христос воскресе означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне нечто, сказанное одним молодым человеком, когда я еще учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:

Христос воскресе! Ну а мне-то это о чем говорит?

Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу?

Вот двоюродные братья, они так гостеприимны дома, встречаются, открывают дверь и:

Здрасте! Христос воскресе! Садись, давай выпьем кофейку, поговорим!

Садятся они и обсуждают, что скажут на суде по такому-то делу, договариваются, как обвинить другого своего родственника по вопросу, связанному с каким-то имуществом. Обсуждают, что они скажут, как поладят между собой. Время проходит, наконец они приходят к договоренности и:

Ну давай, пока. Увидимся на суде! Не забывай о той детали, о которой я тебе сказал, это очень важно! Давай, пока! Христос воскресе!

Христос воскресе, но ты упраздняешь эти слова в своей жизни. Ты нажимаешь на кнопки «Cancel», «Delete» на клавиатуре. На словах говоришь «Христос воскресе», а в жизни у тебя еще ничего не воскресло. Во мне еще живут и смердят гробы эгоизма, моих страстей, моих пороков, слабостей.

Вот желанная цель: как, о Христе мой, воскреснет моя жизнь? О том я молю Бога и сейчас выступаю не как твой учитель, а просто говорю, чтобы ты был внимателен к тому, что говоришь.

Помнишь, что говорится в Ветхом Завете? «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5: 11). И ты вкладываешь в свои уста эти священные слова, а на деле упраздняешь их.

Однажды я позвонил одному христианину, о котором знаю, что у него имеются финансовые возможности:

Христос воскресе!

Воистину воскресе! - ответил он.

Замечательно: ты знаешь это, говоришь это, ты правильно поступаешь.

Знаешь, есть одна бедная семья, которая нуждается в средствах.

Эх, отче, ну что же поделаешь? Знаешь, сейчас ведь кризис, кругом одни проблемы. Я молюсь, чтобы у них нашлось какое-нибудь решение. Что делать? Я не могу им помочь. В другой раз поговорим. Христос воскресе, отче!

Воистину воскресе! До свидания!

«Христос воскресе» - но ты еще сребролюбив, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес

«Христос воскресе», но ты еще сребролюбив, еще скуп, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес. Сребролюбие и эгоизм еще живы, они и не умирали.

То же самое я сказал другому человеку, который не ходит в церковь, он не сильно верит в Бога, не имеет особой внешней связи с Церковью, как все мы, остальные. Но я не знаю, что происходит в его сердце. А по сути происходит то, о чем говорит Христос, - что мытари и грешники первыми войдут в рай. Он не сказал мне: «Христос воскресе», но как только услышал о бедной семье, тут же протянул мне 500 евро со словами:

Возьми их, отче, и сделай что хочешь, отдай их куда надо.

Я сказал ему:

Христос воскресе!

А он мне ответил:

Господь истинен! Не знаю, правильно ли я говорю это.

Кто-нибудь скажет: ну разве это правильно? Нет, неправильно, правильнее будет говорить: «Христос воскресе», любить Господа, жить Господом и на деле исполнять Евангелие в своей жизни.

Я не говорю, что мне больше нравится, когда кто-нибудь, будучи атеистом, живет по-христиански. Потому что есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы. Есть у них духовное благородство в душе, действенная любовь, человеколюбивые чувства, они слышат боль другого и плачут, у них чувствительное сердце, они трогаются сердцем.

Помнишь того человека, который рассказал старцу Паисию о своей сестре, которая ночами шлялась по питейным заведениям, а днем работала в больнице? Он говорил старцу:

Потеряю я сестру! Она попадет в ад! Потому что шляется по всяким заведениям, продает себя и совершает грехи!

Старец сказал ему:

Она в больнице работает?

Когда она с больными, она смиренна, добра, помогает им?

Очень, отче! Она любит больных, убирает за стариками постель, ничем не гнушается, всё им дает, как будто это ее родители.

Не беспокойся, дитя мое, Бог ей поможет! Он ухватится за это.

Но она ведь не ходит особо в церковь, у нее нет связи с тем, что мы, остальные, делаем…

Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож

«Мы, остальные, делаем…» А что мы такое делаем? Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож, на котором начертано: «Христос воскресе!»

Жах! На тебе! Христос воскресе!

Христос воскресе! Воистину воскресе! Однако воскрес ли Он в моей жизни? Или Он воскрес просто как некое историческое событие, о котором ты таким образом сообщаешь?

Я вспомнил о том человеке и его словах, сказанных, когда я был маленьким: что это значит, что Христос воскрес? Что изменилось оттого, что Он воскрес? Для Себя одного ли Он воскрес?

На иконах Христос изображен протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?

Господь воскресе воистину. Господь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдет в душу, Он преображает душу и тело, всё изменяется, человек преображается, меняются его душа, качество сердца, умиротворяется ум, человек утихает, спит спокойно, просыпается, и у него есть желание жить. Есть желание трудиться, идти вперед - всё это дает тебе Христос.

Кто заставил одного юношу пожертвовать всем Христа ради, и когда я посетил Святую Гору Афон, он сказал мне: «Хочу поговорить с тобой»?

Ты меня знаешь? - спросил я его.

Нет, но однажды ты поздоровался со мной и пожелал мне духовного укрепления, поэтому я хотел тебе кое-что сказать.

Он зашел ко мне в келью. Я спросил его:

Ты, конечно, с малых лет ходил в церковь, тогда и привязался к Церкви и сейчас стал монахом?

Ничего подобного.

А каким ты был?

Я был бродягой. Шлялся, проводил ночную жизнь, грешил, гонял на мотоциклах, имел подружек, пил, всё подряд разрушал, развлекался, прожигал свою жизнь, я и моя компания.

Но, конечно, твои родители христиане?

Ничего подобного. Они даже не знали, где находится храм. По звону колоколов понимали, что что-то происходит, что рядом где-то храм, но не ходили в церковь.

Так что же произошло?

Что произошло? Отец меня ругал, напивался, бил меня, отталкивал от себя. Я не чувствовал любви. А жаждал любви всю жизнь, жаждал понимания, тепла, утешения и любви, которых не нашел там, куда ходил. Я пресытился грехами, а по сути искал Бога, но не нашел Его во всем этом.

Так что же произошло наконец?

Не знаю, что со мной произошло, я пришел на Святую Гору вместе с одной компанией в паломничество, это было как прогулка, как экскурсия, и тут словно кирпич упал мне на голову от Божией любви. Во мне произошло потрясение, что-то случилось, и я захотел изменить свою жизнь. Так я и изменился. А до этого мама постоянно корила меня: «Ну, зачем ты так делаешь, скитаешься по ночам, постоянно меняешь девочек, совершаешь столько грехов!» А сейчас я ей внезапно сказал: «Я ухожу, я удаляюсь и иду, чтобы отдать всё Богу!»

Раньше мама боялась и укоряла меня, что я грешу, а тут стала делать обратное: предлагала мне новые знакомства, твердила, что мне надо жениться, что не надо столько ходить в церковь и т.д. Говорила: «Ну ладно, мы, конечно, говорили, чтобы ты стал духовным человеком, но не до такой же степени! Женись на этой девушке или на другой: вот эта - дочь священника, эта - сестра богослова, а эта очень хороша!» - «Нет-нет!» - «Но почему же?»

Другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви

Потому что не существует «почему», когда речь идет о безумии Божественной любви: тогда другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви. Потому что если безумие из-за чего-нибудь человеческого воодушевляет тебя и похищает, если тебя может воодушевить человек, который - всего лишь луч Божественной красоты, если один луч сводит тебя с ума от любви, то представь себе, что будет, если этот луч приведет тебя к Источнику света, к самому Свету, чтобы ты увидел всё сияние, красоту, любовь? Тогда ты забудешь всё, ты будешь потрясен этим величием, которое ощущаешь. Никто тебя не будет понимать, на тебя будут смотреть странно, тебя будут обсуждать и спрашивать себя: «Да что с ним стряслось?» А ты будешь думать: «Мне вообще неинтересно, что вы обо мне говорите».

Любовь любовью исцеляется. Любовь любовью заменяется - когда ты ощутишь нечто более сильное, ты оставишь всё, и у тебя не будет проблем, ты будешь жаждать Божией любви, которую Бог будет подавать тебе преизобильно. Ты будешь уходить без ненависти, будешь избегать всех, но будешь любить их и переживать в своей душе другое.

Когда я захотел дать этому монаху кое-какие подарки (сухофрукты, шоколад), которые привез из Афин, он сказал мне:

Отче, я не нуждаюсь в этом, хоть этого у меня и нет, потому что здесь мы этого не едим. Но я жажду Божией любви и настоящей человеческой любви.

Я начал рассказ со слов «Христос воскресе», потому что иначе не мог объяснить перемену, произошедшую в этом человеке. Кто же изменил этого человека? Кто сделал его глаза такими? Это открыл мне его приятель, с которым они были вместе в миру и который однажды тоже пришел на Святую Гору, чтобы увидеть его, и сам тоже раскаялся в прошлой жизни. Его приятель сказал мне:

Отче, этот молодой человек, которого ты сейчас видишь таким кающимся, с глазами добрыми от смирения и покаянных слез, если бы ты видел, каким он был раньше, ты бы не поверил своим глазам. Ты бы удивлялся: да он это или нет? Как он стал таким благостным?

Вот как Бог меняет человека, когда войдет в его сердце, как преображается его душа, как умиротворяется совесть, как успокаивается сон, как слаще и красивее бьется сердце, как меняется в нем всё…

Эта перемена происходит от десницы Всевышнего. Человек меняется через воскресшего и живого Христа, Который не есть одни слова. Человек меняется не одними рассказами, как мы порой ссоримся по этим вопросам и спорим с такими аргументами, словно в уме у нас заложены целые диски с энциклопедическими познаниями о Христе, - тогда как по сути нам просто надо иметь печать Христа в сердце своем.

Что ты предпочитаешь? Диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток лика Христова?

Что ты предпочитаешь: чтобы я пересказал тебе книгу, в которой записаны о Христе слова, слова, слова, исторические документы, аргументы, энциклопедические данные, или чтобы показал тебе сердце? Что ты предпочитаешь? Этот диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток окровавленной ладони Христовой, лика Христова?

Так что же ты предпочитаешь? Хочешь, чтобы я показал тебе этот священный убрус, принадлежавший святой Веронике, которым Господь вытерся, как гласит предание, и на нем отпечатался лик Христов? Не знаю, подлинное ли это было событие, но знаю силу этой мысли - искать отпечаток Христа в своей душе. Потому что всё остальное - это слова о Христе, это теории, поводы к тому, чтобы мы ссорились, вопросы, которые мы дискутируем, конференции, которые организуем, и говорим ли мы - мы говорим, чтобы убедить, объяснить, что мы такие-сякие и именно наши слова правильные! Да, это хорошо, но кто может встать и показать нам Христа?

Как бы я хотел, говорит святой Силуан Афонский, показать вам лицо Христа! Это другой вид знания, другое ви дение лица Христова, без аргументов, другое касание. Ты понимаешь?

Когда любишь кого-нибудь, ты говоришь ему: «Я сделаю всё, что ты захочешь! Исполню любое твое желание, любое воздыхание». Ты понимаешь другого, любовь несет в себе интуицию. Когда любишь, ты понимаешь, что любит любимый, что ему приятно, и угождаешь ему.

Но у нас имеется проблема с тем, чтобы полюбить другого, это не другой виновен в чем-то. Если бы мы любили его, то всё складывалось бы превосходно. Христос это и принес Своим Воскресением: Он помог нам выстоять, изменить свой взгляд, которым мы смотрим на людей, события, на разные случаи.

Не могу слышать, когда кто-нибудь говорит: «Христос воскресе», а затем следует отчаяние, разочарование, страхи, неуверенность, тревоги, смятение, стресс, паника. А в остальном: «Христос воскресе!» Да где же это?

Христос воскресе! Но не знаю, сдам ли я экзамены, меня охватывает паника, - говорит кто-нибудь.

Я, конечно, не знаю, сдашь ли ты экзамены, и то, что Христос воскрес, вовсе не означает, что все сдадут экзамены. Потому что один малыш в школе сказал мне:

Отче, вы говорите «Христос воскресе», а у меня дедушка умер. Зачем же мне это «Христос воскресе», если дедушка умер?

Я ему сказал:

Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям

Слушай, если ты поймешь эти слова Христос воскресе в своем сердце, то ты и на смерть посмотришь другими глазами, будешь слышать о событиях, и они будут касаться тебя по-другому. Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям, и когда мы видим такие же события перед собой, что и до Христа, - то есть видим наводнения, смерть, болезни, проблемы, то всё это не исчезает. Проблемы существуют, но Христос дал нам новые глаза, новый взгляд на жизнь, которую Он дал нам.

Вот пример. Пошел я однажды на похороны одной 25-летней женщины, очень молодой, красивой, прекрасной, доброй, и вокруг стояли разные люди. Представь себе: я, священник, рядом со мной атеист, возле него служащий похоронного агентства, за ним юноша, у которого свои юношеские влечения и т.д., и все мы смотрим на одно и то же - на мертвое тело молодой женщины. Причина нашего нахождения там одна и та же, все мы смотрим на одну усопшую молодую женщину, но не все смотрим на эту смерть одинаково.

Смотрит на нее священник, подвизающийся ради своей веры, и говорит себе: «Господи, эта 25-летняя девушка достигла того, что другому удается в 100 лет, - Ты приготовил ее к Своему Царствию». Печальное, трагическое, скорбное событие, вообще это тягостно, однако я смотрю на это с надеждой, оптимизмом, не как «прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13). Мы смотрим на то же самое - на смерть, но смотрим с надеждой.

Рядом со мной атеист, ее родственник, он смотрит на то же тело и говорит себе: «Хм, земля уходит в землю, всё, наступает конец, химические процессы, биологическая смерть, конец всему, ничего не остается, всё кончено».

На это же тело смотрит и служащий похоронного агентства и говорит себе: «Вижу людей, оживление, цветы, это принесет нам хорошую прибыль, мы сделаем столько-то денег!»

На это же тело смотрит и молодой человек в пылу своей молодости и говорит себе: «Если бы она была жива, сколько еще сердец растрогала бы!»

Все мы смотрим на одно и то же, но думаем о нем по-разному. Так происходит со всеми вещами в жизни.

Христос делает не что иное, как говорит тебе: «Дитя Мое, Я принес новую кисть, которой ты раскрасишь мир новыми красками: цветом любви, цветом красной крови, которая истечет на Голгофе, белым цветом Моего Воскресения, синим цветом реки Иордан, где Я омыл твои грехи, цветом пшеничных колосьев, через которые Я ходил. Если хочешь, возьми и разрисуй свою жизнь Моими цветами и смотри на всё по-другому. Хочешь? Ты хочешь, чтобы Я тебя укрепил, чтобы мы с тобой вместе смотрели на вещи? Чтобы Я дал тебе силу преуспевать в твоей борьбе?» Независимо от того, называется ли она искушениями, болезнью, неудачей или удачей на экзаменах, во всем есть возможность почерпнуть силу от воскресшего Христа. Христос это делает.

Но то, что ты веришь в Воскресение, не означает, что всё в твоей жизни будет идти хорошо. Но ты, несмотря на это, приложи усилия - твердо, с оптимизмом, радостью. Когда тебя охватит тяжелое чувство, когда покажется, что ты срываешься и падаешь духом, ты будешь говорить: «Бог всё знает! Христос воскресе! Значит, поскольку Он воскрес, то я смотрю Ему в глаза, а Он придает мне желание и говорит: “Читай, борись, приложи усилия, у тебя получится!” Я делаю это, но в конце концов меня срезают на экзамене. И Христос снова говорит мне: “Посмотри Мне в глаза! Не падай духом, сейчас есть другая плоскость, на которой ты почувствуешь силу Моего Воскресения, - твоя неудача”».

Да, и там (мы говорим) Христос воскресе! Наверно не всё кончилось, не всё потеряно здесь. И это удивительно. Воскресение дает нам увидеть бескрайние возможности, новые возможности, которые Бог предоставляет нам пережить.

Расскажу тебе сейчас нечто, занявшее половину моей жизни. Вникни в это нечто исключительное для меня, я переживал это много раз в жизни, но было достаточно убедить меня, что… Однако давай расскажу тебе всё по порядку.

Тебе в жизни часто очень хочется заиметь что-нибудь, и ты думаешь, что это сделает тебя счастливым и радостным, и говоришь себе: «Только это (этот человек, деньги, дом, работа) сделает меня счастливым. Всё, решено, я хочу это и только это!» И это неплохо - желать чего-то: желай, однако не думай, что поскольку ты считаешь, что только это сделает тебя счастливым, то у Бога тоже только это имеется на уме. Ты о скольких вещах можешь подумать, что они в состоянии сделать тебя счастливым? О двух-трех. А Бог - это бесконечность, Он - необъятное богатство, Он - уникальное изобилие, и у Него есть колоссальные альтернативные решения для всего. У тебя, однако, ограниченное восприятие, и ты говоришь: «Если это будет в моей жизни, то я буду счастлив, поэтому я хочу только этого, и мне страшно подумать о чем-нибудь другом, потому что я чувствую, что не готов открыться для других вещей, да и зачем мне ждать чего-то другого?»

Давай скажу тебе это проще, на одном классическом примере. Вот кто-то знакомится с девушкой и говорит:

Всё, решено: это она! Она создана для меня! Если мы с ней не познакомимся, не сойдемся и я не женюсь на ней, моя жизнь потеряет всякий смысл. Всё будет кончено!

Или кто-нибудь находит новую работу и говорит:

Эта работа для меня - всё! Если я не буду на ней работать, я впаду в отчаяние!

Бог, глядя на тебя, говорит: “Как же ты беден в своем мышлении! И проблема в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты”

Так же бывает и с домом, какой-нибудь покупкой. А Бог, глядя на тебя, говорит:

Как же ты беден в своем мышлении! И проблема не в том, что ты беден, а в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты. Ты хочешь замкнуть Меня в узком кругу, создаваемом твоим умом, в узком кругу своего ума, и думаешь, что поскольку только одно в твоем уме, то Я не могу дать тебе никакого иного счастья, и только через эту девушку, только через эту профессию, только через этот автомобиль, только через этот дом Я могу сделать тебя счастливым. А у Меня есть бесконечные решения на твой счет, бескрайние предложения о твоем счастье.

Однако ты говоришь Ему:

Нет-нет! Молю Тебя, Боже! Я не могу полагаться на эту Божественную бесконечность, я хочу сузить круг дел! Я хочу думать, что счастье приходит только через эту дырочку, которую я оставляю в своей жизни!

Неплохо желать этого - желай: я просто говорю тебе, чтобы ты знал, что если то, чего ты хочешь, не случится, это не значит, что наступил конец света. И не просто не наступил конец света, но я думаю, что именно тогда и открываются все другие бесконечные решения, которых ты себе не представлял и не хочешь представить, потому что не выдерживаешь такой свободы, такого богатства, таких возможностей. Ты привык к закрытости, стесненности, страху: «Я боюсь увидеть великие вещи. Я чувствую больше безопасности в застенке своей воли, в плане, уме, строящем мне маленький шалашик».

Бог говорит тебе:

У Меня есть дворцы для тебя!

Нет, очень прошу Тебя, не запутывай меня с этими дворцами и подобными вещами, у меня есть свой шалашик!

Разумеется, ты говоришь это не от смирения, а от духовного убожества и узколобого понимания жизни.

Давайте же не будем втискивать Бога в схемы, думать, что будем счастливы только так, как сами себе представляем. Это хорошо, что у тебя есть мысли, планы, ибо ты человек, однако ты говори: «Господи, я думаю, что этот маленький кружок сделает меня счастливым. Если Ты так же думаешь и согласен с этим, хорошо! А если не согласен по каким-либо причинам, да будет воля Твоя!» И события, которые наступят, будут намного лучше.

Я говорю это потому, что в жизни происходят события, которых ты себе не представлял. Я пережил это и сходил с ума от Божиих «сюрпризов». Когда думал, что всё плохо и если не будет того-то, то всё рухнет, а если не достигну этого, то всё кончится, внезапно Бог показывал мне, как через крах одного образуются новые реалии, которых я и представить себе не мог. Тогда я понял, каким же неверующим я был.

Мы не верим в Бога по-настоящему, и поэтому именно сегодня я покажу тебе, как сильно мы опровергаем в своей жизни этот возглас - «Христос воскресе!» Я произношу его, пою его, но я не открыт и не готов, потому что не верю в Бога на самом деле, поскольку если бы верил в Него, то ждал бы Его «сюрпризов» с широко открытыми глазами. Однако я говорю: «Не думаю, чтобы Бог преподносил сюрпризы. Сдается мне, Он так же жалок и убог, как и моя фантазия». И поскольку я сам такой, то думаю, что и Бог тоже такой.

Но Бог не такой. Мне хотелось бы, чтобы ты понял это, и я хочу показать тебе на своем скудном опыте, что впереди тебя ждут хорошие неожиданности. Поэтому не хватайся за земное, не бойся потерять что-либо, оставь всё это. Если что-нибудь у тебя не получается свободно, не вынуждай другого, не желай, чтобы это насильно осуществилось, например, сохранить какие-то отношения, когда видишь, что они не складываются как следует. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать их, а какой в этом смысл? Всё должно складываться комфортно, Бог там скрывается, а не в давлении и насилии. Внезапно Бог посылает что-нибудь, и ты говоришь: «Боже мой, я и не ожидал, что Ты так богат!» А Бог тебе отвечает: «Я потому тебе и сказал, что ты был несправедлив ко Мне, ибо ты Меня не понял».

Так мы мало-помалу поймем Бога, Его любовь, и от этого успокоимся, полюбим друг друга, почувствуем себя любимыми Богом, нам легче будет любить других, и тогда всё будет казаться нам хорошим - когда любишь, всё красиво, и любовь заставляет тебя смотреть на всё по-другому, опьяняюще. А на досады, которые доставляет тебе возлюбленный, ты смотришь как на возможность еще больше проявить тепло своей доброты и прощение.

В противном случае проходит 5 лет брака, и ты уже не можешь выносить своего мужа. Одна женщина сказала мне:

Я не выношу своего мужа, отче!

Кого? Своего мужа, которого так любишь, которому прощала всё и видела всё в розовом свете? Что же с тобой случилось?

Я не выношу его!

А что он делает?

Ничего. Меня раздражает один его вид! Если бы вы видели, как он жует! Он же чавкает! Это меня нервирует!

Она, которой сначала ничего не мешало, сейчас говорит так! Она всё видела в розовом свете. Они ходили на экскурсии. Он пачкал целый ворох рубашек, которые нужно было гладить, а она ему говорила: «Любовь моя, для тебя я буду гладить день и ночь! Это радость для меня!» И после этого говорить ему: «Вставай и убирайся отсюда! Зачем только я за тебя пошла! Уходи к своей матери! Я совершила ошибку, когда познакомилась с тобой»?

И ты спрашиваешь себя: куда же делась любовь, где было погребено это гигантское извержение любви? Как воскресение снова стало смертью? Почему?

Необходимо подпитывание, обновление, возобновление, чтобы мы не привыкали в плохом смысле слова. А чтобы мы не привыкали, надо постоянно опьяняться, потому что ты опьяняешься лишь однажды, а потом отрезвляешься, начинаешь опять смотреть на вещи грубо, и жизнь реально тебя изнуряет. Все мы надоедливы и обременительны. Поэтому нужно обновление, поэтому мы каждый год говорим и переживаем снова и снова события (т.е. церковные праздники), поэтому каждую неделю вспоминаем Христово Воскресение. На каждую воскресную Святую Литургию бывает Воскресение, но и любая другая Литургия есть Христово Воскресение, чтобы мы давали толчок своему сердцу и говорили ему: «Пробудись, получи новую кровь, прими жизнь, переживи Христа заново, ощути эту свежесть, полюби своего человека как в первый раз, когда ты познакомилась с ним, и смотри на всё по-воскресному, светло, смиренно, по-человечески, Божественно и проживай красиво свою жизнь».

Вот ответ на вопрос, который мне задали: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю»? - Люби его!

Давайте же жить разумно, жить, зная, зачем мы живем, жить, любя, прощая, делясь своей радостью и скорбью, чтобы имелся человек рядом с нами и чтобы у нас были разделенные чувства, чтобы мы знали, что мы не одни и другой нас поймет. Вот ответ на вопрос, который ты мне задал: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю», - люби его!

Не нужно говорить ему «Христос воскресе» и доказывать апологетически, что Христос воскрес, поскольку имеются бесчисленные книги на этот счет, святоотеческие цитаты, много всего замечательного, но он этого не поймет. Когда он тебя об этом спрашивал, он скорее хотел увидеть любовь, вышедшую из Божия Гроба, увидеть то, о чем сказано, что «из Гроба воссияло нам прощение, объятие, любовь».

Я молюсь о том, чтобы в сердце твоем сиял день, сиял свет, сияла надежда. И снова говорю: всё будет гораздо лучше в твоей жизни, ничего еще не закончилось, сегодня ты плачешь, но завтрашний день еще не наступил. Близится хорошее - не предрешай всего, не живи постоянно в нытье и ропоте, не желай всегда переживать Распятый Пяток и остаться там. Потому что ты не выдерживаешь такой огромной боли, а цель этого испытания - пробудить в тебе вожделение и жажду Воскресения!